/ / Общественно-политические
11.07.2019

Господдержка в вопросе демографической политики – это стимул

Начиная с 1990-х белорусы, к сожалению, имеют отрицательный прирост населения. Но немало сил и средств тратит государство на то, чтобы сомкнуть демографические ножницы. Каждый год, к примеру, около 5 процентов ВВП тратится на поддержку семьи. Это семейный капитал, жилищное строительство, здравоохранение, образование. Шлифуются старые финансовые инструменты, рассматривается внедрение новых.

Семья

К последним, к слову, можно отнести оказание господдержки при проведении процедуры экстракорпорального оплодотворения. Первую процедуру, по инициативе Минздрава, предлагается сделать бесплатной. А теперь немного цифр. Согласно данным Национального статистического комитета, в 2018-м более 93 тысяч белорусок стали мамами. Из них на долю первых рождений пришлось 39,2 процента, вторых – 39,4, третьих – 15,4. 908 родов было принято у женщин, которые зачали с помощью вспомогательных репродуктивных технологий.

В мировой практике о целесообразности ЭКО в масштабах государства говорят, когда число рожденных таким путем не менее 5 процентов от всех новорожденных. Получается, Беларусь в этом плане может дать большую фору: сейчас количество детей «из пробирки» меньше одного процента от общего количества рожденных. Руководствуясь таким подходом, подсчитываем: если в стране будет каждый год рождаться около 95 тысяч детей, то 4,5 тысячи из них могут появляться по методике ЭКО. Тогда, получается, экономически оправдана господдержка при попытке экстракорпорального оплодотворения.

Сложность ситуации в том, что никто из врачей стопроцентной гарантии на то, что с одного раза женщина забеременеет, не дает. Остальные процедуры при желании можно проводить за свои деньги. А цена вопроса около 4 тысяч рублей в государственных центрах, в частных – еще больше. ЭКО подходит для пар, у которых уже есть безуспешный опыт борьбы с бесплодием. В Беларуси таковых около 14 процентов.

Отразиться этот вопрос должен в Законе «О вспомогательных репродуктивных технологиях». И в то, что предлагаемый финансовый инструмент может повлиять на рождаемость в принципе верится. Хотя, по оценкам экспертов, увы, беби-бума, как было в 2015-м, когда в стране родились 119 тысяч детей, пока нет. Такой рождаемости, к слову, у нас не наблюдалось начиная с 1994 года.

Не исключено, что на демографической ситуации может сказаться и пересмотр уже работающих инструментов. К примеру, хотят продлить программу по получению семейного капитала. На 1 мая в Беларусбанке открыто 67,9 тысячи депозитов на сумму более 678 миллионов долларов. И мы видим, что есть положительный эффект. За четыре года реализации программы рост доли третьих детей в общем числе рождаемости составил 137 процентов по сравнению с четырьмя предыдущими годами, когда семейный капитал не действовал. Если до начала реализации масштабного госпроекта в 2014 году число рожденных третьих и последующих детей в семьях составляло чуть более 17 тысяч, то в 2018-м – уже более 20 тысяч.

Кроме пролонгации программы семейного капитала, рассматривается возможность и досрочно, до достижения ребенком 18 лет, использовать деньги с депозита. Самая востребованная цель – на улучшение жилищных условий. Многие многодетные родители указывают на то обстоятельство, что именно сейчас пригодилась бы государственная поддержка на эти цели, чем когда самый младший ребенок станет совершеннолетним.

В решении демографической проблемы все средства, особенно финансовые, хороши. Инвестиции в материнство и семейные ценности – благое дело, на которое готово в силу своих возможностей выделять средства государство.

Татьяна Ускова, «Сельская газета», 11 июля 2019 г.