/ / Общественно-политические
19.05.2020

Председатель Госстандарта – о техрегламентах ЕАЭС, защите рынка и умных технологиях

Сложно сказать, как будет выглядеть мировая экономика после коронавируса. Возможно, какие-то отрасли исчезнут, появятся новые. Но однозначно можно утверждать: мир по-прежнему будет подчиняться стандартам. Именно на их применении развиваются любая промышленность, сфера услуг, международная торговля. Стандарты обеспечивают безопасность и качество продукции, двигают предприятия к прогрессу. Несомненно, они будут совершенствоваться и трансформироваться под новые реальности. О развитии сферы стандартизации в нашей стране, ее влиянии на конкурентоспособность продукции и компаний, защите рынка от некачественной продукции нам рассказал Председатель Государственного комитета по стандартизации Валентин Татарицкий.

Валентин Татарицкий, Председатель Государственного комитета по стандартизации

Вопрос решен наполовину

– Валентин Болеславович, наша страна председательствует в органах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), наш представитель возглавляет Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК). Руководство страны поставило задачу максимально эффективно использовать это время для решения назревших в «пятерке» проблем. Какие из них самые актуальные с точки зрения Госстандарта?

– Их несколько. Прежде всего это ускорение разработки единых техрегламентов и современных стандартов, основанных на международных подходах и направленных на обеспечение безопасности и конкурентоспособности продукции. На этом пути, безусловно, есть достижения, но сегодня их уже недостаточно, надо двигаться дальше и с гораздо большей скоростью. Судите сами. В ЕАЭС обязательные требования устанавливаются для продукции, которая включена в единый перечень. Сегодня из 67 позиций по 27 отсутствуют технические регламенты: на высоковольтное оборудование, синтетические моющие средства, лакокрасочные материалы и растворители, корма и кормовые добавки, строительные материалы и другие изделия. В план разработки технических регламентов ЕАЭС включена разработка 23 техрегламентов, но выполнен он только наполовину, а разработка изменений 37 техрегламентов – на треть. Практически по всем мероприятиям сорваны сроки подготовки. Прежде всего из-за отсутствия на национальных уровнях государств-членов эффективной системы планирования, разработки, рассмотрения и согласования документов, а также сопровождения принятых техрегламентов. В некоторых случаях имеет место и незаинтересованность отдельных стран-партнеров в установлении единых обязательных требований и их выполнении. У нас в стране выстроена четкая система работы в области стандартизации, поэтому все сроки соблюдаются. В других государствах ЕАЭС внутренние согласования вместо положенных 90 дней проводятся в лучшем случае год.

К сожалению, замедляется интенсивность разработки межгосударственных стандартов (ГОСТ) в целом и необходимых для техрегламентов ЕАЭС в частности. В 2015 году было принято 1188 ГОСТов, в 2017-м – 888, в 2019-м только 300, примерно столько же планируется принять в этом году. Между тем страны ЕАЭС активно разрабатывают национальные стандарты, зачастую отдавая предпочтение этому формату, а не достижению консенсуса между всеми государствами – членами ЕАЭС, что более трудоемко. Это тормозит выход на единые требования в рамках ЕАЭС, негативно сказывается на устранении технических барьеров в торговле.

Еще одна проблема – так называемый устаревший фонд стандартов. Сегодня более чем из 26 000 ГОСТов свыше половины были приняты до 1992 года. Как правило, они не гармонизированы с международными и европейскими требованиями. Не исключено, что многие уже давно потеряли свою актуальность.

Для решения этих и других проблем в сфере стандартизации необходимо внесение соответствующих поправок в Договор о ЕАЭС. Прежде всего речь идет о полномочиях ЕЭК по утверждению порядка координации работ по стандартизации, проведению обязательной периодической оценки научно-технического уровня принятых техрегламентов и стандартов, включенных в перечни для их выполнения, финансированию этой деятельности из бюджета ЕЭК. Эта работа ведется, но необходимы скоординированные усилия. К сожалению, этого не всегда удается добиться.

Еще один важный аспект – выработка единых подходов в области аккредитации органов по сертификации и лабораторий, повышение доверия к результатам их деятельности. Отсутствие проведения взаимных сравнительных оценок органами по аккредитации не позволяет исключать недобросовестных субъектов из единого перечня органов по оценке соответствия ЕАЭС. В рамках интеграции принимаются акты, которые предполагают разработку единого порядка осуществления национальными органами по аккредитации взаимных сравнительных оценок. Беларусь активно участвует в этой работе. Но некоторые наши коллеги препятствуют созданию системы оценки равнозначности применяемых процедур и признания результатов работ по аккредитации.

