/ / Новости PRAVO.BY
29.06.2020

Подведены итоги обсуждения проекта изменений в программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей

Подведены итоги общественного обсуждения проекта постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь «Об изменении постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. № 47», целью которого является совершенствование единых программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей механических транспортных средств, кроме колесных тракторов.

Организатор общественного обсуждения – Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

Обсуждение проводилось на Правовом форуме Беларуси с 9 по 19 июня 2020 г. Также замечания и предложения можно было направлять организатору общественного обсуждения на электронную почту.

В установленные сроки по проекту от участников публичного обсуждения поступило 22 комментария, семь из которых не относятся к предмету правового регулирования нормативного правового акта.

Предложения по внесению изменений в проект постановления не были поддержаны, так как:

  • не соответствуют установленным Правилами дорожного движения, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 № 551, обязанностям водителя;
  • не обеспечивают на должном уровне безопасность дорожного движения и не учитывают возможный длительный перерыв в стаже работы водителем.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта постановления «Об изменении постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. № 47»

Структурный элемент проекта постановления

Содержание замечаний и (или) предложений

Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений

Обоснование (в случае неучета)

Редакция (в случае учета)

Отменить теоретические занятия по устройству мотоцикла и автомобиля (кат. А и В), так как необходимо подготовить водителя, а не автослесаря, тем более, что современные автомобили есть не только в двигателем внутреннего сгорания, но и электромобили и гибриды.

Предоставить возможность обучения водителей транспортных средств категории «B» вождению с использованием транспортных средств с автоматической (гидротрансформ­атор, робот, вариатор) коробкой передач.

Согласно подпункту 9.3. пункта 9 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 № 551, водитель обязан содержать участвующее в дорожном движении транспортное средство в технически исправном состоянии, проверять его техническое состояние перед началом движения.

Утвержденные постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. № 47 «Единые программы» не устанавливают ограничения по использованию электромобилей при обучении водителей механических транспортных средств. Принятие каких-либо дополнительных единых программ подготовки водителей электромобилей, либо разделение единых программ в зависимости от конструктивных особенностей агрегатов, механизмов транспортного средства считаем нецелесообразным.

Подпункты

1.14, 1.15, 1.16

единые программы повышения квалификации водителей механических транспортных средств категории «C», «D», и  единая программа повышения квалификации водителей составов транспортных средств категорий «ВЕ», «СЕ», «DE» излагаются  в новой редакции.

Из единых программ повышения квалификации  водителей механических транспортных средств категорий «С», «D» и из единой программы повышения квалификации водителей составов транспортных средств категорий «ВЕ», «СЕ», «DE» исключить предмет «Автодромная подготовка», практические занятия (упражнения) которого предусматривают действия водителя автомобиля, совершаемые им постоянно при осуществлении своей трудовой деятельности, в связи с чем данный предмет не может способствовать повышению квалификации, но при этом увеличивает продолжительнос­ть и расходы на ее проведение.

Уменьшить количество часов обучения по предметам:

  • «Автодромная подготовка»;
  • «Основы управления транспортным средством и безопасность движения»;
  • «Условия выполнения автомобильных перевозок пассажиров»;
  • «Требования законодательства в сфере автомобильных перевозок пассажиров»;
  • «Охрана труда водителей. Режим труда и отдыха водителей».

Проектом постановления предусмотрено в единых программах повышения квалификации водителей механических транспортных средств  категорий «С», «D», и в единой программе повышения квалификации водителей составов транспортных средств категорий «ВЕ», «СЕ», «DE» сокращение количества часов обучения с 55 до 35 и продолжительности обучения до 5 дней. Тем самым уменьшаются затраты предприятий на повышение квалификации водителей.

По предмету «Автодромная подготовка» указанных единых программ в проекте постановления предусмотрено сокращение количество часов обучения до 6 часов, что позволяет при уменьшении часов обучения  отрабатывать необходимые навыки вождения и повышает профессиональные качества водителей.

Указанные изменения согласованы Министерством внутренних дел, при этом отмечено, что исключение данного предмета нецелесообразно.

Исключение предмета  «Автодромная подготовка», а также уменьшение часов обучения по предметам данных единых программ  в случае длительного перерыва стажа работы водителя не позволяют обеспечить на должном уровне безопасность дорожного движения.

Кроме того, водители должны знать требования нормативных правовых актов, регламентирующих выполняемые ими автомобильные перевозки пассажиров и грузов.

Единую программу переподготовки водителей механических транспортных средств категории «C» на право управления составами транспортных средств категории «СЕ», изложить в новой редакции.

Предлагается:

  • увеличить количество часов обучения по теме «Организации перевозок», «Охрана труда водителей составов транспортных средств»;
  • переработать программу по предмету «Устройство и эксплуатация составов транспортных средств»;
  • откорректировать количество практических занятий по данному предмету;
  • предусмотреть практические занятия по теме «Охрана окружающей среды и экономия эксплуатационных материалов»;
  • учесть международный опыт. В качестве такого международного документа предлагаем рассмотреть Директиву Европейского Парламента и Совета ЕС №2003/59/ЕС от 15 июля 2003 г. «О базовой квалификации и периодической переподготовке водителей некоторых автотранспортны­х средств, занятых в перевозке товаров или пассажиров, дополняющая Правила Совета Европы (ЕЕС) №3820/85, а также Директиву Совета Европы № 91/439/ЕЕС и отменяющая Директиву Совета Европы №76/914/ЕЕС».

Программа переподготовки водителей механических транспортных средств категории «C» на право управления составами транспортных средств категории «CE» отвечает существующим потребностям.

Представленные предложения направлены на переподготовку водителей для выполняющих международных автомобильных перевозок грузов, что не является целью данной единой программы.

Порядок подтверждения профессиональной компетентности водителей, выполняющих международные автомобильные перевозки грузов, установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 971. Программа обучающих курсов на подтверждение профессиональной компетентности водителей, выполняющих международные автомобильные перевозки грузов, утверждена постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 22 ноября 2018 г. № 25. Данной программой установлены минимальное количество часов обучения по теоретическим и практическим занятиям. Таким образом, возможности учебных организаций по совершенствованию процесса обучения и реализации указанных предложений не ограничиваются.

Другие новости Pravo.by.

Информация предоставлена Министерством транспорта и коммуникаций для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна