/ / Общественно-политические
16.03.2020

Заместитель Председателя Конституционного Суда – о работе по обновлению Основного Закона страны

На благо людей и государства

Все постановления, положения, решения, декреты и прочие законодательные акты, принимаемые в стране, должны соответствовать главному закону – Конституции. Но что, если в них все же выявляются дефекты, неточности или разночтения, которые могут нарушить права людей? Соответствие принимаемых в стране законов Конституции оценивает Конституционный Суд. Об итогах деятельности в минувшем году, особенностях Послания о состоянии конституционной законности и работе по обновлению Основного Закона страны корреспонденту «Р» рассказала Наталья Карпович, заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь.

Наталья Карпович

Ориентируясь на будущее

– Традиционно ко Дню Конституции приурочено ежегодное послание о конституционной законности в стране. Наталья Александровна, каковы основные положения послания 2020 года?

– Прежде всего следует сказать, что наличие в правовой системе страны такого акта, как послание Конституционного Суда о состоянии конституционной законности, свидетельствует о высокой заинтересованности государства в ее обеспечении.

В послании не только изложен вывод о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь, но и сформулированы предложения, направленные на совершенствование правовой системы.

Например, Конституционный Суд отметил, что сейчас пора принимать законы, которые обеспечивают не только решение насущных социально-экономических задач, но и перспективное стратегическое развитие. Социальное государство сегодня не просто основной фактор благополучия общества, обеспечения социальной справедливости и социальной солидарности. Оно должно обеспечивать и социальное партнерство, социальную ответственность хозяйствующих субъектов. Соответствующие преобразования возможны при регулировании в сфере социального предпринимательства, включая стимулирующие механизмы. Необходимо также всячески поддерживать инициативную, творческую деятельность граждан, направленную на благо общества.

Требует модернизации институт собственности. Следует создать правовые условия для активного участия граждан в процессах приватизации и инвестировании экономики, совершенствовать законодательство об интеллектуальной собственности.

С учетом того, что международное право выступает гарантией международной безопасности и эффективного сотрудничества, важнейшим регулятором экономических отношений, Конституционный Суд отметил необходимость уровня защиты прав и свобод граждан в наднациональном законодательстве не ниже, чем предусмотрено Конституцией.

Без пробелов и коллизий

– Давайте поговорим подробнее об основных итогах деятельности Конституционного Суда в минувшем году.

– В 2019 году судьями принято 47 решений, 41 из них – по итогам предварительного контроля конституционности законов. Напомню, законы, принятые Парламентом, до подписания их Президентом проверяются Конституционным Судом на соответствие Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным нашей страной. В целом все законы, проверенные в прошлом году, признаны соответствующими Конституции. Однако при этом сформулирован ряд правовых позиций, направленных на устранение выявленных дефектов. Для исключения разногласий в толковании законов подробнее раскрыто содержание отдельных их норм.

Впрочем, мы можем проверить закон и после вступления его в силу – по предложениям уполномоченных органов, которые обнаружили несовершенства его норм, например, в ходе правоприменительной практики. Такими органами являются Президент, Палата представителей и Совет Республики, Верховный Суд, Совет Министров. В 2019 году подобных предложений о даче заключения в Конституционный Суд не поступало. Это говорит о том, что законодатели стремятся своевременно устранять выявленные недостатки нормативных правовых актов.

Для граждан и организаций действует косвенный доступ к конституционному правосудию. Сочтя, что их права или свободы нарушены, они могут обратиться к органам, уполномоченным на внесение предложений в Конституционный Суд о даче заключения. В 2019 году поступило 91 инициативное обращение граждан и 5 – от организаций. Уполномоченные органы изучают эти обращения, устанавливают, обоснованно ли заявители усомнились в конституционности нормативного правового акта, и при наличии оснований передают их в Конституционный Суд.

В истекшем году Конституционный Суд принял 2 решения об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности.

– Какие же конкретно законодательные акты изучили судьи? Какие рекомендации сформированы?

