Манифест 19 февраля 1861 года

19 февраля 1861 г.

МАНИФЕСТ 19 ФЕВРАЛЯ 1861 ГОДА
Божиею милостию мы, Александр II, император и самодержец Всероссийский, царь Польский, Великий князь Финляндский и прочая, и прочая, и прочая.

Объявляем всем нашим верноподданным.

Божиим Провидением и священным законом престолонаследия быв призваны на прародительский Всероссийский Престол, в соответствие сему призванию МЫ положили в сердце СВОЕМ обет обнимать НАШЕЮ Царскую любовию и попечением всех НАШИХ верноподданных всякого звания и состояния, от благородно владеющего мечем на защиту Отечества до скромно работающего ремесленным орудием, от проходящего высшую службу Государственную до проводящего на поле борозду сохою или плугом.

Вникая в положение званий и состояний в составе Государства, МЫ усмотрели, что Государственное законодательство, деятельно благоустроя высшия и средния сословия, определяя их обязанности, права и преимущества, не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так названным потому, что они, частою старыми законами, частию обычаем, потомственно укреплены под властию помещиков. На которых с тем вместе лежит обязанность устроить их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего происходили добрыя патриархальныя отношения искренней правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выгоды, добрыя отношения ослабевали, и открывался путь произволу, отяготительному для крестьян, и неблагоприятному для их благосостояния, чему в крестьянах отвечала неподвижность к улучшениям в собственном быте.

Усматривали сие и приснопамятные Предшественники НАШИ и принимали меры к изменению на лучшее положения крестьян; но это были меры, частию нерешительные, предложенные добровольному, свободолюбивому действованию помещиков, частию решительные только для некоторых местностей, по требованию особенных обстоятельств, или в виде опыта. Так ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР 1-й издал постановление о свободных хлебопашцах, и в Бозе почивший Родитель НАШ НИКОЛАЙ 1-й постановление о обязанных крестьянах. В губерниях западных инвентарными правилами определены наделение крестьян землею и их повинности. Но постановления о свободных хлебопашцах и обязанных крестьянах приведены в действие в весьма малых размерах.

Таким образом МЫ убедились, что дело изменения положения крепостных людей на лучшее, есть для НАС завещание. Предшественников НАШИХ и жребий, чрез течение событий, подданный НАМ рукою Провидения.

МЫ начали сие дело актом НАШЕГО доверия к Российскому Дворянству, к изведанной великими опытами преданности его Престолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества. Самому Дворянству предоставили МЫ, по собственному вызову его, составить предположения о новом устройстве быта крестьян, при чем Дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования, не без уменьшения своих выгод. И доверие НАШЕ оправдалось. В Губернских Комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего Дворянского общества каждой губернии, Дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей. В сих Комитетах, по собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии людей, и о их отношениях к помещикам.

Сии предположения, оказавшиеся, как и можно было ожидать по свойству дела, разнообразными, сличены, соглашены, сведены в правильный состав, исправлены и дополнены в Главном по сему делу Комитете; и составлен­ные таким образом новые положения о помещичьих крестьянах и дворовых людях рассмотрены в Государственном Совете.

Призвав Бога в помощь, МЫ решились дать сему делу исполнительное движение.

В силу означенных новых положений

... крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей. Помещики, сохраняя право собственности на все принад­лежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость, и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред Правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.

Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временно-обязанными.

Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли, крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупной земле и вступят в решительное со­стояние свободных крестьян-собственников.

Особым положением о дворовых людях определяется для них переходное состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания сего положения, они получат полное освобождение и срочные льготы.

На сих главных началах составленными положениями определяется будущее устройство крестьян и дворовых людей, установляется порядок общественного крестьянского управления, и указываются подробно даруемые крестьянам и дворовым людям права и возлагаемые на них обязанности в отноше­нии к Правительству и к помещикам.

Хотя же сии положения, общие, местные, и особые дополнительные правила для некоторых особых местностей, для имений мелкопоместных владельцев и для крестьян, работающих на помещичьих фабриках и заводах, по возможности приспособлены к местным хозяйственным потребностям и обычаям: впрочем, дабы сохранить обычный порядок там, где он представляет обоюдные выгоды, МЫ предоставляем помещикам делать с крестьянами добровольные соглашения, и включать условия о размере поземельного надела крестьян и о следующих за оный повинностях, с соблюдением правил, постановленных для ограждения ненарушимости таковых договоров.

Как новое устройство, по неизбежной многосложности требуемых оным перемен, не может быть произведено вдруг, а потребуется для сего время, примерно не менее двух лет; то в течение сего времени, в отвращение замешательства, и для соблюдения общественной и частной пользы, существующий доныне в помещичьих имениях порядок должен быть сохранен до толе, когда, по совершении надлежащих приготовлений, открыт будет новый порядок.

Для правильного достижения сего, МЫ признали за благо повелеть: 

1) Открыть в каждой губернии Губернское по крестьянским делам Присутствие, которому вверяется высшее заведывание делами крестьянских обществ, водворенных на помещичьих землях.

2) Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при исполнении новых положений, назначить в уездах Мировых Посредников, и образовать из них Уездные Мировые Съезды.

