/ / Новости PRAVO.BY
23.11.2020

Предложения по проекту правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Беларуси рассмотрены МЧС

Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь подведены итоги общественного обсуждения проекта ведомственного постановления «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь».

Обсуждение проводилось на Правовом форуме Беларуси с 2 по 12 ноября 2020 г.

В процессе обсуждения поступило 27 комментариев от 3 участников (от одного из которых замечания и (или) предложения пришли по электронной почте).

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь»

Структурный элемент проекта нормативного правового акта

Содержание замечаний и (или) предложений

Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений

 

Обоснование

(в случае неучета)

Редакция (в случае учета)

 

Пункт 275

Изменить пункт 275 «Перевозка баллонов со сжатыми и сжиженными газами должна производиться только при полной исправности баллонов и их арматуры, заглушек, а также при наличии на баллонах четких надписей определенной окраски согласно приложению 11, предохранительного колпака, знаков опасности, № по списку ООН»

 

Замечание редакционно-технического характера учтено.

«275. Перевозка баллонов со сжатыми и сжиженными газами должна производиться только при полной исправности баллонов и их арматуры, заглушек, а также при наличии на баллонах четких надписей определенной окраски согласно приложению 11, предохранительного колпака, знаков опасности, № ООН.»

Пункт 6

Определение «проверяющая организация». В п. 16 действующей редакции Правил дано определение «специализированная организация», при этом четко описаны минимально необходимые требования к таким организациям. В проекте Правил предлагается заменить эти четкие и однозначные критерии на формулировку: «аккредитованная в соответствии с главой 1.8 Приложения А к соглашению ДОПОГ». Необходимо признать, что в настоящее время все организации Республики Беларусь, включая Госпромнадзор, не готовы к работе в соответствии с главой 1.8 Приложения А к соглашению ДОПОГ. Данный вопрос очень обширен и требует отдельного широкого обсуждения с участием всех заинтересованных сторон. Вкратце можно лишь отметить, например, следующие пункты этой главы:

1.8.6.1 «Утверждение проверяющих органов» в нашей стране абсолютно не реализовано и не соответствует требованиям ДОПОГ. Требования данного пункта можно было бы реализовать путем утверждения проверяющих органов компетентным органом (т.е. Госпромнадзором), однако аналогичная административная процедура (выдача разрешения на право проведения технического диагностирования и ремонта автоцистерн) была отменена в 2014 г. В любом случае, утверждение проверяющих органов должно проводиться Госпромнадзором среди организаций, обладающих необходимой компетенцией согласно внутригосударственному законодательству (см. п. 1.8.4 ДОПОГ). Необходимый и достаточный список этих компетенций в ДОПОГ отсутствует;

1.8.6.4 не содержит требований к аккредитации проверяющих органов, а лишь описывает процедуру взаимодействия проверяющих органов с субподрядчиками или филиалами, которым передается часть функций по проведениям проверки. В соответствии с ДОПОГ проверяющий орган может вообще не иметь аккредитации, а лишь выдавать свидетельства на основе информации, полученной от аккредитованных субподрядчиков. Данное положение резко противоречит требованиям, изложенным в определении проверяющей организации в п. 6 проекта Правил;

1.8.6.8 данный пункт ДОПОГ конкретизирует требования к проверяющим органам, однако, и в этом случае, речь про аккредитацию идет только в случае сосудов, работающих под давлением, а также для специальных положений ТА4 и ТТ9. Обращаем внимание на то, что в аутентичном тексте на английском языке используется формулировка « …, as specified in…, (…как указано в…), а в русском переводе «…, указанным в..», что может ложно трактоваться как необходимость в обязательном порядке иметь аккредитацию, хотя английский вариант говорит о такой необходимости лишь в отдельных случаях;

1.8.7 Данный пункт также применим лишь для сосудов, работающих под давлением, а также для специальных положений ТА4 и ТТ9. Подводя итог изложенному в данном абзаце, считаем необходимым оставить в Правилах действующее определение специализированной (проверяющей) организации, как минимум, до реализации всех требований ДОПОГ

Не учтено.

Предложения не согласуются с положениями Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов

 

Пункт 15

Заменить «согласно пунктам 160-165» на «согласно пунктам 160-166»

Не учтено.

Маячок относится к оборудованию транспортного средства, а не к его комплектации

-

Пункт 58

Заменить «наконечник под болт М10» на «наконечник под болт», т.к. далее по тексту пункта имеется возможность установки других устройств для защиты от статического электричества, следовательно, непонятно, почему должен быть именно наконечник под болт М10? Существующая практика показывает, что к кабелю сечением 6 кв. мм больше подходит наконечник меньшего размера, например, М8

 

Учтено.

