/ / Общественно-политические
13.07.2020

Сергей Наливайко – о переходе на полную цифровую организацию налогового администрирования

12 июля белорусская налоговая служба отметит профессиональный праздник и 30-летие с момента образования. Как и принято, накануне юбилея работники налоговых органов подводят итоги проделанной работы и определяют ориентиры на будущее. Значимость этой государственной службы для развития страны огромна, с ее работой сталкивается каждый гражданин. Как сами налоговики оценивают результаты своей работы, какие цели перед собой ставят? В преддверии юбилея Министр по налогам и сборам Республики Беларусь Сергей Наливайко рассказал «Р» о ключевых направлениях развития налоговой службы и помог понять, почему в этом процессе многое зависит от нас самих.

Сергей Наливайко

Комфортная среда

– В работе налоговой службы в последние годы произошло много изменений. Это и новый Налоговый кодекс, и электронные сервисы, и центры обслуживания плательщиков (ЦОП), и изменяющиеся подходы к проведению контрольных мероприятий… Сергей Эдуардович, а вы сами какие из направлений деятельности считаете наиболее значимыми для дальнейшего развития налоговой службы?

– Налогообложение так или иначе затрагивает интересы всех и каждого, поэтому ответ на вопрос предлагаю искать не в оценке каких-то конкретных событий или инноваций, а скорее в значимости налогов для общества. И в качестве главного направления развития налоговых органов я назову преобразование их в клиентоориентированную службу.

Поясню почему. Все плательщики – и физические лица, и организации – наши клиенты. И работу свою мы организуем так, чтобы учесть интересы каждого. Да, мы остаемся государственной службой, ответственной за наполнение бюджета, но делаем это не только за счет фискальных мер, но и благодаря созданию комфортных условий и среды для добровольного исполнения плательщиками налоговых обязательств.

От этой главной цели, как от ствола дерева, «растут» иные направления деятельности и реализуемые проекты. Например, новая редакция Налогового кодекса. Чтобы реформировать законодательство, к этой работе, вспомним, были привлечены самые разные категории плательщиков, и их предложения составили основу новой редакции кодекса. Если говорить о ЦОП, то, реализуя заложенную в них концепцию, мы повышаем качество обслуживания, стандартизируем его и делаем более доступным. Налажены удаленные формы взаимодействия с плательщиками и электронные сервисы. Они сегодня доступны абсолютно каждому: ускоряют, упрощают, делают более эффективным наше взаимодействие с плательщиками. Словом, развивая ИТ-инфраструктуру, мы уже всерьез задумываемся о переходе на полную цифровую организацию процессов администрирования.

Новации, преференции, стимулы

– Налоговый кодекс в новой редакции применяется с января 2019 года. Пожалуй, уже можно говорить о том, какие изменения он принес с собой для плательщиков и как изменил характер работы самой налоговой службы. Оправдались ожидания? И когда последуют новые изменения?

– На мой взгляд, поставленные цели достигнуты. В новой редакции Налогового кодекса – достаточное количество абсолютно новых, прогрессивных норм. Они касаются как установления правил налогообложения, в том числе преференциальных, так и совершенствования взаимодействия с плательщиками.

Безусловно, на ознакомление с изменившимися нормами, наработку практики работы с ними нужно было время. В том числе и поэтому серьезные изменения в кодекс пока не вносились, что всем дало возможность поработать по новым правилам. Мы общаемся с представителями бизнеса, и в целом они позитивно оценивают новации.

Со своей стороны, я особо хотел бы выделить закрепленные в кодексе новые преференции и стимулы. Они помогли снизить налоговую нагрузку на субъекты хозяйствования, создающие новые рабочие места и реинвестирующие прибыль, сняли излишние налоговые обременения, упростили налоговое администрирование и сократили время на уплату налогов. Сегодня действуют четкие критерии отнесения субъектов хозяйствования к группам риска неисполнения налоговых обязательств. Благодаря этому в отношении добросовестных плательщиков, которые из-за временных трудностей не могут уплатить налоги в срок, закреплена практика отложенного приостановления операций по счетам и электронным кошелькам. Как итог – почти в 4 раза сократилось число плательщиков, которым приостанавливались расходные операции по счетам.

Эффективно работают и нормы статьи 33 Налогового кодекса. Они предусматривают корректировку налоговой базы и суммы подлежащего уплате налога, если имеется информация об искажении плательщиком сведений о фактах совершения хозяйственных операций или при установлении действительных обстоятельств их совершения. Как итог – за 2019 год налоговых обязательств было предъявлено на сумму порядка 6 миллионов рублей, возврат НДС из бюджета предотвращен в сумме 2,8 миллиона рублей.

