/ / Новости PRAVO.BY
22.06.2020

Профессионально об актуальном: О мерах в рамках ЕАЭС, направленных на обеспечение экономической стабильности в условиях развития пандемии

О предпринимаемых в рамках Евразийского экономического союза мерах, направленных на обеспечение экономической стабильности в условиях развития пандемии коронавирусной инфекции covid-19: комментарий к распоряжению евразийского межправительственного совета от 10.04.2020 № 6

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 22 апреля 2020 г.

16 апреля 2020 г. на официальном сайте Евразийского экономического союза в сети Интернет (http://www.eaeunion.org/) опубликовано распоряжение Евразийского межправительственного совета от 10 апреля 2020 г. № 6 «О предпринимаемых в рамках Евразийского экономического союза мерах, направленных на обеспечение экономической стабильности в условиях развития пандемии коронавирусной инфекции COVID-19» (далее – распоряжение ЕМС № 6). Указанный акт вступил в силу с 16 апреля 2020 г.

Стоит отметить, что решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках их полномочий, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе (подписан 29 мая 2014 г.) (далее – Договор о ЕАЭС) и международными договорами в рамках Евразийского экономического союза, составляют право Евразийского экономического союза (п. 1 ст. 6 Договора о ЕАЭС).

В соответствии со ст. 14 Договора о ЕАЭС Евразийский межправительственный совет является органом ЕАЭС, состоящим из глав правительств государств – членов ЕАЭС.

Из преамбулы распоряжения ЕМС № 6 можно сделать заключение, что Евразийский межправительственный совет информирует о мерах, предпринимаемых в целях сохранения макроэкономической стабильности в рамках Евразийского экономического союза, обеспечения жизненно важных потребностей населения, поддержания взаимной торговли, свободы передвижения товаров и создания условий для последующего экономического роста.

В частности, в рамках срочных временных антикризисных и стабилизационных мер предусматривается:

  • взаимодействие уполномоченных органов и экономических операторов (предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей) государств – членов ЕАЭС в целях оперативной организации поставок товаров первой необходимости во взаимной торговле с учетом балансов производства и потребления, включая определение уполномоченных контактных должностных лиц высокого уровня;
  • создание «зеленого коридора» для импорта критически важных товаров, включая:
    • обнуление на временной основе ставок ввозных таможенных пошлин в отношении критически важных товаров;
    • упрощение таможенных процедур при оформлении критически важных товаров (включая возможность автоматической регистрации деклараций на товары и выпуска товаров, вовлечение уполномоченных экономических операторов в процесс импорта критически важных товаров с целью широкого использования предоставляемых им упрощений, отнесение лиц, специализирующихся на перемещении товаров критически важного импорта, к низкому уровню риска);
    • совершение в первоочередном порядке таможенных операций в отношении товаров, необходимых для предупреждения и ликвидации последствий пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, в соответствии с п. 1 ст. 81 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТМК ЕАЭС);
    • введение единых временных ограничений на экспорт критически важных товаров в третьи страны;
    • разрешение выпуска в обращение на территориях государств – членов ЕАЭС применяемых для противодействия распространению коронавирусной инфекции COVID-19 лекарственных средств и медицинских изделий, произведенных и зарегистрированных в государствах – членах ЕАЭС, предназначенных для рынков третьих стран, маркировка которых отличается от установленных в ЕАЭС требований, при условии нанесения на их вторичную (потребительскую) упаковку стакеров с необходимой информацией, требуемой законодательством государства – члена ЕАЭС, на территории которого планируется выпуск в обращение;
    • снижение или обнуление на временной основе ввозных таможенных пошлин на комплектующие и материалы для отдельных отраслей с учетом их экономической и социальной значимости;
    • осуществление мониторинга ситуации с импортом товаров в целях своевременного использования механизмов отсрочек и рассрочек в соответствии с п. 7 ст. 58 и п. 2 ст. 59 ТМК ЕАЭС и недопущения накопления критически важных для производственных цепочек товаров на складах в связи с невозможностью их помещения под таможенные процедуры по причине отсутствия у импортеров средств для уплаты таможенных платежей;
    • увеличение (в том числе за счет средств региональных и национальных институтов развития) объемов экспортных кредитов и предоставления гарантий по страхованию экспортных кредитов в целях поддержания взаимной торговли.

В свою очередь, в рамках мер по созданию условий для восстановления и обеспечения дальнейшего развития экономики предусматривается:

  • создание необходимых условий для цифровизации торговли, включая:
    • внедрение и расширение использования электронных товарно-сопроводительных документов, а также цифровизацию взаимодействия логистических операторов;
    • расширение применения технологий автоматической регистрации и автоматического выпуска для импортных, экспортных и транзитных товаров;
    • автоматизацию подтверждения нулевой ставки НДС во взаимной торговле.

Подводя итог, видится целесообразным принять во внимание рассмотренные выше положения распоряжения ЕМС № 6 не только лишь представителям бизнес-сообщества, осуществляющим свою экономическую деятельность, в том числе и на таможенной территории Евразийского экономического союза, но и законодателю при разработке правовых норм нормативных правовых актов Республики Беларуси и законодательства Евразийского экономического союза в сфере таможенного дела.

Яхнович О.И.,
главный инспектор Государственного таможенного комитета Республики Беларусь

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».