/ / Новости PRAVO.BY
12.06.2020

Профессионально об актуальном: Исчисление сроков в гражданском праве

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 13 марта 2020 г.

В соответствии со ст. 191 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) срок может определяться календарной датой, периодом времени или указанием на событие. Общие правила исчисления сроков определены главой 11 ГК «Исчисление сроков».

Исчисление срока, определенного календарной датой, в целом не вызывает затруднений, хотя и здесь возникают некоторые вопросы.

Если договор предусматривает исполнение обязательства 19 февраля, то соответственно контрагент должен исполнить свои обязательства в течение 24 часов 19 февраля. Однако, если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

Письменные заявления и извещения, сданные на почту, телеграф или в иное учреждение связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок (ст. 195 ГК).

Вызывают некоторые вопросы определение начала и окончания срока, определенного календарными датами.

Так, например, некоторые авторы считают, что доверенность, выданная 5 января, начинает действовать на следующий день. Несмотря на то, что законодатель в отношении доверенности четко указал в п. 6 ст. 186 ГК, что доверенность вступает в силу со дня ее совершения, либо со дня ее удостоверения, когда оно требуется, в литературе и на практике встречаются позиции, что доверенность является действительной на следующий день после ее совершения. Данная позиция основывается на применении положений ст. 192 ГК: течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

По нашему мнению, законодатель и пошел на уточнение положений ст. 186 ГК (Законом Республики Беларусь от 9 июля 2012 г. № 388-З «О внесении дополнений и изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам аренды, залога, создания и деятельности финансово-промышленных групп» ст. 186 ГК была дополнена п. 6) только в связи с тем, чтобы исключить соответствующие ошибки на практике. Хотя этого и не требовалось, поскольку вытекало из соответствующих положений ГК.

Доверенность – это односторонняя сделка. К односторонним сделкам соответственно применяются общие положения об обязательствах и о договорах, если это не противоречит законодательству, одностороннему характеру и существу сделки (ст. 157 ГК). Если бы определялось начало действия доверенности (односторонней сделки) исходя из ст. 192 ГК (на следующий день), то таким правилам пришлось подчинить бы и все прочие сделки, включая договоры. Сделкам потребовался один день, чтобы «созреть» и вступить в силу. Например, если вы решите пойти в магазин за продуктами, то соответствующий договор вам пришлось бы заключить еще вчера, чтобы он успел вступить в силу, и ряд других примеров можно привести в этой связи.

В соответствии с п. 1 ст. 395 ГК договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Момент заключения договора определяется по правилам ст. 403 ГК. Из совокупного толкования ст.ст. 157, 395 и 403 ГК следует, что сделка вступает в силу в момент ее совершения. Таким образом то, что доверенность вступает в силу со дня ее совершения, либо со дня ее удостоверения, следует из соответствующих положений ГК и, как уже было сказано ранее, не требовало специального закрепления в п. 6 ст. 186 ГК.

Кроме того, нет однозначности и в понимании момента окончания срока, если срок определяется «до» или «по» конкретную календарную дату. Например, в договоре может быть указано, что оплата должна быть произведена до 19 февраля или срок действия доверенности определяться по 19 февраля. В связи с этим возникают вопросы правомерности совершения действий 19 февраля, и является ли значение предлогов «до» и «по» равнозначными. В соответствии со ст. 401 ГК при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Однако, мнения лингвистов в вопросе буквального толкования предлогов «до» и «по» расходятся. Одни авторы считают, что при формулировке «до 19 февраля» граница, когда должно быть совершено действие, – это 24 часа 18 февраля. Если же срок определен «по 19 февраля», то граница для совершения действия – это 24 часа 19 февраля. Другие авторы считают, что предлоги «до» и «по» имеют одинаковое значение и действие может быть совершено 19 февраля.

Законодательство и правоприменительная практика не дают четкого ответа на этот вопрос. В силу ст. 195 ГК, если срок установлен для совершения какого-либо действия, то оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Таким образом, по нашему мнению, если срок определен до или по 19 февраля, то последним днем срока будет 19 февраля. С точки зрения права, по нашему мнению, предлоги «до» и «по» имеют значение включительно. Такой позиции придерживается и высшая судебная инстанция. Например, в письме Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 3 июня 2005 г. № 03-24/1053 «Об установлении срока погашения кредита» сообщается, что если кредитодатель предоставляет кредитополучателю кредит с окончательным сроком погашения до 1 января 2006 г., то последним днем исполнения договора, по мнению суда, является указанная в договоре календарная дата, то есть 1 января 2006 г.

