/ / Общественно-политические
05.01.2021

Андрей Швед – о деталях состоявшегося у Президента разговора

О криминогенной обстановке в стране, влиянии на нее уличных беспорядков, открытости в деятельности правоохранительных органов, неотвратимости наказания за правонарушения и преступления, совершенствовании законодательства и координации деятельности государственных органов в противодействии экстремизму и терроризму шла речь во время рабочей встречи Президента с Генеральным прокурором Андреем Шведом. О деталях состоявшегося разговора Генпрокурор рассказал в вечернем эфире телеканала «Беларусь 1». Предлагаем вниманию читателей печатную версию интервью.

О задачах прокуратуры

– Есть несколько направлений, которые были обозначены в ходе доклада и по которым Президентом были поставлены конкретные задачи. Первое – это координирующая роль прокуратуры по организации деятельности всего правоохранительного блока в связи с необходимостью пресечения любых фактов нарушения общественной безопасности и порядка. Второй блок вопросов – это другие направления надзорной деятельности прокуроров, которые связаны тем или иным образом с обеспечением социальных гарантий прав, в том числе и трудовых, нашим гражданам. Речь идет о том, что в сентябре 2020 года Глава государства, назначая меня на должность Генерального прокурора, обозначил ряд приоритетных задач. Это наведение общественного порядка и пресечение любых фактов дестабилизации общественной безопасности. В этой связи тогда же, в сентябре прошлого года, было проведено республиканское координационное совещание, на котором с участием руководителей всего правоохранительного блока и других государственных органов был выработан комплекс мер. Некоторые пункты из этого комплекса обозначу.

Прежде всего это неотвратимость ответственности всех лиц, которые в той или иной форме посягнули на общественную безопасность, на представителей государства, на представителей правоохранительной системы. Неотвратимость наказания всех лиц, которые совершили административные правонарушения.

Далее мы выработали меры, связанные с тем, чтобы обеспечить идентификацию всех участников массовых беспорядков и тех лиц, которые совершали в этой связи преступные деяния. Выработали меры, направленные на то, чтобы обеспечить безусловное взыскание причиненного ими ущерба, взыскание наложенных на этих лиц административных штрафов и других мер, в соответствии с нашим законодательством.

Четыре месяца прошло с момента, как были даны эти поручения, сегодня было доложено, что в основном этот комплекс мер действует и поставленные Президентом задачи выполняются.

Сегодня, как вы видите, ситуация на улицах столицы и других городов абсолютно стабильная. Спокойная. Но это не значит, что правоохранители и прокуроры должны каким-то образом ослабить свою деятельность или самоуспокоиться.

Наоборот. Сейчас мы адаптировались к новым условиям, выработали новые формы и методы работы и готовы к тому, чтобы адекватно и оперативно реагировать на любые вызовы и угрозы, которые будут связаны с посягательством на общественную безопасность

Для себя поставили и еще ряд задач, которые также необходимо исполнять в этом контексте. В частности, это вопросы, связанные с выявлением и пресечением так называемых фактов дворовых протестных акций. Финансирования этих мероприятий. Не секрет, что большинство их осуществляется за деньги зарубежных спонсоров. Информационное противодействие… Сейчас очень большой спрос на достоверную, объективную информацию. Конечно, государственные органы, и прокуроры в том числе, должны в этом тренде информационного противоборства быть на передовой. Давать объективную, достоверную информацию и ориентировать всех остальных реагировать так на каждый выпад, на каждую фальшь, на каждый фейк, на каждую ложь.

О противодействии преступности

– Главе государства были доложены в том числе и наши предложения, связанные с борьбой с экстремизмом. В этой связи Президент обозначил то, что в ближайшее время будет проведено широкое совещание, где будут обсуждены не только вопросы усиления ответственности за экстремизм, а переосмысление, переработка всего нашего законодательства в связи с событиями, которые произошли в прошлом году, направленными на попытку смены конституционного строя. На попытку захвата власти. То есть будут рассматриваться необходимость и вырабатываться предложения по совершенствованию всего блока законодательства с учетом этого негативного опыта, который мы имели в прошлом году. И Генеральная прокуратура здесь будет одним из основных государственных органов, который это все систематизирует и через призму прокурорского надзора внесет соответствующие предложения.

Кроме того, Главой государства обозначено, что в ближайшее время будет проведено совещание со всем правоохранительным блоком, где будут оценены действия по пресечению в первую очередь фактов нарушения общественной безопасности и правопорядка и в целом по противодействию преступности.

О принципиальной оценке правонарушений

– На фоне той ситуации, которая сложилась в прошлом году, конечно, на эти факты, которые на первый взгляд кажутся проявлением хулиганства, прокуроры стали смотреть более пристально. И как только в ходе доследственной проверки либо расследования уголовного дела выявлялись малейшие признаки, связанные с экстремизмом, терроризмом, мы незамедлительно принимали меры к тому, чтобы переквалифицировать эти действия для того, чтобы выявлять всех виновных лиц и обеспечивать профилактику таких преступлений.

Судите сами. Октябрь прошлого года – на железной дороге более 60 фактов блокирования движения железнодорожного транспорта. И квалификация, как правило, связана либо с хулиганством, либо с другим составом преступления. Как только Генеральная прокуратура отреагировала, обобщив эту ситуацию немедленно, было возбуждено уголовное дело как «терроризм» по этим фактам, – в десять раз их стало меньше. То есть уже единичные факты.

Здесь сыграло свою роль, во-первых, как профилактическая мера понимание теми лицами, которые это делают, что это уже не просто хулиганство. Если они будут найдены, привлечены к ответственности (а они будут найдены и привлечены), это уже ответственность совсем другого плана, по более тяжкой статье, с соответствующими сроками лишения свободы. И сразу, видите, в десять с половиной раз таких фактов стало меньше.

Руководство этими действиями зачастую исходит из-за рубежа, из единого центра. Мы понимаем, работаем на перспективу. В ближайшее время в рамках возбужденных прокуратурой дел, мы это все будем связывать в один узел: центр, который руководил определенными действиями, последствия этих действий. На улицах, на железной дороге, поджоги, взрывы и так далее. Это все элементы радикализации так называемых «мирных» протестных акций. Никакие они не мирные. Когда из центра дают команду «убей», «подожги», «взорви», наступает ответственность не только тех, кто это делал, но и тех, кто давал команду из-за рубежа. Для этого есть все правовые основания.

«СБ. Беларусь сегодня», 4 января 2021 г.