/ / Новости PRAVO.BY
13.04.2021

Профессионально об актуальном: Обзор основных положений новой редакции Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания»

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 14 января 2021 г.

4 января 2021 г. Президентом Республики Беларусь был подписан Закон Республики Беларусь № 81-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее – новая редакция Закона), предусматривающий изложение Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее – Закон) в новой редакции. Новая редакция Закона вступит в силу с 8 июля 2021 г., за исключением некоторых положений. При этом Совету Министров Республики Беларусь и местным исполнительным и распорядительным органам до указанного срока поручено обеспечить приведение нормативных правовых актов в соответствие с новой редакцией Закона.

Основной целью подготовки новой редакции Закона являлась необходимость совершенствования норм Закона с учетом практики его применения, а также приведения Закона в соответствие с законодательными актами. Кроме того, новая редакция Закона подготовлена с учетом новых требований нормотворческой техники, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах».

Подготовка новой редакции Закона осуществлялась на протяжении четырех лет. Изначально планировалась подготовка законопроекта в 2017 году (пункт 23 плана подготовки законопроектов на 2017 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2016 г. № 520). Однако на завершающей стадии подготовки законопроекта возникла необходимость его комплексного изменения с учетом принятых нормативных правовых актов Главы государства, непосредственно затрагивающих вопросы государственного регулирования торговли и общественного питания, в частности, Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7), указов Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2017 г. № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания», от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» и др. В связи с этим срок подготовки новой редакции Закона был перенесен в соответствии с пунктом 20 плана подготовки законопроектов на 2018 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10 января 2018 г. № 9.

Отметим, что новая редакция Закона не предусматривает глобальных изменений законодательства в области торговли и общественного питания. Большинство положений вытекает из вышеприведенных законодательных актов, в первую очередь Декрета № 7, существенно либерализировавшего деятельность субъектов хозяйствования, в том числе в сферах торговли и общественного питания. При этом ряд норм новой редакции Закона концептуально изменяет правовое регулирование отдельных аспектов указанной деятельности.

Рассмотрим более подробно основные изменения, предусмотренные новой редакцией Закона.

1. Определения терминов, используемых в Законе.

В статье 1 новой редакции Закона в значительной степени изменен терминологический аппарат.

Во-первых, изменены определения ключевых терминов – «торговля» и «розничная торговля». В частности, к торговле также отнесена предпринимательская деятельность, направленная на продажу товаров собственного производства их производителями для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Розничная торговля определена как вид торговли, связанный не только с приобретением и продажей, но также с продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если иное не предусмотрено законодательными актами. Необходимость корректировки указанных терминов была обусловлена тем, что продажу товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, осуществляют не только субъекты, осуществляющие розничную торговлю, но и производители в своих фирменных магазинах, которые не имеют статуса юридического лица. При этом реализуемые в таких магазинах товары продавцом не приобретаются, так как производитель продает товары собственного производства. В связи с этим производители товаров, осуществляющие розничную торговлю через фирменные магазины, по сути, являясь субъектами торговли, не попадали под определения терминов «торговля» и «розничная торговля».

В определениях терминов «развозная торговля» и «разносная торговля» уточнено, что это формы розничной торговли, а также исключено указание на то, что такие формы торговли осуществляются вне стационарных торговых объектов.

Во-вторых, корректировке подверглись определения терминов «объект общественного питания», «нестационарный объект общественного питания», «торговый объект» и «нестационарный торговый объект»:

  • к объектам общественного питания отнесены также передвижные объекты общественного питания, представляющие собой специально оборудованные для осуществления общественного питания транспортные средства, в том числе автомобиль, мотоцикл, мопед, прицеп и полуприцеп, велосипед, веломобиль и иные транспортные средства, или их части. При этом из термина «нестационарный объект общественного питания» исключено указание на летнее (сезонное) кафе, оснащенное специальным оборудованием;
  • термин «торговый объект» определен как капитальное строение (здание, сооружение), изолированное помещение или их части либо временная конструкция, не являющаяся капитальным строением (зданием, сооружением), изолированным помещением или их частями, оснащенные торговым и иным оборудованием для продажи товаров, а также передвижной торговый объект и передвижные средства разносной торговли. Одновременно введен термин «передвижные торговые объекты», под которыми понимаются специально оборудованные для продажи товаров транспортные средства или их части;
  • в определении термина «нестационарный торговый объект» конкретизировано, что к передвижным средствам разносной торговли относятся палатка, тележка, лоток, корзина, торговый автомат и иное приспособление. При этом из данного определения исключены передвижные средства развозной торговли.

