/ / Новости PRAVO.BY
09.11.2020

Профессионально об актуальном: Общегосударственная автоматизированная информационная система. Как устроена и для чего нужна

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 28 сентября 2020 г.

16 декабря 2019 г. издан Указ Президента Республики Беларусь № 460 «Об общегосударственной автоматизированной информационной системе» (далее – Указ № 460), определяющий порядок функционирования общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС).

В соответствии с Указом № 460 ОАИС предназначена для обеспечения электронного информационного взаимодействия государственных органов и организаций между собой, а также с иными организациями, нотариусами и гражданами. Такое взаимодействие может осуществляться как в автоматическом, так и в автоматизированном режиме посредством защищенной информационно-коммуникационной инфраструктуры (ч. 1 п. 1).

В более узком понимании ОАИС является интеграционным инструментом, предназначенным для интеграции государственных информационных ресурсов (систем), доступа к информации, предоставления электронных услуг, осуществления административных процедур в электронной форме через единую точку доступа.

Справочно:

Создание ОАИС было предусмотрено Государственной программой информатизации Республики Беларусь на 2003–2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь», утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2002 № 1819.

Начиная с 2011 года республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому было предписано осуществить поэтапный переход на использование ОАИС для оказания электронных услуг и реализации государственных функций в электронном виде (п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 09.08.2011 № 1074 «Об оказании электронных услуг и реализации государственных функций в электронном виде посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы» (признано утратившим силу).

В определенных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь случаях использование ОАИС является обязательным (ч. 2 п. 1 Указа № 460). Это означает, что электронное взаимодействие в таких случаях не может осуществляться иными способами, такими как, например, направление запросов, использование удаленного доступа к «ведомственным» информационным ресурсам (системам) и т.д.).

Структура ОАИС

ОАИС включает в себя различного рода подсистемы. Условно их можно разделить на три блока (п. 3 Положения об ОАИС, утвержденного Указом № 460 (далее – Положение об ОАИС):

  1. подсистему технологического назначения;
  2. подсистему функционального назначения;
  3. иные подсистемы, обеспечивающие реализацию задач ОАИС.

К подсистеме технологического назначения относятся:

  • базовый программно-технический комплекс;
  • система защиты информации;
  • иные подсистемы, обеспечивающие надлежащее техническое функционирование ОАИС.

К подсистеме функционального назначения относятся:

  • единый портал электронных услуг (далее – единый портал);
  • программный комплекс «Одно окно» (далее – ПК «Одно окно).

К иным подсистемам, обеспечивающим реализацию задач ОАИС, относятся:

  • ядро ОАИС (основа архитектуры ОАИС, предназначена для взаимодействия всех компонентов ОАИС);
  • ряд вспомогательных подсистем, отвечающих за реализацию определенных функций ОАИС (подсистемы «Аналитика», «Администрирование», «Мониторинг», «Платежные сервисы» и др.).

Владелец и оператор ОАИС

Владельцем и оператором ОАИС является РУП «Национальный центр электронных услуг» (далее – оператор ОАИС, НЦЭУ) (п. 5 Положения об ОАИС).

Справочно:

НЦЭУ – организация, подчиненная Оперативно-аналитическому центру при Президенте Республики Беларусь. Создана в 2012 году (п. 4 Указа Президента Республики Беларусь от 08.11.2011 № 515 «О некоторых вопросах развития информационного общества в Республике Беларусь» (далее – Указ № 515).

Для обеспечения работы ОАИС оператор ОАИС осуществляет следующие функции (п. 15 Положения об ОАИС):

  • определяет и утверждает единые технические требования и регламент функционирования ОАИС;

Справочно:

Обновленный регламент функционирования ОАИС утвержден 03.03.2020 директором НЦЭУ (далее – Регламент ОАИС) и размещен на официальном интернет-сайте НЦЭУ по адресу https://nces.by (далее – официальный сайт НЦЭУ);

  • осуществляет эксплуатацию ОАИС, обеспечивает ее надлежащее техническое состояние, развитие (модернизацию), сопровождение и доработку имеющегося программного обеспечения;
  • организует доступ пользователей к ОАИС при информационном взаимодействии;
  • обеспечивает создание и функционирование личных электронных кабинетов на базе единого портала;

Справочно:

Порядок создания и функционирования личных электронных кабинетов определен приказом Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 18.03.2020 № 82 «О создании и функционировании личных электронных кабинетов» (далее – приказ ОАЦ № 82);

  • уведомляет владельцев и операторов информационных ресурсов (систем), интегрированных с ОАИС, о выявленных сбоях и неисправностях в работе таких ресурсов (систем), а также нарушениях требований по защите информации;
  • осуществляет иные функции, необходимые для обеспечения работы ОАИС.

Оказание электронных услуг с использованием ОАИС

Под электронной услугой понимается услуга оператора ОАИС по обеспечению доступа субъекта информационных отношений к информационному ресурсу (системе) посредством ОАИС в целях передачи, получения, обмена информацией в электронной форме, не являющаяся административной процедурой (абз. 6 п. 2 Положения о порядке получения уникального идентификатора, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2017 № 637).

Понятие электронной услуги ОАИС содержится также в Порядке оказания электронных услуг ОАИС, утвержденном директором НЦЭУ 22.01.20201 (далее – Порядок).

______________________________

1 Размещен на официальном сайте НЦЭУ.

Под такой услугой согласно Порядку понимается электронная услуга по использованию информационных ресурсов (систем), интегрированных с ОАИС, а также по предоставлению информации в электронной форме из таковых.

Электронные услуги могут оказываться пользователю ОАИС тремя основными способами:

  1. через личный электронный кабинет на едином портале;
  2. без использования единого портала (по технологии «система-система» через базовый программно-технический комплекс ОАИС);
  3. информационным посредником.

Поставщиком электронных услуг, оказываемых с использованием ОАИС, выступает НЦЭУ.

Потребителями электронных услуг могут быть:

  • государственные органы, иные организации, выступающие посредством уполномоченных представителей (должностных лиц);
  • нотариусы;
  • индивидуальные предприниматели (их уполномоченные представители);
  • физические лица.

Электронные услуги могут оказываться как на возмездной, так и на безвозмездной основе.

Обратите внимание!

Электронная услуга на безвозмездной основе может быть оказана государственным органам, иным организациям, нотариусам и гражданам, которым в соответствии с законодательными актами предоставлено право на безвозмездное использование информационных ресурсов (систем) и (или) получение информации (подп. 5.3 п. 5 Указа № 515).

В случае отсутствия в законодательных актах права на безвозмездное использование информационных ресурсов (систем) или получение информации оператор ОАИС оказывает потребителю электронные услуги ОАИС на возмездной основе.

Справочно:

Ответственность за предоставленные сведения о праве на безвозмездное использование информационных ресурсов (систем) или получение информации возлагается на потребителя.

В случае утраты потребителем права на безвозмездное использование информационных ресурсов (систем) или получение информации потребитель обязан уведомить об этом оператора ОАИС в течение трех рабочих дней с момента утраты указанного права (подп. 2.2 п. 2 Порядка оказания электронных услуг ОАИС).

Для получения электронной услуги на безвозмездной или возмездной основах потребитель должен принять условия договора об оказании электронных услуг и заключить с оператором ОАИС договор в письменной форме.

Справочно:

Указом № 460 установлено, что договор об оказании электронных услуг является договором присоединения, условия которого определяются оператором ОАИС. Принятие пользователем информационного ресурса (системы) условий такого договора может быть выражено посредством совершения необходимых действий, определенных Регламентом ОАИС (ч. 1 и 2 п. 9 Указа № 460).

Согласно Регламенту ОАИС принятие условий договора выражается путем направления заявки оператору ОАИС.

Электронные услуги могут быть оказаны оператором ОАИС также после заключения потребителем публичного договора, текст которого размещен на едином портале (https://portal.gov.by). Условия публичного договора являются общими для всех потребителей.

Факт принятия (акцепта) потребителем условий публичного договора выражается в оплате потребителем электронных услуг в порядке и на условиях, определенных публичным договором. Публичный договор при условии соблюдения порядка его оплаты считается заключенным в простой письменной форме.

