/ / Общественно-политические
18.12.2020

На заседании четвертой сессии Палаты представителей седьмого созыва парламентарии рассмотрели девять вопросов

18 декабря 2020 года на утреннем заседании четвертой сессии Палаты представителей седьмого созыва парламентарии рассмотрели девять вопросов.

Во время заседания четвертой сессии Палаты представителей седьмого созыва

Во втором чтении были приняты семь законопроектов.

С общим докладом по проектам Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях выступила председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Любецкая С.А.

В своем докладе парламентарий отметила, что проекты КоАП и ПИКоАП являются системообразующими нормативными правовыми актами, закрепляющими принципы и нормы правового регулирования административной ответственности, административного процесса и обеспечивающими наиболее полное правовое регулирование соответствующих общественных отношений. Главная особенность разработанных проектов кодексов – профилактический и предупредительный характер их норм.

После рассмотрения в первом чтении законопроекты были значительно доработаны с учетом замечаний и предложений, высказанных депутатами Палаты представителей, заинтересованными государственными органами, иными организациями, представителями бизнес-сообщества, научными учреждениями, гражданами. В ходе их подготовки к рассмотрению во втором чтении было рассмотрено более 700 замечаний и предложений.

Член Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Луканская И.Э. представила проект Закона «Об изменении законов по вопросам медиации».

Данный проект Закона подготовлен во исполнение статьи 2 Закона «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций о международных мировых соглашениях, достигнутых в результате медиации» и обеспечения эффективной реализации положений Конвенции.

Основные цели Конвенции направлены на популяризацию медиации как способа разрешения спора и закрепления возможности исполнения мировых соглашений, принятых в рамках медиации.

Для реализации в национальном законодательстве института обеспечения предмета международного медиативного соглашения, оснований признания международных медиативных соглашений и оснований отказа в их принудительном исполнении предусмотрена корректировка Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

В целях исключения практики внесения в законы множественных изменений, обеспечения комплексности и системности корректировки нормативных правовых актов из проекта Закона исключены нормы, предусматривающие изменения Налогового кодекса Республики Беларусь, для включения их в законопроект по комплексной корректировке указанного кодекса.

Проектом Закона предусматривается дополнение Закона «О медиации» нормами, содержащими определение международного медиативного соглашения, а также положениями, регулирующими порядок признания и исполнения международных медиативных соглашений.

Кроме того, для комплексной корректировки законодательства в сфере медиации Закон о медиации дополняется нормой, устанавливающей определение обособленного подразделения юридического лица, обеспечивающего проведение медиации.

Практическая реализация Конвенции позволит обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и субъектов хозяйствования, а также будет способствовать упрощению и ускорению исполнения медиативных соглашений международного характера, исполнение которых входит в сферу применения Конвенции.

О проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений» доложил член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Мамайко И.А.

Законопроект направлен на дальнейшее совершенствование правовых основ функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений, приведение их в соответствие с другими законодательными актами.

Законопроект предусматривает регулирование общественных отношений, связанных с учетом, регистрацией, хранением в едином государственном банке данных о правонарушениях сведений о правонарушениях, их защитой и предоставлением государственным органам и иным организациям Республики Беларусь, иностранных государств и международным организациям, а также адвокатам, нотариусам и иным физическим лицам.

Принимая во внимание объем вносимых изменений, Закон Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений» излагается в новой редакции.

В частности, законопроектом предусматривается:

  • уточнение терминологии действующего Закона о ЕГСРУП; 
  • возможность для органов уголовного преследования, органов, ведущих административный процесс, и судов осуществлять регистрацию правонарушений непосредственно в ЕГБДП по электронным каналам; 
  • снижение сроков хранения сведений об административных правонарушениях, по которым исполнены административные взыскания, с десяти до трех лет; 
  • дополнение действующего Закона о ЕГСРУП нормами: 
    • об учете уголовных дел частного обвинения, по которым обязательно предварительное следствие; уголовных дел, поступивших от компетентных органов иностранных государств, выделенных из других уголовных дел;
    • регламентирующими порядок предоставления сведений о правонарушениях государственным органам и иным организациям Республики Беларусь, иностранных государств и международным организациям, а также адвокатам, нотариусам и иным физическим лицам.

