Предложения по совершенствованию порядка осуществления госзакупок рассмотрены МАРТ
С 20 по 30 января на Правовом форуме Беларуси состоялось общественное обсуждение проекта Указа Президента Республики Беларусь «О совершенствовании порядка осуществления государственных закупок».
Организатор общественного обсуждения – Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.
В ходе обсуждения поступило 26 замечаний и (или) предложений от 7 участников.
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА
замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта нормативного правового акта проекта Указа Президента Республики Беларусь «О совершенствовании порядка осуществления государственных закупок»
Структурный элемент проекта нормативного правового акта |
Содержание замечаний и (или) предложений |
Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений |
|
Обоснование (в случае неучета) |
Редакция (в случае учета) |
||
|
Рассмотреть возможность увеличить количество возражений на проект договора либо добавить функционал на площадке о направлении заполненного договора Поставщиком (или прикрепления документов к возражению, либо разрешить переговоры посредством телефонной связи, e-mail и т.д.), так как со стороны заказчика наблюдается много ошибок в части владельца ключа, лица подписывающего договор, основание действия и иных данных |
Не учтено. Порядок заключения договора в письменной форме в виде электронного документа на электронной торговой площадке установлен Законом Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее –Закон). Так как договор заключается на условиях, указанных в документах, предоставляемых для подготовки предложения, предложении этого участника и протоколе выбора участника-победителя, то нецелесообразно увеличивать количество уведомлений с возражениями. В случае неудовлетворения возражений вопросы должны решаться в судебном порядке. Отмечаем, что в соответствии с Законом не допускается проведение переговоров между заказчиком (организатором), комиссией и участниками в отношении поданных ими предложений, то есть до признания их участниками-победителями. При этом законодательство не содержит запрета на проведение переговоров при подписании договора, в том числе допускается обмен документами и сведениями, необходимыми для его подписания |
|
|
Предлагается установить равнозначные особенности заполнения СТ-1 как для товаров, происходящих из Республики Беларусь, так и для товаров иностранного происхождения |
Не учтено. Нормативными правовыми актами Республики Беларусь нельзя установить требования к документам, выдаваемым уполномоченными органами (организациями) других государств |
|
|
Предлагается разработать функционал на электронной площадке для проведения электронного аукциона услуг с использованием запасных частей исполнителя. При возникновении необходимости проведения таких электронных аукционов совсем отсутствует возможность проведения торгов по перечню необходимых при ремонте запчастей |
Не учтено. Не ясна суть предложения. Вместе с тем отмечаем, что на официальном сайте МАРТ в разделе Деятельность – Регулирование и контроль закупок – Методические рекомендации размещены методические рекомендации по вопросу государственных закупок ремонта техники, оборудования, транспортных средств, описывающие в том числе порядок закупок запасных частей |
|
Подпункт 1.18 пункта 1 |
Дополнить подпункт 1.18 пункта 1 частью следующего содержания с: «Установить, что местные исполнительные и распорядительные органы вправе без проведения процедур закупок, предусмотренных законодательством, определять: организации (входящие в состав местных исполнительных и распорядительных органов) для выполнения (оказания) на договорной основе за счет средств местных бюджетов работ (услуг) по «комплексному техническому обслуживанию внутренних инженерных сетей и оборудования (системы водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, отопления, электроснабжения, контрольно-измерительных приборов и автоматики, систем механической вентиляции) (далее – Услуги)» для организаций (учреждений), подчиненных (входящих в структуру) местных исполнительных и распорядительных органов». Законодательно закрепить следующие требования к участникам закупок Услуг: наличие опыта работы, сопоставимого по виду и объему проводимой государственной закупки не менее 3-х летнего непрерывного периода; введение института аккредитации как организаций, осуществляющих Услуги, так и специалистов данных организаций; при сравнении стоимости предложений участников применять сопоставимые цены Услуг, а именно – не учитывать налоговые платежи, не уплачиваемые заказчиками Услуг (в т.