/ / Новости PRAVO.BY
28.10.2020

Рассмотрены предложения по проекту изменений в инструкцию о требованиях к правилам внутреннего контроля лиц, осуществляющих финансовые операции

Подведены итоги общественного обсуждения проекта постановления Министерства финансов Республики Беларусь «Об изменении постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 4 ноября 2016 г. № 96». Им предусмотрена корректировка Инструкции о требованиях к правилам внутреннего контроля лиц, осуществляющих финансовые операции, контроль за деятельностью которых в части соблюдения законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения осуществляет Министерство финансов Республики Беларусь.

Организатор общественного обсуждения – Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь.

Обсуждение проводилось на Правовом форуме Беларуси с 16 до 26 октября 2020 г. Также замечания и предложения можно было направлять организатору общественного обсуждения на адрес электронной почты.

Предложения, поступившие по результатам проведения публичного обсуждения проекта постановления, обобщены в сводной таблице.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта постановления Министерства финансов Республики Беларусь «Об изменении постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 4 ноября 2016 г. № 96»

Структурный элемент проекта нормативного правового акта

Содержание замечаний и (или) предложений

Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений

Обоснование

(в случае неучета)

Редакция (в случае учета)

Абзац десятый пункта 10 проекта:

«Подтверждение и проверка полученных при идентификации (верификации) данных участников финансовых операций на предмет наличия среди участников финансовых операций или выгодоприобретателей по финансовым операциям лиц, указанных в абзацах втором и третьем части третьей настоящего пункта, либо лиц, являющихся членами семей (приближенных к ним) лиц, указанных в абзацах втором и третьем части третьей настоящего пункта, осуществляется с использованием официальных сайтов государственных органов Республики Беларусь, иностранных государств и международных организаций, в том числе, иных доступных на законных основаниях источниках информации, а также с учетом мер, рекомендованных Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее – ФАТФ), размещенных на официальном сайте ФАТФ»

В третьей части пункта 10 проекта откорректировать абзацы (исключить абзац второй), на которые дается ссылка при проверке наличия лиц, имеющих отношение к террористам и ПДЛ. Законом Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее – Закон № 165-З) в отношении террористов не проводится проверка лиц, являющихся членами семей (приближенных к ним)

 

Подтверждение и проверка полученных при идентификации (верификации) данных участников финансовых операций на предмет наличия среди участников финансовых операций или выгодоприобретателей по финансовым операциям лиц, указанных в абзаце третьем части третьей настоящего пункта, либо лиц, являющихся членами семей (приближенных к ним) лиц, указанных в абзаце третьем части третьей настоящего пункта, осуществляется с использованием официальных сайтов государственных органов Республики Беларусь, иностранных государств и международных организаций, в том числе, иных доступных на законных основаниях источниках информации, а также с учетом мер, рекомендованных Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее – ФАТФ), размещенных на официальном сайте ФАТФ

Пункт 121 проекта:

«121. В случаях невозможности провести (завершить) идентификацию (верификацию) клиента (в том числе по причине непредставления клиентом сведений и документов, необходимых для проведения идентификации (верификации) в соответствии со статьей 8 Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения») лицо, осуществляющее финансовую операцию, вправе:

отказать клиенту в осуществлении финансовой операции (за исключением поступления денежных средств);

приостановить финансовую операцию (за исключением поступления денежных средств);

отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора на осуществление финансовых операций в письменной форме;

отказать в подключении клиента к системе дистанционного обслуживания, в одностороннем порядке прекратить или приостановить оказание услуг посредством такой системы;

отказать в заключении договора на осуществление финансовых операций в письменной форме.»

Частью второй статьи 6 Закона 165-З определено, что если невозможно провести идентификацию по причине непредоставления документов, то лица, осуществляющие операции, отказывают в осуществлении операций. Это обязанность, а не право. Другие абзацы этого пункта в контексте «прав» также не понятны. Аналогичные права предоставлены по Закону № 165-З только банкам и то в определенных случаях, а не в рамках проведения идентификации

 

Пункт исключен

 

Пункт 24 в действующей редакции исключить или изложить в соответствии с Законом №165-З.

В отношении участников финопераций, причастных к терроризму, применяются меры по блокированию, а не по приостановлению

 

24. Лица, осуществляющие финансовые операции, в соответствии с законодательством обязаны:

разрабатывать процедуры управления рисками, связанными с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения;

определять и оценивать риски, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, до внедрения новых услуг, изменения существенных условий или способов оказания услуг, внедрения новых технологий для осуществления финансовых операций;

принимать необходимые организационные меры в целях осуществления эффективного внутреннего контроля, включая проведение анализа применения мер внутреннего контроля, в том числе в отношении своих филиалов и иных обособленных подразделений, дочерних (зависимых) организаций, находящихся за пределами Республики Беларусь;

проводить идентификацию и верификацию участников финансовой операции в соответствии со статьей 8 Закона, а также обновление (актуализацию) данных о клиентах, их представителях, иных участниках финансовой операции на удаленной основе (в случаях и на условиях договоров);

осуществлять мониторинг финансовых операций иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, лиц, занимающих должности, включенные в определяемый Президентом Республики Беларусь перечень государственных должностей Республики Беларусь, членов их семей и приближенных к ним лиц, а также организаций, бенефициарными владельцами которых являются указанные лица, в соответствии с установленным правилами порядком работы с информацией об этих лицах;

осуществлять мониторинг банковских, денежных, а также почтовых денежных переводов в (из) государство (на (с) территорию), которое (которая) не выполняет рекомендации ФАТФ, не участвует в международном сотрудничестве в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;

выявлять, документально фиксировать финансовые операции, подлежащие особому контролю, и представлять соответствующие сведения в орган финансового мониторинга;

принимать меры, связанные с замораживанием средств и (или) блокированием финансовых операций с учетом требований, определяемых государственными органами, осуществляющими контроль за деятельностью лиц, осуществляющих финансовые операции в случаях, определенных в статье 91 Закона, а также информирование собственника или владельца средств, участника финансовой операции о замораживании средств и (или) блокировании финансовой операции.

Лица, осуществляющие финансовые операции, информируют орган финансового мониторинга о замораживании средств и (или) блокировании финансовых операций

Абзац третий пункта 12 проекта:

«организатор торговли ценными бумагами, клиринговая организация проводят идентификацию (верификацию) в отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг (участников торгов) и их клиентов»

Внести изменения в абзац третий пункта 12 проекта в части исключения проведения организатором торговли ценными бумагами идентификации клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Обоснование: первоначальная обязанность по проведению процедуры идентификации вышеуказанных клиентов и конечная ответственность лежит на самих профессиональных участниках рынка ценных бумаг; между организатором торговли ценными бумагами и клиентами профессиональных участников рынка ценных бумаг отсутствуют договорные отношения, что делает невозможным проведение анализа первичных документов, необходимых для их идентификации.

Также клиент профессионального участника рынка ценных бумаг до момента регистрации его в данном качестве в торговой системе проходит процедуру идентификации несколько раз (при заключении договора с профессиональным участником рынка ценных бумаг; при открытии клиентом профессионального участника счета «депо» в депозитарии; при осуществлении перевода (резервирования денежных средств для участия в торгах); при блокировке ценных бумаг для участия в торгах на Бирже), вследствие чего проведение дополнительной процедуры идентификации клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг организатором торговли ценными бумагами является логически и экономически необоснованным

Не учтено. Департаментом финансового мониторинга не поддерживается данное предложение (письмо от 30.04.2020 № 16/1-312).

Поскольку в соответствии с положениями Закона № 165-3 и иных нормативных правовых актов организаторы торговли ценными бумагами, профессиональные участники рынка ценных бумаг, доверительные управляющие, являясь лицами, осуществляющими финансовые операции, обязаны проводить идентификацию в случаях и порядке, предусмотренных данным Законом, требованиями к правилам внутреннего контроля с учетом общих требований и порядка, устанавливаемых Советом Министров Республики Беларусь, и особенностей деятельности лиц, осуществляющих финансовые операции.

В настоящее время Инструкцией о требованиях к правилам внутреннего контроля лиц, осуществляющих финансовые операции, контроль за деятельностью которых в части соблюдения законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения осуществляет Министерство финансов Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 4 ноября 2016 г. № 96, для каждой из указанных категорий лиц, осуществляющих финансовые операции, предусмотрен порядок идентификации участников финансовых операций, т.е. организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, имеющих отношение к финансовой операции, а также их представителей

 

Абзац второй подпункта 16.1 пункта 16 проекта:

«систематическая (два и более раза в течение рабочего дня) продажа участником финансовой операции (продавцом) ценных бумаг одного и того же эмитента, при которой ценные бумаги приобретаются одним и тем же участником финансовой операции (покупателем)»

В абзаце втором пункта 16.1 проекта требование применения критерия выявления и признака подозрительности: «систематическая продажа участником финансовой операции (продавцом) ценных бумаг одного и того же эмитента, при которой ценные бумаги приобретаются одним и тем же участником финансовой операции (покупателем)» распространить только на внебиржевой рынок.

Обоснование: учитывая особенности функционирования биржевого рынка и финансового рынка в целом, а также активность профессиональных участников, достаточно большое количество сделок совершается с незначительным наиболее ликвидным перечнем ценных бумаг и в рамках незначительного количества участников торгов.

В связи с этим вероятность совпадения при автоматическом подборе контрагента торговой системой достаточно высока. Таким образом, оценить преднамеренность совершения сделки между двумя участниками торгов по данному критерию не представляется возможным. Данный признак не учитывает тот факт, что в течении дня могут продаваться разные ценные бумаги одного эмитента (акции и облигации), в том числе ценные бумаги разных выпусков. Также данный признак ограничивает функционирование профессиональных участников рынка ценных бумаг, основной задачей которых является оказание услуг по покупке-продаже ценных бумаг, превращая практически все их операции в подозрительные

 

16. Критериями выявления и признаками подозрительности финансовых операций, кроме указанных в пункте 15 настоящей Инструкции, являются:

16.1. для профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих организаций инвестиционных фондов:

систематическая продажа участником финансовой операции (продавцом) ценных бумаг одного и того же эмитента, при которой ценные бумаги приобретаются одним и тем же участником финансовой операции (покупателем)

Абзац первый пункта 13 проекта:

«13. Лица, осуществляющие финансовые операции, обновляют (актуализируют) информацию в соответствии со статьей 8 Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения»:

о клиенте, в том числе его представителе, бенефициарном владельце, выгодоприобретателе (при наличии), и его деятельности, которые по шкале риска отнесены к низкой степени риска и осуществляют операцию, не подлежащую особому контролю, – не реже одного раза в течение трех календарных лет;»

В целях исключения дополнительных расходов профессиональных участников рынка ценных бумаг, связанных с проведением обновления (актуализации) информации о клиенте, а также в связи с низкой активностью проведения финансовых операций на данном этапе развития финансового рынка, предлагаем увеличить сроки, установленные пунктом 13 Инструкции, для клиентов, которые отнесены к низкой степени риска и осуществляют операции, не подлежащие контролю, а также в течение которых обновление (актуализация) информации о клиенте является необязательной

Не учтено. Предложение не поддерживается другими профессиональными участниками рынка ценных бумаг

 

Другие новости Pravo.by.

Информация предоставлена Министерством финансов для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».