К сожалению, сегодня в ЕАЭС отсутствуют единые подходы в методиках выполнения измерений и испытаний при оценке соответствия продукции. Это порождает взаимное недоверие к результатам испытаний. Более того, есть случаи, когда используются непроверенные должным образом на практике методики, что может сказаться на решении споров по вопросам оценки безопасности продукции. Объективно предстоит еще очень много работы для создания единой и прозрачной системы технического регулирования в рамках ЕАЭС. Поставленные цели достижимы, но только при активном участии всех государств – членов союза.

Заслон для фальсификата

– В последние годы крайне обострилась ситуация с проникновением на белорусский рынок продукции, которая не соответствует заявленным производителем свойствам, а в некоторых случаях является и опасной. Удалось ли выстроить заслон для таких товаров?

– Вопросы закрепления полномочий государственных органов по выявлению не соответствующей требованиям безопасности и качества продукции у нас в стране решены. Основной документ в этой области – Указ от 9 февраля 2015 года № 48 «О мерах по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов». Определены сферы надзора и контроля между надзорными органами, в том числе и Госстандарта, порядок действия в случаях выявления опасной, не соответствующей требованиям безопасности продукции.

Основным направлением работы инспекций Госстандарта является защита нашего рынка от поступления небезопасных и некачественных потребительских товаров. Выбор объектов для проведения надзорных мероприятий основывается на риск-ориентированном подходе. В результате этой деятельности в прошлом году выданы предписания о запрете ввоза и обращения на территории страны более тысячи наименований опасной продукции: различные электротехнические товары, зарядные устройства, удлинители, пищевая продукция, детская одежда и обувь, игрушки. Прекращено действие на территории страны 780 документов о подтверждении соответствия ЕАЭС на такую продукцию. Эта информация отражается в соответствующих реестрах на официальном интернет-сайте Госстандарта и портале «Качество.бел».

По моему мнению, основной проблемой защиты внутреннего рынка от несоответствующей продукции является налаживание эффективного механизма взаимодействия органов внутренних дел, таможенных, налоговых, антимонопольных, судебных и других, к компетенции которых относятся вопросы противодействия незаконному производству и обороту промышленной продукции. В том числе контрафактной и фальсифицированной.

Для защиты рынка в рамках ЕАЭС Госстандарт предлагает очень четко сформулировать задачи. В частности, необходимы эффективное взаимодействие национальных органов госнадзора государств – членов ЕАЭС и установление единых подходов к проверкам. Для этого нужно подписать Соглашение о принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов ЕАЭС в целях гармонизации законодательства государств – членов ЕАЭС в этой сфере. Беларусь уже завершила по нему внутригосударственные процедуры. Также необходимо выстроить прозрачную и жесткую систему ответственности для всех участников выпуска продукции в обращение и гармонизировать ответственность за несоблюдение установленных требований, правил и процедур во всех странах. Большие надежды возлагаются на полноформатный запуск единой информационной системы ЕАЭС об опасной продукции. Чтобы выявленный органами надзора государств-членов несоответствующий продукт был выведен из обращения на общем рынке. Пока идет отработка системы в рамках пилотного проекта.

В поисках золотой середины

– В стране продолжается дискуссия о необходимости дальнейшей либерализации бизнеса и упрощения условий хозяйствования. Тем не менее именно соблюдение норм и стандартов, добросовестный бизнес, четкая ответственность и выборочный контроль обеспечивают защиту потребителей. Наиболее ярко это проявилось в строительной отрасли, когда либерализация породила ряд проблем. Как найти золотую середину между интересами компаний строительной индустрии и заказчиками возводимых ими объектов?

– Нормы, правила и стандарты в строительстве представляют собой в том числе и наилучшие доступные технологии, применение которых при проектировании, производстве строительных конструкций, деталей и изделий, выполнении строительно-монтажных и специальных работ позволит потребителю получить ожидаемое качество.

Так называемая либерализация в строительной отрасли, с одной стороны, отказ государства от поэлементных нормативных предписаний в строительстве и от тотального контроля за их исполнением. В качестве обязательных для выполнения требований остаются только те, которые определяют безопасность создания и эксплуатации объекта. Госэкспертиза, надзор за строительством по этим обязательным элементам Госстандартом и его специализированными предприятиями проводятся в полном объеме.

