/ / Новости PRAVO.BY
27.07.2020

Подведены итоги обсуждения проекта Инструкции о порядке ведения технического надзора за строительством

Подведены итоги общественного обсуждения проекта постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке ведения технического надзора за строительством», который подготовлен с целью совершенствования законодательства в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в том числе в части уточнения порядка ведения технического надзора за строительством. В настоящее время порядок ведения технического надзора за строительством установлен в техническом кодексе установившейся практики ТКП 45-1.03-162-2009 «Технический надзор в строительстве. Порядок проведения» (далее – ТКП-162) После вступления в силу постановления «Об утверждении Инструкции о порядке ведения технического надзора за строительством» ТКП-162 будет отменен.

Организатор общественного обсуждения – Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Обсуждение проводилось на Правовом форуме Беларуси с 25 июня по 5 июля 2020 г. Также замечания и предложения можно было направлять организатору общественного обсуждения на электронный адрес.

В установленные сроки замечания и/или предложения по проекту постановления получены от 5 участников общественного обсуждения.

Рассмотрение поступивших замечаний и предложений осуществлялось совместно с организациями, входящими в структуру министерства, к компетенции которых относятся высказанные замечания и предложения.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта постановления министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления технического надзора за строительством».

№ п/п

Содержание замечаний и (или) предложений

Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений

1

С учетом всех изменений в законодательстве после принятия Указа Президента Республики Беларусь №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности» в данном документе технический надзор за строительством представлен функцией заказчика, осуществляющего контроль, и поэтому является по сути ведомственным. В перечнях надзорной деятельности в Беларуси такого вида надзора нет. Похоже авторы вместо слова «контроль» решили, что слово «надзор» более страшное для подрядчика. Также указанный в проекте технический надзор за строительством не имеет прав, присущих для надзорной деятельности - выдача предписаний и др. Также использование тут надзорной деятельности неуместно в контексте с наличием в стране Госстройнадзора, который функционирует в Госстандарте.

Фома A, 25.06.2020 10:39

 

Отклоняется: отсутствует конкретное предложение

2

по этому тексту инструкции (п. 17, п. 23...), технадзор принимает работу. Зачем технадзор принимает то, чего не поручал? Пусть заказчик принимает. А технадзор пусть помогает принимать, проверяет, удостоверяет.

Лариса Анатольевна Кадышева, 29.06.2020 16:36

 

Отклоняется: технический надзор – одна из обязанностей заказчика, которую он может передать по договору сторонней организации

3

п. 10, 24, 25 нового текста инструкции таковы, будто все ТНПА полностью обязательны. Прошу написать «тех требований ТНПА, которые обязательны (тех, которые обязательны по законодательству и тех, которые обязательны по конкретному проекту, конкретному договору)».

Пример из жизни: в кирпичной перегородке дизайном задумано, что «горизонтальные» швы д.б. параллельны уклону пандуса. Зачем инструкцией заставлять технадзора отрицать эту свободу дизайна?

Лариса Анатольевна Кадышева, 29.06.2020 16:45

 

Отклоняется: предложение не относится к Инструкции о порядке ведения технического надзора

 

4

п. 23 по новому тексту инструкции: все три абзаца прошу дополнить словами «если иное не предусмотрено договором на технический надзор либо (при осуществлении технического надзора самим заказчиком) – документом, в котором оговорены полномочия технадзора».

Лариса Анатольевна Кадышева, 29.06.2020 16:56

 

Отклоняется: первое предложение п. 23 уже это предусматривает

5

«Проверка правильности пересчета стоимости выполненных работ в текущие цены и связанные с этим расчеты и проверки не входят в компетенцию представителя технического надзора» – обижаете нас, технадзоров. Мы те же институты окончили, что и сметчики, и имеем по три квалификационных аттестата, и опыт имеем. Если конкретный технадзор компетентен, то пусть проверяет акты полностью, не напрягайте заказчиков раздуванием штата.

Лариса Анатольевна Кадышева, 29.06.2020 16:56

 

Отклоняется: многолетняя сложившаяся практика разделения труда в техническом надзоре закрепила работу по проверке правильности расчетов в текущих ценах за сметчиками, имеющими спец. ПО

6

п. 11 нового текста инструкции не понятен только мне? Пытаюсь понять его на примере: пусть Инжиниринговая компания «Белстройцентр» (она имеет аттестат на осуществление технич. надзора) будет застройщиком на объекте «строительство парковочной площадки возле здания Белстройцентр». Частично работы своими силами (субботник по пересадке дерева), частично подрядным способом. Первый абзац п.11 запрещает вести собственными силами технический надзор. Второй абзац позволяет привлечь НЕ инженерную организацию, а инженера (физлицо сотрудника, у них есть такие) на все работы, включая пересадку дерева. Третий абзац заставляет привлечь инженерную организацию для надзора только за работой по пересадке дерева.