За прошедшее время, конечно, появились новые идеи о том, как улучшить взаимодействие с плательщиками, а по результатам наработанной практики применения Налогового кодекса определились нормы, которые будут точечно скорректированы. В первую очередь это коснется упрощения налогового администрирования.

Стандарты качества

– Среди новых норм – и статья 26 Налогового кодекса. Теперь плательщики-физлица могут получать услуги в налоговых органах независимо от места постановки на учет и места жительства. Для реализации экстерриториального принципа кроме изменений в законодательстве была создана развернутая инфраструктура центров обслуживания плательщиков. Сейчас их работа стандартизируется. Плательщикам идея понравилась?

– Скажу, что уже на 1 января этого года физические лица обратились в налоговые органы по экстерриториальному принципу порядка 5000 раз. И уже однозначно понятно, что число таких обращений будет расти. Реализация экстерриториального принципа и запуск в работу ЦОПов – это очень хороший пример работы, ориентированной на клиента. Первые такие центры появились в октябре 2016-го, а сегодня их в стране уже более 30. В 2020 году будет открыто еще 6.

Принцип работы прост. Вы приходите в любой ЦОП, и система электронной очереди направляет вас к конкретному специалисту. Время ожидания – от 4 до 5 минут. Нет общей очереди (что сегодня особенно актуально), нет напряженности ожидания. За это отвечает алгоритм контроля и динамического распределения потока посетителей по времени рабочего дня и свободным инспекторам. Сегодня в таких центрах организациям, ИП и физлицам оказывается порядка 60 видов услуг. Из них, например, индивидуальным предпринимателям – 17. Наиболее востребованы предоставление налоговых деклараций (расчетов) индивидуальными предпринимателями и юрлицами, разъяснение законодательства и другие. Во время оказания услуги ведется аудио- и видеозапись. Мы обратимся к записям в случае если после посещения центра на специальном терминале плательщик выставит обслуживавшему его специалисту неудовлетворительную оценку. Каждый такой случай разбирается особо, и в целом доля «единиц» и «двоек» уже сейчас не превышает 2 процентов.

Чтобы в любом ЦОПе одна и та же услуга оказывалась одинаково качественно, сейчас основные налоговые услуги стандартизируются. А стандарт – это гарантия соблюдения требований к их осуществлению. Уже утверждено 15 регламентов, устанавливающих единый порядок взаимодействия с плательщиками, в 2020 году будет разработано еще 5 таких регламентов.

Опыт взаимодействия налоговых органов с физлицами по экстерриториальному принципу положительный, оптимизация работы налицо, и потому рассматривается вопрос расширения круга получателей таких налоговых услуг. Сначала подобное право будет предоставлено ИП, а в дальнейшем и юридическим лицам.

Удаленный доступ

– Но ведь не все плательщики сегодня обращаются в инспекции – многие предпочитают решать вопросы удаленно, благо электронных сервисов для этого налоговая служба предлагает все больше…

– Мы считаем, что у плательщика должен быть выбор. Есть потребность в визите в налоговую инспекцию? Значит, визит должен быть комфортным и не должен занимать много времени. Желает плательщик решить вопрос, не покидая рабочего места? Такая возможность у него тоже имеется. Цифра поможет. И я больше скажу: мы все активнее переводим взаимодействие с плательщиками на цифровые технологии. В прошлом году, например, электронными услугами пользовалось более 340 000 субъектов хозяйствования.

Возьмем «Личный кабинет плательщика» – наиболее универсальный электронный сервис, реализованный на портале министерства как для субъектов бизнеса, так и для физлиц. Так вот, если в 2014 году, то есть в первый год его работы, посредством него извещение на уплату имущественных налогов в электронном виде получили 58 физлиц (а я сейчас говорю именно о физических лицах), то в 2015-м их число выросло до 6200 человек. А в прошлом году такая услуга была оказана уже 174 000 физических лиц. Это, кстати, позволило сэкономить 134 000 бюджетных рублей.

