/ / Новости PRAVO.BY
02.03.2021

Предложения по совершенствованию порядка осуществления госзакупок рассмотрены МАРТ

С 20 по 30 января на Правовом форуме Беларуси состоялось общественное обсуждение проекта Указа Президента Республики Беларусь «О совершенствовании порядка осуществления государственных закупок».

Организатор общественного обсуждения – Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

В ходе обсуждения поступило 26 замечаний и (или) предложений от 7 участников.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта нормативного правового акта проекта Указа Президента Республики Беларусь «О совершенствовании порядка осуществления государственных закупок»

Структурный элемент проекта нормативного правового акта

Содержание замечаний и (или) предложений

Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений

Обоснование

(в случае неучета)

Редакция (в случае учета)

 

Рассмотреть возможность увеличить количество возражений на проект договора либо добавить функционал на площадке о направлении заполненного договора Поставщиком (или прикрепления документов к возражению, либо разрешить переговоры посредством телефонной связи, e-mail и т.д.), так как со стороны заказчика наблюдается много ошибок в части владельца ключа, лица подписывающего договор, основание действия и иных данных

Не учтено.

Порядок заключения договора в письменной форме в виде электронного документа на электронной торговой площадке установлен Законом Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее –Закон). Так как договор заключается на условиях, указанных в документах, предоставляемых для подготовки предложения, предложении этого участника и протоколе выбора участника-победителя, то нецелесообразно увеличивать количество уведомлений с возражениями. В случае неудовлетворения возражений вопросы должны решаться в судебном порядке. Отмечаем, что в соответствии с Законом не допускается проведение переговоров между заказчиком (организатором), комиссией и участниками в отношении поданных ими предложений, то есть до признания их участниками-победителями. При этом законодательство не содержит запрета на проведение переговоров при подписании договора, в том числе допускается обмен документами и сведениями, необходимыми для его подписания

 

 

Предлагается установить равнозначные особенности заполнения СТ-1 как для товаров, происходящих из Республики Беларусь, так и для товаров иностранного происхождения

Не учтено.

Нормативными правовыми актами Республики Беларусь нельзя установить требования к документам, выдаваемым уполномоченными органами (организациями) других государств

 

 

Предлагается разработать функционал на электронной площадке для проведения электронного аукциона услуг с использованием запасных частей исполнителя. При возникновении необходимости проведения таких электронных аукционов совсем отсутствует возможность проведения торгов по перечню необходимых при ремонте запчастей

Не учтено.

Не ясна суть предложения. Вместе с тем отмечаем, что на официальном сайте МАРТ в разделе Деятельность – Регулирование и контроль закупок – Методические рекомендации размещены методические рекомендации по вопросу государственных закупок ремонта техники, оборудования, транспортных средств, описывающие в том числе порядок закупок запасных частей

 

Подпункт 1.18 пункта 1

Дополнить подпункт 1.18 пункта 1 частью следующего содержания с: «Установить, что местные исполнительные и распорядительные органы вправе без проведения процедур закупок, предусмотренных законодательством, определять: организации (входящие в состав местных исполнительных и распорядительных органов) для выполнения (оказания) на договорной основе за счет средств местных бюджетов работ (услуг) по «комплексному техническому обслуживанию внутренних инженерных сетей и оборудования (системы водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, отопления, электроснабжения, контрольно-измерительных приборов и автоматики, систем механической вентиляции) (далее – Услуги)» для организаций (учреждений), подчиненных (входящих в структуру) местных исполнительных и распорядительных органов».

Законодательно закрепить следующие требования к участникам закупок Услуг: наличие опыта работы, сопоставимого по виду и объему проводимой государственной закупки не менее 3-х летнего непрерывного периода; введение института аккредитации как организаций, осуществляющих Услуги, так и специалистов данных организаций; при сравнении стоимости предложений участников применять сопоставимые цены Услуг, а именно – не учитывать налоговые платежи, не уплачиваемые заказчиками Услуг (в т.ч. НДС); наличие материально-технической базы, достаточной для выполнения Услуг в объеме, определенном законодательством; отсутствие у претендента фактов расторжения договоров на оказание Услуг, в том числе по соглашению сторон; отсутствие отрицательных отзывов от заказчиков аналогичных Услуг. Также, в развитие положений статьи 21 (пункт 4) Закона предлагаю законодательно определить следующие требования к Услугам: определить организацию – разработчика типовой технологической карты на оказание Услуг (далее – ТТК) с обязательным расчетом необходимого для осуществления Услуги количества работников, с указанием карт результатов оказания Услуг; расчет тарифа на оказание Услуг с указанием методики определения ориентировочной стоимости Услуг на основании ТТК

Не учтено. Предложение противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе. Кроме того, указанные нормы не отвечают принципу развития конкурентности. Не приведено обоснование необходимости установления таких требований, нет оценки влияния на рынок таких услуг.

В части разработки технологической карты не ясна необходимость и механизм реализации соответствующего предложения

 

 

а) Изменить условия о предоставлении участником процедуры закупки (резидентом Республики Беларусь) документа, подтверждающего страну происхождения товара из Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, а именно предусмотреть возможность идентифицирования страны происхождения на момент подачи предложения следующими документами: гарантийное письмо участника процедуры закупки об обязательстве предоставления документа, подтверждающего страну происхождения товара до либо в момент поставки товара, долгосрочный контракт с производителем товара (его выкопировку);

 

б) рассмотреть возможность для участника процедуры закупки (резидента Республики Беларусь), предлагающего товар, происходящий из стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, предоставлять в качестве документа, подтверждающего право применения преференциальной поправки, документ о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) этих государств либо его копию

а) Не учтено.

Предлагаемые нормы не соответствуют уровню правового регулирования общественных отношений (виду нормативного правового акта). Будет рассматриваться при подготовке проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь;

 

б) не учтено. Подготовлен проект постановления Совета Министров Республики Беларусь, которым изменяется перечень документов, подтверждающих страну происхождения отдельных товаров, в том числе необходимых для подтверждения права на преференциальную поправку, а также исключается необходимость получения дополнительного сертификата Белорусской торгово-промышленной палаты резидентом Республики Беларусь в случае предложения им товаров, происходящих из иных государств – членов ЕАЭС

 

Подпункт 1.16 пункта 1 и приложение 1 к проекту Указа

а) Подпункт 1.16 пункта 1 дополнить абзацем следующего содержания:

«1.16. действие законодательства о государственных закупках не распространяется на отношения, связанные:

с приобретением товаров, включенных в Перечень импортозамещающих товаров, ежегодно утверждаемых Комиссией по вопросам промышленной политики при Совете Министров Республики Беларусь»;

 

б) приложение 1 проекта Указа дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5. Если товары в достаточном количестве производятся в Республике Беларусь, заказчик (организатор) в приоритетном порядке осуществляет закупки из одного источника товаров (работ, услуг) согласно:

Перечню случаев осуществления государственных закупок с применением процедуры закупок из одного источника (приложение к Закону Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»;

пункту 1.16 настоящего Указа»

а) Не учтено.

В подпункте 1.16 пункта 1 проекта Указа указаны в основном закупки, для которых законодательством уже установлен порядок осуществления, в том числе выбора исполнителей.

В предлагаемом же случае порядок выбора поставщиков не регламентирован, соответственно, создаются условия для злоупотреблений и коррупционные риски.

В то же время с учетом предоставляемых Совету Министров Указом полномочий, в последующем могут быть обеспечены преимущества импортозамещающим товарам (включение в перечень для префенциальной поправки, установление условий допуска иностранных поставщиков, введение при необходимости при наличии обоснования исключительности случая в каждом конкретном случае изъятий);

б) не учтено. Не соответствует требованиям Договора о Евразийском экономическом союзе. Исключительность случая закрепления таких норм в представленном комментарии неубедительна

 

 

а) Приложение 1 проекта Указа дополнить пунктом 6 следующего содержания: «При проведении процедуры закупки из одного источника, применяется: преференциальная поправка в размере 15 процентов в случае предложения участником процедуры закупки товаров, происходящих из Республики Беларусь, а также стран, товарам из которых предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь; преференциальная поправка в размере 25 процентов в случае предложения организацией (в случае непривлечения соисполнителей), в которой численность инвалидов составляет не менее пятидесяти процентов списочной численности работников.»;

б) добавить к полномочиям Совета Министров: определяет (утверждает) перечень стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. Перечень таких стран размещается на сайте государственной информационно-аналитической системы (ГИАС)

Не учтено.

