/ / Общественно-политические
07.06.2022

Что презентует НЦЭУ на ТИБО-2022

В Минске с 6 по 10 июня 2022 года проходит XXVIII Международный форум по информационно-коммуникационным технологиям «ТИБО-2022» (далее – форум «ТИБО»).

XXVIII Международный форум по информационно-коммуникационным технологиям «ТИБО-2022»

Форум «ТИБО» – уникальная площадка для обмена передовым международным опытом, генерации инновационных знаний и обсуждения механизмов внедрения новейших технологических трендов в различные сектора экономики, социальной сфере и системе государственного управления.

В Форуме «ТИБО» принимают участие крупнейшие отечественные и зарубежные производители телекоммуникационного оборудования, аппаратных средств и программного обеспечения, компании-операторы мобильной и фиксированной связи, разработчики и поставщики высокотехнологичных продуктов, систем безопасности, интеллектуальных решений и сервисов для массового и корпоративного сегмента.

Республиканское унитарное предприятие «Национальный центр электронных услуг» презентует на центральном стенде Министерства связи и информатизации «Беларусь – цифровое государство» новые проекты.

Аппаратно-программный комплекс «Платформа»

Аппаратно-программный комплекс «Платформа» предоставляет доступ к электронным услугам и административным процедурам посредством единого портала электронных услуг platform.gov.by.

На едином портале электронных услуг ОАИС предоставляется 226 видов услуг, из них 71 административная процедура, на основании сведений из 43 интегрированных информационных ресурсов.

Посредством портала в текущем году оказано порядка 30 млн услуг (для сравнения за весь прошлый год оказано чуть больше 17 млн услуг), что говорит о постоянно растущем интересе наших граждан и субъектов хозяйствования к цифровому общению, получению услуг онлайн.

На едином портале электронных услуг создано более 180 тысяч личных кабинетов (около ста тысяч для физических лиц, и порядка 80 тысяч для юридических лиц). Из общего количества самостоятельно активировано на новой платформе порядка 10 тысяч личных кабинетов.

Возможности АПК «Платформа»:

  1. Личный кабинет физического лица с идентификацией по ID-карте, ключу электронной цифровой подписи, логину-паролю, с использованием аккаунтов Google, Facebook.
  2. Личный кабинет организации с возможностью самостоятельного заказа услуг, назначения прав, ролей и уровней доступа к электронным услугам для сотрудников организации.
  3. Лицевой счет для предварительной оплаты электронных услуг.
  4. Выбор различных механизмов оплаты при заказе электронных сервисов (ЕРИП, ASSIST).
  5. Впервые реализована возможность в рамках одной платежной операции совершать комплексные платежи.
  6. Приложение системы электронного документооборота.
  7. Приложение системы защищенной электронной почты.
  8. Приложение электронной почты гражданина.
  9. Самостоятельная подписка на API услуг.
  10. Самостоятельная настройка каналов уведомлений (почта, СМС, мессенджеры и др.).

ID-карта

Идентификационная карта гражданина может использоваться как удостоверение личности при обращении за получением услуг в различных инстанциях, а также при самостоятельном получении сервисов государства в электронном виде, не выходя из дома.

На стенде демонстрируем идентификацию на едином портале электронных услуг с использованием ID-карты, а также совершение юридически значимого действия – подписания согласия на получение сведений о себе с использованием ЭЦП на ID-карте.

Кроме того, презентуем мобильное приложение, позволяющее провести удаленную идентификацию с использованием ID-карты и доступ к получению сервисов единого портала электронных услуг.

Сервисы «Базы данных иностранных студентов»

База данных иностранных студентов автоматизирует ряд процедур и сервисов в рамках получения иностранными гражданами высшего образования в Республике Беларусь:

  • приглашения учреждениями высшего образования иностранных студентов на обучение в Республику Беларусь;
  • регистрации пребывания иностранного студента на территории Республики Беларусь;
  • регистрации на временное проживание иностранного студента на территории Республики Беларусь;
  • взаимодействия УВО с иностранными студентами в период обучения в УВО;
  • выезда иностранных граждан из Республики Беларусь по окончании обучения.

Взаимодействие иностранного гражданина с учреждениями высшего образования, подразделениями по гражданству и миграции органов внутренних дел и иными заинтересованными сторонами осуществляется посредством личного электронного кабинета на едином портале электронных услуг.

Старт проекта БДИС – 2023 год.

