/ / Общественно-политические
25.02.2020

Как МАРТ будет противодействовать «серым» риелторам

Лишнее звено в квадратном уравнении

Недавно в Министерство антимонопольного регулирования и торговли поступило обращение ОО «Белорусская ассоциация «Недвижимость» о регулировании порядка размещения в интернете рекламы о продаже и аренде объектов недвижимости физлицами. Повод – участившиеся случаи подачи объявлений так называемыми «серыми» маклерами. Они под видом физических лиц, желающих продать или купить жилье, развили столь высокую активность, что забили своими объявлениями все рекламно-информационные потоки. В итоге добросовестные участники рынка не могут нормально заниматься своим делом. Как в МАРТ будут противостоять теневому рынку, выяснял корреспондент «Р».

Рынок мимо кассы

В стране ежедневно совершаются десятки сделок покупки-продажи жилья. Оно и понятно. Недвижимость, пожалуй, самый дорогой товар и один из неплохих способов инвестирования. По данным Национального кадастрового агентства, суммарно за прошлый год только в Минске заключили около 12,9 тысячи сделок купли-продажи жилья, а денежный оборот от продажи квартир составил 882,4 млн долларов в эквиваленте. Самую дорогую квартиру площадью более 250 квадратных метров продали за 485 000 долларов.

Способов совершить сделку с недвижимостью несколько. Те, кто ценит деньги и время, обращаются к профессионалам рынка – в агентства недвижимости. Безусловно, услуга не бесплатная. Но у потребителя отпадает нужда заниматься поиском покупателя или продавца. Те же, кто не желает пользоваться услугами риелторов, занимаются поиском вариантов самостоятельно. В белорусском сегменте сети интернет есть ряд специализированных площадок, где размещаются тематические объявления. Казалось бы, заходи на сайт, подбирай нужный вариант да заключай сделку. Но, как показывает практика, значительную часть таких рекламных объявлений размещают «серые» маклеры. Председатель совета ОО «Белорусская ассоциация «Недвижимость» Анатолий Звездин объясняет:

Анатолий Звездин– Согласно правилам оказания риелторских услуг мы имеем право рекламировать объекты только после заключения договора с потребителем. В интернете очень много рекламы якобы от частных лиц. Но по факту под ними скрываются люди, которые занимаются риелторской деятельностью, не являясь сотрудниками агентств недвижимости. Либо это просто частные лица, либо это риелторы, подрабатывающие на стороне. Сегодня по разным оценкам до 50 процентов рынка находится в тени. Вся эта серая масса работает по своим правилам.

Все не так и все не то

В качестве эксперимента мы решили проверить, сколько же объявлений, поданных частными лицами, на практике оказалось таковыми. По легенде выступаем в качестве покупателя самой популярной на сегодня недвижимости в Минске – двухкомнатной квартиры. Заходим на один из популярных интернет-ресурсов, где размещаются такие объявления. В базе 2047 предложений. Безусловно, обзванивать все не хватит времени и сил. Поэтому берем с полсотни последних объявлений. Обращаем внимание на те, в которых стоит пометочка «не агентство». Одного продавца, видимо, так допекли риелторы, что он разместил объявление следующего содержания: «Уважаемые сотрудники агентств недвижимости, уважаю вашу работу и желание оказать содействие, но убедительная просьба не беспокоить, давайте уважать свое и чужое время. При принятии решения о сотрудничестве с каким-либо из агентств обязательно это сделаю». Мы созвонились с этим человеком. Действительно, это владелец квартиры, который ее продает.

Но в 30 из 50 случаев на другом конце провода оказались риелторы. На вопрос, почему они продают недвижимость под видом частных лиц, вразумительного ответа дать не могли, а просто бросали трубку и сразу же заносили наш телефон в черный список. Причем в нескольких случаях по разным номерам мобильного телефона отвечал один и тот же человек.

Что говорит закон

Именно такая ситуация с продажей недвижимости и подтолкнула профессионалов обратиться за помощью к регулятору рекламного рынка. Анатолий Звездин подчеркивает: многого для изменения ситуации не требуется, нужно просто навести порядок в этой сфере.