Уточнены также определения терминов «торговая сеть» и «сеть общественного питания». Под ними понимается совокупность двух и более стационарных торговых объектов (объектов общественного питания), которые принадлежат на законном основании одному субъекту торговли (субъекту общественного питания) либо нескольким субъектам торговли (субъектам общественного питания), входящим в одну группу лиц, или совокупность двух и более стационарных торговых объектов (объектов общественного питания), в которых осуществляется деятельность с использованием одного средства индивидуализации участников гражданского оборота товаров, работ или услуг, в том числе на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга).

Термин «магазин» определен через основной критерий – наличие торгового зала, который представляет собой часть магазина, предназначенную для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания и прохода покупателей, проведения денежных расчетов с ними.

В-третьих, в статью 1 Закона включены определения терминов:

  • «администрация торгового центра» и «администрация рынка», которые ранее определялись в статьях о создании торгового центра и рынка. Это юридические лица, индивидуальные предприниматели, организующие работу соответственно рынка или торгового центра;
  • «летняя площадка (продолжение зала)», под которой понимается легковозводимая временная конструкция (терраса, веранда и другое), выносные столики, расположенные на территории, непосредственно примыкающей к капитальному строению (зданию, сооружению), или на его крыше, или на иной открытой площадке капитального строения (здания, сооружения), в помещениях которого располагается объект общественного питания. Отметим, что аналогичное определение данного термина содержится в Декрете Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий»;
  • «форма торговли» как способ организации торгово-технологического процесса, приемов и способов, с помощью которых осуществляется продажа товаров. Формами торговли являются торговля на ярмарках, аукционах, торговых местах, развозная торговля, разносная торговля, дистанционная торговля, иные формы торговли в соответствии с классификацией, устанавливаемой Министерством антимонопольного регулирования и торговли (далее – МАРТ).

В-четвертых, исключены определения терминов:

  • «группа лиц», при этом указано, что данный термин используется в значении, определенном Законом Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»;
  • «дискриминационные условия», «Интернет-магазин», «магазин современного формата», «специализированный магазин», «торговая зона» и др., которые не употребляются в новой редакции Закона либо определены иными законодательными актами.

Кроме того, в определения ряда терминов внесены изменения редакционного и уточняющего характера («ассортимент товаров», «ассортиментный перечень товаров», «товары», «группа товаров» и др.).

2. Сфера применения Закона и правовое регулирование отношений в области торговли и общественного питания.

Сфера применения Закона не претерпела принципиальных изменений. При этом в статье 2 новой редакции Закона указано, что действие Закона не распространяется на отношения, связанные с продажей лекарственных средств. Указанные отношения регулируются Законом Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 161-З «Об обращении лекарственных средств» и другими актами законодательства.

Исходя из норм Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29 мая 2014 г., расширен круг источников правового регулирования отношений в области торговли и общественного питания (статья 3 новой редакции Закона). В частности, помимо актов законодательства к ним отнесены международно-правовые акты, составляющие право Евразийского экономического союза.

3. Полномочия государственных органов в области торговли и общественного питания.

В новой редакции Закона уточнена компетенция МАРТ (статья 7). Так, к полномочиям МАРТ отнесено проведение анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития торговли и общественного питания, состояния потребительского рынка, в том числе на основании официальной статистической информации, данных таможенной статистики внешней торговли товарами Республики Беларусь с государствами, не являющимися членами Евразийского экономического союза, и статистики взаимной торговли товарами Республики Беларусь с государствами – членами Евразийского экономического союза. Для осуществления указанного полномочия МАРТ вправе получать от Государственного таможенного комитета соответствующие данные таможенной статистики, а также данные из деклараций на товары и статистических деклараций с указанием сведений о лицах и описанием товаров, содержащихся в таких декларациях. Перечень предоставляемых данных будет определяться МАРТ совместно с Государственным таможенным комитетом. При этом МАРТ обеспечивается конфиденциальность полученной информации.

Исключено полномочие МАРТ по утверждению перечня продукции общественного питания и товаров, подлежащих включению субъектами общественного питания в ассортиментный перечень продукции общественного питания, поскольку в соответствии с подпунктом 4.1 пункта 4 Декрета № 7 субъекты хозяйствования вправе разрабатывать ассортиментные перечни продукции общественного питания без учета требований такого перечня. При этом МАРТ будет утвержден порядок включения товаров в перечень товаров, подлежащих включению субъектами торговли в ассортиментный перечень товаров, и исключения товаров из него.

Декретом № 7 также предоставлено право субъектам хозяйствования создавать объекты общественного питания без подразделения их на типы и классы. В связи с этим уточнена соответствующая компетенция МАРТ. Вместе с тем субъекты общественного питания вправе устанавливать тип объекта общественного питания (ресторан, кафе, бар, столовая, буфет и иные типы) в соответствии с классификацией, определяемой МАРТ.

Из компетенции МАРТ исключено полномочие по утверждению порядка оформления и учета счетов при расчетах официантами (барменами) покупателей в объектах общественного питания, поскольку субъекты общественного питания самостоятельно определяют такой порядок на основании предписаний Декрета № 7.

Кроме того, исключены полномочия МАРТ по разработке и утверждению:

  • рационов (норм) питания для категорий населения, финансирование питания которых полностью или частично осуществляется за счет бюджетных средств;
  • технологических требований к организации процессов продажи товаров, производству продукции общественного питания и контролю ее качества.

С учетом предписаний Декрета № 7 уточнены полномочия местных исполнительных и распорядительных органов (статья 8). В частности, в связи с предоставлением права субъектам хозяйствования создавать стационарные торговые объекты, объекты общественного питания, торговые центры вне зависимости от наличия таких объектов на схемах размещения стационарных торговых объектов, объектов общественного питания, торговых центров, рынков, исключено полномочие местных исполнительных и распорядительных органов по разработке указанных схем.

Среди новых полномочий местных исполнительных и распорядительных органов можно отметить право устанавливать требования к:

  • внешнему виду и размерам нестационарных и передвижных торговых объектов и нестационарных и передвижных объектов общественного питания;
  • типам транспортных средств, используемых для продажи товаров, осуществления общественного питания;
  • внешнему виду и размерам летних площадок (продолжений залов).

Указанные требования подлежат размещению в сети Интернет на официальных сайтах местных исполнительных и распорядительных органов, установивших такие требования (пункт 4 статьи 12 новой редакции Закона).

4. Требования к организации и осуществлению торговли и общественного питания, созданию торговых объектов и объектов общественного питания.

Общие требования к организации и осуществлению торговли и общественного питания в целом не претерпели существенных изменений. Статьей 10 новой редакции Закона предусмотрено право субъектов торговли самостоятельно устанавливать:

  • вид торговли (розничная, оптовая);
  • форму торговли;
  • способ торговли (с использованием торгового объекта либо без);
  • виды и типы торговых объектов в соответствии с классификацией, установленной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 15 сентября 2020 г. № 59;
  • порядок и условия осуществления торговли;
  • цены (тарифы) на товары, оказываемые услуги, связанные с продажей товаров, если иное не установлено законодательством о ценообразовании;
  • условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг, если иное не установлено законодательными актами;
  • иные условия организации и осуществления торговли.

При организации и осуществлении общественного питания субъекты общественного питания самостоятельно устанавливают порядок и условия осуществления общественного питания; цены (тарифы) на продукцию общественного питания, товары, оказываемые услуги, связанные с осуществлением общественного питания, если иное не установлено законодательством о ценообразовании; иные условия организации и осуществления общественного питания (статья 11 новой редакции Закона).

Справочно
В настоящее время требования к осуществлению розничной торговли и общественного питания установлены Правилами продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703, Правилами продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31, Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2007 г. № 744, и другими нормативными правовыми актами.

В отличие от действующей редакции в новой редакции Закона отсутствует специальная статья, касающаяся создания фирменных магазинов и организации их работы. Вместе с тем в статье 10 сохранено право создавать фирменные магазины для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся производителями товаров, субъектов торговли, получивших право продажи товаров конкретного производителя (производителей) с использованием товарного знака (товарных знаков) либо фирменного наименования этого производителя (фирменных наименований этих производителей), в том числе на условиях договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга). При этом требования к таким магазинам будут определены Советом Министров Республики Беларусь.

Статьей 12 новой редакции Закона скорректированы требования к осуществлению розничной торговли и общественного питания с использованием нестационарных и передвижных торговых объектов (объектов общественного питания), а также летних площадок (продолжений залов). На землях общего пользования населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, на плоскостных сооружениях, находящихся в государственной собственности и расположенных на землях общего пользования, такая торговля будет осуществляться в соответствии с перечнями мест размещения нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов общественного питания, летних площадок (продолжений залов), маршрутами движения передвижных торговых объектов, передвижных объектов общественного питания. Включения в перечни не требуется при размещении таких объектов на ярмарках и рынках, а также при проведении массовых мероприятий государственными органами либо согласованных с ними.

Как и в настоящее время, перечни будут определяться местными исполнительными комитетами. При этом единый порядок разработки перечней будет установлен Советом Министров Республики Беларусь.

Важно отметить, что перечни мест размещения нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов общественного питания, разработанные до вступления в силу новой редакции Закона, подлежат приведению в соответствие с новыми правилами в течение трех лет со дня вступления в силу новой редакции Закона. Требования статьи 12 не распространяются на ранее размещенные объекты до истечения трех лет со дня вступления новой редакции Закона в силу.

5. Требования к созданию и организации работы торговых центров, рынков, ярмарок, к осуществлению розничной торговли с использованием сети Интернет.

Требования к созданию торговых центров и рынков скорректированы в части возможности создания торговых центров и рынков независимо от наличия таких объектов на схемах размещения стационарных торговых объектов, объектов общественного питания, торговых центров, рынков, разрабатываемых и утверждаемых местными исполнительными и распорядительными органами.

Исходя из статьи 13 новой редакции Закона, основными полномочиями администрации торгового центра являются определение специализации торгового центра; разработка схемы размещения в торговом центре торговых объектов, объектов общественного питания, иных объектов; заключение с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями договоров аренды или иных договоров, содержащих элементы договора аренды (смешанный договор), либо договоров безвозмездного пользования помещениями или их частями; принятие мер по соблюдению продавцами законодательства в области защиты прав потребителей, а также требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды и требований в области ветеринарии и др.

В соответствии со статьей 14 новой редакции Закона администрация рынка определяет тип и специализацию рынка; предоставляет торговые места юридическим и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) и принимает меры по соблюдению ими законодательства в области защиты прав потребителей, а также требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды и требований в области ветеринарии.

Торговые места, торговые объекты, объекты общественного питания, иные объекты размещаются на территории рынка на основании схемы рынка, разрабатываемой и утверждаемой администрацией рынка по согласованию с городским, районным исполнительными комитетами, местной администрацией района в городе Минске по месту расположения рынка. В пункте 4 статьи 14 новой редакции Закона появилась отдельная норма о том, что при разработке схемы рынка администрация рынка должна предусматривать размещение торговых мест для продажи физическими лицами, изготавливающими хлебобулочные и кондитерские изделия, готовую кулинарную продукцию.

Порядок организации рынка, прекращения его деятельности, требования к оборудованию, содержанию рынка, продаже товаров на торговых местах, порядок предоставления торговых мест, мест для размещения торговых объектов, объектов общественного питания, иных объектов, перечень запрещенных к продаже на территории рынка товаров определяются постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 июля 2014 г. № 686 «О создании и функционировании рынков».

В отношении организации работы ярмарок (статья 15 новой редакции Закона) новым является исключение их подразделения на республиканский и местный уровень, а также необходимости согласования проведения ярмарок с МАРТ и областными исполнительными комитетами. Организатор ярмарки согласовывает место и время проведения ярмарки с городским (включая Минский городской), районным исполнительными комитетами по месту ее проведения, за исключением ярмарок, проводимых на подведомственных территориях городским (включая Минский городской), районным исполнительными комитетами, являющимися организаторами ярмарки.

Организация ярмарок, согласование места и времени их проведения осуществляются в порядке, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 февраля 2019 г. № 101 «О выставочной и ярмарочной деятельности в Республике Беларусь».

В соответствии со статьей 16 новой редакции Закона субъект торговли вправе осуществлять розничную торговлю с использованием сети Интернет через интернет-магазин, представляющий собой информационный ресурс, позволяющий в сети Интернет выбрать товары и с использованием этого информационного ресурса сформировать заказ на приобретение товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Собственники (владельцы) информационных ресурсов, оказывающие субъектам торговли услуги, связанные с осуществлением этими субъектами торговли розничной торговли с использованием сети Интернет через интернет-магазин, принимают меры по соблюдению продавцами требований законодательства в области защиты прав потребителей.

Отметим, что новая редакция Закона не предусматривает регистрацию интернет-магазинов в Торговом реестре Республики Беларусь. Сведения об интернет-магазинах вносятся в указанный реестр на основании информации, содержащейся в уведомлениях, представляемых субъектами торговли в городские, районные исполнительные комитеты, местные администрации районов в городе Минске. При этом в Торговый реестр Республики Беларусь дополнительно включается доменное имя сайта интернет-магазина, право на администрирование которого получено субъектом торговли в порядке, установленном законодательством.

Вопросы, связанные с осуществлением розничной торговли с использованием сети Интернет, в настоящее время регулируются Правилами продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31, и др. актами законодательства.

6. Режим работы розничных торговых объектов, объектов общественного питания, торговых центров и рынков. Ассортиментные перечни товаров.

С учетом предписаний Декрета № 7 в статье 17 новой редакции Закона закреплено право субъектов торговли и общественного питания самостоятельно устанавливать режим работы принадлежащих им торговых объектов, объектов общественного питания, режим работы без использования торгового объекта, режим работы торговых центров, рынков без согласования с местными исполнительными и распорядительными органами, другими государственными органами. Городские, районные исполнительные комитеты, местные администрации районов в городе Минске согласовывают режим работы расположенных на соответствующей территории розничных торговых объектов, объектов общественного питания, торговых центров, рынков только после 23:00 и до 7:00. При этом Совету Министров Республики Беларусь предоставлено полномочие по определению порядка и условий согласования режима работы.

Справочно
Соответствующая административная процедура предусмотрена пунктом 9.6 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156.

Данное требование не распространяется на магазины беспошлинной торговли, расположенные в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 22 апреля 2014 г. № 175 «О функционировании магазинов беспошлинной торговли» режим работы таких магазинов должен соответствовать режиму работы пункта пропуска через Государственную границу Республики Беларусь. По согласованию с таможней, в регионе деятельности которой расположен магазин, время работы этого магазина может быть сокращено.

В соответствии со статьей 18 новой редакции Закона ассортиментный перечень товаров разрабатывается и утверждается субъектом розничной торговли для торгового объекта, за исключением торговых объектов, определенных Советом Министров Республики Беларусь.

Справочно
Согласно пункту 5 Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703, ассортиментный перечень товаров не требуется при продаже товаров:

  • с использованием передвижных средств разносной торговли (торговые автоматы, тележки, лотки, корзины, иные приспособления);на торговых местах на рынках, ярмарках, с использованием иных форм розничной торговли, осуществляемых без (вне) торговых объектов;
  • в палатках;
  • в неизолированных торговых объектах;
  • в магазинах беспошлинной торговли;
  • в торговых объектах, принадлежащих операторам почтовой связи, на которых возложены функции по обязательному оказанию универсальных услуг почтовой связи;
  • в торговых объектах, в которых осуществляется продажа печатных изданий, в том числе печатных средств массовой информации, объем которых в розничном товарообороте составляет не менее 25 процентов;
  • в магазинах по продаже имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства иным способом;в аптеках, ветеринарных аптеках, специализированных магазинах и павильонах по продаже медицинских, ортопедических и оптических изделий;
  • в торговых объектах по продаже исключительно бывших в употреблении непродовольственных товаров, в том числе при комиссионной торговле;
  • в торговых объектах по продаже исключительно не проданных в сезон, не пользующихся спросом остатков единичных размеров непродовольственных товаров, а также непродовольственных товаров с незначительными дефектами внешнего вида и (или) восстановленных (магазин «Сток», стоковый магазин);
  • в магазинах, созданных изготовителем, в которых осуществляется продажа товаров такого изготовителя;
  • в магазинах, созданных субъектом торговли, имеющим право продажи товаров с использованием товарного знака (товарных знаков) либо фирменного наименования (фирменных наименований) изготовителя (изготовителей), в том числе на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), в которых осуществляется продажа товаров такого изготовителя (изготовителей);
  • в торговых объектах по продаже национальных товаров одной страны, созданных в соответствии с международными договорами и (или) международными обязательствами Республики Беларусь субъектами торговли, являющимися представительствами на территории Республики Беларусь иностранных юридических лиц и иностранных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств.

По общему правилу не требуется согласования ассортиментного перечня товаров с местным исполнительным и распорядительным органом, однако Президентом Республики Беларусь могут устанавливаться случаи, когда это необходимо. В качестве примера приведем подпункт 1.3 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2017 г. № 345, предусматривающий необходимость согласования ассортиментного перечня товаров при осуществлении на территории сельской местности розничной торговли алкогольными напитками с использованием автомагазина.

Субъект розничной торговли разрабатывает ассортиментный перечень товаров исходя из определенного им ассортимента товаров, предлагаемых к продаже, на основании перечня товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень товаров. Последний устанавливается МАРТ на основании предложений областных и Минского городского исполнительных комитетов.

Справочно
Перечни товаров, подлежащих включению субъектами торговли в ассортиментные перечни товаров, установлены постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 19 ноября 2020 г. № 74 «О перечнях товаров».

Отметим, что в отличие от действующей редакции Закона в пункте 3 статьи 18 предусматривается возможность внесения изменений в ранее утвержденный ассортиментный перечень товаров в случаях изменения вида и (или) типа торгового объекта, ассортимента товаров, предлагаемых к продаже, перечня товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень товаров, без необходимости утверждения нового ассортиментного перечня товаров.

В пункте 6 статьи 18 новой редакции Закона введена обязанность субъекта торговли по обеспечению наличия в продаже товаров, включенных в ассортиментный перечень, за исключением случаев, когда отсутствие товаров вызвано нарушением поставщиком товаров условий договора, предусматривающего поставки товаров, если такое нарушение поставщиком товаров не является следствием нарушения такого договора субъектом торговли.

7. Требования к заключению и исполнению договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, между субъектом торговли, субъектом общественного питания и поставщиком продовольственных товаров.

В статье 19 новой редакции Закона сохранена обязанность контрагента обеспечивать стороне по договору доступ к информации об условиях отбора контрагента, а также другой информации, необходимой для заключения договоров, предусматривающих поставки товаров. При этом конкретизировано, что такая информация должна содержать в том числе перечень закупаемых товаров, сроки поставки товаров, порядок поставки товаров (предъявляемые требования к отгрузке товаров получателям, доставке товаров, условиям принятия товаров, их выборки), порядок расчетов за поставляемые товары, условия одностороннего отказа от исполнения договора, предусматривающего поставки товаров.

Доступ к информации осуществляется путем ее размещения на сайте в сети Интернет, а в случае получения запроса о предоставлении информации такая информация должна быть предоставлена безвозмездно в 14-дневный срок со дня получения запроса.