Услуга «Электронная виза»

Услуга реализуется во исполнение Плана мероприятий по реализации проекта выдачи электронных виз, утвержденного протоколом заседания рабочей группы для выработки предложений по организации в Республике Беларусь систем электронных виз и авторизации путешествий, созданной распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь.

В рамках услуги автоматизирована процедура выдачи иностранным гражданам однократных краткосрочных въездных виз категории С путем оформления визового заявления онлайн на едином портале электронных услуг, оплаты посредством ASSIST с использованием карт VISA, MASTERCARD. Файл электронной визы направляется заявителю в личный кабинет на едином портале электронных услуг для последующего предъявления при пересечении границы с Республикой Беларусь.

Старт услуги – 3 квартал 2022.

Единая автоматизированная информационная система учета лиц, вакцинированных против COVID-19

В Беларуси создана и с 06.06.2022 введена в режим опытно-промышленной эксплуатации Единая автоматизированная информационная система учета лиц, вакцинированных против COVID-19 (ЕАИС).

В систему вносится личная информация о вакцинированном: фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные, гражданство, номер телефона. Также информация обо всех прививках от коронавирусной инфекции: дата введения доз, наименование препарата, страну-производителя, номер партии вакцины, а также информацию о медработнике, который вводил препарат. Аналогичные сведения добавляются после введения бустерной дозы вакцины от COVID-19.

Внесение информации в систему возможно с использованием медицинской информационной системы организации здравоохранения. В случае отсутствия таковой предусмотрено внесение информации с использованием портала ЕАИС.

Реестр организаций здравоохранения, подключенных к ЕАИС и позволяющих формировать QR-код по международным стандартам, размещен на сайте Министерства здравоохранения.

Любой гражданин с использованием публичного портала или мобильного приложения сможет просмотреть сведения о своих вакцинациях и сертификатах, предъявить в случае необходимости для контроля.

Белорусы или иностранные граждане, сделавшие в Беларуси прививку от коронавирусной инфекции, могут загрузить свои данные о вакцинации из ЕАИС в приложение «Путешествую без COVID-19». На территории Республики Беларусь предъявление так называемых COVID-паспортов не требуется. Вместе с тем, с учетом законодательства иностранных государств (в частности в случае действия эпидемиологических ограничений требовалось для путешествий по России, Армении, Азербайджана, Казахстана, Молдовы, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана), QR-коды с содержанием сведений о завершенной вакцинации стали обязательным требования для безопасного путешествия и посещения общественных мест. В планах развития ЕАИС планируется ведение учета в единой системе профилактических прививок и против иных заболеваний.

Автоматизированная информационная система «Ведомственный архив»

Система «Ведомственный архив» представляет собой программно-технический комплекс, автоматизирующий процесс деятельности архива и предназначенный для архивной обработки и ведения архива электронных документов в государственных органах и иных организациях.

Указом Президента Республики Беларусь № 188 от 31.05.2022 «О расширении использования государственными организациями информационно-коммуникационных технологий» госорганам и организациям до 01.06.2023 предписано размещение и хранение электронных документов в АИС «Ведомственный архив».

Основные функции АИС «Ведомственный архив»:

  • прием и передача электронных документов;
  • классификация и типизация электронных документов;
  • централизованное долговременное хранение электронных документов;
  • обеспечение целостности и подлинности электронных документов в течение всего срока хранения;
  • поддержка юридической значимости хранимых электронных документов;
  • автоматизированный поиск и оперативная выдача экземпляров документов по запросу.

Сервис доверенной третьей стороны

Национальный центр электронных услуг определен национальным оператором доверенной третьей стороны (ДТС) по признанию подлинности электронных документов при межгосударственном электронном взаимодействии, а также уполномоченным оператором интеграционного шлюза национального сегмента интегрированной информационной системы ЕАЭС.

Служба ДТС предназначена для межгосударственного обмена электронными документами и автоматизации процессов, связанных с подтверждением подлинности электронной цифровой подписи, идентичности и целостности электронного документа и как следствие — признания его юридической силы и достоверности.

В настоящее время подписано соглашение о регистрации ДТС Республики Беларусь в ДТС Республики Казахстан, определяющее порядок взаимодействия при взаимной проверке подлинности ЭЦП в электронных документах пользователей удостоверяющих центров Республики Казахстан и Республики Беларусь, осуществляется взаимодействие с Акционерным обществом «Национальные информационные технологии» Республики Казахстан.

По информации Национального центра электронных услуг
(фото – Pravo.by)