– При обязательном предварительном контроле конституционности законов мы проверяем, как в них конкретизированы положения Конституции, закреплены ли механизмы реализации конституционных гарантий, обеспечен ли справедливый баланс прав и обязанностей, правомерны ли устанавливаемые законом ограничения прав и свобод граждан. Так, при проверке закона об изменении Уголовного кодекса отмечено, что меры уголовной ответственности должны обладать разумным сдерживающим потенциалом. Предназначение государственного принуждения в том числе и в превентивном использовании имеющихся юридических средств для защиты прав и свобод человека и гражданина.

В целях устранения правовой неопределенности Конституционным Судом принято решение «О правовом регулировании производства по уголовным делам по вновь открывшимся обстоятельствам». Скажем, прокурор выносит решение о прекращении производства по вновь открывшимся обстоятельствам, возбужденного им ранее по уголовному делу. В законе отсутствует норма, которая позволяет участникам процесса, чьи интересы затронуты этим решением, обжаловать его в судебном порядке. По мнению Конституционного Суда, это нарушает их права, необходимо устранить данный пробел, внеся изменения в Уголовно-процессуальный кодекс.

Рассмотрен также Закон «О нормативных правовых актах». Установлено, что, предоставляя уполномоченным государственным органам или организациям право подготавливать письменные разъяснения о применении нормативных правовых актов, он не предусматривает положений о юридической силе и характере таких разъяснений. Из-за этого может возникнуть неоднозначное понимание норм права, их разное применение, что может повлечь нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Конституционный Суд признал необходимым исключить эту правовую неопределенность.

Конституцией обеспечена равная защита материнства и отцовства.

Так будет понятнее

– Какие рекомендации уже внесены в законодательство?

– В минувшем году исполнены 5 решений Конституционного Суда. Так, в Трудовом кодексе определены виды выплат, полученных работником при увольнении и подлежащих зачету при взыскании в его пользу среднего заработка в случае восстановления на прежней работе. Этим исполнено решение Конституционного Суда «О правовом регулировании размера оплаты времени вынужденного прогула работнику, восстановленному на прежней работе».

Решением «О понятии «одинокая мать» в трудовых правоотношениях» Конституционный Суд признал необходимым исключить неопределенность, возникшую из-за отсутствия ясного и точного определения круга лиц, на которых распространяются гарантии при заключении и прекращении трудового договора для одиноких матерей. Законом от 18 июля 2019 г. в Трудовом кодексе определено, в каких случаях мать (отец), не состоящая (не состоящий) в браке, признается одиноким родителем, на которого распространяются гарантии в трудовых отношениях в связи с воспитанием им несовершеннолетнего ребенка. Тем самым не только созданы законодательные условия для реализации такими родителями конституционного права на труд, но и обеспечена равная защита материнства и отцовства.

Согласно решению Конституционного Суда дополнена статья 88 Кодекса об образовании. Теперь выпускники-бюджетники, которым место работы предоставлено путем распределения, добровольно поступившие на военную службу по контракту и прослужившие не менее срока обязательной работы, освобождаются от возмещения средств, затраченных государством на их подготовку.

– Членам Конституционного Суда поручено подготовить новую Конституцию, исходя из нынешней ситуации, обстановки и на перспективу. Как продвигается эта работа?

– Сейчас усиливается роль международного права в национальной правовой системе, разворачивается глобальная цифровая среда, которая нуждается в правовом регулировании, расширяется круг необходимых составляющих благополучия человека. В этих условиях обновление Конституции страны должно повысить эффективность государства, создать основы для дальнейшего формирования демократического общества, укрепить доверие между властью и народом.

Опыт конституционных преобразований, которые прошли в ряде зарубежных стран, изучение последствий конституционных реформ показали, что при внесении поправок в Конституцию важно сохранить базовые ценности, объединяющие общество, обеспечить непрерывность и последовательность конституционного развития страны. Содержание конституционных поправок должно отвечать современным вызовам, решать задачи социального прогресса, модернизации общества, роста эффективности государства и благополучия человека, создавать правовую основу для дальнейшего развития государства.

Концептуальные предложения Конституционного Суда, отвечающие такому видению, направлены Президенту. В настоящее время кропотливая и ответственная работа по подготовке изменений в Конституцию продолжается рабочей группой, включающей ведущих ученых-конституционалистов, представителей экспертного сообщества, практиков.

Оксана Невмержицкая, «Рэспубліка», 13 марта 2020 г.
(фото – «Рэспубліка»)