ч. НДС); наличие материально-технической базы, достаточной для выполнения Услуг в объеме, определенном законодательством; отсутствие у претендента фактов расторжения договоров на оказание Услуг, в том числе по соглашению сторон; отсутствие отрицательных отзывов от заказчиков аналогичных Услуг. Также, в развитие положений статьи 21 (пункт 4) Закона предлагаю законодательно определить следующие требования к Услугам: определить организацию – разработчика типовой технологической карты на оказание Услуг (далее – ТТК) с обязательным расчетом необходимого для осуществления Услуги количества работников, с указанием карт результатов оказания Услуг; расчет тарифа на оказание Услуг с указанием методики определения ориентировочной стоимости Услуг на основании ТТК |
Не учтено. Предложение противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе. Кроме того, указанные нормы не отвечают принципу развития конкурентности. Не приведено обоснование необходимости установления таких требований, нет оценки влияния на рынок таких услуг. В части разработки технологической карты не ясна необходимость и механизм реализации соответствующего предложения |
|
|
а) Изменить условия о предоставлении участником процедуры закупки (резидентом Республики Беларусь) документа, подтверждающего страну происхождения товара из Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, а именно предусмотреть возможность идентифицирования страны происхождения на момент подачи предложения следующими документами: гарантийное письмо участника процедуры закупки об обязательстве предоставления документа, подтверждающего страну происхождения товара до либо в момент поставки товара, долгосрочный контракт с производителем товара (его выкопировку);
б) рассмотреть возможность для участника процедуры закупки (резидента Республики Беларусь), предлагающего товар, происходящий из стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, предоставлять в качестве документа, подтверждающего право применения преференциальной поправки, документ о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) этих государств либо его копию |
а) Не учтено. Предлагаемые нормы не соответствуют уровню правового регулирования общественных отношений (виду нормативного правового акта). Будет рассматриваться при подготовке проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь;
б) не учтено. Подготовлен проект постановления Совета Министров Республики Беларусь, которым изменяется перечень документов, подтверждающих страну происхождения отдельных товаров, в том числе необходимых для подтверждения права на преференциальную поправку, а также исключается необходимость получения дополнительного сертификата Белорусской торгово-промышленной палаты резидентом Республики Беларусь в случае предложения им товаров, происходящих из иных государств – членов ЕАЭС |
|
Подпункт 1.16 пункта 1 и приложение 1 к проекту Указа |
а) Подпункт 1.16 пункта 1 дополнить абзацем следующего содержания: «1.16. действие законодательства о государственных закупках не распространяется на отношения, связанные: с приобретением товаров, включенных в Перечень импортозамещающих товаров, ежегодно утверждаемых Комиссией по вопросам промышленной политики при Совете Министров Республики Беларусь»;
б) приложение 1 проекта Указа дополнить пунктом 5 следующего содержания: «5. Если товары в достаточном количестве производятся в Республике Беларусь, заказчик (организатор) в приоритетном порядке осуществляет закупки из одного источника товаров (работ, услуг) согласно: Перечню случаев осуществления государственных закупок с применением процедуры закупок из одного источника (приложение к Закону Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»; пункту 1.16 настоящего Указа» |
а) Не учтено. В подпункте 1.16 пункта 1 проекта Указа указаны в основном закупки, для которых законодательством уже установлен порядок осуществления, в том числе выбора исполнителей. В предлагаемом же случае порядок выбора поставщиков не регламентирован, соответственно, создаются условия для злоупотреблений и коррупционные риски. В то же время с учетом предоставляемых Совету Министров Указом полномочий, в последующем могут быть обеспечены преимущества импортозамещающим товарам (включение в перечень для префенциальной поправки, установление условий допуска иностранных поставщиков, введение при необходимости при наличии обоснования исключительности случая в каждом конкретном случае изъятий); б) не учтено. Не соответствует требованиям Договора о Евразийском экономическом союзе. Исключительность случая закрепления таких норм в представленном комментарии неубедительна |
|
|
