/ / Общественно-политические
16.01.2024

НЦЭУ о реализации новых подходов к использованию программного комплекса «Одно окно»

Работа госорганов с населением перешла на обновленные технологические рельсы. Комплекс «Одно окно» версии 3.0 после года начальной эксплуатации и доработки внедрен по всей стране. Это важный шаг по выполнению поручений Президента, касающихся дебюрократизации и упрощения административных процедур.

Ноутбук

Новое время – новые задачи

Основополагающий принцип взаимоотношений власти и людей Александр Лукашенко обозначил еще в 2005 году, принимая доклад о ходе выполнения поручений по дебюрократизации работы госорганизаций:

– Гражданин должен прийти в одну организацию максимум два раза. Первый – чтобы запросить нужный ему документ, второй – чтобы его получить. Всю необходимую информацию организация обязана запрашивать в других структурах самостоятельно, а не требовать разного рода справок от граждан.

Идею «одного окна» первыми реализовали в Минске в декабре 2005-го, позже опыт масштабировали на всю страну. С тех пор количество административных процедур, оказываемых по этому принципу, выросло в десятки раз, развитие электронного документооборота и интернета позволило еще более интенсифицировать решение вопросов.

Летом 2022-го Президент на республиканском семинаре-совещании «Актуализация форм и методов работы с населением на местном уровне» поставил новые задачи:

– Меня пытаются убедить, что все процедуры сложно и порой нецелесообразно переводить в формат «одно окно» из-за их многоступенчатости. Тогда давайте пересмотрим сам перечень процедур: все ли они нужны или там есть устаревшие и неактуальные? И переводите их в электронный формат.

Информация без проволочек

Совет Министров принял постановление, актуализировавшее подходы к использованию программного комплекса «Одно окно». В частности, было закреплено обязательное использование ПК версии 3.0 исполнительными комитетами, службами «Одно окно», уполномоченными организациями в отношении процедур, включенных в программный комплекс.

О новых возможностях обновленного ПК корреспонденту «СБ. Беларусь сегодня» рассказали в Национальном центре электронных услуг (НЦЭУ), который является оператором системы.

Во-первых, одно из преимуществ – оперативное получение информации из информационных ресурсов и систем. Во-вторых, автоматизированное взаимодействие государственных органов, других организаций и заинтересованных лиц. В-третьих, минимизация временных затрат при осуществлении административных процедур. Наконец, в-четвертых, повышение качества и удобства осуществления таких процедур.

– Среди новых возможностей – интеграция с Единым регистром юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, – отмечает начальник отдела электронной коммерции НЦЭУ Светлана Караневич. – Это позволяет конструировать в ПК «Одно окно» административные процедуры для юрлиц. Благодаря интеграции с АИС «Регистрационный учет» и ГИС «Регистр населения» возможен прием заявлений от держателей ID-карт. Можно также самостоятельно и оперативно администрировать состав и полномочия пользователей ПК «Одно окно» в пределах организации. Еще одно важное преимущество – работа комплекса оперативно подстраивается под изменения законодательства.

Обратившимся в службу «Одно окно» понравится то, что выросло количество доступных административных процедур, информация для которых поступает автоматически из государственных информационных ресурсов.

– Например, сотрудник «одного окна» в автоматическом режиме может сделать запрос в АИС «Расчет‑ЖКУ» и получить информацию о лицевом счете гражданина либо справку о месте жительства и составе семьи, – рассказывает Светлана Караневич. – В аналогичном режиме реализован запрос в Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Длительность получения ответа на запрос – не более одной минуты. Есть возможность подачи заявления на осуществление административной процедуры из личного кабинета физлица либо юрлица.

Местные органы власти уже направили разработчикам немало предложений как в плане развития функционала, так и для оптимизации процессов. В ответ в НЦЭУ реализовали более 80 доработок. Параллельно проводилось обучение пользователей. Для оперативного разрешения возникающих вопросов обеспечено взаимодействие пользователей в рамках специально созданной в центре координационной группы.

Перечень процедур пополняется

Сейчас с программным комплексом «Одно окно» 3.0 работает около 2100 пользователей из более чем 750 организаций. С его помощью в начале нынешнего года в стране осуществлялось 283 вида административных процедур: 194 в отношении физлиц, 89 – в отношении юрлиц. Перечень расширяется: например, в декабре стала доступна регистрация заявлений на осуществление 75 процедур, в январе – еще 23.

Вместе с тем, обращает внимание Светлана Караневич, сроки реализации административных процедур далеко не всегда зависят от программного продукта. Они регулируются законодательством. Скажем, максимальный срок рассмотрения заявления о предоставлении арендного жилья – 1 месяц, а справку о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи гражданину выдадут в день обращения. Таков порядок, но и он постоянно совершенствуется.

СПРАВКА «СБ»

Программный комплекс «Одно окно» версии 3.0 – это подсистема модернизированной общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС), которая позволяет в письменной, устной либо электронной форме принимать заявления от граждан и осуществлять административные процедуры в электронной форме через единый портал электронных услуг (ЕПЭУ).

Александр Нестеров, « СБ. Беларусь сегодня», 16 января 2024 г.