/ / Общественно-политические
16.03.2020

Конституционный Суд в прошлом году проверил 41 закон, принятый депутатами и одобренный сенаторами

Дух и буква Основного Закона

Конституционный Суд направил Президенту и Парламенту ряд важных концептуальных предложений

Наша Конституция, являясь выражением воли народа, воплощает суверенитет страны как независимого государства. Накануне торжественной даты интервью «СБ. Беларусь сегодня» дал Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь Петр МИКЛАШЕВИЧ.

Петр Миклашевич– Петр Петрович, вчера Конституционный Суд направил Президенту и палатам Национального собрания Послание о состоянии конституционной законности в стране в 2019 году. Каковы его основные положения?

– Самым важным является тот факт, что на основании системного анализа правового регулирования, рассмотренных дел и материалов, обращений граждан и организаций Конституционный Суд пришел к выводу о соблюдении и развитии в принимаемых законах принципов и норм Конституции.

В то же время Конституционным Судом сформулирован ряд концептуальных предложений, направленных на дальнейшее современное динамичное развитие общества и государства на конституционной основе. Остановлюсь на важнейших из них.

Как известно, Национальное собрание, реализуя конституционные полномочия по принятию законов, регулирующих важнейшие общественные отношения, создает правовую основу для развития всех сфер жизнедеятельности общества и государства. Принятие законов, реализующих и развивающих положения Конституции, основывающихся на верховенстве права и демократических ценностях – это осуществление государством целенаправленного воздействия на общественные отношения с помощью системы юридических средств. Исходя из этого, в Послании особо подчеркивается необходимость в условиях динамичных экономических процессов, международной интеграции на современном этапе принятия законов, обеспечивающих не только своевременное решение насущных социально-экономических задач, но и перспективное стратегическое развитие.

Следующая важнейшая позиция касается развития информационного общества, информационного государства. Это развитие создает новые условия, а также новые возможности для обеспечения и защиты социально-экономических прав граждан, эффективной реализации государством своих функций. Справедливый баланс социальных интересов в современных условиях глобализации и цифровизации достигается в демократическом правовом государстве путем поддержания всеми доступными юридическими и организационными средствами гармоничного взаимодействия личности, общества и государства, а также обеспечения равноправного партнерства на принципах конституционной демократии. Так вот, в своем Послании Конституционный Суд обращает внимание, что в целях достижения упомянутого баланса социальных интересов законодательное регулирование, особенно при регулировании новых общественных отношений, складывающихся в информационном обществе, должно исходить из соразмерности прав и обязанностей, равных возможностей для реализации частных, государственных и общенациональных интересов.

Также в Послании особо подчеркивается тезис, что в современных условиях сущность понятия социального государства трансформируется. Государство выступает уже не только как основной фактор благополучия общества, социальной справедливости и солидарности, но и как фактор обеспечения социального партнерства, социальной ответственности всех хозяйствующих субъектов вне зависимости от форм собственности. Поэтому Конституционный Суд обращает внимание, что для повышения устойчивости социальных отношений необходимо сочетать государственное регулирование и развитие институтов корпоративного регулирования и самоуправления. А в реализации социальной политики, наряду с государственными органами, должны принимать активное участие также производственные и общественно-профессиональные организации.

Наконец, еще одно концептуальное предложение. Конституционный Суд отмечает, что для устойчивого и эффективного социально-экономического развития необходимо оптимальное сочетание экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, а также учет взаимного влияния правовых и экономических факторов при принятии государственных решений в сфере экономики. При этом следует иметь в виду, что информационное измерение современных правоотношений изменяет роль права собственности, интеллектуальных и иных прав, порядок и способы их защиты. Происходит концептуальная модернизация института собственности, причем не только как экономической категории, но и социокультурного фактора развития общества с учетом интересов будущих поколений. В связи с этим Конституционный Суд обращает внимание законодателей, что правовое регулирование института собственности должно оперативно совершенствоваться, систематизироваться и кодифицироваться. Особенно это касается законодательства в области права интеллектуальной собственности, создания должных правовых механизмов для обеспечения активного участия граждан в приватизационных процессах объектов собственности и инвестировании экономики.

– Расскажите, сколько нормативных правовых актов подверглось процедуре судебного контроля в Конституционном Суде в 2019 году. Были ли при этом выявлены серьезные нарушения?

– Конституционный Суд проверил в прошлом году 41 закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики Национального собрания, до их подписания Президентом. Все они в целом признаны соответствующими Конституции.

При этом в некоторых законах выявлены дефекты правового регулирования, обусловленные наличием пробелов и правовой неопределенности. В связи с этим законодателю рекомендовано устранить обнаруженные недочеты при дальнейшем совершенствовании законодательного регулирования общественных отношений.

Кроме того, наряду с обязательным предварительным контролем конституционности законов, Суд принимал решения об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности.

