/ / Новости PRAVO.BY
11.09.2020

Подведены итоги обсуждения проекта о порядке выпуска в обращение и (или) реализации, изъятия из обращения, возврата, утилизации опасной продукции

Подведены итоги общественного обсуждения проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о порядке выпуска в обращение и (или) реализации, изъятия из обращения, возврата, утилизации опасной продукции».

Организатор общественного обсуждения – Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь.

Обсуждение проводилось на Правовом форуме Беларуси с 24 августа по 3 сентября 2020 г.

Поступил один вопрос и несколько предложений в отношении проекта постановления, которые сводятся к следующему.

1. Можно ли получить определение «вывоз с территории Республики Беларусь»? И какими конкретными документами нужно подтверждать вывоз?

Подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» дано определение термину «вывоз товаров из Республики Беларусь», а именно: это совершение действий, связанных с пересечением Государственной границы Республики Беларусь, в результате которых товары убыли с таможенной территории Евразийского экономического союза в Республике Беларусь любым способом, а при пересечении участка Государственной границы Республики Беларусь, на котором таможенный контроль отменен, – фактическое пересечение линии такой границы.

Вывоз товара должен быть подтвержден транспортными (перевозочными) документами. В соответствии с статьей 2 Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза к транспортным (перевозочным) документам относятся документы, подтверждающие наличие договора перевозки товаров и сопровождающие их при такой перевозке (коносамент, накладная, документ, подтверждающий заключение договора транспортной экспедиции, и иные документы).

2. В предложенной редакции проект постановления имеет высокий коррупционный потенциал, необходима переработка и детализация текста, терминов и требований проекта с последующим рассмотрением; необходимо уточнить, чем подтверждается и поддерживается «компетентность» органов государственного контроля (надзора); необходимо детализировать признаки отнесения продукции к «опасной», установить, в том числе, положения об обязательном соответствии продукции требованиям, установленным в законодательных актах Республики Беларусь (например, постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 октября 2016 г. № 849; ТР 2018/024/BY «Средства электросвязи. Безопасность»); необходимо детализировать критерии выбора и порядок взаимоотношений с аккредитованными испытательными лабораториями (центрами) в рамках проведения лабораторных исследований (испытаний) по обращению органов государственного контроля (надзора).

Такая конкретизация не является необходимой, поскольку Указ Президента Республики Беларусь от 9 февраля 2015 г. № 48 «О мерах по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов» (далее – Указ № 48) четко определяет «компетентность» конкретных государственных органов, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, выдачу предписаний, а также дает определение термину «опасная продукция».

Проект постановления разработан в рамках поручения Совета Министров Республики Беларусь, предписывающего Госстандарту совместно с заинтересованными разработать нормативный правовой акт, предусматривающий установление механизма изъятия из обращения товаров, не соответствующих требованиям технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза.

В соответствии с пунктом 4 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 19 октября 2009 г. № 510, контролирующие (надзорные) органы вправе проводить в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Государственного комитета по стандартизации, Министерства здравоохранения, отбор проб и образцов продукции и направлять их в аккредитованные испытательные центры (лаборатории) для определения ее соответствия обязательным для соблюдения требованиям.

Указом Президента Республики Беларусь от 21 октября 2019 г. № 391 «О проекте международного договора» одобрен проект Соглашения о принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза в целях гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза в указанной сфере» (далее – Соглашение). Статьей 6 Соглашения предусмотрено, что исследования (испытания) и измерения в рамках контроля (надзора) проводятся в аккредитованных в соответствии с законодательством государств-членов испытательных лабораториях (центрах). Не допускается в рамках государственного контроля (надзора) проведение исследований (испытаний) и измерений образцов продукции в испытательной лаборатории (центре), в которой данная продукция оценивалась (подтверждалась) на соответствие требованиям технических регламентов Союза, за исключением случаев, когда на территории государства-члена зарегистрирована в качестве юридического лица только одна испытательная лаборатория (центр), осуществляющая необходимые для государственного контроля (надзора) испытания.

3. Пункт 4 часть 2: каковы будут действия компетентных органов при наличии у импортера/изготовителя протоколов испытаний, выданных аккредитованной лабораторий с заключением о соответствии продукции установленным законодательством требованиям? Часть 3 требует уточнения: что входит во «внешний осмотр», на основании которого компетентные органы будут иметь право выдавать заключение об опасной продукции. Пункт 6 часть 2: «не должен превышать один месяц» – данного срока недостаточно в случае, когда приведение (доработка) опасной продукции будет требовать заказа/ввоза комплектующих, материалов и т.п. от изготовителя/поставщика продукции из других стран. Требуется увеличение срока либо дополнение к данной части. «Если не установлено иное» – требует уточнения: кем может быть установлено, что подразумевается/входит в «иное». При изменении пункта 6 ч. 2 пункт 7 требует изменений. Пункт 8.3: «принятие исчерпывающих мер по информированию покупателей» – требует уточнения: какие меры будут считаться исчерпывающими. Предложение: срок, указанный в подпункте 8.6 часть 2, «в течение трех рабочих дней» заменить на срок «не более пяти рабочих дней», т.е. на аналогичной срок информирования компетентного органа, указанный в пункте 6 часть1. «Вывоз с территории Республики Беларусь» – требует определения и уточнения (чем подтверждается, есть ли ограничения).

В соответствии с пунктом 2 Указа № 48 в случаях установления по результатам проверки опасной продукции компетентные органы уполномочены выдавать юридическим и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, предписания на запрет ввоза и (или) обращения опасной продукции на территории Республики Беларусь, независимо от наличия у проверяемого субъекта положительных протоколов испытаний. Приоритетное значение будет отдано протоколам испытаний, полученным в ходе государственного контроля (надзора).

Многие технические регламенты содержат ряд показателей по безопасности, которые можно выявить внешним осмотром продукции (высота каблука в детской обуви, открытая пяточная часть в обуви для детей до 3 лет, внутренние швы с обметыванием срезов в бельевых изделиях для новорожденных и т.д.). При выявлении таких нарушений в ходе государственного контроля (надзора) оформляется протокол внешнего осмотра продукции, который подписывается проверяющим и представителем проверяемого субъекта.

Предложение об изменении срока в пункте 6 Положения в части увеличения срока приведения (доработки) опасной продукции в соответствие будет рассмотрено в ходе обсуждений со всеми заинтересованными министерствами (ведомствами).

Определить конкретный перечень мер по информированию покупателей (потребителей) опасной продукции не представляется возможным в связи с тем, что опасная продукция может быть обнаружена как у крупного импортера, поставщика, производителя, так и у индивидуального предпринимателя. По мнению Госстандарта исчерпывающими будут считаться меры, когда весь круг покупателей получит информацию о том, что продукция является опасной, например, через средства массовой информации центрального и регионального уровня.

Предложение об изменении срока в абзаце 2 подпункта 8.6 пункта 8 поддерживается Госстандартом, вместе с тем будет дополнительно рассмотрено со всеми заинтересованными министерствами (ведомствами).

Другие новости Pravo.by.

Информация предоставлена Государственным комитетом по стандартизации для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».