Для каждой категории плательщиков «Личный кабинет» открывает доступ к своему функционалу. И сам функционал, и технологическая платформа, на которой работает сервис, модернизируются на постоянной основе. Все больше граждан пользуются возможностью подачи в «Личном кабинете» налоговых деклараций по подоходному налогу в электронном виде. С 2018 года, когда появилась такая возможность, доля электронных деклараций в общем их количестве выросла с менее 5 процентов до 55 процентов в этом году. И это действительно удобно и просто. Фактически плательщику необходимо проверить (и при необходимости внести изменения) в подготовленную в автоматическом режиме декларацию с уже внесенными в нее некоторыми сведениями о доходах. Такие сведения загружаются из иных информационных систем, с которыми мы работаем. Все это экономит время плательщика и позволяет уменьшить число случаев декларирования неполных сведений о полученных доходах.

Полезный функционал реализован и в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей. В нем совершенствуется предварительный камеральный контроль, позволяющий плательщикам на стадии заполнения и направления деклараций выявить ошибки заполнения. Расчет отдельных показателей здесь автоматизирован, оставить незаполненными важные показатели не получится, а если камеральным образом в декларации выявлены серьезные ошибки, автоматика запретит плательщику представлять документ в налоговый орган. Совершенствование функционала продолжается и сейчас.

Предупредительный контроль

– Еще один момент, который в работе налоговой службы приобретает все большие вес и значение, – камеральный контроль. Есть ощущение, что налоговые органы намерены всю контрольную деятельность вести удаленно…

– Эта догадка близка к истине. Камеральный контроль, доля которого возрастает в общем объеме контрольной деятельности, – одновременно очень прогрессивный, технологичный и гибкий инструмент контроля налоговых органов. Он позволяет на основании анализа имеющихся в нашем распоряжении информационных источников выявлять нарушения у плательщиков, уведомлять их об этом, предоставляя возможность добровольно уточнить налоговые обязательства и самостоятельно доплатить налоги в бюджет без привлечения к административной ответственности. В 2019 году такой возможностью, кстати, воспользовалось около 95 процентов плательщиков, в адрес которых были направлены предложения о корректировке налоговых обязательств.

Камеральный контроль позволяет не вмешиваться в работу бизнеса и одновременно повышает эффективность проведения контрольных мероприятий. Число традиционных проверок при этом снижается. Так, в 2019 году количество выездных внеплановых проверок по сравнению с 2017 годом сократилось в 16 раз, выборочных – в 10. Функционал внедряемых инструментов контроля широк. К примеру, автоматизированная информационная система «Учет счетов-фактур» позволяет сопоставлять объемы реализованной и приобретенной продукции, осуществлять сверку экспортно-импортных операций и анализировать отдельные цепочки хозяйственных операций для оперативного выявления высокорисковых сделок. И я хочу сказать, что с помощью этой системы только в прошлом году при проведении камерального контроля предотвращен возврат из бюджета НДС в сумме 90 миллионов рублей. Это в 3 раза превышает результаты выездных проверок по данному направлению.

Как видно, контроль налоговых органов все более основан на использовании превентивных, предупредительных механизмов и носит в большинстве случаев характер диалога с плательщиком.

«Будем расти профессионально»

– Все направления работы, о которых вы рассказали, требуют весьма высокой квалификации работников. Как налоговая служба намерена расти в профессиональном плане, чтобы не отстать от передовых технологий?

– Действительно, однажды полученное образование сейчас уже не может гарантировать работнику, как это было когда-то, высокое качество работы на протяжении всей трудовой деятельности. А ведь в системе налоговой службы сегодня трудится около 6000 человек. И чтобы работники соответствовали современным требованиям, мы в диалоге с учреждениями образования совершенствуем профессиональную подготовку кадров, вырабатываем системы адаптации молодых специалистов, обеспечиваем систематическое обновление и пополнение профессиональных знаний, умений и навыков всех категорий специалистов. Дальнейшее профразвитие работников службы видится в расширении их знаний в применении ИT-технологий, совершенствовании навыков работы с различными программными продуктами, обмене опытом с налоговыми службами иностранных государств и внедрении передовых методик в самой Беларуси.

– Юбилей – это время, когда можно не только подводить итоги работы, но также заглянуть в будущее. Сергей Эдуардович, какие направления работы налоговая служба определяет для себя как перспективные?

– Из всего, о чем шел наш разговор, понятно, что мы обязательно будем развивать ИТ-инфраструктуру налоговых органов. В перспективе, как я уже сказал, – переход на полную цифровую организацию процессов администрирования, способствующих полному и своевременному поступлению в бюджет налогов и сборов.

Налоговая служба будет всячески способствовать также созданию условий для добровольного и необременительного исполнения плательщиками налоговых обязательств.

Вячеслав Мильяненко, «Рэспубліка», 11 июля 2020 г.
(фото 
 Pravo.by)