В процедуре закупки участником признается лицо, получившее от заказчика предложение о заключении договора. Преференциальная поправка предоставляет преимущества товарам (работам, услугам), предлагаемым участниками. Таким образом, преференциальная поправка при проведении закупки из одного источника не может применяться;

 

б) не учтено. Национальный режим устанавливается международным договором. Соответственно, такой перечень не может утверждаться либо определяться Советом Министров Республики Беларусь. Перечень, исходя из международных договоров, размещен на сайте государственной информационно-аналитической системы

 

Подпункт 1.1 пункта 1

Дополнить подпункт 1.1 пункта 1 проекта Указа абзацем следующего содержания:

«определяет (утверждает) государственные органы (организации), ответственные за ведение каталога товаров (работ, услуг) для целей осуществления государственных закупок»

Не учтено. Норма является избыточной. Согласно подпункту 1.14 пункта 1 проекта Указа каталог товаров (работ, услуг) для целей осуществления государственных закупок создается, функционирует и используется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь

 

 

Подпункт 1.1 пункта 1 проекта Указа дополнить абзацем:

«определяет дополнительные случаи, при которых заказчик (организатор) вправе провести процедуру закупки из одного источника»

Не учтено. Противоречит требованиям Договора о Евразийском экономическом союзе. Приложением № 3 к Протоколу о порядке регулирования закупок, являющимся приложением № 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе, установлен закрытый перечень случаев для осуществления закупки из одного источника. Пунктом 10 указанного Протокола предусмотрено, что государство – член Евразийского экономического союза вправе лишь сократить в своем законодательстве перечень случаев осуществления закупок из одного источника, но не увеличить

 

 

а) Исключить из проекта указа подпункт 1.3 либо дать определение термина государственная закупка: государственная закупка – приобретение товаров (работ, услуг), выбор арендодателя, лизингодателя (включая выбор приобретаемого имущества) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, а также отношения, связанные с исполнением договора государственной закупки (далее – договор);

 

б) проверку соответствия участника большинству требований пункта 2 статьи 16 Закона № 419-З необходимо автоматизировать;

проверку аффилированности необходимо автоматизировать

а) Не учтено.

Указанная норма внесена с учетом позиции Конституционного Суда Республики Беларусь о необходимости установления однозначного правового определения видов договоров, подпадающих под действие законодательства о государственных закупках. Определение государственной закупки дано Законом;

 

б) не учтено. Преждевременно. Автоматическое сравнение в настоящее время не может быть обеспечено, так как отсутствует единый информационный ресурс с данными о юридических и физических лицах, соответственно автоматический выбор будет невозможен. Порядок проверки требованиям определен Законом

 

 

Предложено текст подпункта 1.6 включить в подпункт 1.1 проекта

Не учтено. Указанное изложение необходимо для лучшего восприятия

 

 

Абзац третий подпункта 1.8 пункта 1 предлагается изложить в следующей редакции: «Государственный орган (организация), в подчинении (состав, систему) которого находится (входит) заказчик либо которому переданы в управление его акции (доли в уставном фонде), находящиеся в государственной собственности, а при отсутствии такого государственного органа (организации) – уполномоченный государственный орган по государственным закупкам вправе возложить выполнение функций заказчика, установленных актами законодательства о государственных закупках, на подчиненные ему, но не входящие в его состав органы управления и организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами»

Не учтено.