Получение электронных услуг посредством единого портала

Пользователями единого портала могут являться:

  • физические лица;
  • юридические лица и индивидуальные предприниматели;
  • государственные органы и иные организации.

Справочно:

В Справке об электронных услугах ОАИС, размещенной на официальном сайте НЦЭУ, содержится 113 наименований электронных услуг ОАИС.

Так, в качестве электронной услуги посредством ОАИС можно получить сведения из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц), получить доступ к Торговому реестру, Реестру бытовых услуг, зарегистрировать доменное имя в национальной доменной зоне («.gov.by», «.бел»), получить информацию из системы «Электронный рецепт», получить сведения для проверки благонадежности деловой репутации юридического лица или индивидуального предпринимателя и ряд других услуг.

Для получения электронных услуг посредством единого портала необходимо выполнить ряд действий:

1) заполнить заявку на основании электронной формы или в бумажном виде (для юридических лиц).

2) зарегистрироваться на едином портале в качестве пользователя.

Регистрация может быть осуществлена двумя способами:

  • через электронную почту;
  • через средство электронной цифровой подписи (ЭЦП).

3) авторизоваться на портале (с использованием логина/пароля либо с использованием средств ЭЦП);

4) заказать электронную услугу в личном электронном кабинете пользователя;

Справочно:

Личный электронный кабинет пользователя создается оператором ОАИС в течение пяти рабочих дней с момента получения подписанного договора. Согласно представленной заявке оператор ОАИС также назначает доступные электронные услуги и направляет на адрес электронной почты пользователя, указанный в заявке, уведомление об активации электронных услуг. Электронные услуги становятся доступными для пользователя с момента направления уведомления на адрес его электронной почты;

5) оплатить электронную услугу.

Оплата может быть совершена любым из удобных способов:

  • через Интернет-банкинг с использованием ЕРИП;
  • в отделении банка;
  • через инфокиоск;
  • через М-банкинг и т.д.

Для совершения оплаты необходимо воспользоваться кодом, который формируется в личном кабинете пользователя.

Для каждой электронной услуги на едином портале приведено ее описание, которое включает в себя следующую информацию:

  • как получить электронную услугу;
  • сроки оказания электронной услуги;
  • стоимость электронной услуги;
  • категории получателей электронной услуги;
  • результат оказания электронной услуги.

Получение электронных услуг через информационного посредника

Правом осуществлять функции информационного посредника при оказании электронных услуг посредством ОАИС наделены два субъекта (приложение 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 20.03.2020 № 159 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2019 г. № 460»):

  • республиканское унитарное предприятие почтовой связи «Белпочта»;
  • республиканское унитарное предприятие электросвязи «Белтелеком».

По информации, размещенной на официальной сайте оператора ОАИС, в настоящее время сеть информационных посредников состоит из 273 автоматизированных рабочих мест и позволяет предоставлять 22 электронные услуги по всей территории республики.

Справочно:

Через информационных посредников доступна, в частности, информация о существующих в момент выдачи информации правах и ограничениях (обременениях) прав на земельный участок; капитальное строение (здание, сооружение); незавершенное законсервированное капитальное строение; изолированное помещение.

Информационные посредники предоставляют электронные услуги по запросу физическим и юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям.

Для получения электронных услуг ОАИС через информационного посредника необходимо предъявить паспорт.

Лицо, обратившееся за получением электронных услуг к информационному посреднику, может получить запрашиваемую информацию на бумажном носителе. Такая информация будет заверена уполномоченным работником Белпочты либо Белтелекома и в последующем может быть использована лицом в отношениях с третьими лицами для реализации своих прав и законных интересов (чч. 2, 3 п. 5 Указа № 460).

Осуществление административных процедур посредством единого портала

Перечень административных процедур, подлежащих осуществлению в электронной форме через единый портал, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.05.2020 № 271 (далее – постановление № 271) и насчитывает в себе 181 административную процедуру.