Однако, следует отметить, что в методических материалах по проведению лингвистического контроля проектов правовых актов (правовых актов) содержатся рекомендации лингвистов: учитывать многозначность предлогов «по» и «до» при обозначении пределов во времени, и, если требуется указать, что называемое число или понятие входит в состав предела, во избежание неоднозначного толкования необходимо использовать слово «включительно» или слова «не позднее» [1]. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 401 ГК, если буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений не позволяет определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, последующее поведение сторон.

Кроме того, применительно к срокам определенным календарными датами, считаем отметить следующее, что если договор заключен с 1 января по 31 декабря или с 7 марта 2018 г. по 6 марта 2019 г., то данный договор считается заключенным на год.

Подытожив вышесказанное отметим, что если срок (его начало и окончание) определены календарной датой, например 13 февраля 2018 года, или период времени обозначен такими датами, например, квартира сдается на три месяца с 1 марта по 31 мая, необходимости обращаться к правилам ст. 192 ГК нет. Кроме того, предлоги «до» и «по» имеют одинаковое значение и последним днем срока является указанная дата. Однако мы согласны, что во избежание судебных споров и двоякого толкования лучше использовать слова «включительно» или слова «не позднее».

Исчисление срока, определенного периодом времени. В соответствии со ст. 191 ГК срок может определяться не только конкретными календарными датами, но и периодом времени. Например, договор может быть заключен не с 1 марта по 31 мая, а 1 марта – на три месяца, доверенность может быть выдана 1 января, но не по конкретную дату, а на месяц, год и т.п. В этих случаях срок определен периодом времени. Периодом времени в ГК определены также: срок исковой давности, гарантийные сроки, срок принятия наследства и т.п. В соответствии со ст. 191 ГК срок, определенный периодом времени, может исчисляться в часах, днях, неделях, месяцах, годах.

В отношении исчисления сроков, определенных периодом времени в литературе и на практике существуют также вопросы. Некоторые авторы указывают на неясность и неточность законодательства. Например, «несовпадение дня фактического начала срока с днем его юридического начала (исчисления) несет в себе определенное противоречие и неясность, и вместе с терминологической неточностью в законе и науке в определении (названии) этих двух дней создает дополнительные трудности» [2].

Критикуется в литературе и используемая в ГК формулировка «истекает в соответствующий день». Некоторые авторы предлагают считать «последним днем срока не день, соответствующий по названию или числу первому дню срока, а предыдущий день» [2].

На наш взгляд в законодательстве на этот счет нет никакой проблемы. Порядок исчисления сроков, определенных периодом времени, определен достаточно четко и не должен создавать никаких сложностей для правоприменителя.

Согласно ст. 192 ГК течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

В соответствии со ст. 193 ГК срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. К сроку, определенному в полгода или исчисляемому кварталами, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. Срок, определенный в полмесяца, рассматривается как срок, исчисляемый днями, и считается равным пятнадцати дням. Срок, исчисляемый неделями, истекает в соответствующий день последней недели срока.

Например, если покупателем приобретен непродовольственный товар надлежащего качества в магазине 5 марта, то в течение четырнадцати дней он может этот товар обменять или возвратить продавцу (ст. 472 ГК). Последним днем срока в данном случае будет 19 марта.

Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (п. 1 ст. 1071 ГК). Днем открытия наследства является день смерти наследодателя (ст. 1035 ГК) и если день смерти – 5 марта, то последний день для принятия наследства – это 5 сентября.

Гарантийный срок на товар, например, составляет 2 года. Гарантийный срок начинает течь со дня передачи товара покупателю (ст. 441 ГК). Соответственно последний день, когда покупатель может предъявить претензии в отношении качества товара, приобретенного 5 марта 2019 г., – это 5 марта 2021 г.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

На наш взгляд, все вопросы, связанные с исчислением сроков, определенных периодом времени, связаны со ст. 192 ГК, а именно с правилом о следующем дне.

Статья 192 ГК появилась в ГК не столько с целью установления единства исчисления сроков, а сколько с целью, чтобы избежать вычисления точных часов (минут). Конечно, можно приурочить начало течения срока ровно к моменту совершения юридического факта. Однако в реальной жизни время совершения каждого юридического факта разное. Например, одну сделку можно совершить в 6 ч 55 мин, а другую – в 16 ч 08 мин. Зафиксировав точно до минуты время совершения сделки, точно так же до минуты следовало бы фиксировать и время окончания сделки, с тем, чтобы определить (опять же до минут) момент истечения сроков, определенных периодом времени. Но это неудобно. По этим причинам в качестве «стартовой точки» для течения сроков законодатель избрал не сам момент совершения сделки, а другую отметку – это 00 час 00 мин 01 сек следующего дня. В ст. 192 ГК «стартовая точка» срока смещена вперед, несколько позже фактического времени совершения сделки. Такой законодательный прием решил проблему момента отсчета срока. В результате обеспечено единообразное исчисление сроков и в самой сделке нет нужды точно указывать начальную и конечную точки срока – эту функцию взял на себя ГК. Смысл ст. 192 ГК заключается именно в этом, а не в требовании «созревания» сделок. Правила об исчислении сроков нельзя механически переносить на вопрос о начале действия сделки или о том, что соответствующие права возникают со следующего дня. Момент, с которого сделка начинает действовать (т.е. порождает соответствующие юридические последствия), определяется соответствующими нормами о сделках.

Срок исковой давности начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о том, что его право нарушено, гарантийный срок – со дня передачи товара покупателю, срок для принятия наследства – со дня открытия наследства. Наличие ст. 192 ГК не исключает возможности предъявления искового требования в день, когда лицо узнало и должно было узнать, что его право нарушено, или предъявления требования в связи с недостатками товара в день его приобретения и т.д., но исчисление срока начинается на следующий день.

Таким образом, законодатель избавил стороны от подсчета до часа, минуты, секунды продолжительность периода времени. Применительно к ст. 192 ГК слово «течение» можно заменить словами «исчисление», «уменьшение» и т.д., то есть на следующий день законодатель указывает, что должен начинаться отсчет этого срока. То есть, если в договоре установлено, что покупатель должен оплатить товар в течение 5 дней со дня заключения договора, то это не значит, что покупатель не может его оплатить в день заключения договора. Может, но исчисление этого срока начнется на следующий день. Если бы срок исчислялся со дня, послужившего ему началом, и истекал в пятый день, то срок был бы менее 5 дней, поскольку договор может заключаться и в 9 утра и в 18 часов вечера.

Следует также обратить внимание на то, что законодатель не устанавливает исключение в части применения ст. 192 ГК и для определения возраста гражданина. Так, например, гражданин, родившийся 1 января 2000 г., станет достигшим 18 лет только 2 января 2018 г., потому что последний день его 17-летнего возраста, исходя из правил исчисления сроков, предусмотренных гл. 11 ГК, будет 24 часа 1 января. Как следствие, полную дееспособность гражданин приобретет только 2-го числа. В этой же связи можно привести и такой пример. Согласно ст. 1064 ГК несовершеннолетние дети имеют право на обязательную долю в наследстве. Завещатель (отец) умер 1 января. Как следствие, на момент смерти отца ребенок – несовершеннолетний и имеет право на обязательную долю в наследстве. Если бы отец умер 2 января, то ребенок являлся бы уже совершеннолетним и права на обязательную долю в наследстве не имел.

В заключение хотелось бы привести следующую таблицу, которая определяет порядок исчисления сроков, определенных периодом времени.

Календарная дата

Срок

Начало течения срока

День окончания срока

1 марта 2019 г.

10 дней

2 марта 2019 г.

11 марта 2019 г.

3 месяца

2 марта 2019 г.

3 июня 2019 г.

(с учетом того, что 1 и 2 июня 2019 г. являются нерабочими днями)

1 год

2 марта 2019 г.

2 марта 2020 г.

(с учетом того, что 1 марта 2020 г. является нерабочим днем)

СПИСОК ЦИТИРОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Лингвистический контроль качества подготовки правовых актов [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by/pravovaya-informatsiya/normotvorcheskaya-deyatelnost/poleznaya-informatsiya/ling.... – Дата доступа: 02.11.2019.

2. Смирнов, А Спорные вопросы исчисления сроков. – Режим доступа: https://www.lawmix.ru/comm/5816. – Дата доступа: 02.11.2019.

Шимкович М.Н.,
доцент кафедры правового обеспечения экономической деятельности
Академии управления при Президенте Республики Беларусь,
кандидат юридических наук, доцент

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».