/ / Новости PRAVO.BY
11.06.2020

Подведены итоги общественного обсуждения проекта Указа о совершенствовании земельных отношений

Подведены итоги общественного обсуждения проекта Указа Президента Республики Беларусь «О совершенствовании земельных отношений», предметом правового регулирования которого предусматривается комплексное совершенствование законодательства об охране и использовании земель в части использования и охраны земель, условий предоставления земельных участков субъектам хозяйствования всех форм собственности, отношений собственности на земельные участки.

Организатор публичного обсуждения проекта – Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь.

Публичное обсуждение проекта проводилось на Правовом форуме Беларуси в период с 23 мая по 1 июня 2020 г.

В ходе публичного обсуждения поступило 9 предложений.

Сводная таблица

замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта Указа Президента Республики Беларусь «О совершенствовании земельных отношений» (далее – проект Указа)

Структурный элемент проекта нормативного правового акта

Содержание замечаний и (или) предложений

 

Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений

 

Обоснование (в случае неучета)

Редакция
(в случае учета)

Проект Указа

 

 

 

Предлагается установить:

1) однократное взимание платы за право заключения договора аренды земельного участка;

2) индексацию ранее внесенной платы за право заключения договора аренды земельного участка при выкупе его в частную собственность;

3) объединить нормы по взиманию арендной платы и земельного налога в разных нормативных правовых актах.

Предложения не поддерживается.

1. Вопрос однократности взимания платы за право заключения договора аренды реализован в законодательстве следующим образом.

В соответствии с частью пятой статьи 17 Кодекса Республики Беларусь о земле (далее – Кодекс о земле) срок аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и предоставляемого для целей, связанных со строительством и (или) обслуживанием капитальных строений (зданий, сооружений), должен быть не менее нормативного срока строительства и (или) эксплуатации этих капитальных строений (зданий, сооружений).

Со 2 апреля 2020 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 26 декабря 2019 г. № 485 «О совершенствовании земельных отношений и рассмотрения обращений граждан и юридических лиц» (далее – Указ № 485), в соответствии с которым земельные участки, предназначенные для строительства и (или) обслуживания объектов недвижимого имущества, предоставляются местными исполкомами с единым целевым назначением – для строительства и обслуживания таких объектов.

Учитывая норму Указа № 485 о едином целевом назначении земельных участков, в настоящее время земельные участки предоставляются для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества, исходя из нормативного срока строительства и эксплуатации этих капитальных строений.

Соответственно плата за право заключения договоров аренды земельных участков со 2 апреля 2020 г. взимается однократно при предоставлении земельных участков для строительства и обслуживания капитального строения (здания, сооружения) на нормативный срок его строительства и обслуживания.

Кроме того, с 1 января 2020 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 июня 2019 г. № 422 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. № 462» снижена плата за право заключения договоров аренды земельных участков путем введения новой шкалы коэффициентов к кадастровой стоимости земельных участков для расчета платы за право заключения договоров аренды земельных участков, предоставляемых без проведения аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков.

2. Возможность зачета ранее внесенных сумм платы за право заключения договора аренды земельного участка при выкупе его в частную собственность реализована в законодательстве Республики Беларусь с 1 августа 2016 г.

Плата за право заключения договора аренды земельного участка определяется на основании его кадастровой стоимости, которая представляет собой вариант рыночной стоимости земельного участка, определенной массовым методом, в связи с чем индексацию сумм рыночной стоимости объектов недвижимости на заданную дату считаем нецелесообразной.

3. Проект Указа устанавливает равенство в размерах, порядке исчисления, льготирования, сроках уплаты, правах плательщиков и ответственных госорганах в отношении земельного налога и арендной платы. Для реализации такого подхода проектом Указа предлагается признать утратившим силу Указ Президента Республики Беларусь от 12 мая 2020 г. № 160 «Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности».

 

Проект Указа

Подпункт 15.6 пункта 15 Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее – Указ № 667) изложить в следующей редакции:

«организации по землеустройству, если настоящим Указом не определено иное, – организации, находящиеся в подчинении Государственного комитета по имуществу, их дочерние предприятия, проектно-изыскательское коммунальное унитарное предприятие «Земпроект» (при выборе земельного участка в границах г. Минска), коммунальное топографо-геодезическое унитарное предприятие «Гомельгеодезцентр» (при выборе земельного участка в границах г. Гомеля), иные юридические лица или индивидуальные предприниматели (утвержденные Государственным комитетом по имуществу).

 

В соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. № 169-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» (далее – Закон) землеустройство относится к видам деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства.

Согласно статье 1 Кодекса о земле землеустройство – это комплекс мероприятий по:

инвентаризации земель;

планированию землепользования;

установлению (восстановлению) и закреплению границ объектов землеустройства;

проведению других землеустроительных мероприятий, направленных на повышение эффективности использования и охраны земель.

