/ / Общественно-политические
17.01.2020

В проекте Закона «О рекламе» хотят разобраться с недостоверными объявлениями о продаже и аренде жилья

Липы в агентствах больше не цветут

«Из 2020-го – назад, в 2012-й». Думаете, речь идет о машине времени? Нет, просто так эмоционально некоторые риелторы отреагировали на один из пунктов предполагаемых поправок в Закон «О рекламе». Он обязывает в объявлениях о продаже или сдаче внаем жилья сообщать номер договора на оказание услуг, наименование компании, УНП и реквизиты лицензии. Все это внесло изрядную сумятицу в ряды агентов по недвижимости. Впрочем, разобравшись, что к чему, некоторые выдохнули: сверять эти данные ни в каком госоргане не будут. Так что дело обойдется без проволочек. Но зачем-то данные эти все же требуют?

На самом деле на рынке есть одна большая проблема: чьи-то объекты недвижимости постоянно незаконно рекламируют в интернете. То есть вы квартиру даже не продаете и не сдаете внаем или давно уже это сделали, но телефон ежедневно разрывается от звонков людей, которые уверены в обратном. На том конце провода уверяют: ваш номер им буквально сегодня дал агент по недвижимости. Чтобы предотвратить подобные случаи и исключить ситуации, в которых страдают люди, когда обращаются за помощью к риелторам, собственно говоря, и хотят ввести такую жесткую, по нынешним временам, норму. Важно понимать, что идея эта исходила не столько от госорганов, сколько со стороны серьезного риелторского бизнеса, уставшего от того, что на него то и дело падает тень от деятельности недобросовестных коллег.

Между прочим, в ушедшем году несколько таких ушлых агентств недвижимости попались, что называется, на горяченьком. В чем они провинились? Вот пример: клиентам предлагали арендовать укомплектованное жилье у метро в районе столичного универмага «Беларусь» по подозрительно низкой цене.

Ну, редко, но бывает и такое, скажете вы. Допустим. Но после заключения договора клиентам почему-то никто не гарантировал, что этот вариант получится рассмотреть. Плавали – знаем, как выглядят эти «урвавшие» из-под самого носа «твое» жилье люди – все это сказки про белого бычка. Так и вышло: по факту фото из объявления оказалось снимком квартиры во Владивостоке, а по указанному адресу в Минске вообще находится не жилой дом, а административное здание. То есть риелторы заведомо продавали своим клиентам несуществующий вариант аренды квартиры. К слову, претензия от Минюста к агентству недвижимости, учинившему эту сцену с разводом, была далеко не первая, но стала для него последней.

Или вот еще случай: разместили в сети объявление об аренде жилья, да еще по другой стоимости, нежели хотел клиент. Ну, точнее, и не клиент он, как оказалось, был вовсе. Выслушать гражданина выслушали, а договор с ним так и не заключили, но квартиру его на рынок предложений выставили. Мужчина потом столкнулся с сотнями желающих снять его квартиру по столь привлекательной цене. Вот вам еще один скандальный случай из практики уже не работающего агентства.

А теперь знакомая до боли многим арендаторам, да и покупателям классика: копируется объявление физлица, только меняются имя и контакты собственника. Звонишь – а человек на другом конце вдруг предлагает подъехать в агентство, хотя в тексте не было ни намека на это. Естественно, к тому моменту, пока доезжаешь до агента, понравившийся вариант «уходит» с рынка, но взамен пообещают предложить что-то очень похожее.

Перечисленные примеры – в числе лидеров по нареканиям на риелторские компании. И хотя число жалоб в целом год от года снижается, есть вопросы, которые удастся решить только после корректировки законодательства, признавали не так давно в Минюсте. Одну из проблем – недобросовестную рекламу – и попытались урегулировать поправками к Закону «О рекламе». Документ уже прошел первое чтение в Парламенте, впереди второе. Впрочем, после подписания Президентом обновленный документ заработает лишь спустя полгода – столько времени заложено на перестройку рынка и приведение в соответствие всей нормативной базы. Но риелторам начать решать свои отраслевые вопросы не помешало бы уже сейчас: как-никак многолетняя репутация не стоит пары сомнительных объявлений.

Мария Друк, «Рэспубліка», 17 января 2020 г.