Прошу переделать п. 11 исходя из целесообразности привлечения инженерной организации таким субъектом строительной деятельности, который имеет технадзора/ов в штате. и изложить так, чтоб не возникало непоняток.

Лариса Анатольевна Кадышева, 29.06.2020 17:22

 

Отклоняется: из-за непонимания принципа изложенного в п. 11, когда одна и та же организация не может выполнять работы и вести тех.надзор на одном и том же объекте

7

п. 9 1-й абзац. «Выполнение требований представителя технического надзора, входящих в его компетенцию» - это намёк на то, что технадзор будет предъявлять требования, выходящие за его компетенцию. Обижаете. Слово «компетенцию» надо заменить на «полномочия».

А известны ли подрядчику полномочия технадзора? Предлагаю: возлагая на технадзора полномочия сверх тех, которые по инструкции обязательны, пусть заказчик уведомит об этом подрядчика. вот с даты уведомления пусть будет «Выполнение требований представителя технического надзора обязательно для подрядчика, если заказчик наделил технадзора полномочиями и уведомил подрядчика».

Лариса Анатольевна Кадышева, 29.06.2020 17:34

 

Отклоняется: подрядчик всегда может ознакомится с полномочиями и компетенциями технадзора в Инструкции о порядке ведения технического надзора

 

8

п. 5 слишком строг:

  • к текущему ремонту,
  • к объектам 5й категории сложности,
  • к тем строительным работам, о который ТНПА не содержат обязательных технических требований. Пример: техническая модернизация объекта «музей, здание 4-й категории сложности» заключается в обновлении выставочной экспозиции, ни об одной работе нет требований в ТНПА,
  • к объектам, где реконструкция запроектирована без выполнения строительных работ. Например, только изменение назначения помещения.

Прошу позволить для таких работ отсутствие аттестата соответствия (при наличии персонала с квалификационным/и аттестатом/ами).

Лариса Анатольевна Кадышева, 29.06.2020 17:48

 

Отклоняется: «строгость» данной Инструкции определена действующим законодательством

9

Пункт 2

представитель технического надзора – должностное лицо, осуществляющее контроль и надзор заказчика за соответствием строительно-монтажных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования требованиям действующих технических нормативных правовых актов (далее – ТНПА) и утвержденной проектной документации, а также освидетельствование и приемку выполненных работ

1. Предлагается после «конструкций» добавить «, инструментов».

2. ТНПА бывают двух видов: а) обязательные и б) добровольные. Предлагается заменить «действующих» на «обязательных».

3. Предлагается после «утвержденной» добавить «в установленном порядке».

Игорь Валерьевич, 02.07.2020 14:37

Отклоняется:

1. контроль инструментов не является задачей тех.надзора;

2. слово «действующих» из текста исключено. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон) представитель технического надзора проверяет соответствие выполняемых работ требованиям технических нормативных правовых актов.

3. противоречит Закону

10

технический надзор за строительством (далее – технический надзор) – часть строительного процесса, включающего надзор заказчика за соответствием строительно-мон­тажных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования требованиям действующих ТНПА и утвержденной проектной документации, а также освидетельствование, приемку и учет выполненных работ.

1. Что именно понимается под «строительным процессом»? В НПА, указанных в абз. 1 п. 2 проекта Инструкции и ином законодательстве данный термин не определен. При этом в абз. 41 ч. 1 п. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300) содержится определение термина «строительная деятельность (строительство)», из которого следует, что «технический надзор за строительством» не является частью «строительной деятельности (строительства)». Предлагается «часть строительного процесса» исключить.

2. Предлагается после «конструкций» добавить «, инструментов».

3. Предлагается заменить «действующих» на «обязательных».

4. Предлагается после «утвержденной» добавить «в установленном порядке».

Игорь Валерьевич, 02.07.2020 14:37

Отклоняется:

1. Строительные процессы – производственные процессы, протекающие в пределах строительной площадки (Большой строительный терминологический словарь-справочник. Минск: Минсктиппроект, 2008)

2. контроль инструментов не является задачей технадзора;

3 и 4 см. п. 9

11

Термины «освидетельствование», «приемка выполненных работ» и «учет выполненных работ»

В абз. 3 и 7 п. 2, п.п. 17-19 проекта Инструкции используются многозначные термины «освидетельствование», «приемка выполненных работ» и «учет выполненных работ», которые не определены в НПА, указанных в абз. 1 п. 2 проекта Инструкции и ином законодательстве.

Предлагается дополнить п. 2 проекта Инструкции определением терминов «освидетельствование», «приемка выполненных работ» и «учет выполненных работ».

