/ / Общественно-политические
19.06.2023

Новации по дебюрократизации повысят эффективность работы госструктур

На этой неделе Глава государства подписал Указ № 172 «Об изменении Директивы Президента Республики Беларусь», который направлен на повышение эффективности работы государственных структур с гражданами и субъектами хозяйствования, роли местных органов власти в разрешении проблем, волнующих население, качества обеспечения жизнедеятельности граждан, открытости государственных органов.

Каким образом изменения скажутся на взаимодействии представителей госорганов и населения в целом? Разбираемся с экспертами: Министром юстиции Сергеем Хоменко, первым заместителем Министра юстиции Натальей Филипповой, председателем Постоянной комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Палаты представителей Валентином Семеняко, председателем Гомельского горисполкома Владимиром Приваловым, первым заместителем Министра связи и информатизации Павлом Ткачом.

НОВАЦИИ УКАЗА № 172 «ОБ ИЗМЕНЕНИИ ДИРЕКТИВЫ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

Исключены случаи необоснованного вызова граждан, представителей юридических лиц в суды, органы прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, Комитета государственного контроля, налоговые, таможенные и иные государственные органы, нахождения указанных лиц в названных органах сверх времени, необходимого для производства процессуальных действий.

Редакции государственных СМИ в течение двух рабочих дней должны уведомлять государственные органы об опубликованных в соответствующих печатных средствах массовой информации, размещенных в теле- и радиопрограммах либо сетевых изданиях материалах о невыполнении работниками таких органов требований законодательства при работе с населением. Руководители государственных органов обязаны рассмотреть такие материалы и принять меры по устранению допущенных нарушений и причин, их порождающих, а также при наличии оснований привлечь виновных в этом к дисциплинарной ответственности.

Уточнен порядок личного приема граждан и представителей юридических лиц. Учитывая занятость населения, в целях предоставления возможности гражданам обращения на личный прием в удобное время принято решение о проведении руководителями государственных органов, в том числе местных органов власти, личного приема с 8:00 до 13:00 либо с 15:00 до 20:00. При этом хотя бы один раз в месяц личный прием должен заканчиваться не ранее 20:00.

На постоянной основе будет проводиться инвентаризация административных процедур в целях их сокращения и упрощения, максимальная консолидация процедур в одном месте – службе «Одно окно».

В чем заключаются основные новации указа?

С.Хоменко: Принцип нынешней модернизации структуры государственного аппарата направлен на сокращение сроков решения вопросов и упрощение работы с обращениями граждан. Одна из новелл касается перехода на новый, более высокий уровень возможности обращения гражданина нашей страны к чиновнику или представителю госоргана.

Независимо от того, живет человек в областном центре или сельской местности, он имеет право и возможность качественного и оперативного оказания помощи со стороны государственных управленцев и служб, отвечающих за работу с обращениями граждан.

В связи с обновленной Директивой изменяется график работы руководителей и их заместителей, отвечающих за работу с обращениями граждан, что позволит учитывать, в какое время человеку наиболее удобно обратиться за помощью по тому или иному вопросу.

В.Привалов: Любому обратившемуся можно оперативно помочь. Главное – увидеть проблему. Если проблема четко видна, то она решается мгновенно. Основная задача, которая стоит сегодня перед чиновниками и службами по работе с обращениями граждан, – убедить людей в том, что не надо сразу выходить на вышестоящие организации.

Важно не отправлять человека из одной инстанции в другую, а услышать и помочь разобраться, чувствовать те проблемы, которые они испытывают. Новации в работе с обращениями граждан, предусмотренные директивой о дебюрократизации, позволят вывести работу в данном направлении на новый, более высокий уровень.

В том числе возможным это станет благодаря обеспечению ведения представителями власти официальных аккаунтов в популярных социальных сетях с размещением новостного и иного актуального информационного контента.

В.Семеняко: Глава государства зрит в корень проблемы. У нас назрел ряд вопросов, которые требовали немедленного решения и усиления. В первую очередь это касается взаимодействия органов государственного управления по реализации запросов граждан. Как парламентарий хочу отметить нововведение, предусматривающее необходимость активизации деятельности депутатского корпуса по работе с инициативами граждан. Депутаты во время работы в избирательных округах будут стимулировать граждан с их инициативами, отбирать лучшие и оказывать содействие в дальнейшей реализации. Обновленная Директива вкупе с законопроектом о местном самоуправлении позволит продвинуться в работе, направленной на выполнение объективных требований граждан по улучшению жизни и повышению устойчивости территорий, на которых они проживают.