Новым в статье 19 является то, что данная обязанность установлена только для торговых сетей, крупных магазинов и сетей общественного питания, годовой товарооборот которых составляет восемьдесят тысяч и более базовых величин, а также для поставщиков продовольственных товаров, годовой объем поставленных на внутренний рынок товаров которых составляет восемьдесят тысяч и более базовых величин. Иные субъекты обеспечивают доступ к информации любыми способами. Юридические лица системы потребительской кооперации вправе размещать информацию на сайтах областных союзов потребительских обществ и (или) сайте Белорусского республиканского союза потребительских обществ в сети Интернет; юридические лица, входящие в состав государственных объединений, – на сайтах этих государственных объединений в сети Интернет.

Торговым сетям, крупным магазинам, сетям общественного питания и поставщикам продовольственных товаров, осуществляющим поставки этих товаров в сети или крупные магазины, запрещается навязывать контрагенту условие о возврате поставщику продовольственных товаров, не реализованных субъектом торговли, субъектом общественного питания, срок годности (срок хранения) которых истек, а также о возврате продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока (пункт 5 статьи 19 новой редакции Закона).

Отдельно стоит отметить дополнение пункта 7 статьи 19 новой редакции Закона нормой о том, что помимо норм Закона иными законодательными актами также могут устанавливаться запреты на выплату поставщиками отдельных видов продовольственных товаров любых видов вознаграждений. В частности, в настоящее время постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 сентября 2018 г. № 704 «О некоторых вопросах торговли алкогольными напитками» установлено, что выплата юридическими лицами, осуществляющими производство и (или) оптовую торговлю алкогольными напитками, на которые государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов), установлены предельные минимальные отпускные цены, любых вознаграждений (премий, бонусов и иных платежей) за продвижение этих напитков не допускается. Указанный запрет предусмотрен в проекте Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта».

Подчеркнем, что требования статьи 19 новой редакции Закона распространяются также на действия (бездействие) субъектов торговли, субъектов общественного питания и поставщиков продовольственных товаров, входящих с субъектом торговли, субъектом общественного питания или поставщиком продовольственных товаров в одну группу лиц.

8. Меры по развитию торговли и общественного питания.

С учетом предписаний подпункта 3.1 пункта 3 Декрета № 7 в статье 20 новой редакции Закона реализован уведомительный принцип начала осуществления деятельности независимо от включения сведений в Торговый реестр Республики Беларусь. Предусмотрено, что уведомления для включения сведений в реестр представляются субъектами торговли, субъектами общественного питания, администрациями торговых центров, администрациями рынков по каждому торговому объекту, объекту общественного питания, торговому центру, рынку, интернет-магазину, каждой форме торговли, осуществляемой без использования торгового объекта, в городские, районные исполнительные комитеты, местные администрации районов в городе Минске. Указанные уведомления представляются не позднее пяти календарных дней с даты начала осуществления торговли в торговом объекте, общественного питания в объекте общественного питания, работы торгового центра, рынка, интернет-магазина, осуществления торговли без использования торгового объекта.

Справочно
В настоящее время порядок внесения в Торговый реестр Республики Беларусь сведений, исключения из него сведений, порядок размещения сведений, содержащихся в реестре, на официальном сайте МАРТ в сети Интернет, а также порядок представления заинтересованным лицам информации, содержащейся в Торговом реестре, установлен Положением о Торговом реестре Республики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2014 г. № 1227.

В статье 21 новой редакции Закона уточнены мероприятия, направленные на развитие торговли и общественного питания. В частности, государственные органы должны осуществлять мероприятия по созданию условий для эффективной работы субъектов торговли, субъектов общественного питания; стимулированию реализации инвестиционных проектов по строительству торговых объектов, объектов общественного питания, торговых центров, рынков; поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства; освоению экономически малоэффективных зон, экологически неблагоприятных районов. При этом в области торговли и общественного питания применяются государственные социальные стандарты, предусмотренные системой государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики, утверждаемой Советом Министров Республики Беларусь (статья 22 новой редакции Закона).

9. Требования, направленные на защиту конкуренции в области торговли и общественного питания.

К новеллам в рассматриваемой сфере следует отнести введение запрета навязывания контрагенту условия об ответственности за неисполнение обязательства о поставках продовольственных товаров на более выгодных условиях, чем условия для других субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, а также иных условий, не относящихся к предмету договора и (или) содержащих схожие признаки условий, запрещенных к включению в договоры (подпункт 2.2 пункта 2 статьи 24 новой редакции Закона). Данный запрет касается торговых сетей, сетей общественного питания, крупных магазинов, а также поставщиков продовольственных товаров.

Кроме того, с учетом норм подпункта 4.1 пункта 4 Декрета № 7 в новой редакции Закона претерпел изменение порядок определения доли субъекта торговли, осуществляющего розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети или крупного магазина, в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах административно-территориальных единиц, в которых расположены принадлежащие ему торговые объекты. Так, пунктом 3 статьи 24 предусмотрено, что такой субъект торговли самостоятельно рассчитывает свою долю за предыдущий финансовый год в соответствии с методикой, определяемой Советом Министров Республики Беларусь. При этом до расчета доли запрещается совершать сделки по приобретению, аренде дополнительной торговой площади, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах (конкурсах), проводимых в целях приобретения дополнительных торговых площадей либо земельных участков для строительства и обслуживания торговых объектов, или совершать иные действия, направленные на увеличение такой площади.

Субъект торговли, доля которого превысила двадцать процентов, не позднее десяти рабочих дней с даты опубликования официальной статистической информации направляет информацию о размере доли в МАРТ, а также в областной, городской (включая Минский городской), районный исполнительные комитеты, в границах которых доля превысила двадцать процентов. Такой субъект торговли не вправе с даты расчета доли совершать указанные выше сделки и иные действия. Данный запрет действует до момента, когда за очередной финансовый год доля этого субъекта торговли составит двадцать или менее процентов. Сделка, совершенная с нарушением данных условий, ничтожна. Важной является оговорка о нераспространении запрета на приемку в эксплуатацию торговых объектов и осуществление торговли продовольственными товарами в торговых объектах, строительство которых начато в период, когда доля субъекта не превышала двадцати процентов.

Указанные требования не распространяются на юридических лиц системы потребительской кооперации, индивидуальных предпринимателей и микроорганизации, а также на иных лиц в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь.

10. Контроль за соблюдением законодательства в области торговли и общественного питания.

В соответствии со статьей 27 новой редакции Закона осуществление контроля в данной области возложено на органы Комитета государственного контроля, МАРТ, областные, городские (включая Минский городской), районные исполнительные комитеты, местные администрации районов в городах. При этом уточнена компетенция МАРТ при осуществлении контроля за соблюдением законодательства в области торговли и общественного питания (подпункты 1.8 и 1.9 пункта 1 статьи 7 новой редакции Закона). В частности, предусмотрено, что МАРТ вправе выносить субъектам торговли, субъектам общественного питания, должностным лицам субъектов торговли, субъектов общественного питания, администрациям торговых центров, администрациям рынков предписания об устранении установленных в ходе проведения проверок нарушений законодательства в области торговли и общественного питания. При этом в случае выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, МАРТ имеет право выносить:

  • предложения о приостановлении деятельности до устранения нарушений, послуживших основанием для вручения (направления) предложений;
  • предписания о приостановлении производства и (или) реализации товаров до устранения нарушений, послуживших основанием для вынесения таких предписаний.

Аналогичными правомочиями наделены также областные, городские (включая Минский городской), районные исполнительные комитеты, местные администрации районов в городах (подпункты 3.3 и 3.4 пункта 3 статьи 8 новой редакции Закона).

Указанные изменения обусловлены необходимостью согласования норм Закона с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

В заключение отметим, что принятие новой редакции Закона позволит обеспечить более эффективное, соответствующее современным реалиям правовое регулирование отношений в области торговли и общественного питания, а также устранить существующие проблемы в практике применения Закона, что, как представляется, будет способствовать дальнейшему развитию бизнеса в данной сфере.

Шаршун Е.В.,
заместитель начальника отдела гражданского, хозяйственного и экологического
законодательства управления законодательства о гражданских,
финансово-экономических и экологических отношениях Национального центра
законодательства и правовых исследований Республики Беларусь

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».