/ / Общественно-политические
06.10.2017

Юрий Бондарь: Министерство культуры станет более открытым для творческой общественности

Юрий Бондарь возглавил белорусское Министерство культуры всего неделю назад, однако сфера культуры ему хорошо знакома – в ней новый руководитель трудится на протяжении последних семнадцати лет. В эксклюзивном интервью БЕЛТА он рассказал о профессиональных планах, о том, почему важно развивать туризм, и появится ли в Беларуси национальный кинопроект.

Юрий Бондарь, Министр культуры

– Юрий Павлович, позвольте поздравить вас с новой должностью и поблагодарить за возможность задать несколько вопросов. Полагаю, как министр вы уже имеете определенный план действий. Готовы озвучить его направления? Наверняка, в этом смысле главный концептуальный документ, на который вы опираетесь, госпрограмма «Культура Беларуси»?

– Госпрограмма, о которой вы сказали, координирует наши действия до 2020 года. В ней достаточно структурно, основательно изложен путь, по которому будет двигаться национальная культура в ближайшей перспективе. И самое главное – под каждое мероприятие предусмотрены определенные финансовые средства, что, естественно, позволит вывести ее на новый качественный уровень.

Что касается моей личной программы-максимум, я ставлю во главу угла сохранение нашего историко-культурного наследия. Предстоит привести в порядок объекты не только в Минске, но и в регионах – церкви, усадьбы и многое другое. Сегодня в стадии различной строительной готовности находится десяток объектов, которые включены в инвестиционную программу Правительства. По ним ведутся работы.

Кроме того, стоит задуматься о повышении качества и разнообразия услуг, которые предоставляют наши библиотеки, учреждения культуры и досуга, музеи и галереи. В первую очередь для того, чтобы сделать их более привлекательными для людей, а также – чтобы наполнить работу новым содержанием.

– Общаясь недавно с журналистами, вы отметили, что в должности министра хотите приложить максимальные усилия для популяризации национальных историко-культурных традиций, обрядов, ремесел и народного творчества. А не получится ли так, что высокое профессиональное искусство будет обделено вниманием?

– Никоим образом. Мы сумеем сохранить здоровый баланс между любительским, профессиональным искусством и народным творчеством. Утратить позиции, которые мы имеем в профессиональном искусстве, было бы непростительной ошибкой. В то же время нужно понимать, что наша культура, объекты, творчество коллективов имеют значительный туристический потенциал, который пока не реализован. А это в том числе источник повышения доходов. Современная культура финансируется из трех источников – республиканского бюджета, местных бюджетов и за счет внебюджетных средств, которые зарабатывают учреждения. И в этой связи, конечно, экспортный потенциал культуры стоит развивать – за счет создания новых туристических маршрутов, анимационных программ и других направлений.

– Не кажется ли вам, что в туристической сфере не хватает координации между Министерством культуры и Министерством спорта и туризма?

– Я имею намерение (и на днях этот вопрос обсуждался с представителями Минспорта) подписать совместный программный документ о взаимодействии в сфере туризма и наполнить его конкретными мероприятиями. Возможно, не стоит прописывать слишком много пунктов, у нас должна быть программа-минимум на ближайшее время. Особенно важно это с учетом того, что в стране грядут масштабные спортивные мероприятия – Евроигры и чемпионат мира по хоккею. Вместе с Минспортом подумаем, как наполнить спортивную жизнь страны еще и культурным содержанием, которое было бы интересным для туристов. Если говорить более предметно, есть планы по созданию в музее архитектуры и быта в деревне Озерцо зоны для размещения караванеров и автотуристов. В Европе огромный рынок услуг связан с этим движением, он исчисляется несколькими миллиардами долларов. А Беларусь для подобного вида туристов – очень перспективная страна, особенно с учетом того, что у нас сейчас делается акцент на популяризации памятников историко-культурного наследия в регионах. Завершается реконструкция дворца Пусловских в Коссово, открыты для посетителей Несвижский дворец, Мирский замок и многие другие объекты. На их базе мы можем просто создавать новые туристические маршруты, тем самым продвигая культуру за рубежом.

– Вы упомянули дворец Пусловских, который реконструировался на протяжении многих лет, а сейчас, как я понимаю, наконец-то готовится к открытию. В свое время этот уникальный объект отличался довольно оригинальными интерьерами. По рассказам современников, в одном из залов дворца под стеклянным полом даже плавали живые рыбки. Ожидают ли посетителей обновленного музейного объекта какие-то интерьерные сюрпризы?

– Работы еще ведутся, но, в принципе, уже близок финал. Я не могу сейчас раскрывать всех секретов, но в Министерстве культуры прорабатывается вопрос о наполнении этого замка содержанием. Музеефикация – это очень деликатный вопрос, и мы должны подумать много раз, прежде чем составить экспозицию, чтобы она стала привлекательной для посетителей музея. Невозможно сегодня реконструировать стены просто ради того, чтобы эти стены стояли. Каждый объект культуры должен работать, принимать гостей, иметь четкую идею и цель существования. В первую очередь мы работаем для людей.

– Какой профессиональный вопрос для вас сейчас в числе приоритетных?

– Завершение реконструкции Национальной киностудии «Беларусьфильм». Думаю, к 7 ноября мы уложимся. Остаются последние штрихи.

– С новой киностудией – к новым кинопроектам. Национальный фильм все-таки снимем?

– Безусловно, я в этом даже не сомневаюсь. И совсем не обязательно затрачивать на него какие-то баснословные средства. История знает немало фильмов, которые при минимальном бюджете становились киношедеврами. Буквально недавно пересмотрел «Родню» с Нонной Мордюковой в главной роли. На мой взгляд, просто гениальная картина. Это, кстати, пример малобюджетного кино. По поводу сценария могу заверить, что Министерство культуры открыто для всех сценаристов, предложений, даже самых невероятных на первый взгляд. В том числе тех, которые, возможно, когда-то были отвергнуты. Кинофабрика у нас практически создана, сформирована прекрасная материально-техническая база. К тому же есть желание производить качественный кинопродукт. Возможно, пришло время сформировать вокруг киностудии некую творческую среду: объединить белорусских сценаристов, режиссеров, в том числе работающих за рубежом и имеющих белорусские корни, и мотивировать их на создание национального кинопродукта. Совместно продумать стратегию как минимум на пять лет по развитию этой сферы.

– В Беларуси много талантливых молодых людей, но, к сожалению, они не могут быть востребованы в полном смысле слова. Имена белорусских звезд мы зачастую узнаем из телепроектов в соседних странах. Как привлечь молодежь в творческую среду?

– Министерство культуры в этом плане может сделать многое. Организационно у нас есть определенные рычаги и ресурсы для того, чтобы молодые таланты имели возможность доступа на концертные площадки по всей стране. Мы разработаем целую программу по продвижению лауреатов специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи. Народ должен знать своих героев. А поощрение этого фонда, поверьте, – высочайшая оценка творческой деятельности. Ее еще нужно заслужить, в том числе – победами в авторитетных творческих конкурсах.

Музыкальных конкурсов сегодня проводится множество, особенно у наших соседей – в России и Украине. К сожалению, они по объективным причинам зачастую не имеют статуса, который признается нашей экспертной комиссией. Это наличие народных артистов в составе жюри, известных фигур в той или иной сфере профессиональной деятельности. У нас признаются только такие конкурсы, и победа в них является основанием (наряду с отличной успеваемостью, активной общественной деятельностью) для поощрения наградами спецфонда Президента.

Что касается раскрутки благодаря известным зарубежным конкурсам, нужно понимать, что российские телеканалы имеют сегодня значительную аудиторию, и в этом большой плюс для начинающих артистов. Пространство открыто, и любой может принять участие в кастинге в Москве, Киеве или других городах. Самые талантливые получают возможность заключать контракты с известными продюсерами и строить карьеру за рубежом. Но я хочу обратить внимание, что в этом случае шансы – один к тысяче или даже к десяти тысячам, что тебя заметят и ты получишь какие-то ресурсы. Конечно, в этом нет ничего плохого, что человек, который занимается эстрадной карьерой, становится популярным за границей. Но это заставляет нас задуматься: все ли мы сделали для того, чтобы молодой талантливый человек реализовал потенциал в своей стране?

– Существует мнение, что сегодня творческая общественность и, назовем так, официальная культура находятся в Беларуси на некотором расстоянии. Каким образом эту дистанцию можно сократить?

– Надо устранять любые противоречия. Министерство культуры – это республиканский орган госуправления по реализации политики в сфере культуры. Мы осуществляем методическое, информационное, правовое обеспечение отрасли. Это серьезнейшие функции. Но в то же время Минкультуры, на мой взгляд, должно стать более открытым для творческой общественности, ведь именно в творческой среде зачастую рождаются новые идеи, которых, возможно, нам не хватает. Не все можно продумать и просчитать, сидя в кабинете. И существующий разрыв надо сокращать. Попросту говоря, идти в народ. В должности Министра культуры я уже запланировал ряд встреч и веду переговоры с руководителями наших творческих союзов, чтобы выслушать мнения кинематографистов, дизайнеров, художников, писателей, композиторов о развитии отрасли. Пусть будут звучать самые смелые мысли, но я уверен, что это поможет достичь цели, которую я перед собой поставил.

Второй аспект – творческая молодежь. Она реализует множество интересных проектов, которые никак не регламентируются с точки зрения государственных органов управления. Это и выступления уличных музыкантов в Верхнем городе, и различные флешмобы, и творческие акции, которые проводятся в негосударственных музеях и галереях. Такие проекты привлекают молодежную аудиторию. На это стоит обратить внимание, потому что мы должны идти в ногу со временем. Мир под воздействием современных технологий развивается стремительно, ситуация меняется каждые год-два. Поэтому, создавая условия для успешного развития нашего академического искусства, нужно учитывать и молодежные тенденции. Там много интересного.