«58. При наливе и сливе легковоспламеняющихся жидкостей, горючих газов, а также других жидкостей и газов, если это определено руководством по эксплуатации цистерны, корпус цистерны должен быть электропроводно присоединен к контуру заземления, установленному вне взрывоопасной зоны. Гибкий заземляющий проводник сечением не менее 6 кв. мм должен быть постоянно присоединен к металлическому корпусу цистерны и иметь на конце наконечник под болт, либо иное приспособление, предусмотренное изготовителем для присоединения к заземляющим устройствам (штырь для заглубления в землю, струбцина или зажим). Также присоединение корпуса цистерны к контуру заземления может быть выполнено с помощью заземляющего устройства (УЗА) с автоматической блокировкой процесса слива (налива).»

Пункт 70

Предлагаем дополнить ссылкой на ТКП 169 в части требований к резервуарам, применяемым при проведении операций слива-налива опасных грузов. Это требование есть в п. 218 действующих Правил и непонятно, почему данную ссылку предлагается убрать. Как, в противном случае, лицу, ответственному за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ, проверить дату следующей проверки резервуара, что, в соответствии с требованиями п. 70 проекта Правил, он должен сделать в обязательном порядке?

Не учтено.

В соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь от 5 января 2004 г. № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» требования ТКП являются добровольными для применения

 

Пункт 171

Заменить «Допускается использование электронных средств» на «Допускается использование для этих целей электронных средств»

 

Учтено.

«171. Для каждой модели специализированных транспортных средств, занятых перевозкой опасных грузов, в организациях должны быть разработаны графики проведения ТО и ремонта. Допускается использование для этих целей электронных средств.»

Пункт 176

Заменить «на цистернах отсутствуют заземляющие устройства, предусмотренные эксплуатационной документацией» на «на цистернах отсутствуют заземляющие устройства, предусмотренные эксплуатационной документацией, либо п. 58 настоящих Правил»

 

Учтено.

«на цистернах отсутствуют заземляющие устройства, предусмотренные эксплуатационной документацией, либо пунктом 58 настоящих Правил.»

Пункты 177-180, 216

Данные пункты предписывают проведение проверок в соответствии с требованиями подразделов 6.8.2.4 и 6.8.3.4 приложения А к соглашению ДОПОГ. Однако их проведение в соответствии с предложенным проектом Правил вызывает целый ряд нерешенных проблем. Данный вопрос очень обширен и требует отдельного широкого обсуждения с участием всех заинтересованных сторон. Вкратце можно лишь отметить, например, следующие пункты этих глав:

6.8.2.4.1, 6.8.3.4.13 Проведение первичной проверки подразумевает, в том числе, и проверку соответствия утвержденному типу. В соответствии с п. 6.8.2.3 ДОПОГ этим должен заниматься «компетентный орган или назначенный им орган», т.е. Госпромнадзор или назначенный им орган. При этом должны применяться стандарты в соответствии с п. 6.8.2.6 ДОПОГ, не переведенные, в большинстве своем, официально на русский язык и не принятые в качестве ТНПА. Согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» ТНПА, являющиеся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь обязательными для соблюдения субъектами хозяйствования (за исключением технических регламентов Республики Беларусь, ТНПА, содержащих государственные секреты, а также ТНПА, утверждаемых субъектами хозяйствования) подлежат обязательной юридической экспертизе, проводимой НЦПИ, включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь и официальному опубликованию на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, а также размещению на иных информационных ресурсах в глобальной компьютерной сети Интернет;

6.8.2.4.5. В соответствии с данным пунктом проверки должны проводиться экспертом, утвержденным компетентным органом. Кто и каким образом, в случае принятия новой редакции Правил, будет утверждать экспертов?

Не учтено.

Применение стандартов, на которые сделаны ссылки в подразделе 6.8.2.4 Приложения А к ДОПОГ, является обязательным в том случае, если изготовитель в заявлении на утверждение типа цистерны указал, что цистерна изготовлена в соответствии с данными стандартами. Назначение физического лица в качестве эксперта не предусматривается.

Госпромнадзором проводится работа по аккредитации на соответствие требованиям стандарта EN ISO/IEC 17020:2012, предъявляемым к инспекционным органам. Организации, имеющие в своем составе испытательные лаборатории, аккредитованные в соответствии со стандартом EN ISO/IEC 17025, могут привлекаться для выполнения конкретных функций, связанных с проведением оценки соответствия, периодической проверки, промежуточной проверки или внеплановой проверки

 

Пункт 182

С кем необходимо согласовывать изменения в проектах, в случае невозможности такого согласования с организацией-ра­зработчиком проекта?

 

Представлен ответ на вопрос.

«182. Изменения в проектах, необходимость внесения которых может возникнуть при изготовлении, ремонте и эксплуатации цистерн, должны быть согласованы с организацией-разработчиком проекта. В случае невозможности такого согласования изменения в проектах не допускаются.»

Пункт 183

Данный пункт по содержанию практически аналогичен п. 345 из действующей редакции Правил, но, в отличие от него, относится не только к организациям-изготовителям цистерн, но и к организациям, выполняющим ремонт цистерн и их элементов. На каком основании вносились изменения в данный пункт Правил? Разве для изготовления цистерны и ремонта, например, сварных швов или донных клапанов необходимо выполнение одних и тех же требований, которые представлены в п. 183 проекта Правил?

Не учтено.

Данные изменения внесены в целях конкретизации требований к организациям, выполняющим ремонт цистерн и их элементов

 

Пункт 187

Из текста данного пункта непонятно, какие же все-таки документы должна иметь каждая цистерна, т.к. руководство по эксплуатации и формуляр – это не одно и то же (см. п. 5.1.2 ГОСТ 2.601-2013). В настоящее время среди организаций-изготовителей и поставщиков цистерн нет единого подхода к данному вопросу. На наш взгляд, требуется дополнительный анализ данного вопроса

 

Учтено.

«187. Каждая цистерна должна иметь эксплуатационные документы – формуляр и паспорт изготовителя, выполненные на бумажном носителе.»

Пункт 198

Существующая практика показывает, что требования данного пункта в части отображения информации о прокладках на графических схемах игнорируются абсолютным большинством организаций-изготовителей, в том числе иностранных. Также такую информацию практически невозможно узнать и внести в дубликаты эксплуатационной документации при их изготовлении. Считаем необходимым убрать второе предложение данного пункта из проекта Правил

Не учтено.

В эксплуатационной документации на цистерны, произведенные в Республике Беларусь, данная информация указывается

 

Пункт 217

Каков практический смысл данного пункта? В действующей редакции Правил в п. 384 сказано «Проверки цистерн должны проводиться в присутствии представителя владельца – специалиста, ответственного по вопросам безопасности перевозки опасных грузов», в проекте Правил «Проверки цистерн могут проводиться в присутствии представителя владельца – специалиста, ответственного по вопросам безопасности перевозки опасных грузов». По нашему мнению, присутствие специалиста со стороны владельца цистерны нецелесообразно, а чаще всего и невозможно. В связи с этим считаем необходимым убрать данный пункт из Правил

Не учтено.

Данное требование допускает участие представителя владельца – специалиста, ответственного по вопросам безопасности перевозки опасных грузов, при проверках цистерн

 

Пункт 218

Считаем абсолютно необходимым дополнить данный пункт требованием выдавать не только свидетельство о проверке цистерны, но и все сопутствующие ему протоколы, акты и другие необходимые документы

Не учтено.

Пунктом 218 не запрещается выдача собственнику цистерны иных документов (протоколов, актов и других), кроме свидетельства о проверке цистерны

 

Пункт 220

В данном пункте фактически идет описание процесса технического диагностирования, исключенного из проекта Правил. Однако ни в проекте Правил, ни в ДОПОГ не содержатся, в отличие от действующей редакции Правил, никаких указаний по проведению данной процедуры. Каким образом проводить данную внеплановую проверку? Как действовать в случае, если расчетный (нормативный) срок службы изготовителем не установлен или данные по этому вопросу отсутствуют? Каким образом и на основании каких испытаний производить расчет остаточного ресурса и назначать следующие виды и сроки проверок? В настоящее время, в виду отсутствия типовых или единых программ проведения проверок, а также отсутствия стандартов, указанных в п. 6.8.2.6.2 ДОПОГ, не переведенных официально на русский язык и не принятых в качестве ТНПА, каждая из специализированных организаций руководствуется требованиями п. 382 и 383 действующих Правил. В соответствии с данными пунктами процедура выполнения этих и других проверок происходит по программам технического диагностирования, периодических и промежуточных проверок цистерн для перевозки опасных грузов, которые должны утверждаться руководителем специализированной организации и содержать правила и порядок проведения проверок и технического диагностирования цистерн. Вопрос проведения всех видов проверок, в том числе и технического диагностирования, требует дальнейшего и тщательного рассмотрения со всеми заинтересованными сторонами

 

Учтено частично

«220. Для цистерн, корпус которых подвергался ремонту, решение о дальнейшей эксплуатации может быть принято по результатам внеплановой проверки в соответствии с пунктом 6.8.2.4.4. приложения А к соглашению ДОПОГ, выполненной проверяющей организацией.»

Пункт 297

Предлагаем исключить, т.к. более подробно требования данного пункта изложены в п. 58 проекта Правил

 

Учтено.

Пункт 297 исключен.

Пункт 308

Предлагаем исключить, т.к. дублируются требования п. 21 проекта Правил

Не учтено.

Пунктом 21 определено применение тары и упаковок, а пунктом 308 – цистерн, сосудов, емкостей

 

Пункт 310

Предлагаем исключить, т.к. перевозка любых опасных грузов, а не только легковоспламеняющихся жидкостей должна «осуществляется транспортными средствами в соответствии с требованиями настоящих Правил и других ТНПА»

 

Учтено.

Пункт 310 исключен

Приложение 9

В данном приложении имеются ссылки на техническое диагностирование (в частности, имеется ссылка на Программу технического диагностирования цистерн для перевозки опасных грузов, также техническое диагностирование фигурирует в графе «Сроки следующих проверок»). В графе «Проверки и испытания», кроме того, присутствуют определение марки металла цистерны и расчет остаточного ресурса цистерны, которые при проведении плановых проверок не применяются, а нужны как раз при проведении технического диагностирования. В графе «Проверки и испытания» присутствует давление настройки клапанов. Наличие данной информации именно в свидетельстве не является необходимым, т.к. на большинстве современных цистерн присутствует три вида клапанов: механические и пневмоуправляемые на каждой секции и один общий на системе рекуперации (и, чаще всего, все они имеют разные значения давления в разных режимах). Заполнение такой таблицы займет почти половину свидетельства о проверке и не будет нести полезной информации для того, кому предназначено свидетельство. В то же время, при необходимости, все эти данные можно узнать в актах о проверке клапанов

 

Учтено частично.

Форма свидетельства приведена в соответствие с требованиями EN 12972:2018 «Цистерны для перевозки опасных грузов. Цистерны металлические. Испытания, проверка и маркировка»

Пункт 58

Изложить в следующей редакции: «При наливе и сливе легковоспламеняющихся жидкостей, горючих газов, а также других жидкостей и газов, если это определено условиями безопасности перевозки конкретных опасных грузов или руководством по эксплуатации цистерны, корпус цистерны должен быть электропроводно присоединен к контуру заземления, установленному вне взрывоопасной зоны. Гибкий заземляющий проводник сечением не менее 6 кв. мм должен быть постоянно присоединен к металлическому корпусу цистерны и иметь на конце наконечник под болт М10 для присоединения к заземляющим устройствам (штырь для заглубления в землю и струбцина)»

 

 

Учтено частично.

«58. При наливе и сливе легковоспламеняющихся жидкостей, горючих газов, а также других жидкостей и газов, если это определено руководством по эксплуатации цистерны, корпус цистерны должен быть электропроводно присоединен к контуру заземления, установленному вне взрывоопасной зоны. Гибкий заземляющий проводник сечением не менее 6 кв. мм должен быть постоянно присоединен к металлическому корпусу цистерны и иметь на конце наконечник под болт, либо иное приспособление, предусмотренное изготовителем для присоединения к заземляющим устройствам (штырь для заглубления в землю, струбцина). Также присоединение корпуса цистерны к контуру заземления может быть выполнено с помощью заземляющего устройства (УЗА) с автоматической блокировкой процесса слива (налива).»

Пункт 196, 208

Оставить пункты в редакции Правил Постановлением МЧС Республики Беларусь от 29.12.2016 № 79 (п. 368).

Проверка устройств для защиты от статического электричества и измерение сопротивления отдельных участков цепи выполняется не реже одного раза в год организациями, имеющими аккредитованные лаборатории, в область аккредитации которых входят электрофизические измерения и распространяется на цистерны, предназначенные для перевозки опасных грузов по методике выполнения измерений, прошедшей метрологическую экспертизу в установленном порядке (п. 361).

Проверка дыхательных (предохранительных, вакуумных) устройств выполняется не реже одного раза в год специализированными организациями по разработанной и утвержденной в установленном порядке методике (инструкции) проверки, которая должна содержать объем проверки и критерии оценки в соответствии с ТНПА на конкретный тип устройства (п. 373).

Испытание на герметичность сливо-наливных рукавов выполняется в соответствии со сроками, указанными в инструкции организации-изготовителя, но не реже одного раза в год специализированными организациями, или организациями-собственниками в порядке, установленном ТИПА на конкретный тип рукавов

Не учтено.

В соответствии с пунктом 6.8.2.4.2 Приложения А к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее – ДОПОГ) цистерны и их оборудование должны подвергаться периодическим проверкам не реже одного раза в шесть лет, промежуточным проверкам не реже одного раза в 3 года после каждой периодической проверки. В соответствии с пунктом 6.8.2.4.4 Приложения А к ДОПОГ если в результате ремонта, изменения конструкции или дорожно-транспортного происшествия надежность цистерны или ее оборудования могла снизиться, должна быть проведена внеплановая проверка. Если была проведена внеплановая проверка, удовлетворяющая требованиям пункта 6.8.2.4.2 Приложения А к ДОПОГ, то эта внеплановая проверка может рассматриваться в качестве периодической проверки. Если была проведена внеплановая проверка, удовлетворяющая требованиям пункта 6.8.2.4.3 Приложения А к ДОПОГ, то эта внеплановая проверка может рассматриваться в качестве промежуточной проверки.

Европейским стандартом, регламентирующим порядок проведения проверок цистерн, является EN 12972:2018 «Цистерны для перевозки опасных грузов − Испытания, проверка и маркировка металлических цистерн» (далее – EN 12972:2018).

В соответствии с пунктом 4.5 EN 12972:2018 при проведении периодической проверки проводятся:

проверка документов;

проверка внутренней поверхности корпуса цистерны;

проверка наружной поверхности цистерны;

гидравлические испытания;

испытания на герметичность;

проверка эксплуатационного оборудования.

В соответствии с пунктом 4.6 EN 12972:2018 при проведении промежуточной проверки проводятся:

проверка документов;

проверка внутренней поверхности корпуса цистерны (только в тех случаях, когда это требуется предписаниями);

проверка наружной поверхности цистерны;

испытания на герметичность;

проверка эксплуатационного оборудования;

проверка рамы или других конструктивных элементов переносных цистерн и контейнеров-цистерн (только в тех случаях, когда это требуется предписаниями).

Согласно пункту 5.5.4 EN 12972:2018 проверка наружной поверхности цистерны включает в себя проверку заземления. Должно быть проверено электрическое соединение между заземлением и металлическими частями цистерны и оборудования, включая раму и, в случае необходимости, между заземлением и шасси транспортного средства. Конкретные параметры сопротивления отдельных участков цепи указаны в пункте 204 проекта Правил.

В соответствии с пунктом 5.8.2 EN 12972:2018 испытания на герметичность проводятся для корпуса цистерны, его эксплуатационного оборудования, включая любые постоянно присоединенные рукава. Герметичность дыхательных устройств, предназначенных для работы при максимальном давлении, которое ниже давления, необходимого для испытаний цистерны на герметичность, должна быть проверена в соответствии с 5.8.7.1 EN 12972:2018. Герметичность дыхательных устройств, которые предназначены для работы при максимальном давлении, которое ниже давления, необходимого для испытаний на герметичность разрывных мембран, установленных перед предохранительным клапаном, должна быть проверена в соответствии с 5.8.7.2.

Кроме того, пункт 5.10.4 EN 12972:2018 требует, чтобы все эксплуатационное оборудование, включая любые постоянно присоединенные рукава, проверялись в установленном положении на предмет их правильного функционирования и удовлетворительного состояния (например, в отношении износа). Если невозможно проконтролировать оборудование в установленном положении, например, в случае дыхательных устройств, оборудование проверяют отдельно

 

Пункт 204

Изложить в следующей редакции:

У цистерн для перевозки и (или) заправки легковоспламеняющихся жидкостей и газов сопротивление каждого из звеньев электрических цепей «рама шасси штырь», «цистерна – рама шасси», «цистерна – струбцина, или наконечник под болт» не должно превышать 10 Ом

 

Учтено.

«204. У цистерн для перевозки и (или) заправки легковоспламеняющихся жидкостей и газов сопротивление каждого из звеньев электрических цепей «рама шасси – штырь», «цистерна – рама шасси», «цистерна – струбцина или наконечник под болт» не должно превышать 10 Ом.»

Другие новости Pravo.by.

Информация предоставлена Министерством по чрезвычайным ситуациям для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».