/ / Общественно-политические
30.06.2020

На заключительном заседании второй сессии Палаты представителей рассмотрено 4 законопроекта в первом чтении

30 июня 2020 года состоялось заключительное заседание второй сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва.

Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь

Парламентарии рассмотрели 4 законопроекта в первом чтении.

Директор Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь Ипатов В.Д. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Любецкая С.А. представили проекты Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Эти законопроекты подготовлены во исполнение протокола поручений Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г., данных 16 декабря 2019 г. на совещании по вопросам привлечения граждан и субъектов хозяйствования к административной ответственности, от 26 декабря 2019 г. № 42.

Проекты кодексов являются системообразующими нормативными правовыми актами, закрепляющими принципы и нормы правового регулирования административной ответственности и обеспечивающими наиболее полное правовое регулирование соответствующих общественных отношений.

При разработке проекта КоАП:

  • введена категоризация правонарушений в зависимости от степени общественной вредности и тяжести последствий;
  • системно пересмотрены и дифференцированы административные взыскания;
  • введен институт профилактических мер воздействия с целью усиления профилактической составляющей норм об административной ответственности;
  • расширен перечень оснований для освобождения от административной ответственности;
  • расширен круг деяний, влекущих административную ответственность только по требованию потерпевшего;
  • исключены правовые институты, характерные по своей сути для уголовного, а не административно-деликтного законодательства (соучастие в правонарушении, покушение на правонарушение);
  • упорядочены сроки наложения административного взыскания;
  • упрощены и четко структурированы условия административной ответственности субъектов хозяйствования;
  • закреплены экономические стимулы для оперативной уплаты штрафа.

По сравнению с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. положения Особенной части проекта КоАП комплексно переработаны с целью исключения неактуальных и формальных составов административных правонарушений, составов правонарушений, имеющих гражданско-правовую природу, корректировки санкций в зависимости от категории совершенного правонарушения и причиненного им вреда, перераспределения статей (частей статей) Особенной части проекта КоАП между главами в соответствии с родовым и непосредственным объектом отдельных административных правонарушений.

При разработке проекта ПИКоАП:

  • скорректирована структура ПИКоАП, в том числе с учетом определения в самостоятельной главе правил осуществления административного процесса в ускоренном порядке;
  • обеспечено взаимное согласование положений проекта ПИКоАП и проекта Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;
  • определен круг государственных органов и организаций, наделенных правом составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях;
  • уточнен порядок обжалования действий и решений судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, не связанных с вынесением окончательного решения по делу;
  • реализованы поступившие от заинтересованных предложения по совершенствованию норм действующего ПИКоАП.

С докладом по проекту Закона «Об изменении законов по вопросам научной, научно-технической и инновационной деятельности» выступил Председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Шумилин А.Г., с содокладом — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Колеснева Е.П.

Законопроектом обеспечивается согласованность законов с Указом Президента Республики Беларусь от 27 мая 2019 г. № 197 «О научной, научно-технической и инновационной деятельности» в части используемой терминологии, полномочий, связанных с определением и утверждением приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Проектом учитывается, что с 1 января 2021 года вместо приоритетных направлений научных исследований и приоритетных направлений научно-технической деятельности будут действовать единые приоритетные направления научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Эта согласованность принципиально важна, поскольку приоритетные направления принимаются во внимание при распределении средств республиканского и местных бюджетов, выделяемых на научную и научно-техническую деятельность.

Указом утверждена новая редакция Устава Национальной академии наук Беларуси, что также потребовало внесения соответствующих изменений в законы Республики Беларусь.

О проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О совместном домовладении» депутатский корпус проинформировали Председатель Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь Матусевич Д.Ф. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Гайдук О.В.

Законопроект предусматривает изложение Закона Республики Беларусь от 8 января 1998 г. № 135-З «О совместном домовладении» в новой редакции и направлен на его приведение в соответствие с законодательными актами, а также совершенствование правового регулирования отношений по совместному домовладению в нежилых капитальных строениях (зданиях, сооружениях) с учетом правоприменительной практики.

Законопроектом, в частности, предлагается:

  • распространить действие Закона на жилые и нежилые изолированные помещения, расположенные в нежилом капитальном строении (здании, сооружении), в целях разграничения правового регулирования отношений по совместному домовладению между Жилищным кодексом Республики Беларусь и Законом;
  • ввести норму, гарантирующую участникам совместного домовладения право на получение сведений и документов, связанных с деятельностью по управлению общим имуществом совместного домовладения (договор, устав, протоколы, расчеты расходов, акты проверки деятельности товарищества собственников, заключения ревизионной комиссии (ревизора) и другие);
  • отнести к участникам совместного домовладения не только собственников объектов недвижимого имущества, но и лиц, которые в отношении этих объектов обладают правом хозяйственного ведения либо оперативного управления, а также лиц, участвовавших в финансировании строительства объектов недвижимого имущества, которым согласно представленным для государственной регистрации создания или изменения капитального строения (здания, сооружения), документам будут принадлежать право собственности, хозяйственного ведения либо оперативного управления на расположенные в этом капитальном строении (здании, сооружении) объекты недвижимого имущества;
  • включить в круг субъектов отношений по совместному домовладению участников совместного домовладения, товарищество собственников, организацию, управляющую общим имуществом совместного домовладения, уполномоченное лицо, назначаемое местным исполнительным и распорядительным органом в случаях и порядке, предусмотренных Законом, и иных лиц, участвующих в отношениях по совместному домовладению;
  • конкретизировать порядок изменения размера общего имущества совместного домовладения, установив, что уменьшение размера, в том числе в результате отчуждения общего имущества совместного домовладения, или увеличение размера общего имущества совместного домовладения производится по решению общего собрания участников совместного домовладения, принятому большинством не менее двух третей голосов участников совместного домовладения, принявших участие в этом собрании;
  • дополнить Закон нормой, регламентирующей заключение уполномоченным общим собранием участников совместного домовладения лицом от имени всех участников совместного домовладения одного договора на управление общим имуществом совместного домовладения в случае управления таким имуществом уполномоченным лицом, назначаемым местным исполнительным и распорядительным органом, либо организацией, управляющей общим имуществом совместного домовладения;
  • закрепить право товарищества собственников на обращение с исками в суд от имени членов товарищества собственников по вопросам охраны общего имущества совместного домовладения, устранения препятствий в пользовании общим имуществом совместного домовладения и с иными исками в отношении общего имущества совместного домовладения. 

По сообщению официального сайта Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
(фото – БЕЛТА)