С другой стороны, либерализация дает посыл презумпции добросовестности субъектов хозяйствования. Этот принцип закреплен в положениях Декрета № 7. На мой взгляд, добросовестные строительные компании должны применять строительные нормы, правила и стандарты, исполнение которых позволит получить ожидаемые безопасность и потребительские качества зданий и сооружений на всех этапах их возведения. Проблема и заключается в том, что ряд участников не удосуживаются создать доказательную базу качества своей продукции, работ и услуг. К такой доказательной базе можно отнести и добровольную сертификацию. В общих чертах на таких началах формируется строительная индустрия в странах ЕС. Поэтому золотая середина возможна. Но для этого должна быть воля прежде всего участников рынка.

Потребители строительной продукции могут также себя обезопасить, если будут в договорах устанавливать и перечень правил и стандартов, применяемых при строительстве объекта. Таким образом формируются параметры зданий, которые потребитель ожидает получить в конечном итоге. Причем они могут подвергаться оценке, в том числе с привлечением профессиональных специалистов. Если есть явное несоответствие – можно требовать устранения недоделок. Если застройщик отказывается – возможно судебное разбирательство.

Надо отметить, что Госстройнадзор постоянно осуществляет надзорные мероприятия на строящихся объектах. В прошлом году в стране велось строительство почти на 11,5 тысячи объектов различного назначения. В ходе контроля дефекты и нарушения были выявлены более чем на 7,3 тысячи объектов. Из-за систематического нарушения требований законодательства в строительстве по предложениям инспекций Госстройнадзора прекращается действие аттестатов соответствия, приостанавливается действие сертификатов соответствия на виды работ, системы менеджмента качества, а также свидетельств о технической компетенции. К нарушителям применяются установленные законодательством меры административной ответственности.

Необходимое качество строительной продукции могут обеспечить действительно работающие системы менеджмента качества, сертификации работ, услуг, строительных материалов и изделий, системы производственного контроля, понимание субъектами хозяйствования важности соблюдения упомянутых систем, а также сохранения репутации на рынке строительных услуг. Пока строительная индустрия не достигнет такого понимания, для обеспечения баланса интересов граждан и коммерческого сектора необходимы контроль и надзор со стороны государства. Опыт развитых стран демонстрирует, что создание саморегулируемых организаций и система добровольной сертификации способны частично решить эту проблему и свести к минимуму контроль со стороны государства. Однако опыт соседней России доказывает, что вводить институты саморегулируемых организаций следует постепенно, с учетом интересов потребителей зданий и сооружений.

Лабораторная работа

– Одна из актуальных задач сектора реальной экономики – качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции. А в этой области принципиальное значение имеет применение современных инструментальных методов и технологий системного менеджмента на предприятиях. На каком уровне находится материально-техническая база производственных и независимых лабораторий? Активно ли наши компании обращаются к лучшим мировым практикам делового совершенства?

– В Национальной системе аккредитации аккредитовано 2346 испытательных лабораторий, из которых 30 процентов обеспечивают производственный контроль при выпуске сельскохозяйственной, пищевой, машиностроительной, легкой, деревообрабатывающей и другой продукции. Анализ инфраструктуры оснащенности измерительным оборудованием указывает на то, что срок его эксплуатации и процент износа наиболее высокий в производственных лабораториях «Беллегпрома» и Минпрома. В Минсельхозпроде и «Белнефтехиме» количество современного оборудования со сроком эксплуатации менее 5 лет наиболее высокое. Достижение высокого качества продукции и ее конкурентоспособности требует повышения скорости и точности измерений за счет применения современных высокопрозводительных автоматизированных лабораторных комплексов, что нацеливает на постоянное обновление парка оборудования, участие в межлабораторных сличениях, повышение компетенций персонала, включая специализированную подготовку. Только так можно будет контролировать с высокой точностью параметры продукции, не только выпускаемой в стране, но и конкурентами. Это важно и для защиты рынка, и для опережающего развития организаций и отраслей. А главное – для наращивания экспорта. Данный вопрос требует внимания как руководителей непосредственно предприятий, так и отраслевых регуляторов.

