/ / Новости PRAVO.BY
25.09.2020

Подведены итоги обсуждения проекта изменений в Закон о карантине и защите растений

Подведены итоги общественного обсуждения проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О карантине и защите растений».

Целью проекта является приведение Закона Республики Беларусь «О карантине и защите растений» в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности», Законом Республики Беларусь от 7 января 2012 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», установление порядка формирования и ведение субъектов оптовой торговли средствами защиты растений, а также требований к субъектам оптовой торговли средствами защиты растений с целью аккумулирования полной и объективной информации о субъектах, осуществляющих торговлю данной продукцией.

Организатор общественного обсуждения – Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Также замечания и предложения можно было направлять организатору общественного обсуждения по электронной почте.

Обсуждение проводилось на Правовом форуме Беларуси с 11 по 20 сентября 2020 г.

В ходе обсуждения поступил 1 комментарий от Ассоциации Европейского Бизнеса, который не был учтен (обоснование изложено в сводной таблице).

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О карантине и защите растений»

Структурный элемент проекта нормативного правового акта

Содержание замечаний и (или) предложений

Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений

Обоснование

(в случае неучета)

Редакция(в случае учета)

 

Ассоциация Европейского Бизнеса считает нецелесообразным создание Реестра субъектов оптовой торговли средствами защиты растений. Регистрация в данном реестре практически аналогична процедуре лицензирования оптовой торговли средствами защиты растений (далее – СЗР). В настоящий момент в соответствии с действующим законодательством в Республике Беларусь оптовая торговля СЗР возможна лишь после прохождения двух обязательных административных процедур:

1) выдачи разовой лицензии на экспорт и (или) импорт СЗР, осуществляемой Министерством антимонопольного регулирования и торговли, установленной п. 9.2.1. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – Постановление 156) (включая получение заключения от Министерства сельского хозяйства и продовольствия путем предоставления: санитарно-гигиенического заключения на склад для хранения пестицидов и агрохимикатов; копии договора на ввоз СЗР в Республику Беларусь, копии сертификата соответствия);

2) государственной регистрации СЗР и удобрений, установленной Положением о порядке государственной регистрации средств защиты растений и удобрений и ведения Государственного реестра средств защиты растений и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июля 2010 г. № 1140 (включая получение заключения о качестве СЗР у Контрольно-токсикологической лаборатории ГУ «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений»).

Считаем, что существующая система в полной мере обеспечивает защиту государственных и общественных интересов, жизни и здоровья граждан, окружающей среды. Обращаем внимание, что в законодательстве о СЗР по прежнему отсутствуют определения понятий оптовая и розничная торговля СЗР. Данная ситуация приводит к введению чрезмерного регулирования в сфере оптовой торговли, тогда как проблемы, на решение которых направлено данное регулирование, находятся исключительно в сфере розничной торговли. Возникновение указанных негативных последствий невозможно при существующем порядке правового регулирования оптовой торговли СЗР. Как правило, контрафактные СЗР возникают на стадии розничной торговли продавец – потребитель (сельскохозяйственная организация), так как розница не требует получения лицензии, либо предоставления копий лицензии и иных документов, подтверждающих происхождение и качество товаров. Введение дополнительной административной процедуры в данной сфере лишь ухудшит инвестиционную привлекательность Республики Беларусь и повысит издержки как национальных производителей, так и международных компаний, снизит позиции нашей страны в таком значимом для инвесторов рейтинге Всемирного Банка по легкости ведения бизнеса

Не учтено.

Согласно части 5 статьи 20 Закона Республики Беларусь «О карантине и защите растений», Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии № 30 «О мерах нетарифного регулирования» предусмотрено, что Лицензия или заключение (разрешительный документ) требуется при ввозе средств защиты на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

Ввоз средств защиты растений, включенных в Государственный реестр средств защиты растений и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь (далее – Реестр) с территории Евразийского экономического союза осуществляется без получения Лицензии или заключения (разрешительного документа).

Вместе с тем доля контрафактной продукции в сфере оборота агрохимикатов и пестицидов в странах Союза – одна из самых высоких в мире. Согласно поступающей из регионов Российской Федерации информации, на рынке химических средств защиты растений контрафакт составляет от 15 до 30 %, а в некоторых областях и выше.

Поскольку между Республикой Беларусь и Российской Федерацией отсутствует государственная граница, вероятность поступления контрафактных средств защиты растений в республику очень высока.

Заключение (разрешительный документ) требуется для ввоза в Республику Беларусь средств защиты растений, не включенных в реестр для проведения научных исследований, и в случае угрозы фитосанитарной безопасности Республики Беларусь.

Согласно пункту 7.18-1, 9.2 Постановления 156 для получения заключения (разрешительного документа), Лицензии при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза средств защиты растений (пестицидов) не требуется предоставление санитарно-гигиенического заключения на склад для хранения пестицидов и агрохимикатов, а также копии сертификата соответствия или другого документа производителя. Названные документы требуются при ввозе средств защиты растений, ограниченных к перемещению через государственную границу Республики Беларусь.

При Государственной регистрации разрабатываются способы и методы контроля качества, а также безопасности средств защиты растений.

Государственная регистрация еще не означает, что ввозимые и реализуемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями средства защиты растений являются оригинальными и соответствуют установленным требованиям (упаковка, маркировка, концентрация действующего вещества, соответствие физико-химических показателей, наличие документов о качестве, выданных производителем).

В отношении ввозимых и реализуемых на территории Республики Беларусь партий средств защиты растений не осуществляется обязательный лабораторный контроль качества. Данный анализ проводится по заявительному принципу.

Кроме того, проектом Закона предполагается установление требований к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, планирующим осуществлять оптовую торговлю средствами защиты растений в части наличия складов (складских помещений), что позволит исключить факты нарушения условий хранения средств защиты растений, исключить факты хищения опасных препаратов. Соблюдение условий хранения является обязательным, так как при их несоблюдении средства защиты растений изменяют свои физико-химические свойства и становятся непригодными для использования по назначению, а также могут быть небезопасны для человека и окружающей среды. Такие средства защиты растений, пришедшие в негодность, в соответствии с законодательством приравниваются к опасным отходам.

Учитывая, что средства защиты растений являются товаром, термины «Оптовая торговля» и «Розничная торговля» установлены Законом Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь».

Исходя из определений, установленных вышеназванным Законом, продажа товаров юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (в нашем случае сельскохозяйственным организациям) для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним использованием, является оптовой торговлей.

Одновременно обращаем внимание, что введение лицензирования было поддержано многими юридическими лицами, производителями средств защиты растений, а также организациями, осуществляющими их оптовую торговлю, в том числе Ассоциацией производителей химических средств защиты растений таможенного союза, ООО «Франдеса», ЗАО «Август-Бел», ОАО «Гроднорайагросервис» и др.

 

Другие новости Pravo.by.

Информация предоставлена Министерством сельского хозяйства и продовольствия Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».