С учетом норм Кодекса о земле к другим землеустроительным мероприятиям относятся:

отвод земельного участка – это предусмотренные законодательством об охране и использовании земель землеустроительные мероприятия, включающие в себя процедуры формирования, изъятия и (или) предоставления земельного участка, установления и закрепления его границы, государственной регистрации создания земельного участка и возникновения прав, ограничений (обременений) прав на земельный участок (статья 1 Кодекса о земле);

формирование земельного участка – это установленные законодательством об охране и использовании земель юридические действия и техническая процедура создания земельного участка по основаниям и в порядке, определенным Президентом Республики Беларусь, Кодексом о земле и иными законодательными актами (статья 1 Кодекса о земле);

деление, слияние земельных участков (статья 10 Кодекса о земле);

изменение границ земельных участков (статья 11 Кодекса о земле);

установление земельного сервитута (статьи 19, 45 Кодекса о земле).

Таким образом, с учетом требований Закона на осуществление указанных видов деятельности распространяется исключительное право только государства.

Единый в стране порядок изъятия и предоставления земельных участков независимо от цели их предоставления установлен Указом № 667 и Положениями, утвержденными этим Указом (далее – Положения).

Положениями определен перечень землеустроительных работ, которые могут выполняться только подчиненными Госкомимуществу организациями и их дочерними предприятиями, расположенными на соответствующей территории, определяемыми Госкомимуществом.

Во всех случаях выполнения землеустроительных работ оформляется земельно-кадастровая, землеустроительная документация (землеустроительное дело), которые являются необходимым условием для дальнейшего принятия решения (согласования) в отношении объекта землеустройства Президентом Республики Беларусь, а также областными (Минским городским), районными, городскими, поселковыми и сельскими исполнительными комитетами.

Оформленное землеустроительное дело и принятое на его основании уполномоченным государственным органом решение в отношении земельного участка являются основаниями для государственной регистрации создания, изменения такого участка, а также возникновения прав, ограничений (обременений) прав на него. Данные действия являются признанием и подтверждением государством создания, изменения земельного участка и возникновения прав, ограничений (обременений) прав на него, а в дальнейшем – гарантируют защиту государством возникших прав.

В связи с этим выполнять землеустроительные работы в рамках Указа № 667 могут определенные эти Указом организации по землеустройству, поскольку они имеют квалифицированных специалистов, для которых проводится повышение квалификации на базе государственного учреждения образования «Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов системы Госкомимущества», а также необходимые для их выполнения оборудование, инструменты и программное обеспечение.

 

Проект Указа

Предлагается урегулировать вопросы, связанные с узакониванием самовольных построек, возведенных за границами предоставленных земельных участков.

 

Предложение не поддерживается, поскольку не является предметом правового регулирования проекта Указа.

Вопросы самовольного строительства урегулированы статьей 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

В настоящее время Министерством архитектуры и строительства разработан проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам самовольного строительства», которым предусматривается в том числе корректировка статьи 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

В связи с этим вопросы, связанные с узакониванием самовольных построек, возведенных за границами предоставленных земельных участков, подлежат рассмотрению в рамках названного проекта Закона.

 

Проект Указа

Предусмотреть в проекте Указа норму о возможности раздела земельных участков, находящихся в частной собственности, а также о возможности изменения целевого назначения земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства в целях строительства на них одноквартирных, блокированных жилых домов.

Предложения не поддерживаются.

Проект Указа содержал соответствующие нормы, но в связи с принципиальными замечаниями ряда заинтересованных государственных органов данные нормы из проекта Указа исключены.

 

 

Проект Указа

Предлагается урегулировать вопросы, связанные с изъятием и предоставлением земельных участков для хранения, технического обслуживания, ремонта и зарядки велосипедов, детских и инвалидных колясок, в том числе путем размещения капитальных сооружений для этих целей.

 

Предложение не поддерживается.

Порядок изъятия и предоставления земельных участков для строительства (установки) и обслуживания любых объектов, как являющихся капитальными строениями (зданиями, сооружениями), так и представляющих собой временные конструкции, урегулирован Указом № 667 в достаточном объеме.

Часть вторая пункта 4 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденного Указом № 667, предусматривает, что не требуется изъятие земельных участков из земель общего пользования населенных пунктов и предоставление этих участков для проведения работ по благоустройству, воссозданию элементов благоустройства и размещению малых архитектурных форм на землях общего пользования населенных пунктов, осуществляемых без изменения вида и (или) категории земель. Проведение таких работ осуществляется на основании утвержденной проектной документации и решения местного исполнительного комитета о разрешении их проведения.

