/ / Общественно-политические
21.07.2020

Минюст – о деятельности органов принудительного исполнения по итогам первого полугодия 2020 г.

В первом полугодии 2020 года органами принудительного исполнения возбуждено 979 тыс. исполнительных производств.

Закон об исполнительном производстве

В структуре поступающих исполнительных документов превалируют исполнительные надписи нотариусов – 41,3 %. Значительная часть таких исполнительных документов содержит требование о взыскании задолженности за оказанные коммунальные услуги.

Выданные судами исполнительные документы составили 27,1 %, многочисленными из них являются постановления по делам об административных правонарушениях.

Третьими по количеству предъявленных к принудительному исполнению документов являются постановления органов внутренних дел – 26,4 %, среди которых наибольшее количество составляют постановления о наложении административного взыскания за превышение установленной скорости движения, зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами.

Общее количество исполнительных документов, исполненных в полном объеме, с учетом направленных по месту получения должниками доходов, составило 80 % от всех оконченных исполнительных производств (первое полугодие 2019 года – 83 %).

Всего по находившимся на исполнении исполнительным производствам судебными исполнителями в первом полугодии 2020 года взыскано 718 млн рублей, что на 4,1 % больше, чем в первом полугодии 2019 года (690 млн рублей).

В доход государства взыскано 59 млн рублей или на 34 % больше, чем в первом полугодии 2019 года (44 млн рублей).

Остаток исполнительных производств по сравнению с началом года снижен с 1,11 млн до 1,01 млн (на 100 тысяч производств или на 9 %).

За прошедшее полугодие проведена значительная работа по изменению законодательства об исполнительном производстве.

Так, 4 июня 2020 г. Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в первом чтении был принят проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства».

Принятие проекта Закона направлено на получение следующих положительных результатов:

  • упрощение процедуры обращения граждан и юридических лиц в органы принудительного исполнения, оптимизация процессуальных действий с учетом более широко внедрения информационных технологий в исполнительное производство;
  • снижение финансовых и иных издержек, связанных с исполнительным производством;
  • повышение результативности реализации имущества, что приведет к более высокому показателю исполнения требований исполнительных документов;
  • увеличение количества заключаемых между должниками и взыскателями мировых и медиативных соглашений;
  • усиление контроля судебного исполнителя за исполнением исполнительных документов при их направлении по месту получения должником заработной платы и приравненных к ней доходов;
  • повышение требований к кандидатам на должность судебного исполнителя и, как следствие, повышение качества исполнения судебных и иных исполнительных документов.

С 1 июля 2020 г. вступили в силу изменения в Инструкцию по исполнительному производству, утвержденные постановлением Министерства юстиции от 12 июня 2020 г. № 92.

В новой редакции Инструкции:

  • детализирован порядок рассмотрения жалобы (протеста) на постановления, действия (бездействие) судебных исполнителей, иных работников органов принудительного исполнения, руководителя органа принудительного исполнения;
  • установлены сроки проверки имущественного положения должника;
  • уточнен порядок обращения взыскания на заработную плату;
  • детализирована экономическая нецелесообразность реализации имущества, находящегося под таможенным контролем;
  • изменен порядок расчета алиментов для неработающих граждан.

По сообщению официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь