Президиум Верховного Суда Республики Беларусь принял постановления по вопросам судебной практики
30 июня 2016 года Президиум Верховного Суда Республики Беларусь принял два постановления по вопросам судебной практики. Документы приняты в целях улучшения качества рассмотрения дел соответствующих категорий и устранения недостатков в работе судов.
1Постановление Президиума Верховного Суда Республики Беларусь от 30.06.2016 г. № 5 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях, связанных с несоблюдением пожарной безопасности, производственной дисциплины, охраны труда, охраны оружия и боеприпасов, правил обращения с оружием, боеприпасами и иными опасными предметами (статьи 298–306 УК)».
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Президиума Верховного Суда Республики Беларусь
от 30 июня 2016 г. | № 5 | г. Минск |
Президиум Верховного Суда Республики Беларусь отмечает, что правильное и единообразное применение законодательства при рассмотрении дел о преступлениях, связанных с несоблюдением пожарной безопасности, производственной дисциплины, охраны труда, охраны оружия и боеприпасов, правил обращения с оружием, боеприпасами и иными опасными предметами, выяснение причин и условий совершения преступлений является гарантией вынесения законного и обоснованного приговора, призвано способствовать обеспечению общественной безопасности, укреплению исполнительской и трудовой дисциплины.
Изучение судебной практики показало, что в течение последних пяти лет количество осужденных за деяния, связанные с нарушением правил безопасности строительных работ, охраны труда, пожарной безопасности существенно снизилось. Судимость по другим преступлениям рассматриваемой категории носит единичный характер.
Судами в основном обеспечивается правильное и своевременное рассмотрение дел о преступлениях данной категории. Вместе с тем в деятельности судов имеется ряд недостатков.
Так, судами не всегда обеспечивается создание условий для всестороннего и полного выявления обстоятельств совершенного преступления. Не во всех случаях правильно определяется, какие именно деяния из числа альтернативных признаков объективной стороны преступлений, предусмотренных статьями 303 и 306 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК), совершены обвиняемыми.
Суды достаточно взвешенно подходят к назначению наказания виновным. При этом к лишению свободы обоснованно осуждаются лица, допустившие грубые нарушения установленных правил безопасности, повлекшие гибель людей или иные тяжкие последствия.
Судебная статистика свидетельствует об увеличении удельного веса применения дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в 2011 году данное наказание назначено 17,8 % осужденных, в 2015 – 47 %), что следует признать обоснованным с учетом характера и степени общественной опасности преступлений рассматриваемой категории. В то же время при его назначении судами допускаются ошибки, влекущие изменение приговоров.
В частности, имеются факты, когда лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в нарушение требований части 3 статьи 51 УК назначалось в качестве дополнительного наказания к штрафу. Иногда суды необоснованно лишали обвиняемых права занимать должности или заниматься деятельностью, не связанной по своему характеру с совершенным преступлением. Не всегда в приговорах указывались мотивы принятого решения в отношении дополнительного наказания, если санкция статьи уголовного закона предусматривает возможность его применения или неприменения.
Суды не во всех случаях реагировали вынесением частных постановлений на выявленные при судебном разбирательстве причины и условия, способствовавшие совершению преступлений. В ходе судебных разбирательств, как правило, не исследуется и вопрос о том, какие меры приняты для устранения таких причин и условий по представлениям органов уголовного преследования. Только в единичных случаях дела данной категории рассмотрены судами с выездом в трудовые коллективы соответствующих предприятий и организаций.
В целях устранения недостатков в работе судов Президиум Верховного Суда Республики Беларусь
постановляет:
1. Обратить внимание судов на необходимость строгого соблюдения законодательства и разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 сентября 2005 г. № 8 «О судебной практике по делам о нарушении правил безопасности при производстве работ, правил охраны труда и пожарной безопасности (ст.ст. 302–306 УК)», при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, связанных с несоблюдением пожарной безопасности, производственной дисциплины, охраны труда, охраны оружия и боеприпасов, правил обращения с оружием, боеприпасами и иными опасными предметами.
2. В целях устранения ошибок при квалификации действий обвиняемых судам необходимо обеспечивать условия для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела и точно устанавливать, требования каких нормативных правовых актов нарушены виновными лицами.
3. Судам надлежит иметь в виду, что дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью по данной категории дел назначается в случаях, когда характер совершенного преступления и иные обстоятельства дела свидетельствуют о невозможности сохранения за обвиняемым права занимать соответствующие должности (заниматься соответствующей деятельностью). Мотивы принятого в этой части решения в обязательном порядке приводятся в приговоре.
4. Судам следует реагировать вынесением частных постановлений на выявленные в ходе судебного разбирательства причины и условия, способствовавшие совершению преступлений, а также на случаи непринятия мер по их устранению на основании внесенного органом уголовного преследования представления.
Практиковать рассмотрение дел о преступлениях, связанных с несоблюдением пожарной безопасности, производственной дисциплины, охраны труда, охраны оружия и боеприпасов, правил обращения с оружием, боеприпасами и иными опасными предметами, в выездных судебных заседаниях.
5. Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь, областным, Минскому городскому судам анализировать практику рассмотрения судами дел указанной категории, своевременно исправлять ошибки, принимать меры к единообразному и правильному применению законодательства.
Первый заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь | В.Л.Калинкович |
Постановление Президиума Верховного Суда Республики Беларусь от 30.06.2016 г. № 6 «О судебной практике по делам об установлении отцовства (материнства), об оспаривании записи о родителях».
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Президиума Верховного Суда Республики Беларусь
от 30 июня 2016 г. | № 6 | г. Минск |
Президиум Верховного Суда Республики Беларусь отмечает, что правильное применение норм брачно-семейного законодательства, регулирующих порядок установления происхождения детей, способствует защите их прав и охраняемых законом интересов, реализации конституционных прав и обязанностей родителей по воспитанию и содержанию детей.
Изучение судебной практики показало, что суды в основном своевременно и правильно рассматривают дела, связанные с происхождением детей, учитывают разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 20 декабря 1991 г. № 12 «О практике применения судами Республики Беларусь законодательства при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов на детей» (далее – постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь № 12).
Вместе с тем в деятельности судов имеется ряд недостатков, связанных с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Так, при возбуждении дел отдельные судьи не всегда проверяли наличие необходимых документов, указанных в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь № 12, и не выясняли вопрос об отсутствии препятствий к возбуждению дела об установлении отцовства в связи с указанием в актовой записи о рождении ребенка отцом определенного лица.
По ряду дел судами не учитывалось, что требования об оспаривании отцовства и об установлении отцовства в отношении каждого ребенка являются самостоятельными исковыми требованиями неимущественного характера, каждое из которых подлежит оплате государственной пошлиной.
В некоторых случаях суды не в полной мере выполняли требования законодательства о выяснении действительных обстоятельств дела и не учитывали разъяснения Пленума Верховного Суда Республики Беларусь № 12 об особенностях доказывания по делам об установлении происхождения детей, возможности добровольного установления отцовства до разрешения спора судом в случае признания иска.
При решении вопросов о принятии отказа истца от иска, признания иска ответчиком суды вопреки положениям статей 61 и 285 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ГПК) не всегда выясняли мотивы указанных распорядительных действий сторон и не по всем делам исследовали вопросы соблюдения прав и охраняемых законом интересов детей.
Разрешая по делам об установлении отцовства также и требования о взыскании алиментов, отдельные суды не учитывали положения части третьей статьи 76 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС), в соответствии с которыми обязанность по содержанию ребенка может быть возложена на ответчика только с момента предъявления иска об установлении его отцовства.
Судами не во всех случаях проверялись вопросы соблюдения истцом предусмотренного статьей 58 КоБС годичного срока для оспаривания отцовства, а также наличия обстоятельств, исключающих возможность оспаривания отцовства, либо влекущих безусловный отказ в удовлетворении такого иска.
Некоторые суды не учитывали разницы между требованиями об установлении факта признания отцовства и требованиями об установлении факта отцовства, обусловленных датой рождения ребенка и различиями в предмете доказывания по каждому из этих дел.
Не по всем делам о происхождении детей решения судов соответствовали предъявляемым требованиям. Отдельные из них не содержали сведений, необходимых для регистрации установления отцовства в органах, регистрирующих акты гражданского состояния. Протоколы судебного заседания по некоторым делам в нарушение статьи 174 ГПК составлялись не полно, формально и не отражали должным образом показания участников процесса и всех существенных моментов судебного разбирательства.
В целях улучшения качества рассмотрения дел об установлении происхождения детей Президиум Верховного Суда Республики Беларусь
постановляет:
1. Отметить, что судами не в полной мере выполняются требования законодательства и разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь № 12, при рассмотрении дел об установлении отцовства (материнства) и об оспаривании записи о родителях.
2. Указать судам на необходимость тщательного изучения на стадии возбуждения дела заявлений и прилагаемых к ним материалов.
Судам надлежит обеспечить безусловное выполнение положений постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь № 12 о необходимости выяснения оснований указания в актовой записи о рождении ребенка сведений об отце, соблюдения годичного срока для оспаривания отцовства, проверки обстоятельств, исключающих возможность оспаривания отцовства (например, судебного постановления о взыскании алиментов, о лишении родительских прав) либо влекущих отказ в удовлетворении такого иска (часть третья статьи 58 КоБС).
3. Судам необходимо иметь в виду, что требования об оспаривании либо установлении отцовства в отношении каждого из детей являются самостоятельными исковыми требованиями неимущественного характера, каждое из которых подлежит оплате государственной пошлиной в размере, установленном подпунктом 6.2 пункта 6 приложения 14 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.
4. Обратить внимание судов, что в отношении детей, родившихся до 1 октября 1968 г., установлению подлежит факт признания отцовства умершим лицом и нахождения ребенка на его иждивении. В случае рождения ребенка 1 октября 1968 г. или позже установлению подлежит факт отцовства при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в части четвертой статьи 57 КоБС.
5. Судам следует учитывать, что в соответствии с частью третьей статьи 76 КоБС обязанность по содержанию ребенка может быть возложена на ответчика с момента предъявления к нему иска об установлении отцовства. Поэтому положения части третьей статьи 109 КоБС о возможности взыскания алиментов за период, предшествующий такому иску, в этом случае неприменимы.
6. При изложении решений по делам об установлении отцовства судам необходимо строго соблюдать требования гражданского процессуального законодательства, полно указывать сведения об отце, необходимые для регистрации установления отцовства в органах, регистрирующих акты гражданского состояния, а также разрешать вопрос о фамилии и отчестве ребенка (часть 2 пункта 53 Положения о порядке регистрации актов гражданского состояния и выдачи документов и (или) справок органами, регистрирующими акты гражданского состояния, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2005 г. № 1454).
Потребовать от судов повысить качество составления протоколов судебного заседания, обеспечить полное и объективное отражение в них всех существенных моментов судебного разбирательства.
7. Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь, областным, Минскому городскому судам уделять постоянное внимание практике рассмотрения дел об установлении отцовства (материнства) и об оспаривании записи о родителях. В случае выявления фактов нарушения прав и законных интересов детей принимать исчерпывающие меры к их восстановлению.
Первый заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь | В.Л.Калинкович |
По сообщению официального сайта Верховного Суда Республики Беларусь