/ / Новости PRAVO.BY
25.09.2020

Подведены итоги обсуждения проекта об утверждении нацстандарта бухучета «Представление бухгалтерской отчетности»

Подведены итоги общественного обсуждения проекта постановления Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления «Представление бухгалтерской отчетности».

Организатор общественного обсуждения – Министерство финансов Республики Беларусь.

Обсуждение проекта осуществлялось на сайте «Правовой форум Беларуси» в период с 27 августа по 13 сентября 2020 г. Также замечания и предложения можно было направлять организатору обсуждения на адрес электронной почты.

Замечания и предложения по проекту постановления были получены от пяти участников – Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, главного управления Министерства финансов по Гомельской области, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, Могилевской таможни, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Результаты рассмотрения полученных комментариев представлены в сводной таблице.

Сводная таблица

замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта постановления Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления «Представление бухгалтерской отчетности»

Структурный элемент проекта нормативного правового акта

Содержание замечаний и (или) предложений

Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений

 

В проект национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления «Представление бухгалтерской отчетности» включить отчет о движении денежных средств, а также установить в нем формы отчетных документов

Замечание не учтено.

Концепцией реформирования национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.02.2019 № 82, определено, что разрабатываемые национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления будут соответствовать международным стандартам финансовой отчетности общественного сектора (далее – МСФООС) в части перечня и структуры стандартов. Отчет о движении денежных средств в МСФООС представлен в виде самостоятельного стандарта. Соответственно, отчет о движении денежных средств будет утвержден в качестве отдельного национального стандарта.

Цель проекта национального стандарта «Представление бухгалтерской отчетности» заключается в установлении единых требований к составлению отчетности общего назначения, общих требований к ее составу, содержанию и порядку представления в целях обеспечения сопоставимости с бухгалтерской отчетностью организации за предыдущие периоды, а также с бухгалтерской отчетностью других организаций сектора государственного управления.

Формы бухгалтерской отчетности, а также порядок их заполнения будут утверждены в качестве отдельного нормативного правового акта

 

 

Поступило предложение в требования к раскрытию информации в пояснительной записке, установленные в данном национальном стандарте, включить требования, предусмотренные национальными стандартами бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления «Учетная политика, изменение оценочных значений и ошибки» и «События после отчетной даты»

Замечание не учтено. Концепцией реформирования национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.02.2019 № 82, установлено, что разрабатываемые национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления будут соответствовать международным стандартам финансовой отчетности общественного сектора в части их структуры.

МСФООС включают требования к раскрытию информации в пояснительной записке в соответствии с содержанием каждого стандарта. Мировая практика показывает, что включение в один стандарт исчерпывающих требований к раскрытию информации в пояснительной записке в отношении всех объектов бухгалтерского учета неэффективно.

Концепцией определен к разработке перечень национальных стандартов бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления, регулирующих учет различных объектов бухгалтерского учета. В каждом из данных стандартов будут установлены требования к раскрытию информации в пояснительной записке в соответствии с его содержанием

п. 11

Согласно положению проекта национального стандарта по всем суммам, отраженным в бухгалтерской отчетности, раскрывается сравнительная информация, которая также включается в текстовую информацию пояснительной записки, в случае если является полезной в целях принятия экономических решений пользователями бухгалтерской отчетности.

Возникает вопрос, кем будет оцениваться полезность сравнительной информации, а также от кого будет исходить запрос (требование) на такую информацию

Замечание не требует корректировки положений проекта постановления. Оценка полезности является предметом применения профессионального суждения главного бухгалтера, руководителя организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, формируемого исходя из профессионального опыта, анализа аналогичных ситуаций из действующей практики ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в соответствующей отрасли и (или) в секторе государственного управления, а также с учетом мнения иных специалистов, обладающих специальными знаниями в данной сфере. Соответствующее разъяснение будет представлено на официальном сайте Министерства финансов

п. 12

Согласно положению проекта национального стандарта, при внесении изменений в классификацию статей бухгалтерской отчетности соответственно должна производиться реклассификация сравнительной информации. Исключением являются случаи, когда такая реклассификация не представляется возможной.

Организация сектора государственного управления может утверждать об отсутствии возможности применения требования национального стандарта при условии, что ею были предприняты все разумные усилия по его применению.

Вопрос заключается в том, кем должны быть оценены разумные усилия

Замечание не требует корректировки положений проекта постановления. Оценка разумных усилий является предметом применения профессионального суждения главного бухгалтера, руководителя организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, формируемого исходя из профессионального опыта, анализа аналогичных ситуаций из действующей практики ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в соответствующей отрасли и (или) в секторе государственного управления, а также с учетом мнения иных специалистов, обладающих специальными знаниями в данной сфере.

Соответствующее разъяснение будет представлено на официальном сайте Министерства финансов

п. 61

Каким образом следует указывать в бухгалтерской отчетности на бумажном и электронном носителе перекрестные ссылки на информацию, представленную в примечаниях?

Замечание не требует корректировки положений проекта постановления. Примечания к бухгалтерской отчетности представляют собой систематизированную и унифицированную информацию, детализирующую показатели бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств, отчета об изменении собственного капитала. Формы примечаний будут установлены и утверждены совместно с формами бухгалтерской отчетности и порядком их заполнения.

Каждый показатель, представленный в основных формах бухгалтерской отчетности, будет обозначен номером примечания, раскрывающего содержание данного показателя

 

п. 24

п. 9

Согласно п. 24 проекта национального стандарта показатели бухгалтерской отчетности приводятся в белорусских рублях с двумя знаками после запятой.

В абзаце 6 п. 9 отражено, что каждая форма бухгалтерской отчетности должна также содержать сведения, в том числе о степени округления, используемой при представлении сумм в бухгалтерской отчетности.

Положения абзаца 6 п. 9 проекта национального стандарта требуют пояснения о порядке его применения в связи с тем, что в п. 24 данного проекта указано, в каких единицах заполняется отчетность

Замечание не учтено.

П. 24 проекта национального стандарта бухгалтерской отчетности устанавливает требование к составлению бухгалтерской отчетности в части округления включаемых в нее показателей.

Учитывая, что основная цель составления отчетности общего назначения – предоставление информации внешним пользователям, п. 9 данного проекта содержит требования к сведениям, которые должны быть раскрыты при представлении бухгалтерской отчетности в целях обеспечения прозрачности для пользователя

п. 29

п. 30

В п. 29 проекта национального стандарта перечислены критерии классификации актива как краткосрочного.

При этом в п. 30 данного проекта уточнено, что краткосрочные активы включают материальные запасы и иные активы, которые могут быть потреблены, реализованы, безвозмездно переданы в течение двенадцати месяцев после отчетной даты, даже если их выбытие в течение этого периода не предполагается.

Положения п. 30 проекта национального стандарта требуют пояснения, в каком порядке они будут применяться на практике, если организация изначально не располагает информацией о выбытии активов, а в промежуточной отчетности до наступления выбытия эти активы уже нужно классифицировать как краткосрочные

Замечание не требует корректировки положений проекта постановления.

Соответствующее разъяснение будет представлено на официальном сайте Министерства финансов

п. 34

п. 38

В п. 34 проекта национального стандарта отражено, что обязательство классифицируется как краткосрочное даже в том случае, если в период между отчетной датой и датой представления бухгалтерской отчетности заключено соглашение о продлении срока погашения обязательства на период, составляющий не менее двенадцати месяцев после отчетной даты.

При этом, в п. 38 уточнено, что обязательство, подлежащее погашению по требованию кредитора вследствие нарушения организацией сектора государственного управления условий долгосрочного договора, признается краткосрочным, даже если в период между отчетной датой и датой представления бухгалтерской отчетности с кредитором заключено соглашение, в соответствии с которым требования кредитора не предусматривают исполнение обязательства в течение двенадцати месяцев после отчетной даты. В случае если такое соглашение заключено по состоянию на отчетную дату, и кредитор не обладает правом требовать погашения обязательства в течение двенадцати месяцев после отчетной даты, такое обязательство признается долгосрочным

Возникает вопрос о влиянии событий, указанных в п. 34 и 38 проекта национального стандарта на достоверность отчетности при сопоставимости условий заключения указанных в этих пунктах договоров

Замечание не требует корректировки положений проекта постановления, противоречий в указанных пунктах проекта не усматривается.

События, произошедшие после отчетной даты и свидетельствующие об условиях, возникших после отчетной даты, не влекут за собой последствий на отчетную дату и рассматриваются в периоде их совершения.

Оценку обязательств необходимо производить исходя из условий, существовавших на отчетную дату.

Так, в п. 34 проекта национального стандарта на отчетную дату не существует предпосылок для классификации обязательства в качестве долгосрочного, поскольку договор о продлении (дополнительное соглашение) заключается в период между отчетной датой и датой представления бухгалтерской отчетности.

В п. 38 проекта национального стандарта обязательство признается краткосрочным, поскольку по состоянию на отчетную дату оно подлежит погашению по требованию кредитора вследствие нарушения условий долгосрочного договора, а соглашение, в соответствии с которым кредитор не требует немедленного исполнения обязательств подписывается после отчетной даты

п. 43

В п. 43 проекта национального стандарта отражено, что финансовой признается дебиторская задолженность, возникающая в рамках исполнения заключенного договора, в результате которого возникает право на получение денежных средств и (или) денежных эквивалентов, обмен финансовыми активами или финансовыми обязательствами на потенциально выгодных условиях.

Формулировка «на потенциально выгодных условиях» требует пояснения в целях корректного применения нормы п. 43 на практике.

Замечание не требует корректировки положений проекта постановления. Соответствующее разъяснение будет представлено на официальном сайте Министерства финансов

п. 51

В абзацах втором и третьем п. 51 проекта национального стандарта отражено, что к обменным операциям относятся операции, при совершении которых организация получает от третьих лиц или передает третьим лицам активы или погашает обязательства в обмен на активы, примерно сопоставимые по стоимости. К необменным операциям относятся операции, при совершении которых происходит передача или получение от третьих лиц активов или погашение обязательств на безвозмездной основе.

Присутствие формулировки «от третьих лиц», «третьим лицам» вызывает необходимость пояснения, почему к указанным операциям не могут быть отнесены операции, осуществляемые между двумя участниками, например, в рамках товарообмена собственной продукцией, работами, услугами

Замечание не требует корректировки положений проекта постановления.

В целях определения обменных и необменных операций в проекте национального стандарта под третьими лицами следует понимать физические или юридические лица, которые участвуют в хозяйственной операции, кроме самой организации сектора государственного управления, составляющей бухгалтерскую отчетность

п. 7

В проекте национального стандарта приведен состав бухгалтерской отчетности, составляемой организациями сектора государственного управления.

Возникает вопрос, является ли данная бухгалтерская отчетность единой для всех организаций или же она может быть конкретизирована на основании наличия или отсутствия внебюджетной деятельности

Замечание не требует корректировки положений проекта постановления.

Приведенный в проекте состав бухгалтерской отчетности является единым для всех организаций сектора государственного управления.

Каждая организация сектора государственного управления составляет бухгалтерскую отчетность, исходя из выполняемых ею функций и возложенных на нее полномочий (пункт 2 проекта)

п. 11

Будут ли положения п. 11 проекта национального стандарта применимы к государственным органам?

Также требует пояснения подход к отражению сравнительной информации в бухгалтерской отчетности: будут разработаны соответствующие новые формы бухгалтерской отчетности или же вся сравнительная информация будет включаться в пояснительную записку?

Замечание не требует корректировки положений проекта постановления.

Положения данного проекта национального стандарта применимы всеми организациями сектора государственного управления, в том числе государственными органами.

Сравнительная информация, как и в условиях действующей практики, представляется в качестве дополнительного столбца в формах финансовой отчетности

п. 12

Вопрос реклассификации статей бухгалтерской отчетности и реклассификации сравнительной информации требует дополнительной информации

Замечание не требует корректировки положений проекта постановления.

Соответствующее разъяснение будет представлено на официальном сайте Министерства финансов

п. 21

Представление бухгалтерской отчетности на бумажном носителе считается нецелесообразным в условиях наличия электронного документооборота

Редакция проекта национального стандарта будет уточнена путем исключения соответствующей нормы.

В настоящее время данная норма закреплена в постановлении Министерства финансов Республики Беларусь от 10.03.2010 № 22 «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь». Вместе с тем форма представления отчетности в последующем может быть изменена с учетом развития информационных технологий и электронного документооборота.

Соответствующую норму предполагается закрепить в нормативном правовом акте, устанавливающем порядок составления и представления бухгалтерской отчетности

п. 25

Возникает вопрос, насколько целесообразно публиковать бухгалтерскую отчетность путем ее размещения на своих порталах и (или) ином ресурсе в глобальной компьютерной сети Интернет, а также следует ли это делать всем организациям сектора государственного управления и в какие сроки?

Замечание не требует корректировки положений проекта постановления.

В соответствии с международными подходами одним из ключевых принципов бухгалтерской отчетности общего назначения является ее прозрачность и доступность для внешних пользователей без дополнительных запросов и требований. Таким образом, норма о публикации бухгалтерской отчетности организациями сектора государственного управления в сроки, установленные Министерством финансов, с целью предоставления необходимой информации пользователям подлежит закреплению в национальном стандарте

п. 27

 

Будет ли утверждена новая форма бухгалтерского баланса?

Замечание не требует корректировки положений проекта постановления.

Подготовлен проект новой формы бухгалтерского баланса, которая будет утверждена в составе форм бухгалтерской отчетности для организаций сектора государственного управления

п. 48

п. 55

Будут ли формироваться отчет о финансовых результатах, отчет об изменении собственного капитала государственными органами?

Замечание не требует корректировки положений проекта постановления.

Состав форм бухгалтерской отчетности един для всех организаций сектора государственного управления

п. 58

Высказано предложение установить единую форму пояснительной записки к бухгалтерской отчетности для единого подхода и полноты отражения информации

Замечание не требует корректировки положений проекта постановления.

Согласно подготовленному проекту пояснительная записка к бухгалтерской отчетности организаций сектора государственного управления состоит из текстовой части и примечаний.

В соответствии с п. 60 проекта национального стандарта примечания представляют собой систематизированную и унифицированную информацию в едином установленном формате, детализирующую показатели бухгалтерской отчетности.

Требования к раскрытию информации в текстовой части установлены проектом национального стандарта «Представление бухгалтерской отчетности»

п. 50

Основные понятия такие как «активы», «доходы», «расходы», «финансовый результат», «собственный капитал» раскрыты в проекте национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления». Исходя из этих понятий, к доходам также должно относится полученное финансирование из бюджета.

Если это не так, то на наш взгляд должно быть исключение, такое же как в проекте национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления «Отчет о движении денежных средств» (п. 10)

Замечание не учтено.

Суммы полученного бюджетного финансирования не относятся к доходам организации сектора государственного управления, поскольку в данном случае не выполняется критерий признания объекта бухгалтерского учета «доход». Финансирование из бюджета относится к расчетам с собственником

Раздел «Пояснительная записка»

п. 59

В состав бухгалтерской отчетности сектора государственного управления входит пояснительная записка (п. 7 проекта национального стандарта). Структура этого документа включает:

текстовое описание, включающее информацию абзацев 2-11 пункта 59 проекта национального стандарта;

примечания, содержание которых предусмотрено пунктами 60, 61 рассматриваемого проекта.

Согласно требованиям МСФООС 1, данная форма бухгалтерской отчетности обозначается термином «Примечания». В соответствии с частью 13 пункта 7 МСФООС 1 «Примечания содержат информацию, представляемую в дополнение к Отчету о финансовом положении, Отчету о финансовых результатах деятельности, Отчету об изменении чистых активов/капитала и Отчету о движении денежных средств. Примечания содержат описательную информацию или более подробный анализ статей, раскрытых в отчетности, а также информацию о статьях, которые не удовлетворяют критериям признания в отчетности».

Кроме того, данный термин используется при определении состава бухгалтерской отчетности в национальном стандарте бухгалтерского учета и отчетности «Консолидированная бухгалтерская отчетность», утвержденном постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2014 № 46, в Национальном стандарте бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность», утвержденном постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2016 № 104 и др.

Предлагаем в целях применения единого подхода к терминологии при обозначении форм бухгалтерской (финансовой) отчетности в МСФООС и проекте национального стандарта использовать термин «Примечания» вместо термина «Пояснительная записка».

В случае принятия данного предложения целесообразно привести в соответствие содержание пунктов 28, 52 проекта национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления», пунктов 25, 26, 30, 41 проекта национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления «Учетная политика, изменение оценочных значений и ошибки», пунктов 6, 7, 11, 20, 40, 52, 53, 58, 59, 60, 61, 63 проекта национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления «Представление бухгалтерской отчетности», пункта 22 проекта национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления «Отчет о движении денежных средств», пунктов 10, 12, 14 проекта национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления «События после отчетной даты»

Наименование форм бухгалтерской отчетности не оказывает существенного влияния на их содержание.

При разработке проекта национального стандарта использован подход, согласно которому организации сектора государственного управления составляют пояснительную записку к бухгалтерской отчетности, в состав которой помимо текстового описания включаются примечания, представляющие собой систематизированную и унифицированную информацию в едином установленном формате, детализирующую показатели бухгалтерской отчетности.

Замечание будет рассмотрено при доработке проекта и учтено в случае наличия достаточной аргументации

Другие новости Pravo.by.

Информация предоставлена Министерством финансов для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».