Справочно:

По информации, размещенной на официальном сайте НЦЭУ, на едином портале доступны 45 административных процедур, из них 38 функционируют, 7 функционируют в тестовом режиме.

Помимо подачи заявления об осуществлении административной процедуры в электронной форме посредством единого портала пользователь имеет также возможность:

  • отозвать заявление об осуществлении административной процедуры;
  • получить административное решение (уведомление о принятом административном решении);
  • подать (отозвать) административную жалобу в электронной форме.

Примечание:

За использование ОАИС для этих целей плата не взимается (подп. 7.1 п. 7 Положения об ОАИС).

Для выполнения действий, связанных с осуществлением административных процедур, пользователю необходимо зарегистрироваться на едином портале и пройти авторизацию согласно одному из способов доступа:

  1. с использованием уникального идентификатора, который включает в себя логин (имя учетной записи гражданина в ОАИС) и пароль;
  2. с использованием личного ключа ЭЦП;
  3. без использования средств идентификации.

Способ доступа для каждой административной процедуры определен в перечне административных процедур, подлежащих осуществлению в электронной форме через единый портал электронных услуг (постановление № 271).

Для получения уникального идентификатора пользователю необходимо обратиться в службу выдачи уникального идентификатора с письменным заявлением. При этом потребуется предъявить документ, удостоверяющий личность, а также дать письменное согласие на проведение сверки указанных им сведений с информацией, содержащейся в государственных информационных ресурсах (системах), владельцем которых является Министерство внутренних дел (пп. 5 и 6 Положения о порядке получения уникального идентификатора, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2017 № 637 (далее – Положение № 637).

Справочно:

Полномочиями по выдаче уникального идентификатора наделены службы «одного окна», НЦЭУ, а также иные государственные организации, уполномоченные Советом Министров Республики Беларусь (абз. 4 п. 2 Положения № 637).

Сведения о присвоенном уникальном идентификаторе выдаются на руки в виде соответствующего извещения (приложение 2 к Положению № 637).

После получения уникального идентификатора пользователь получает доступ в личный электронный кабинет, который формируется в автоматическом режиме одновременно с получением пользователем уникального идентификатора (п. 4 Положения № 637).

Справочно:

В личном электронном кабинете будут формироваться и храниться уведомления о принятых административных решениях в электронной форме, а также о действиях пользователя личного кабинета при его использовании. Также личный электронный кабинет может использоваться для направления (получения) пользователем, государственным органом, иной государственной организацией электронных документов, электронных сообщений, справок, извещений, уведомлений и иной информации в электронной форме (п. 4 Положения о порядке создания и функционирования личных электронных кабинетов, утвержденного приказом ОАЦ № 82).

Подтверждение оплаты административной процедуры (при необходимости) производится путем проставления отметки об оплате (указания номера транзакции в ЕРИП) либо прикрепления к заявлению об осуществлении административной процедуры квитанции об оплате.

Для каждой административной процедуры, осуществляемой в электронной форме через единый портал, приведено ее описание, которое включает в себя следующую информацию:

  • как получить административную процедуру;
  • сроки осуществления административной процедуры;
  • стоимость административной процедуры;
  • категории заинтересованных лиц;
  • результат осуществления административной процедуры.

Заявление об осуществлении административной процедуры, поданное в электронной форме через единый портал, рассматривается в том же порядке, который предусмотрен для рассмотрения заявлений, поданных в письменной форме (п. 8 статьи 14 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» (далее – Закон № 433-З).

Административное решение, принятое в электронной форме, либо извещение о таком решении направляются пользователю через единый портал не позднее семи рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (ч. 3 п. 1 ст. 27 Закона № 433-З). Уведомление о принятом административном решении отражается в личном электронном кабинете пользователя.

Административная жалоба, поданная в электронной форме через единый портал, рассматривается в месячный срок со дня ее регистрации, если законодательством об административных процедурах не предусмотрен сокращенный срок рассмотрения для соответствующих административных жалоб (ст. 37 Закона № 433-З). Уведомление о принятом решении по административной жалобе также отражается в личном электронном кабинете пользователя.

Рузова И.В.,
юрист

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».