/ / Общественно-политические
04.04.2020

Как у доверчивых крадут деньги? Топ-5 самых распространенных схем интернет-мошенников

О самых распространенных мошеннических схемах в Сети рассказал начальник отдела по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий криминальной милиции УВД Гродненского облисполкома Сергей Черняк.

Купи-продай

В эту категорию мошенничества входят махинации, связанные с куплей-продажей товаров либо услуг. В последнее время наиболее активны торговцы криптовалютой и трейдеры. Например, два человека в регионе потеряли из-за таких мошенничеств более 14 000 и 20 000 долларов. Иногда мошенники «продают» себя и свою историю.

– Женщины до сих пор ведутся на «свадебных генералов». Мужчины в ходе переписки рассказывают различные слезные истории, пытаясь выманить у жертвы деньги. Такие злоумышленники тонкие психологи. В феврале этого года один такой генерал выманил у лидчанки более 1700 долларов. Предлог – оплата расходов на перелет из Ирака, где он служит, – поясняет Сергей Черняк.

ПсевдоБлокировка

Несмотря на то, что вирусы-блокираторы уже давно гуляют по интернету, люди все равно ведутся на уловки мошенников. Распространяется такое вредоносное программное обеспечение в основном на сайтах развлекательного характера и активизируется при переходе по ссылкам. Человек кликает – и на экране появляется сообщение, в котором говорится, что браузер либо ПЭВМ заблокирован за просмотр недопустимого контента. Чтобы все разблокировать, нужно якобы уплатить штраф.

– Мы не устаем повторять, что ничего подобного МВД и другие ведомства не делают. Во-первых, ПЭВМ пользователей не блокируется за просмотр недопустимого контента. Во-вторых, оплата штрафов не взимается путем перечисления денег на абонентские счета мобильных операторов либо кошельки электронных платежных систем, тем более зарубежных.

Данные в обмен на деньги

«Двоюродный брат» вируса-блокиратора – вирус-шифровальщик. В основном его атакам подвергаются организации, а не физические лица. Например, на официальную почту предприятия или личный ящик сотрудника приходит письмо, в котором спрятан вирус. После того как сообщение открыто, вредоносное ПО внедряется в систему организации и архивирует данные, чаще бухгалтерские.

– Мошенники в письме сообщают, что передадут ключ разблокировки, если им перечислят деньги. Некоторые решают, что проще заплатить. Но кто даст гарантию, что злоумышленники не похитили важную информацию и вообще, что они разблокируют данные. К письмам, приходящим на электронную почту, нужно внимательно относиться и не открывать сообщения от незнакомых адресов.

Подмена реквизитов

В основном эта категория мошенников нацелена на деловую переписку. Злоумышленник взламывает ящик компании и следит за перепиской, тщательно ее изучает. Когда из нее становится понятно, что организация будет переводить деньги, мошенники хитрым образом вступают в игру.

– Они создают почтовый ящик с адресом, похожим на почту одного из деловых партнеров, который может отличаться всего одним символом. Затем отправляют письмо, в котором сообщают, что реквизиты для перевода денег изменились. Ничего не подозревающие сотрудники переводят средства, которые утекают к мошенникам. В Гродненской области в этом году одна компания из-за невнимательности потеряла более 40 000 евро.

Соцсети – поле злодеяний

Махинации в социальных сетях – хит последних лет. Мошенники используют эту площадку по максимуму: совершают сделки, находят потенциальных жертв, взламывают аккаунты.

– Основная цель в данном случае – завладеть реквизитами банковской карты и другими личными данными. Например, был случай, когда злоумышленник, получив доступ к аккаунту жительницы области, нашел в ее переписке с мужем фото банковской карточки. Стоит помнить, что даже если вы удалили фото, это не значит, что оно исчезло из интернета навсегда.

***

С начала 2020 года заведено более 150 дел, связанных с мошенничеством в интернете. Правоохранители просят жителей региона быть внимательными и проверять информацию, поступающую из Сети. В большинстве случаев вычислить мошенника не составит труда.

Вероника Козловская, «Гродзенская праўда», 4 апреля 2020 г.