/ / Новости PRAVO.BY
12.11.2020

Предложения от участников обсуждения проекта постановления об утверждении Правил охраны и рационального использования зубров рассмотрены Минприроды

Подведены итоги общественного обсуждения проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Правил охраны и рационального использования зубров».

Проект постановления подготовлен в целях совершенствования общественных отношений по охране и рациональному использованию зубров с учетом правоприменительной практики.

Организатор общественного обсуждения – Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Минприроды обращает внимание, что в Беларуси охота на зубров резервного генофонда осуществляется с 2006 года в соответствии с Правилами ведения охотничьего хозяйства и охоты, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 580 (глава 18 «Особенности охоты на зубра резервного генофонда»).

Согласно пункту 112 Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 580 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 21 марта 2018 г. № 112, в Республике Беларусь разрешается изъятие зубров резервного генофонда, в том числе путем организации охоты, в соответствии с указанными Правилами и Правилами охраны и рационального использования зубров, утверждаемыми Советом Министров Республики Беларусь.

В соответствии с пунктом 19 Правил охраны и рационального использования зубров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 октября 2007 г. № 1408 (далее – Правила), в Республике Беларусь разрешается:

  • добыча зубров резервного генофонда в научных, воспитательных, образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности;
  • добыча зубров резервного генофонда в целях регулирования их распространения и численности;
  • охота на зубров резервного генофонда.

Добыча зубров основного генофонда запрещается.

К зубрам резервного генофонда относятся зубры, включенные в книгу зубров резервного генофонда и отвечающие следующим критериям (пункт 5 Правил):

  • с признаками истощения, длящимися больше полугода;
  • больные с осложнениями и травмированные с повреждениями, опасными для жизни;
  • родившиеся с отклонениями в физическом развитии;
  • самки зубров старше 18 лет и самцы старше 14 лет;
  • самцы зубра любого возраста, изгнанные из стада, покинувшие район обитания популяции (микропопуляции, субпопуляции) и находящиеся более трех месяцев от нее на расстоянии 25 километров и более;
  • зубры, которые в зимний период находятся на территории ферм и силосных буртов и проявляют агрессивность по отношению к людям и домашним животным;
  • зубры (самки и самцы), которые проявляют агрессивность к своим сородичам (зубрам), за исключением самцов – победителей в турнирных поединках из-за самок в период гона (яра);
  • телята, родившиеся в период с октября по декабрь включительно.

Проектом постановления вносятся изменения в Правила с учетом практики их правоприменения, целью которых является устойчивое (не истощительное) использование зубров.

Основаниями для внесения изменений в указанные Правила являются:

  • рост численности зубров в 3 раза (с 680 особей в 2005 году до 2 043 особи в 2020 году);
  • численность зубров на территории Беларуси на сегодняшний день достигла и превысила численность зубров, установленную концепцией сохранения и устойчивого использования зубров в Республике Беларусь, утвержденной в 2012 году Советом Министров Республики Беларусь (не менее 1500 особей);
  • ограниченность природных комплексов и экосистем (открытых пространств, лугов, не вовлеченных в сельскохозяйственный оборот), пригодных для обитания и дальнейшего расселения зубров на территории республики, формирования жизнестойких микропопуляций;
  • значительные финансовые затраты на создание новых и поддержание существующих микропопуляций зубра (проведение биотехнических мероприятий и охрана животных);
  • превышение фактической численности зубров в отдельных микропопуляциях над их оптимальной численностью, установленной планами действий по сохранению и рациональному использованию зубров;
  • отсутствие заинтересованности международных организаций, стран ближнего и дальнего зарубежья в создании и формировании новых, включая трансграничных группировок, популяций зубра, целью которых является воссоздание естественного ареала обитания животных.

В целях устранения разногласий по проекту постановления, поступивших в ходе проведения публичного обсуждения указанного проекта нормативного правового акта в период с 26 августа по 7 сентября 2020 г., Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды организовало совещание по данному вопросу 9 октября 2020 г. с участием общественного объединения «Ахова птушак Бацькаўшчыны», общественной организации «Багна» и общественного объединения «Экодом».

Руководствуясь Законом Республики Беларусь от 04.10.1994 № 3254-XII «Об общественных объединениях», статьей 15 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды», Законом Республики Беларусь от 10.07.2007 № 257-З «О животном мире» и Указом Президента Республики Беларусь от 21.03.2018 № 112 «Об охоте и ведении охотничьего хозяйства» (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 16.09.2020 № 345), ряд предложений вышеназванных организаций был учтен.

Повторное общественное обсуждение указанного проекта постановления осуществлялось на сайте «Правовой форум Беларуси» в период с 15 октября по 25 октября 2020 г. В его обсуждении приняло участие 1200 граждан, поступило 3636 комментариев.

По существу обсуждаемого проекта (его структурных элементов) поступил ряд замечаний и предложений, которые не являются обоснованными с научной точки зрения и противоречат действующему законодательству. На основании изложенного они приняты к сведению.

По основным и наиболее часто встречаемым замечаниям и предложениям, рассмотренным в ходе публичного обсуждения проекта постановления, подготовлена сводная таблица.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Правил охраны и рационального использования зубров»

Структурный элемент проекта нормативного правового акта

Содержание замечаний и (или) предложений

Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений

 

 

 

Обоснование

(в случае не учета)

Редакция

(в случае учета)

Пункт 6 главы 2

Исключить подпункт о том, что «телята, родившиеся в период с октября по декабрь, включительно», относятся к зубрам резервного генофонда

Указанный критерий был предложен учеными НАН Беларуси под руководством д.б.н. П.Г.Козло ГНПО «НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам» и содержится в действующих Правилах охраны и рационального использования зубров.

Кроме того, указанный критерий содержится в абзаце четвертом пункта 94 Правил охоты, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 21.03.2018 № 112 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 16.09.2020 № 345), согласно которому «к селекционным животным относятся телята зубра (резервный генофонд), родившиеся с октября по декабрь включительно»

 

Пункт 6 главы 2

Исключить подпункт о том, что «телята, родившиеся в период с октября по декабрь, включительно, относятся к зубрам резервного генофонда» в связи с тем, что позднерожденные телята зубра могут являться носителями редкого для популяции генетического набора

Согласно молекулярно-генетическим исследованиям, выполненным в 2019 году учеными лаборатории популяционной экологии наземных позвоночных и управления биоресурсами ГНПО «НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам», белорусская низинно-кавказская линия зубра в целом характеризуется низкими показателями генетического разнообразия, по сравнению с польской «низинной» популяцией

 

Пункт 6 Главы 2

Исключить подпункт о том, что зубры любого пола и возраста (включая телят), проживающие в микропопуляциях зубра (местах обитания), в которых их численность превышает 350 особей, – должны быть отнесены к резервному фонду. Законодатель имеет в виду, что все зубры, численность стада которых превышает цифру в 350 особей, включая самцов и самок, представляющих селекционную ценность, телят-детенышей, зубров-подростков и прочих, – должны быть отстреляны. В качестве обоснования уничтожения зубров, которым не повезло проживать в микропопуляциях, численность которых превышает 350 голов, нормотворческий орган указывает, что это делается «для оптимизации их половозрастной структуры в соответствии с планами действий по сохранению и рациональному использованию зубров». Что означает эта умная фраза, понять сложно. Понятно, что можно отстреливать всех, если в одном месте проживает более 350 (трехсот пятидесяти) голов зубров. Считаю, что государство должно принимать меры иного характера, когда в одном месте скапливается большое количество зубров. Наиболее гуманной и правильной мерой считаю расселение зубров из того места, где их скопилось значительное количество, по другим лесным массивам Беларуси. В Беларуси имеются лесные массивы, рядом с которыми нет населенных пунктов. Расселение зубров – это финансово затратный вопрос для бюджета Республики Беларусь, но решаемый. Изьятие (отстрел) же поголовья зубров только лишь по причине того, что их более 350 в одной микропопуляции, – это неприемлемый вариант для государства Беларусь, расположенного в центре Европы

Каждому виду свойственен специфический минимальный размер популяции, обеспечивающий ее самовоспроизводство, – меньшая численность ставит под угрозу существование популяции.

На основании анализа научных мировых и отечественных исследований в области сохранения зубра, международного опыта сохранения бизона (близкого родственника зубра), а также опыта работы по сохранению зубра белорусскими держателями популяций зубра минимальный размер (численность) для микропопуляций зубра в республике оценивается величиной порядка 350 особей.

Такое количество особей гарантирует сохранение белорусской популяции этого вида копытного животного.

В Беларуси для сохранения беловежской популяции зубра в 1994–2000 годы разработана и реализована «метапопуляционная модель или стратегия», суть которой состояла в поддержании существования зубра в виде «пятнистого» пространственного распределения ряда изолированных микропопуляций (не менее 12 микропопуляций) численностью 50 особей и более каждая, и вместе образующей единую белорусскую популяцию (не менее 600 особей).

Поставленная в Концепции сохранения и устойчивого использования зубров в Республике Беларусь, утвержденной в 2012 году Советом Министров Республики Беларусь, задача по обеспечению дальнейшего роста и стабилизации численности белорусской популяции зубров на территории республики на уровне, гарантирующем ее долгосрочное выживание (не менее 1500 особей), выполнена.

Сегодня в Беларуси имеется 11 микропопуляций с численностью 2043.

Кроме того, Минприроды в течение последних нескольких лет осуществляло поиск стран, которые заинтересованы в приобретении у нас зубров. На сегодняшний день отсутствует заинтересованность международных организаций и стран западно- и восточно-европейского регионов в создании и формировании новых и трансграничных группировок популяций зубра с целью воссоздания естественного ареала обитания этого вида животного.

Генетические исследования, выполненные учеными НАН Беларуси в последние годы, показывают, что изъятие зубров любого возраста и пола не приведет к истощению генетического разнообразия вида

 

Абзац пятый пункта 6

«Самки зубров старше 15 лет». Данная формулировка противоречит аргументации, которая содержится на стр. 2 обоснования проекта, а именно «самки зубров старше 18 лет и самцы старше 14 лет покидают стадо и не участвуют в размножении». Предлагает в абзаце пятом пункта 6 проекта цифру «15» заменить цифрой «18»

Продолжительность жизни может достигать 20–22, до 28 (для самок) лет. Самцы, как правило, активно участвуют в размножении до 10–12 лет, средний репродуктивный период самок составляет до 14–15 лет (Krasinski, Krasinska, 1992; Krasinska, Krasinski, 1995)

 

Абзац седьмой пункта 6

«Зубры, которые находятся на территории ферм или силосных буртов и проявляют агрессивность по отношению к людям или домашним животным». Агрессивность по отношению к людям и иным животным является естественным проявлением и свойственна любой здоровой особи зубра, обитающей в состоянии естественной свободы. Предлагаем заменить слова «проявляют агрессивность по отношению к людям или домашним животным» словами «нападают на человека или домашних животных»

Зубры, которые проявляют агрессивность по отношению к людям и иным животным, могут нападать на человека. Слово «нападение» является синонимом (близким по смыслу) к слову «агрессия»

 

Часть первая и третья пункта 11

Добавить требования о фотографировании особи погибшего зубра

Данная норма не запрещает членам комиссии фотографирование обнаруженной целой туши или останков зубра основного генофонда. В случае установления факта браконьерства, как правило, проводится фотографирование погибшего животного

 

Часть третья пункта 27

Изложить в следующей редакции «Каждый добытый зубр подлежит фотографированию, ветеринарному и морфологическому обследованию в установленном законодательством порядке с отбором и предоставлением проб в Национальную академию наук Беларуси для проведения генетического анализа.»

 

Учтено частично. В акте добычи резервного генофонда (приложение 4 к проекту Правил) предусмотрены фотографии добытых зубров

Приложения 3 и 4

Добавить строку «Приложение: фотографии зубров на ___ л. в 1 экз.»

 

Учтено частично. Смотрите пояснения вышеуказанных пунктов

Пункт 17

Слова «к нарушению мест концентрации» для избегания правовой неопределенности предлагаем заменить словами «к нарушению природной среды в местах концентрации»

Места концентрации диких животных в период размножения, нагула, зимовки и миграции зубров и других диких животных не существуют вне природной среды, т.е. вне природных и природно-антропогенных объектов. Проект Правил прошел обязательную юридическую экспертизу в Министерстве юстиции

 

Пункт 9 главы 2

Необходимо добавить в перечень лиц, входящих в состав, как первой, так и второй комиссий, – представителей экологических, зоозащитных и иных общественных организаций Республики Беларусь.

Считаю это необходимым фактором для принятия обоснованного решения по переводу зубра в резервный генофонд, предотвращающего злоупотребления в этом вопросе

Противоречит статье 15 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды», которой установлены права и обязанности общественных объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, иных юридических лиц

 

 

«Изъятие зубров в микропопуляциях зубра не должно превышать 75 процентов естественного прироста численности зубров в этих микропопуляциях» – тоже настрораживает, откуда именно такая цифра? почему, например, не 50 %? Ведь далеко не весь приплод переживет первый год жизни

Данная норма предложена учеными НАН Беларуси в 2007 году и содержится в действующих Правилах охраны и рационального использования зубров

 

Пункт 21

Предлагаю внести изменения в пункт 21, указав в нем, что зубров из резервного генофонда можно добывать в научных, воспитательных, образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях только в соответствии с требованиями главы 2 «Правил пользования дикими животными в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности», то есть – без изъятия из среды их обитания

Проектом постановления предлагается установить, что зубр европейский может быть использован в образовательных и культурно-просветительских и иных целях, как в живом виде, так и в виде чучел.

Так, например, чучела зубров взрослых и телят имеются в экспозициях музеев следующих учреждений Республики Беларусь:

1. Зоологический музей Белорусского государственного университета им. В.И.Ленина (биологический факультет);

2. Музей природы и экологии Беларуси (чучела взрослой особи и теленка);

3. Музей природы государственного природоохранного учреждения «Национальный парк «Беловежская пуща» (взрослая особь);

4. Музей природы государственного природоохранного учреждения «Березинский биосферный заповедник» (два взрослых зубра с теленком);

5. Музей природы государственного природоохранного учреждения «Национальный парк «Припятский» (чучела взрослой особи и теленка).

В случае, если чучело зубра утратило внешний эстетический вид в результате порчи шкуры животного кожеедами и молью и не подлежит восстановлению, то его можно заменить другим животным из числа зубров резервного генофонда (с признаками крайней степени истощения; больные с осложнениями и травмированные с увечьями, ведущие к их гибели; родившиеся с отклонениями в физическом развитии и другие животные, которые отнесены к данному статусу).

Зоологические музея Польши, Украины и других стран могут приобрести в Беларуси зубра резервного генофонда для указанных целей

 

Другие новости Pravo.by.

Информация предоставлена Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».