а) Приложение 1 проекта Указа дополнить пунктом 6 следующего содержания: «При проведении процедуры закупки из одного источника, применяется: преференциальная поправка в размере 15 процентов в случае предложения участником процедуры закупки товаров, происходящих из Республики Беларусь, а также стран, товарам из которых предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь; преференциальная поправка в размере 25 процентов в случае предложения организацией (в случае непривлечения соисполнителей), в которой численность инвалидов составляет не менее пятидесяти процентов списочной численности работников.»; б) добавить к полномочиям Совета Министров: определяет (утверждает) перечень стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. Перечень таких стран размещается на сайте государственной информационно-аналитической системы (ГИАС) |
Не учтено. В процедуре закупки участником признается лицо, получившее от заказчика предложение о заключении договора. Преференциальная поправка предоставляет преимущества товарам (работам, услугам), предлагаемым участниками. Таким образом, преференциальная поправка при проведении закупки из одного источника не может применяться;
б) не учтено. Национальный режим устанавливается международным договором. Соответственно, такой перечень не может утверждаться либо определяться Советом Министров Республики Беларусь. Перечень, исходя из международных договоров, размещен на сайте государственной информационно-аналитической системы |
|
Подпункт 1.1 пункта 1 |
Дополнить подпункт 1.1 пункта 1 проекта Указа абзацем следующего содержания: «определяет (утверждает) государственные органы (организации), ответственные за ведение каталога товаров (работ, услуг) для целей осуществления государственных закупок» |
Не учтено. Норма является избыточной. Согласно подпункту 1.14 пункта 1 проекта Указа каталог товаров (работ, услуг) для целей осуществления государственных закупок создается, функционирует и используется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь |
|
|
Подпункт 1.1 пункта 1 проекта Указа дополнить абзацем: «определяет дополнительные случаи, при которых заказчик (организатор) вправе провести процедуру закупки из одного источника» |
Не учтено. Противоречит требованиям Договора о Евразийском экономическом союзе. Приложением № 3 к Протоколу о порядке регулирования закупок, являющимся приложением № 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе, установлен закрытый перечень случаев для осуществления закупки из одного источника. Пунктом 10 указанного Протокола предусмотрено, что государство – член Евразийского экономического союза вправе лишь сократить в своем законодательстве перечень случаев осуществления закупок из одного источника, но не увеличить |
|
|
а) Исключить из проекта указа подпункт 1.3 либо дать определение термина государственная закупка: государственная закупка – приобретение товаров (работ, услуг), выбор арендодателя, лизингодателя (включая выбор приобретаемого имущества) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, а также отношения, связанные с исполнением договора государственной закупки (далее – договор);
б) проверку соответствия участника большинству требований пункта 2 статьи 16 Закона № 419-З необходимо автоматизировать; проверку аффилированности необходимо автоматизировать |
а) Не учтено. Указанная норма внесена с учетом позиции Конституционного Суда Республики Беларусь о необходимости установления однозначного правового определения видов договоров, подпадающих под действие законодательства о государственных закупках. Определение государственной закупки дано Законом;
б) не учтено. Преждевременно. Автоматическое сравнение в настоящее время не может быть обеспечено, так как отсутствует единый информационный ресурс с данными о юридических и физических лицах, соответственно автоматический выбор будет невозможен. Порядок проверки требованиям определен Законом |
|
|
Предложено текст подпункта 1.6 включить в подпункт 1.1 проекта |
Не учтено. Указанное изложение необходимо для лучшего восприятия |
|
|
Абзац третий подпункта 1.8 пункта 1 предлагается изложить в следующей редакции: «Государственный орган (организация), в подчинении (состав, систему) которого находится (входит) заказчик либо которому переданы в управление его акции (доли в уставном фонде), находящиеся в государственной собственности, а при отсутствии такого государственного органа (организации) – уполномоченный государственный орган по государственным закупкам вправе возложить выполнение функций заказчика, установленных актами законодательства о государственных закупках, на подчиненные ему, но не входящие в его состав органы управления и организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами» |