Пунктом предусмотрено, что Министерство обороны вправе возложить выполнение функций заказчика на подчиненные ему, но не входящие в его состав, органы военного управления и организации Вооруженных сил Республики Беларусь, в том числе не являющиеся юридическими лицами. Такая норма позволит функционировать в рамках действующей структуры Вооруженных сил Республики Беларусь. Указанные изъятия касаются только структуры Вооруженных сил Республики Беларусь

 

 

Подпункт 1.9 проекта указа предлагается изложить в следующей редакции: «заключение договоров государственных закупок по результатам процедур закупок может осуществляться сроком более чем на один год. При этом исполнение таких договоров должно осуществляться в пределах годовых ассигнований, предусмотренных на эти цели и уточняемых при необходимости ежегодно в договоре» либо убрать слова «движимого»

Не учтено. С учетом того, что финансирование имеющейся у заказчика потребности происходит ежегодно, процедура государственной закупки по общему правилу также проводится ежегодно. Случаи заключения договоров на срок более года, предусматриваемые в проекте Указа, являются дополнительными к установленным пунктом 3 статьи 24 Закона и не могут быть распространены на все случаи государственных закупок. При формировании случаев учитывалось полное отсутствие конкуренции на отдельных товарных рынках

 

 

Предлагается в подпункте 1.10 пункта 1 проекта Указа слова «на первые два месяца очередного финансового года» заменить словами «на январь-февраль следующего года»

Не учтено. Исходя из необходимости единства терминологии в законодательстве, учитывая использование в Законе терминов «не более чем на два месяца»

 

 

По подпункту 1.11 проекта указа. Для исключения злоупотреблений предлагаем рассмотреть возможность обжалования расторжения договора государственной закупки, заключенного в виде электронного документа на электронной торговой площадке, в связи с односторонним отказом от его исполнения

Не учтено. Избыточная норма.

Существует судебный порядок обжалования

 

 

а) Опасно устанавливать особенности закупок конкретных товаров (работ, услуг). Это утяжеляет законодательство. Подход должен быть одинаков. В связи с этим предлагаем подпункт 1.13 проекта указа изложить в следующей редакции: «при проведении открытого конкурса участник вправе предложить часть объема предмета государственной закупки, если такое право предусмотрено конкурсными документами. При проведении оценки и сравнения предложений комиссия по государственным закупкам выбирает участников-победителей по степени выгодности их предложений в соответствии с критериями оценки и сравнения предложений, установленными конкурсными документами. При этом допускается выбор участника-победителя только по части объема предмета государственной закупки и, соответственно, заключение договоров государственных закупок с несколькими участниками-победителями, в том числе если предмет государственной закупки разделен на лоты – с несколькими участниками-победителями по одному лоту»;

 

б) по подпункту 1.14 проекта указа. Текст подпункта целесообразно включить в подпункт 1.1, изложив в следующей редакции: порядок создания, функционирования и использования каталога товаров (работ, услуг) для целей осуществления государственных закупок в целях совершенствования информационного и аналитического обеспечения государственных закупок

а) Не учтено. Норма определена исходя из специфики услуг и не может быть распространена на все случаи закупок;

 

б) не учтено. Не может быть включено в подпункт 1.1 пункта 1, так как закрепляет норму о создании непосредственно каталога товаров (работ, услуг) для целей осуществления государственных закупок

 

 

 

Предлагается для единого и однообразного подхода ко всем заказчикам абзацы первый – второй подпункта 1.16 проекта указа изложить в следующей редакции: «действие законодательства о государственных закупках не распространяется на отношения, связанные: с приобретением товаров (работ, услуг) учреждениями, расположенными за пределами Республики Беларусь;»

Не учтено. Является изъятием и не может распространяться на всех заказчиков. В противном случае будет противоречить Договору о Евразийском экономическом союзе

 

 

По подпункту 1.17 проекта указа: 1) в абзаце третьем слово «такие» заменить словами «эти же»; 2) из абзаца четвертого убрать слова «, в том числе индивидуальные предприниматели­,» (индивидуальные предприниматели не могут состоять в браке)

Не учтено. Использование терминов осуществлялось с учетом единообразия их использования с Законом

 

Другие новости Pravo.by.

Информация предоставлена Министерством антимонопольного регулирования и торговли для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».