Таким образом, если подлежащие строительству (установке) объекты в соответствии с законодательством относятся к малым архитектурным формам либо элементам благоустройства и будут размещаться на землях общего пользования населенных пунктов, то не требуется изъятие и предоставление земельных участков для их строительства (установки), независимо от того, являются ли они капитальными строениями (зданиями, сооружениями) либо нет.

В случае необходимости размещения таких объектов на других землях независимо от капитальности этих строений их возведение (установка) заинтересованным лицом возможна после предоставления ему в установленном порядке земельного участка.

При этом непосредственно землепользователь вправе возводить (устанавливать) на предоставленном ему земельном участке как капитальные, так и некапитальные строения с изменением, при необходимости, целевого назначения земельного участка.

Установка объектов некапитального характера на земельном участке землепользователя иным лицом может быть осуществлена посредством заключения между ними договора аренды капитального строения (плоскостного сооружения).

В связи с изложенным Госкомимущество не усматривает необходимости корректировки законодательства об охране и использовании земель.

 

Подпункт 1.1 пункта 1 перечня

изменений, вносимых в указы Президента Республики Беларусь

Пункт 7.23 Указа № 667  изложить в новой редакции:

«для строительства и (или) обслуживания многоквартирных жилых домов (за исключением жилых домов повышенной комфортности), строительства и (или) обслуживания общежитий, гаражей и автомобильных стоянок.

В г. Минске и областных центрах земельные участки для строительства и (или) обслуживания многоквартирных жилых домов (за исключением жилых домов повышенной      комфортности) предоставляются коммунальным унитарным предприятиям по капитальному строительству, их дочерним унитарным предприятиям, организациям крупнопанельного домостроения, юридическим лицам – победителям конкурса по выбору заказчика (застройщика), порядок проведения которого устанавливается Советом Министров Республики Беларусь, а также в случаях, предусмотренных в подпунктах 7.15, 7.16, 7.18, 7.20 и 7.22 настоящего пункта.».

 

Предложение не поддерживается.

С учетом обоснования приведенного в отношении данного предложения отмечаем.

В соответствии с подпунктом 220.5 пункта 220 Инструкции об основаниях назначения и порядке технической инвентаризации недвижимого имущества, а также проверки характеристик недвижимого имущества при совершении регистрационных действий, утвержденной постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь  от 24 марта 2015 г. № 11, работы по технической инвентаризации вновь построенного в соответствии с законодательством многоквартирного жилого дома, за исключением многоквартирных жилых домов, построенных по государственному заказу, проводятся исключительно в отношении многоквартирного жилого дома, то есть без принадлежностей (хозяйственных построек, элементов благоустройства территории и тому подобного), и без составления ситуационного плана земельного участка, на котором расположен данный жилой дом (за исключением случаев, когда на момент проведения технической инвентаризации многоквартирного жилого дома предоставлен земельный участок для строительства и (или) обслуживания этого жилого дома).

 

 

Подпункт 1.1 пункта 1 перечня

изменений, вносимых в указы Президента Республики Беларусь

Часть вторую пункта 4 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков изложить в следующей редакции:

«Не требуется также изъятие земельных участков из земель общего пользования населенных пунктов и предоставление этих участков для строительства и обслуживания опор воздушных линий электропередачи, строительства и обслуживания опор воздушных газопроводов и наземных элементов подземных инженерных сооружений, связанных с их обслуживанием.».

 

 

Часть вторую пункта 4 изложить в следующей редакции:

«Не требуется также изъятие земельных участков из земель общего пользования населенных пунктов и предоставление этих участков для:

строительства и обслуживания опор воздушных линий электропередачи, опор надземных газопроводов и наземных элементов подземных инженерных сооружений, связанных с их обслуживанием и эксплуатацией. Такое строительство осуществляется на основании земельно-кадастровой документации, указанной в пункте 18 настоящего Положения, акта выбора места размещения земельного участка в соответствии с утвержденной проектной документацией с возмещением убытков (если они имеют место) и решения местного исполнительного комитета о разрешении строительства;

проведения работ по благоустройству, воссозданию элементов благоустройства и размещению малых архитектурных форм на землях общего пользования населенных пунктов, осуществляемых без изменения вида и (или) категории земель. Проведение таких работ осуществляется

на основании утвержденной проектной документации (за исключением случаев размещения средств наружной рекламы) и решения местного исполнительного комитета о разрешении их проведения.».

Пункт 10 проекта Указа

Предлагается изложить Примечание «***» к пункту 10 проекта Указа в следующей редакции:

«Под нестационарным объектом понимается не являющееся капитальным сооружение, в том числе мобильное (инвентарное) сооружение (киоски и павильоны).».

 

 

«Под нестационарным объектом понимается любой объект, не являющийся капитальным, вне зависимости от присоединения или неприсоединения ее к инженерным коммуникациям, а также передвижные торговые объекты и передвижные объекты общественного питания.».

 

Информация предоставлена Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна! 

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».