– Можно ли привести примеры такой деятельности?

– Например, Конституционный Суд принял решение о необходимости устранить пробел конституционно-правового регулирования в части установления права заинтересованных лиц на обжалование в суд постановления прокурора о прекращении возбужденного им производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам путем внесения соответствующих изменений в Уголовно-процессуальный кодекс.

Также признано необходимым исключить неопределенность в правовом регулировании письменных разъяснений применения нормативных правовых актов, принимаемых уполномоченными государственными органами (организациями), путем внесения соответствующих изменений в Закон «О нормативных правовых актах».

– Как известно, Конституционному Суду было поручено заняться разработкой изменений и поправок в Основной Закон. На какой стадии находится сейчас эта работа?

– Да, действительно, был сделан анализ положений нашей Конституции с учетом уровня развития общественных отношений и конституционного строительства в современных условиях, одновременно были проанализированы более 50 Конституций различных стран мира.

Конституционным Судом выработаны концептуальные предложения по возможным изменениям Конституции. Могу сказать, что при этом мы учитывали важность сохранения стабильности в процессе конституционного развития, чтобы предложения об изменении конституционных положений были направлены на решение задач социального прогресса, модернизацию общества, формирование эффективного государства.

Сейчас сформирована Комиссия из представителей Парламента, Правительства, других государственных органов, в том числе с участием представителя Конституционного Суда, а также ученых. Комиссией анализируются и другие предложения, касающиеся возможных изменений Конституции.

– Как оцениваете законотворческие процессы, идущие в стране? Я имею в виду декриминализацию отдельных явлений, особенно в экономической сфере, а также пересмотр излишне сурового административного кодекса.

– Понимаете, законодательство не может оставаться неизменным. Оно, безусловно, должно отвечать уровню развития общественных отношений, устанавливать правовое регулирование с учетом баланса интересов личности, общества и государства.

Это же касается и вопросов криминализации или декриминализации противоправных деяний, которые должны осуществляться исходя из уровня общественной опасности деяний, причинения ими реального вреда, возможности вести с ними борьбу иными, более мягкими и, возможно, более действенными средствами.

Поэтому Конституционный Суд еще в 2009 году сформулировал правовую позицию о необходимости решения проблемы разграничения административной и уголовной ответственности в части как обоснованности криминализации деяний, так и дифференциации мер ответственности в направлении их дальнейшей гуманизации.

Меру ответственности, считающуюся обоснованной на данном этапе развития общества, вправе определять Парламент. При этом он может установить также определенные ограничения прав и свобод человека и гражданина. Но при этом законодатель обязан исходить из конституционных требований, ведь ограничения устанавливаются только законом в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Важно не допустить при правовом регулировании произвольного усмотрения, искажения и умаления сути прав и свобод человека.

Подходить к этой тонкой сфере следует с учетом конституционного принципа пропорциональности, общеправовых принципов справедливости, равенства и гуманизма.

– Обращаются ли граждане в Конституционный Суд? Какие вопросы сейчас более всего волнуют людей?

– Значительная часть обращений, как и прежде, связана с несогласием с постановлениями судов общей юрисдикции по конкретным делам, решениями других государственных органов и должностных лиц, необходимостью получения разъяснений по правовым вопросам применительно к конкретным ситуациям.

Однако вместе с тем считаю важным отметить ежегодное увеличение удельного веса обращений, в которых люди ставят вопросы, относящиеся к компетенции Конституционного Суда: о проверке конституционности нормативных правовых актов, об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности, о проверке конституционности правоприменительной практики судов, правоохранительных и других государственных органов, о внесении в нормативные правовые акты изменений и дополнений, о толковании (разъяснении) нормативных правовых актов, об исполнении решений Конституционного Суда.

В 2019 году указанные вопросы содержались почти в трети поступивших в Конституционный Суд обращений.

– О чем может свидетельствовать эта новая тенденция?

– Во-первых, о повышении правовой грамотности наших граждан, понимании роли и компетенции Конституционного Суда.

Во-вторых, такие обращения являются для Конституционного Суда важным источником информации об имеющихся дефектах правового регулирования, требующих их устранения и выработки законодателем действенных механизмов реализации прав и свобод граждан.

– Что скажете нашим читателям накануне праздника?

– Поздравляю всех граждан страны с Днем Конституции! Желаю проявления конструктивной гражданской активности на благо общества при реализации конституционных прав и свобод. Выражаю уверенность, что совместными усилиями государственных органов, должностных лиц, граждан и впредь будут активно и последовательно претворяться в жизнь конституционные ценности, утверждаться конституционный правопорядок в Беларуси!

Роман Рудь, «СБ. Беларусь сегодня», 14 марта 2020 г.
(фото 
– «СБ. Беларусь сегодня»)