Не учтено. Пунктом предусмотрено, что Министерство обороны вправе возложить выполнение функций заказчика на подчиненные ему, но не входящие в его состав, органы военного управления и организации Вооруженных сил Республики Беларусь, в том числе не являющиеся юридическими лицами. Такая норма позволит функционировать в рамках действующей структуры Вооруженных сил Республики Беларусь. Указанные изъятия касаются только структуры Вооруженных сил Республики Беларусь |
|
|
Подпункт 1.9 проекта указа предлагается изложить в следующей редакции: «заключение договоров государственных закупок по результатам процедур закупок может осуществляться сроком более чем на один год. При этом исполнение таких договоров должно осуществляться в пределах годовых ассигнований, предусмотренных на эти цели и уточняемых при необходимости ежегодно в договоре» либо убрать слова «движимого» |
Не учтено. С учетом того, что финансирование имеющейся у заказчика потребности происходит ежегодно, процедура государственной закупки по общему правилу также проводится ежегодно. Случаи заключения договоров на срок более года, предусматриваемые в проекте Указа, являются дополнительными к установленным пунктом 3 статьи 24 Закона и не могут быть распространены на все случаи государственных закупок. При формировании случаев учитывалось полное отсутствие конкуренции на отдельных товарных рынках |
|
|
Предлагается в подпункте 1.10 пункта 1 проекта Указа слова «на первые два месяца очередного финансового года» заменить словами «на январь-февраль следующего года» |
Не учтено. Исходя из необходимости единства терминологии в законодательстве, учитывая использование в Законе терминов «не более чем на два месяца» |
|
|
По подпункту 1.11 проекта указа. Для исключения злоупотреблений предлагаем рассмотреть возможность обжалования расторжения договора государственной закупки, заключенного в виде электронного документа на электронной торговой площадке, в связи с односторонним отказом от его исполнения |
Не учтено. Избыточная норма. Существует судебный порядок обжалования |
|
|
а) Опасно устанавливать особенности закупок конкретных товаров (работ, услуг). Это утяжеляет законодательство. Подход должен быть одинаков. В связи с этим предлагаем подпункт 1.13 проекта указа изложить в следующей редакции: «при проведении открытого конкурса участник вправе предложить часть объема предмета государственной закупки, если такое право предусмотрено конкурсными документами. При проведении оценки и сравнения предложений комиссия по государственным закупкам выбирает участников-победителей по степени выгодности их предложений в соответствии с критериями оценки и сравнения предложений, установленными конкурсными документами. При этом допускается выбор участника-победителя только по части объема предмета государственной закупки и, соответственно, заключение договоров государственных закупок с несколькими участниками-победителями, в том числе если предмет государственной закупки разделен на лоты – с несколькими участниками-победителями по одному лоту»;
б) по подпункту 1.14 проекта указа. Текст подпункта целесообразно включить в подпункт 1.1, изложив в следующей редакции: порядок создания, функционирования и использования каталога товаров (работ, услуг) для целей осуществления государственных закупок в целях совершенствования информационного и аналитического обеспечения государственных закупок |
а) Не учтено. Норма определена исходя из специфики услуг и не может быть распространена на все случаи закупок;
б) не учтено. Не может быть включено в подпункт 1.1 пункта 1, так как закрепляет норму о создании непосредственно каталога товаров (работ, услуг) для целей осуществления государственных закупок |
|
|
|||
|
Предлагается для единого и однообразного подхода ко всем заказчикам абзацы первый – второй подпункта 1.16 проекта указа изложить в следующей редакции: «действие законодательства о государственных закупках не распространяется на отношения, связанные: с приобретением товаров (работ, услуг) учреждениями, расположенными за пределами Республики Беларусь;» |
Не учтено. Является изъятием и не может распространяться на всех заказчиков. В противном случае будет противоречить Договору о Евразийском экономическом союзе |
|
|
По подпункту 1.17 проекта указа: 1) в абзаце третьем слово «такие» заменить словами «эти же»; 2) из абзаца четвертого убрать слова «, в том числе индивидуальные предприниматели,» (индивидуальные предприниматели не могут состоять в браке) |
Не учтено. Использование терминов осуществлялось с учетом единообразия их использования с Законом |
|
Информация предоставлена Министерством антимонопольного регулирования и торговли для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».