– Очень сложный вопрос для отрасли – увеличение доли платных услуг. По вашему мнению, обязаны ли учреждения культуры зарабатывать?

– В культуре важны частные инициативы. Нельзя сегодня взять и профинансировать все из бюджета. Есть направления, которые нуждаются в господдержке, и они продолжат ее получать. Это наше историко-культурное наследие, академическое искусство. Если же говорить о современных коммерческих формах развлекательного жанра, это работа продюсеров, инвесторов, людей, которые создают продукт и должны рассчитывать перспективы коммерческого использования и окупаемости.

В Беларуси культуре оказывается значительная поддержка, на это направляются немалые деньги. Более того, в отличие от многих европейских государств наша страна сумела сохранить действенную систему госбиблиотек, музеев, театров, концертных организаций. Во многих странах этого нет. Театр, например, является просто площадкой – зданием, оборудованным всеми необходимыми техническими средствами, где работает директор и минимальный техперсонал, а все проекты создаются на конкурсной основе. Представьте: приходит режиссер со своей идеей – спектаклем, мюзиклом, шоу – и ведет переговоры о подготовке на этой площадке. Затем объявляется открытый кастинг, в котором могут принять участие все желающие, и набирается труппа, которая уже работает под конкретный проект.

Кроме того, в Европе огромные денежные ресурсы поступают в культуру от спонсоров. Если вы откроете буклет любой выставки, которая проводится в ведущем музее, в нем как минимум страница будет отведена перечислению компаний, вложивших деньги в культуру, потому что меценатство и спонсорство повышают их имидж. Нам еще предстоит в этом направлении работать, развивать государственно-частное партнерство.

Возвращаясь к вашему вопросу, могу сказать, что финансовая поддержка, которую государство оказывает белорусской культуре, создает какие-то определенные стартовые позиции. Но и зарабатывать средства самостоятельно культура все же должна. Потенциал колоссальный. Он есть у учреждений образования – вузов и колледжей. Наши образовательные услуги за рубежом очень востребованы, а дипломы признаются. В университете культуры, где я работал ректором, численность иностранных студентов за последние четыре года возросла в 2,4 раза – там обучаются почти 500 студентов из 17 стран, в числе которых Китай, США, европейские государства. Люди к нам приезжают изучать традиционную белорусскую культуру, чтобы затем писать магистерские диссертации, собирают материалы для кандидатских. На это я смотрю с оптимизмом. Необходимо увеличить долю поступлений от экспорта образовательных услуг. И такую стратегию развития, своеобразный бизнес-план должен иметь каждый руководитель учреждения сферы культуры. В конце концов, увеличение доли платных услуг дает возможность повышать зарплаты сотрудникам и развивать материальную базу учреждений.

– Планируете ли вы пересмотреть систему образовательных учреждений в вашей сфере?

– Эта проблема назрела, о ней говорилось на Республиканском педагогическом совете, который состоялся в августе. Пришло время пересмотреть перечень специальностей, по которым идет подготовка, чтобы выпускники были востребованы экономикой. Не может быть абстрактных цифр приема в вузы, если эти цифры не подтверждены заявками будущих работодателей. Это первое. Второе – следует постоянно повышать качество образования. Нужны новые подходы, методики, а это уже деятельность научно-педагогических коллективов вузов. Сегодня мы живем в открытом образовательном пространстве, никто не может запретить студенту уехать в соседнее государство получить образование, и мы вынуждены конкурировать с вузами ближайших соседей – России, Украины, Польши, Литвы. Поэтому одна из задач, которая перед нами стоит, – формировать мощные научно-педагогические вузовские школы и повышать привлекательность учебных заведений для будущих абитуриентов. Для того, чтобы при поступлении мы могли отобрать именно лучших людей, знали, куда их распределим по окончании учебы, и имели возможность отслеживать их дальнейшую профессиональную судьбу.

Нельзя забывать и о том, что у нас сформирована целая сеть колледжей. Здесь будет происходить тесная интеграция с программами обучения в вузах, потому что от этого зависит оптимизации сроков обучения и сокращение госзатрат на подготовку специалиста.

– Важнейшая составляющая национальной культуры – наш родной белорусский язык. Будете ли его поддерживать?

– Язык – это душа культуры, поэтому наша задача, безусловно, заключается в создании условий для развития белорусского языка, его популяризации в обществе. Мы видим сейчас современные тренды: стало модным носить вышиванку, общаться в повседневной жизни по-белорусски. Это прекрасно. Министерство культуры будет всеми силами поощрять подобные инициативы.

Татьяна ПАСТУШЕНКО, БЕЛТА
(фото – БЕЛТА)