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Дубов А.В. выступил с докладом по проекту Закона «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности».

Законопроект в целом ориентирован на:

  • декриминализацию и смягчение ответственности за деяния, не связанные с причинением существенного вреда;
  • обеспечение сбалансированности наказания за отдельные виды преступлений с учетом правоприменительной практики;
  • создание дополнительных правовых гарантий для участников уголовного процесса и оптимизацию мер пресечения;
  • корректировку положений уголовного законодательства с учетом развития современных информационных технологий;
  • согласование положений уголовного закона с изменяющимся отраслевым законодательством.

Так, проектом Закона предусматривается декриминализация ряда составов преступлений с административной преюдицией.

Предусмотрена декриминализация тех составов, исключение которых было поддержано большинством заинтересованных государственных органов (незаконное распоряжение денежными средствами, находящимися на банковских счетах субъекта хозяйствования, обман потребителей, нарушение правил охраны недр, нарушение правил радиационного контроля, незаконное пользование эмблемой Красного Креста, Красного Полумесяца, Красного Кристалла, самовольное занятие земельного участка, передача предметов или веществ лицу, содержащемуся в следственном изоляторе, исправительном учреждении, исполняющем наказание в виде лишения свободы, или арестном доме, либо получение от него предметов и веществ).

При этом, исключая составы из Уголовного кодекса Республики Беларусь, предлагается установить повышенную административную ответственность за повторное совершение соответствующих деяний.

Также корректировке подвергаются меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога. Предлагаемые изменения направлены на оптимизацию мер пресечения, а также обеспечение максимально индивидуализированного подхода при их назначении с учетом личности подозреваемого или обвиняемого, их возраста и состояния здоровья, рода занятий, семейного и имущественного положения и др.

Уделено внимание усилению гарантий обвиняемых (подозреваемых) в отношении применения самой строгой меры пресечения – заключения под стражу.

Вводится абсолютно новая для национального законодательства мера пресечения – запрет определенных действий. Расширение действующей системы мер пресечения вызвано необходимостью увеличения сферы применения мер пресечения «ограничительного» характера, не связанных с заключением под стражу.

Ряд положений проекта направлены на устранение нарушений и иных недостатков в работе правоохранительных органов и, в том числе, связаны с пересмотром оснований приостановления и продления сроков расследования уголовных дел, использованием безбумажных технологий для фиксации хода и результатов следственных действий, расширением полномочий органов прокуратуры на стадии предварительного расследования и иное.

В проекте Закона реализованы выработанные Генеральной прокуратурой подходы к применению института поручительства при помиловании осужденных.

Нормы законопроекта также связаны с усилением и дифференциацией ответственности в государственном и частном секторах за совершение коррупционных преступлений. Предлагаемые меры позволят устранить имеющиеся пробелы, а также обеспечить выполнение отдельных международных обязательств Республики Беларусь.

В проект Закона включены нормы, направленные на совершенствование института освобождения от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба (вреда), уплатой дохода, полученного преступным путем.

Принятие проекта Закона будет способствовать реализации последовательной государственной политики, направленной на либерализацию уголовной ответственности, устранение возникающих в правоприменительной практике проблемных вопросов, повышение эффективности отдельных правовых институтов, а также приведению Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов в соответствие с законодательством.

О новациях законопроекта «О внесении изменений в Закон Республики Беларусь «Об официальных геральдических символах» проинформировал заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Волков И.В.

Подготовка законопроекта обусловлена необходимостью обеспечения полноты и всесторонности регулирования общественных отношений в сфере официальной геральдической символики.

