/ / Общественно-политические
24.04.2020

Когда запустят Белорусскую интегрированную сервисно-расчетную систему и как будут работать ID-карты

В стране планомерно и последовательно продвигаются IТ-сервисы. Их дорожная карта – госпрограмма развития цифровой экономики и информационного общества на 2016–2020 годы, утвержденная Правительством. Одно из ключевых мероприятий в этом направлении – создание Белорусской интегрированной сервисно-расчетной системы (БИСРС). Этот масштабный проект осуществляется в комплексе с процессом внедрения биометрических документов, которые вскоре заменят привычный нам сегодня аналоговый паспорт гражданина. Когда появятся ID-карты и биометрические паспорта и в чем отличия таких документов – выяснял корреспондент «Р».

ID-карта

Сроки определены

Запуск БИСРС несколько раз переносился. Последний называвшийся срок – 2021 год. Но на недавней коллегии Минсвязи и информатизации Первый заместитель Премьер-министра Дмитрий Крутой поставил четкую задачу – запустить эту систему всеми возможными усилиями с 1 января 2021 года. Тем более что вопрос на особом контроле Главы государства. Ожидается, что работы по вводу в промышленную эксплуатацию БИСРС завершатся к декабрю этого года. В результате в стране будет введена новая система удостоверения личности с использованием биометрических документов, которая станет пропуском в электронный мир для взаимодействия с сервисами государства.

Очень важный пластик

Что касается ID-карты, то она станет внутренним документом, удостоверяющим личность. Она понадобится для совершения операций с использованием электронно-цифровой подписи, подтверждения личности на основе данных, содержащихся в модуле криптографического токена аутентификации. На карте будут записаны персональные данные о гражданине, определенные соответствующим стандартом технологической безопасности. Это идентификационный номер, ФИО, дата рождения, пол, дата выдачи и срок действия. Также будет указано гражданство, место рождения и название страны, выдавшей документ. При этом ID-карта не будет содержать информацию о месте регистрации гражданина, сведения о заключении брака и детях.

– Получать данную информацию и иные дополнительные сведения можно будет из информационных систем, интегрированных с общегосударственной автоматизированной информационной системой, – поясняет начальник управления стратегического развития Минсвязи и информатизации Сергей Новиков.

На портале электронных услуг Национального центра электронных услуг для каждого гражданина будет создан личный кабинет, использование которого позволит гражданам осуществлять официальную переписку с госорганами, бизнесом, а также заказывать необходимые справки и документы в рамках осуществления административных процедур. Основными компонентами взаимодействия с ID-картой станут считыватель и единая система идентификации физических и юридических лиц, которая позволит осуществлять аутентификацию, а также клиентскую программу. Программное обеспечение для считывателя будет находиться в свободном доступе и устанавливаться на компьютер, а впоследствии и на мобильное устройство.

Одним из популярных вариантов получения электронных услуг с помощью ID-карты будет получение услуги не выходя из дома. Но для этого придется приобрести считыватель ID-карт либо же иметь мобильное устройство, поддерживающее беспроводной интерфейс NFC (Near field communication, коммуникация ближнего поля). Кроме этого, необходимо установить клиентскую программу на свой ПК для взаимодействия считывателя с ID-картой и подписания электронных документов.

– Далее гражданин заходит на единый портал электронных услуг и проходит там процедуру авторизации, – продолжает Сергей Новиков. – Приложив ID-карту к считывателю, клиентская программа попросит пользователя ввести PIN1, состоящий из 6 цифр, для прохождения процедуры аутентификации с помощью единой системы идентификации физических и юридических лиц. Все нужные коды для прохождения процедуры аутентификации и использования электронной цифровой подписи будут выдаваться при получении ID-карты. После аутентификации гражданину будет доступен личный кабинет, где он сможет увидеть список оказываемых электронных услуг и административных процедур, а также результат их оказания. При необходимости подписания документа ЭЦП клиентская программа попросит ввести PIN2, состоящий из 7 цифр, для совершения юридически значимых действий. При отсутствии возможности или желания получить электронную услугу дома гражданину необходимо будет прийти в организацию, предоставляющую услугу, где оператор попросит пройти процедуру идентификации. Пользователь вставляет ID-карту в считыватель, вводит PIN1 и выбирает услугу. Для завершения процедуры необходимо будет подписать запрос с помощью ввода PIN2.

Новый паспорт

ID-карта и биометрический паспорт – разные документы. Паспорт понадобится для выезда за границу. В него будет встроена специальная микросхема в виде электронного чипа, содержащая фотографию владельца, а также его данные: фамилию, имя, отчество, дату рождения, номер паспорта, дату его выдачи и окончания срока действия, а также иные дополнительные сведения о владельце. Кроме этого, Международной организацией гражданской авиации предусматривается возможность хранения в микросхеме специальной биометрической информации, в том числе отпечатков пальцев. Это должно ускорить процедуры перемещения через границу.

Выдача биометрических документов будет осуществляться подразделениями МВД. А для лиц, проживающих за границей, – консульскими учреждениями МИД.

– Замена документов будет производиться постепенно, по мере истечения срока действия обычного бумажного паспорта, – сообщил заместитель начальника Департамента по гражданству и миграции МВД Павел Хрищенович. – Предполагается возможность иметь два действующих биометрических паспорта. Идентификационная карта в первую очередь будет являться документом, удостоверяющим личность, с расширенным функционалом. Идентификационную карту предлагается выдавать на возмездной основе и установить срок действия 10 лет.

Первые биометрические документы необходимо получать только по месту жительства, а обмен предполагается производить в любом ближайшем подразделении по гражданству и миграции. Старые паспорта сохранят срок своего действия до момента окончания. Предполагается, что стоимость биометрических документов не будет превышать две базовые величины за каждый из документов.

Интересный факт

Такие документы активно используются в других странах. Так, в США ID-карта – это еще и водительское удостоверение, и карта социального страхования. В ней, кроме всего прочего, содержится информация медицинского характера. Есть национальные ID-карты и в Евросоюзе. В чипе содержится множество информации, от имени владельца до образца электронной цифровой подписи. А в Эстонии благодаря этому документу можно даже проголосовать на выборах через интернет.

Владислав Сычевич, «Рэспубліка», 24 апреля 2020 г.