Как будет выглядеть цифровая трансформация?

П.Ткач: Решения, которые содержатся в новой редакции Директивы о дебюрократизации, подтверждают актуальность и необходимость дальнейшего развития электронного правительства в Беларуси. В частности, речь идет об оказании административных процедур и государственных услуг в электронном виде для всех, независимо от места жительства, регистрации или пребывания. С начала 2021 года волоконно-оптическими линиями связи обеспечено 227 населенных пунктов с числом домохозяйств 50 – 100, в том числе 105 населенных пунктов в 2022 году и 6 населенных пунктов за первый квартал 2023 года. На сегодня сотовой подвижной электросвязью третьего поколения охвачено 98,6 процента территории республики, на которой проживает 99,9 процента населения. Развитие сети сотовой подвижной электросвязи стандарта LTE позволило увеличить охват территории данного стандарта до 83,2 процента с охватом населения 98 процентов. В ближайшее время будут приняты меры по обеспечению широкополосного доступа к глобальной компьютерной сети интернет и охвата услугами сотовой связи населения, проживающего в сельской местности.

В.Привалов: В Гомеле при работе с населением упор сделан как раз на социальные сети. Для удобства гомельчан в начале нынешнего года появился телеграм-канал «Владимир Привалов. Официально», который уже объединил свыше 8 тысяч подписчиков и имеет чат-бот, куда граждане могут обратиться с волнующими, интересующими вопросами. Подобные формы взаимодействия с населением – хорошее подспорье в работе и принятии решений. Горожане получают самую оперативную информацию от первого лица города.

Кроме того, действует проект «Мэр онлайн». Раз в месяц любой человек может набрать и пообщаться со мной лично, обратиться с наболевшими и волнующими вопросами. Многие жители предлагают ввести видеоформат. Все это говорит об эффективности таких методов работы с населением, благодаря цифровой трансформации люди получили дополнительный источник информации, которому они доверяют. Это самое главное.

Как представители власти мы стараемся делать все возможное, чтобы просьбы и пожелания граждан оправдывались. Из 1,5 тысячи обращений, поступивших в чат-бот телеграм-канала, 85 процентов вопросов граждан уже решено. На контроле остаются долгосрочные, материальные вопросы. В обязательном порядке еженедельно делается срез по работе чат-бота, и мы смотрим, что у нас за неделю произошло, что решилось, что не решилось и почему.

Как будут улучшать работу госаппарата с гражданами?

В.Семеняко: Одна из важных тем, затронутых в указе, касается информатизации работы с обращениями граждан и упорядочения административных процедур. Это очень важно, потому что вопросы необходимости использования рабочего времени граждан для выполнения административных процедур, вопросы недостаточной информатизации службы «Одно окно» возникают и в процессе приема граждан. Поэтому задачи, которые поставлены в Директиве, помогут эти проблемы решить и будут способствовать еще большему взаимодействию органов власти и отдельных граждан, групп граждан в решении их насущных проблем.

Н.Филиппова: В нашей стране уделяется огромное внимание дебюрократизации государственного аппарата. Президент неоднократно указывал всем государственным органам в качестве одной из основных задач любого госоргана обеспечить комфортные условия работы с гражданами. Наше министерство также остается одним из органов, основной вид деятельности которого заключается в координации деятельности службы «Одно окно» по административным процедурам. Поэтому сегодня можно сказать, что эта служба находится на передовой по оказанию услуг населению. И для нас одна из главных задач – качественное обслуживание граждан, чтобы каждый мог максимально оперативно получить весь комплекс услуг.

Мы понимаем, что за цифрой будущее, чем быстрее перейдем в электронный формат, тем более оперативно, качественно и быстро будем оказывать услуги. Сможем предложить, с одной стороны, разный формат работы с населением. Наиболее передовые, молодые люди, которые активно пользуются электронными средствами связи, смогут из дому осуществлять административные процедуры.

Для другой категории населения, менее активных пользователей сети, останется прежний формат – письменная форма обращения либо устная через службу «Одно окно». Мы должны прийти к тому, что любой сможет получить справку или ответ на запрос не выходя из дому. Чтобы человек мог при однократном обращении в службу решить все вопросы и получить полный пакет услуг. Электронное взаимодействие между госорганами однозначно позволит быстрее решать вопросы и делать это на высоком уровне.

Анастасия Целюк, « СБ. Беларусь сегодня», 17 июня 2023 г.