/ / Общественно-политические
21.12.2020

Депутатский корпус рассмотрел пакет бюджетных законопроектов на 2021 год

18 декабря 2020 года на вечернем заседании Палаты представителей депутатский корпус рассмотрел пакет бюджетных законопроектов на 2021 год.

Депутатский корпус рассмотрел пакет бюджетных законопроектов на 2021 год

В двух чтениях был принят проект Закона «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2021 год», который представили Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Костевич И.А. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Мурина Ю.Г.

В законопроекте определены источники формирования доходов бюджета фонда, их объем и направления использования средств фонда, устанавливается порядок исполнения бюджета фонда.

Доходы бюджета фонда рассчитаны в сумме 19 120,4 млн. рублей, или 108,9 процента к бюджету фонда за 2020 год.

Основную долю в структуре взносов на государственное социальное страхование занимают обязательные страховые взносы работодателей и работающих граждан 98,1 процента или 16 841,9 млн. рублей.

С текущего года установлена уплата обязательных страховых взносов за военнослужащих, проходящих срочную военную службу. Таких поступлений на 2021 год предусмотрено в сумме 1,3 млн. рублей (менее 0,01 процента).

Взносы на профессиональное пенсионное страхование рассчитаны в сумме 192,9 млн. рублей (1,1 процента).

Неналоговые доходы бюджета фонда составляют 325,3 млн. рублей. Наибольший удельный вес 58,2 процента в неналоговых доходах бюджета фонда занимают доходы от размещения средств профессионального пенсионного страхования в сумме 189,4 млн. рублей, другие неналоговые доходы составляют 135,9 млн. рублей.

Субвенция из республиканского бюджета в бюджет фонда планируется на уровне 1630,0 млн. рублей, основная масса которых это расходы, которые согласно законодательству, осуществляются из республиканского бюджета.

Расходы бюджета фонда рассчитаны в сумме 18 787,6 млн. рублей.

Основная часть расходов бюджета фонда (78,8 процента) в сумме 14 810,6 млн. рублей направляется на финансирование пенсионного обеспечения.

Общая сумма расходов бюджета фонда, направляемых на финансирование пособий, составляет 3 688,1 млн. рублей, или 19,6 процента расходов бюджета. Кроме того, запланировано финансирование по другим статьям расходов в соответствии с целевым назначением средств фонда.

В целом, бюджет фонда на 2021 год сформирован с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования в сумме 332,8 млн. рублей, которые в соответствии с законодательством подлежат накоплению. Исполнение бюджета фонда будет осуществляться через единый казначейский счет.

Министр финансов Республики Беларусь Селиверстов Ю.М. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Васюков В.М. выступили с докладами по проекту Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь», который был принят в двух чтениях.

Вносимые законопроектом изменения направлены на приведение Кодекса в соответствие c Жилищным, Банковским и Трудовым кодексами, законами и указами Президента Республики Беларусь.

В частности, с 2021 года законопроектом предлагается:

  • индексация ставок земельного, экологического налога, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах и единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в целях адаптации их к инфляционным процессам; 
  • увеличение ставок акцизов на табачные изделия на 15 процентов; 
  • сокращение перечня продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых НДС по ставке 10 процентов;
  • установление ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь лекарственных средств и медицинских изделий;
  • отмена взимания единого налога на вмененный доход; 
  • увеличение с одной до двух базовых величин ставки сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма и сбора за осуществление ремесленной деятельности.

В рамках консолидации бюджетных средств в условиях необходимости изыскания дополнительных средств для борьбы с короновирусом, в том числе вакцинации и дополнительного стимулирования медицинского персонала, работающего с инфицированными COVID-19, проектом Закона предусматривается:

  • налогообложение налогом на прибыль по ставке 30 процентов операторов сотовой подвижной электросвязи, назначенного в оператора по обязательному оказанию универсальных услуг электросвязи на территории Республики Беларусь, а также прибыли коммерческих микрофинансовых организаций, включенных в реестр микрофинансовых организаций;
  • налогообложение подоходным налогом по ставке 13 процентов доходов физических лиц, полученных по трудовым договорам от резидентов Парка высоких технологий и резидентов Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень»; 
  • предоставление права Минскому городскому Совету депутатов на увеличение ставок единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц до четырех раз, областным Советам депутатов – до двух раз; 
  • увеличение с 0,7 процента до 1,5 процента ставки арендной платы и земельного налога за земельный участок, предоставленный для размещения торговых центров; 
  • введение местного сбора за пересечение транспортными средствами Государственной границы Республики Беларусь.

В связи с согласованным Правительством с Палатой представителей решением по отмене государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении законопроектом предусмотрен переход к взиманию транспортного налога с организаций и физических лиц.

Министр финансов Республики Беларусь также представил проект Закона «О республиканском бюджете на 2021 год», с содокладом выступила председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Нижевич Л.И.

Проект республиканского бюджета и расчетные показатели по бюджетам областей и г. Минска на 2021 год разработаны на основе положений программных документов по социально-экономическому развитию страны с учетом складывающейся экономической ситуации.

Ключевой задачей развития Республики Беларусь в 2021 году будет являться обеспечение макроэкономической сбалансированности, социальная защищенность населения и повышение на этой основе благосостояния белорусского народа.

Доходы по проекту республиканского бюджета на 2021 год предусматриваются в сумме 23 303,5 млн. рублей, что на 1470,4 млн. рублей (или 6,7 процента) больше ожидаемого исполнения 2020 года.

Основными источниками налоговых доходов республиканского бюджета являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности.

Расходы по проекту республиканского бюджета на 2021 год сформированы в сумме 27 350,5 млн. рублей, или 105,2 процента к ожидаемому исполнению 2020 года.

В 2021 году основными задачами для сектора государственных финансов являются обеспечение экономического роста на основе повышения эффективности использования внешних и внутренних ресурсов и сокращения региональных диспропорций.

В 2021 году усилится социальная направленность расходов бюджета.

В приоритете финансирование образования и здравоохранения, а также реализация мер, направленных на повышение качества жизни населения, поддержку многодетных семей. Предусмотрено формирование семейного капитала в сумме 341,5 млн. рублей. Значительную часть в бюджете составят расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия, другие выплаты, средства на выполнение государственных социальных стандартов.

На 2021 год формирование проекта республиканского бюджета произведено с дефицитом в размере 4046,9 млн. рублей. 

По сообщению официального сайта Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)