Перед Госстандартом стоит ключевая задача – создать и совершенствовать условия для внедрения на предприятиях страны современных эффективных инструментов менеджмента. Их непосредственным внедрением на местах должны заниматься сами организации. На наш взгляд, необходимо обратить внимание на мотивацию руководителей предприятий, формирование стимулов для внедрения более результативных и эффективных систем управления качеством. Очень важно, чтобы на местах было понимание у руководителей, что необходимо наличие стройной системной методологии, как управлять организацией в современном мире, а также осознание факта, что методы руководства, правильные вчера, сегодня могут уже быть посредственными, а завтра стать и вовсе неприемлемыми. К сожалению, пока приходится наблюдать тенденцию, что внедрение прогрессивных международных практик менеджмента качества происходит только тогда, когда они прописаны в документах, обязательных к исполнению. Однако большинство современных инструментов менеджмента является добровольным и внедряется на производствах для повышения конкурентоспособности и продукции, и предприятия в целом.

Нередко в организациях на первое место ставится составление отчета о внедрении инноваций, при этом выбирается наименее затратный путь, а не результат. Соответственно, внедрение методик приносит минимальную практическую ценность и пользу для организации. И порождает неверие коллектива в целесообразность применения современных подходов в области менеджмента.

К тому же надо учитывать и еще одну парадигму: инструменты современного менеджмента и инженерии, как правило, не дают мгновенный результат. Выгоды от их внедрения проявляются через определенный период времени, и не всегда их легко идентифицировать. Например, применение методики FMEA «Анализ видов и последствий потенциальных отказов» наступает примерно через два года после полноценного начала ее использования в организации. Появление выгод только в среднесрочной перспективе очень часто значительно снижает желание и мотивацию у руководителей заниматься новациями в области менеджмента.

Таким образом, внедрение современных инструментов менеджмента идет тяжело и недостаточно быстро, к тому же иногда присутствует и формальный подход. Госстандарт продолжит формировать максимально возможные институциональные условия для научно-методического сопровождения и помощи отечественным организациям по вопросам внедрения современных инструментов менеджмента и содействия в переходе на новый уровень управления. Например, в стране есть большой массив стандартов и методических материалов, разработанных на основе международных стандартов в области менеджмента качества, – около 50 стандартов в области системного менеджмента.

План на пять лет

– Сейчас разрабатываются Программа социально-экономического развития страны на 2021–2025 годы, целый ряд других стратегических документов. Какая роль отводится в них направлениям, которые находятся в ведении Госстандарта?

– Работы, выполняемые сегодня комитетом по созданию условий для производства безопасной и качественной продукции, повышения ее технического уровня и экспортных возможностей при рациональном использовании ресурсов и бережном отношении к окружающей среде, будут актуальны и в следующей пятилетке. Сейчас в стране идет активная работа по формированию программы социально-экономического развития на этот период.

Инновационное развитие любой отрасли, промышленного комплекса, сферы услуг или социального сектора сегодня нужно увязывать с изучением и внедрением передовых требований к продукции и управленческим технологиям, современным испытательным и измерительным сопровождением процесса производства, повышением компетенций персонала и новыми знаниями. Конкурентный мир при любых обстоятельствах строится на определенных нормах и правилах, в формировании которых нужно активно участвовать, если хотим претендовать на лидерские позиции. В этом возможность быстрого вывода на рынок востребованной продукции.

Очевидно, что новый облик реального сектора экономики невозможен без цифровой трансформации. Предстоит активная разработка государственных стандартов, гармонизированных с международными и европейскими требованиями, в области умных сетей электроснабжения, умного производства, интернета вещей, искусственного интеллекта. Переход в цифровое пространство должна совершить и сама стандартизация, в первую очередь сократив сроки разработки стандартов и приспособив их к применению в виде структурированного машинопонимаемого формата. Это международный подход, который ускорит путь стандартов в процессы проектирования и выпуска продукции.

Как точку приложения своих усилий, причем не только в стандартизации, но и в метрологии, системном менеджменте, надзоре и экспертизе в строительстве, видим содействие эффективному использованию потенциала сферы услуг, повышению доступности и комфорта окружающей среды, поэтапному переходу на использование экологически безопасной упаковки и достижению Целей устойчивого развития.

Одновременно ведем работу над проектами государственных программ по развитию национальной эталонной базы, энергосбережению и энергоэффективности на предстоящую пятилетку.

Владимир Волчков, «Рэспубліка», 19 мая 2020 г.
(фото – «СБ. Беларусь сегодня»)