В законопроект включены положения Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах создания, установления, государственной регистрации и использования официальных геральдических символов», касающиеся правового регламентации нагрудных знаков.

С докладом о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О погребении и похоронном деле» выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Боболович А.С.

Парламентарий отметил, что законопроектом, в частности, предлагается:

  • расширить понятийный аппарат путем введения терминов «братская могила», «групповая могила» «общая могила», «перезахоронение» и «семейный колумбарий»; 
  • наделить специализированные организации, лиц, ответственных за содержание и благоустройство мест погребения, поселковые, сельские исполнительные комитеты правом привлекать юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, на договорной основе к выполнению работ по содержанию и благоустройству мест погребения; 
  • уточнить требования к содержанию и благоустройству мест погребения, в том числе возложить обязанность по содержанию в надлежащем состоянии участка для захоронения или (ниши) места в колумбарии на лицо, взявшее на себя организацию установки надмогильного сооружения; 
  • установить запрет на захоронение способом, не предусмотренным Законом (например, способом развеивания праха);
  • предусмотреть возможность открытия ранее закрытых мест погребения по решению местных Советов депутатов базового территориального уровня с учетом интересов граждан, проживающих на территории соответствующей административно-территориальной единицы; 
  • определить порядок формирования тарифов на гарантированные услуги, а также определить минимальный перечень гарантированных услуг; 
  • сократить срок погребения специализированной организацией умерших, личность которых не установлена, и умерших при отсутствии лиц, взявших на себя организацию погребения, с трех до одних суток с момента передачи тел (останков) и с даты получения необходимых документов и заключений, необходимых для осуществления погребения; 
  • отнести к компетенции специализированной организации, поселкового и сельского исполнительных комитетов, администрации зон отчуждения и отселения определение секторов в местах погребения для захоронения умерших, личность которых не установлена, и умерших при отсутствии лиц, взявших на себя организацию погребения, а также способы захоронения указанных умерших; 
  • предусмотреть порядок захоронения урн с прахом (пеплом) умерших, личность которых не установлена, и умерших при отсутствии лиц, взявших на себя организацию погребения; 
  • включить порученческую норму, обязывающую местные исполнительные и распорядительные органы в течение двух лет провести инвентаризацию мест погребения в сельских населенных пунктах, поселках городского типа и передать их на баланс специализированным организациям.

В двух чтениях был рассмотрен проект Закона «О введении в действие кодексов», о котором рассказали Министр юстиции Республики Беларусь Слижевский О.Л. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Любецкая С.А.

Законопроектом предусматривается, что новые кодифицированные нормативные правовые акты по вопросам административной ответственности вводятся в действие с 1 марта 2021 года.

В связи с введением в действие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предлагается признать утратившими силу ряд действующих законодательных актов, регулирующих вопросы привлечения к ответственности граждан, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов хозяйствования за совершение административных правонарушений.

Кроме того, законопроект содержит переходные положения, касающиеся приведения актов законодательства в соответствие с КоАП и ПИКоАП, а также определяющие порядок применения таких актов до приведения их в соответствие с КоАП и ПИКоАП.

В законопроекте нашли отражение вопросы рассмотрения дел об административных правонарушениях и исполнения вынесенных в рамках действующих кодексов об административной ответственности постановлений о наложении административных взысканий с учетом подходов, предусмотренных новыми КоАП и ПИКоАП в части либерализации системы наказаний за административные правонарушения, изменения процессуальной компетенции государственных органов (организаций), должностных лиц на составление протоколов об административных правонарушениях и рассмотрение дел об административных правонарушениях.

Кроме того, на заседании депутатский корпус заслушал доклад председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Савиных А.В. о Заявлении Национального собрания Республики Беларусь в связи с принятием Европейским парламентом резолюции по Беларуси.

В результате обсуждения парламентарии одобрили текст заявления и приняли соответствующее постановление Палаты представителей. 

По сообщению официального сайта Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)