– Мы говорим, что нужно установить порядок подачи рекламы о недвижимости для физических лиц. Нам отвечают, что таким образом будут ущемляться права граждан. И сравнивают обычно с товарами народного потребления. Но, согласитесь, продать диван и продать квартиру – это совершенно разные вещи. По мебели проще: выбрал то, что нравится, да заплатил деньги. По недвижимости существует целая процедура, в том числе и государственная регистрация сделки. Государство справедливо признает, что по сделкам с недвижимостью должен быть особый порядок. Почему нет особого порядка по рекламе?

В ассоциации «Недвижимость» считают, что требуется как минимум упорядочить взаимоотношения между рекламными площадками и физлицами.

– Когда мы обращаемся в Минюст, нам отвечают, что они регулируют работу только агентств недвижимости, а частные лица не в их компетенции. Проблема в том, что потребитель, который хочет купить объект недвижимости, просматривая рекламу в интернете, не всегда способен разобраться, с кем он общается: с действительным собственником объекта либо же с так называемым его представителем. И что будет с потребителем, как пройдет такая сделка, по факту никого не интересует. Это и было мотивом обращения в МАРТ. Мы предложили изменить норму закона, где была бы упорядочена процедура подачи и размещения рекламы физическими лицами. Никто не говорит о том, что нужно ограничить права собственника рекламировать объект. Но определенная процедура должна быть.

К слову, у рекламных площадок есть собственные алгоритмы, по которым они вычисляют недобросовестных рекламодателей. Ведь они тоже заинтересованы в том, чтобы у них не было непонятных и заведомо ложных объявлений. Но на практике каждое объявление проверить не получается. Да и «серые» маклеры наловчились и применяют все новые способы в подаче рекламы. Выход профессиональные риелторы видят только в информационном обмене.

– У каждой площадки своя система модерации. Мы понимаем и знаем, по каким признакам можно определить, какое объявление подается собственником, а какое нет, – продолжает председатель совета ассоциации «Недвижимость». – Например, большое количество объявлений сделано под один стандарт, без указания наименования агентства недвижимости. Или реклама нескольких объектов идет на один номер телефона, а фотографии взяты с иностранных сайтов. А что касается информационного обмена, то у рекламных площадок есть свои подходы по поиску недобросовестных рекламодателей. У нас есть свои наработки в этой части. Абсолютно уверен, что профессиональные союзы и специализированные интернет-площадки способны найти общее решение.

Важен диалог

Инна ГаврильчикМАРТ проанализировал обращение риелторов и решил выслушать все заинтересованные стороны. Для этого была организована рабочая встреча со всеми заинтересованными. Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Инна Гаврильчик поделилась итогами этого разговора:

– На встрече мы договорились, что заинтересованные стороны подумают, на каких условиях они готовы сотрудничать, мы предложили обдумать возможность заключения соглашения об информационном обмене между ассоциациями в сфере недвижимости и интернет-площадками. Это первый шаг для выявления ненадлежащей рекламы и лиц, которые незаконно продают недвижимость. По результатам анализа информации, которую будут предоставлять площадки, МАРТ как контролер в сфере рекламы будет принимать меры по пресечению ненадлежащей рекламы и привлечению к ответственности нарушителей.

Участники встречи также обсудили предложение о законодательном регулировании порядка размещения в интернете рекламных объявлений о продаже (аренде) объектов недвижимости физлицами. Было отмечено, что, даже если по запросу площадки физическое лицо представит копии документов на недвижимость, это не доказательство того, что рекламодателем является добросовестный гражданин, то есть совсем не гарантия того, что их представляет собственник.

– Те лица, которые нелегально занимаются такой деятельностью, когда кому-то якобы оказывают услуги по продаже объекта недвижимости, эти документы видят, могут сделать копию или сфотографировать и представить. Поэтому мы не отсеем «серых» маклеров, даже если установим обязанность по представлению таких документов, – говорит Инна Гаврильчик. – Полагаю, одним из действенных способов решения проблемы может быть слаженная и ответственная работа двух отраслей – недвижимости и рекламной деятельности – в рамках саморегулирования. Кроме того, надо понимать, что реклама – это то, что лежит на поверхности проблемы – проблемы незаконной деятельности при сделках с объектами недвижимости. Поэтому по результатам представленной информации не исключаем привлечение к этой работе МВД и Минюста. До 1 марта и площадки, и ассоциации в сфере недвижимости представят нам свое видение сотрудничества. Мы все проанализируем и при необходимости организуем еще одну встречу.

Владислав Сычевич, «Рэспубліка», 25 февраля 2020 г.
(фото – «Рэспубліка»)