3) Затем образовать в помещичьих имениях мирские управления, для чего, оставляя сельские общества в нынешнем их составе, открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкие сельские общества соединить пододно волостное управление.

4) Составить, проверить и утвердить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено, на основании местного положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер повинностей, причитающихся с них в пользу помещика, как за землю, так и за другие от него выгоды.

5) Сии уставные грамоты приводить в исполнение по мере утверждения их для каждого имения, а окончательно по всем имениям ввести в действие в течение двух лет, со дня издания настоящего Манифеста.

6) До истечения сего срока, крестьянам и дворовым людям пребывать в прежнем повиновении помещикам, и беспрекословно исполнять прежние их обязанности.

7) Помещикам сохранить наблюдение за порядком в их имениях, с правом суда и расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов,

Обращая внимание на неизбежные трудности предприемлемого преобразования, МЫ первее всего возлагаем, упование на всеблагое Провидение Божие, покровительствующее России.

За сим полагаемся, на доблестную о благе общем ревность Благородного Дворянского сословия, которому не можем не изъявить от НАС и от всего Отечества заслуженной признательности за бескорыстное действование к осуществлению НАШИХ предначертаний. Россия не забудет, что оно добровольно, побуждаясь только уважением к достоинству человека и христианскою любовию к ближним, отказалось от упраздняемого ныне крепостного права и положило основание новой хозяйственной будущности крестьян. Ожидаем несомненно, что оно также благородно употребит дальнейшее тщание к приведению в исполнение новых положений в добром порядке, в духе мира и доброжелательства; И что каждый владелец довершит в пределах своего имения великий гражданский подвиг всего сословия, устроив быт водворенных на его земле крестьян и его дворовых людей на выгодных для обеих сторон условиях и тем даст сельскому населению добрый пример и поощрение к точному и добросовестному исполнению Государственных постановлений.

Имеющиеся в виду примеры щедрой попечительности владельцев о благе крестьян, и признательности крестьян к благодетельной попечительности владельцев, утверждают НАШУ надежду, что взаимными добровольными соглашениями разрешится большая часть затруднений, неизбежных в некоторых случаях применения общих правил к разнообразным обстоятельствам отдельных имений, и что сим способом облегчится переход от старого порядка к новому и на будущее время упрочится взаимное доверие, доброе согласие и единодушное стремление к общей пользе.

Для удобнейшего же приведения в действие тех соглашений между владельцами и крестьянами, по которым сии будут приобретать в собственность, вместе с усадьбами, и полевые угодья, от Правительства будут оказаны пособия, на основании особых правил, выдачею ссуд и переводом лежащих на имениях долгов.

Полагаемся и на здравый смысл НАШЕГО народа.

Когда мысль Правительства о упразднении крепостного права распространялась между не приготовленными к ней крестьянами: возникали было частные недоразумения. Некоторые думали о свободе и забывали об обязанностях. Но общий здравый смысл не поколебался в том убеждении, что и по естественному рассуждению, свободно пользующийся благами общества взаимно должен служить благу общества исполнением некоторых обязанностей, и по закону христианскому, всякая душа должна повиноваться властям предержа­щим (Рим. ХIII. I), воздавать всем должное, и в особенности кому должно, урок, дань, страх, честь (7), что законно приобретенные помещиками права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за сие соответственной повинности.

И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди, при открывающейся для них будущности, поймут и с благодарностью примут важное пожертвование, сделанное Благородным Дворянством для улучшения их быта.

Они вразумятся, что получая для себя более твердое основание собственности, и большую свободу располагать своим хозяйством, они становятся обязанными, пред обществом и пред самими собою, благотворность нового закона дополнить верным благонамеренным, и прилежным употреблением в дело дарованных им прав Самый благотворный закон не может людей сделать благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие под покровительством закона. Довольство приобретается и увеличивается не иначе, как неослабным трудом, благоразумным употреблением сил и средств, строгою бережливостью и вообще честною в страхе Божием жизнию.

Исполнители приготовительных действий к новому устройству крестьянского быта и самого введения в сие устройство употребляют бдительное по­печение, чтобы сие совершалось правильным, спокойным движением, с наблю­дением удобности времен, дабы внимание земледельцев не было отвлечено от их необходимых земледельческих занятий. Пусть они тщательно возделывают землю и собирают плоды ея, чтобы потом из хорошо наполненной житницы взять семена для посева на земле постоянного пользования или на земле, приобретенной в собственность.

Осени себя крестным знаменем, православный народ, и призови с НАМИ Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного
Дан в Санктпетербурге, в девятнадцатый день февраля, в лето от Рождества Христова тысяча восемьсот шестьдесят первое, Царствование же НАШЕГО в седьмое.

***

Крестьянская реформа в России 1861 года,
Сборник законодательных актов. М., 1954. С. 31-36.

Цитируется в соответствии с текстом документа, размещенном в издании: Сборник законодательных актов. М., 1954. С. 31—36.

Васілевіч, Р. А.. Гісторыя канстытуцыйнага права Беларусі / Р. А. Васілевіч, Т. I. Доўнар, I.А. Юхо; Бел. дзярж. ун-т. юрыд. фак.- Мінск: ВТАА «Права і эканоміка», 2001.- С. 157.