Игорь Валерьевич, 02.07.2020 14:37

Отклоняется: предложение не относится к Инструкции о порядке ведения технического надзора, а к СТБ 1900-2008 «Строительство. Основные термины и определения»

12

Термин «исполнительная документация»

В абз. 3 и 17 п. 27 проекта Инструкции упоминается «исполнительная документация». При этом термин «исполнительная документация» не определен в НПА, указанных в абз. 1 п. 2 проекта Инструкции и ином законодательстве. В результате не ясно, о какой именно «документации» идет речь.

1. В п. 2.39 СТБ 1900-2008 «Строительство. Основные термины и определения» содержится определение следующего термина: «документация (исполнительная): Совокупность документов, фиксирующих процесс производства строительно-мон­тажных работ и техническое состояние строительного объекта, таких как исполнительные схемы, акты приемки выполненных работ, журналы производства работ, операционного контроля, авторского надзора и др. [11]»,

где согласно «Библиографии» [11] – это «Строительное производство: Энциклопедия / Гл. ред. А. К. Шрейбдер. – М.: Стройиздат, 1995. – 464 с.»

При этом:

1) термины ««документация (исполнительная)» и «исполнительная документация» – это разные термины;

2) открытый перечень «совокупности документов» (наличие «и др.») создает неопределенность в отнесении конкретного документа к «документации (исполнительной)». Так, в окончательной редакции проекта СН 1.03.-2020 «Организация строительного производства» (далее – проект СН) упоминаются «акты освидетельствов­ания скрытых работ» (п. 8.9), «акты промежуточной приемки этих конструкций» (п. 8.9), «акты приемки ответственных конструкций» (п. 8.11). Указанные акты упоминаются в п.п. 19-22 проекта Инструкции;

3) в проекте Инструкции и проекте СН не упоминаются «исполнительные схемы»;

4) в Законе № 300-З используется не термин «строительный объект», а термин «объект строительства», который определен в абз. 22 ч. 1 ст. 1 Закона № 300-З;

5) исполнительная документация должна фиксировать не только «техническое состояние строительного объекта», но и его элементов;

6) документы «авторского надзора» к «исполнительной документации» не относятся.

2. Одной из важных обязанностей подрядчика в абз. 18 п. 26 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее – Правила № 1450), названо оформление исполнительной документации, подтверждающей соответствие выполненных строительных работ проектной документации и требованиям ТНПА. Исполнительная документация, как следует из содержания абз. 4 п. 50 и абз. 3 п. 78 Правил № 1450, предоставляется подрядчиком заказчику одновременно или после передачи результата выполненных работ. Данный механизм позволяет четко определить перечень документации, которая должна подтвердить фактически выполненные работы.

3. В п.п. 8.6, 8.7, 8.9, 8.10 и 8.12 проекта СН указаны документы, составляемые с целью обеспечения «качества строительно-мон­тажных работ». Соответствие работ в строительстве существенным требованиям безопасности подтверждается исполнителем работ документами, указанными в ч. 3 п. 4 ст. 7 Технического регламента ТР 2009/013/BY «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность». В подп. 6.9. п. 6 ТКП 45-1.03-59-2008 «Приемка законченных строительством объектов. Порядок проведения» определен перечень документов, необходимый при приемке объекта в эксплуатацию, которую предоставляет подрядчик для приемочной комиссии. Многие из указанных в данных ТНПА документов можно отнести к исполнительной документации.

Между тем, документы, которые можно отнести к исполнительной документации, содержатся и в иных ТНПА в зависимости от видов и специфики выполнения строительных работ.

4. В целом определение термина «документация (исполнительная)», содержащееся в п. 2.39 СТБ 1900-2008, не учитывает нормы Закона № 300-З и Правил № 1450, а также требования проекта СН. При этом проект СН и иное законодательств­о не определяет термин «исполнительная документация», а также состав и порядок ее составления, что вызывает проблемы на практике.

5. В Российской Федерации Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128 утверждены Требованиями к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (РД-11-02-2006) (далее – Требования). Согласно п. 3 Требований «Исполнительная документация представляет собой текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по мере завершения определенных в проектной документации работ».

Аналогичное определение термина «исполнительная документация» содержится в п. 7 ст. 2 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза № 827.

6. Исходя из вышеизложенного­, предлагается дополнить п. 2 проекта Инструкции определение следующего термина:

«исполнительная документация – текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов строительства и их элементов в процессе строительства объекта [возведения, реконструкции, капитального ремонта, реставрации, благоустройства объекта, сноса, консервации не завершенного строительством объекта], по мере завершения определенных в проектной документации работ и подтверждающие соответствие выполненных строительных работ проектной документации, требованиям обязательных ТНПА».

Игорь Валерьевич, 02.07.2020 14:37

Отклоняется: предложение не относится к Инструкции о порядке ведения технического надзора, а к СТБ 1900-2008 «Строительство. Основные термины и определения»

13

Пункт 10

По требованию представителя технического надзора подрядчик обязан представлять документы, подтверждающие соответствие выполненных строительно-мон­тажных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования проектной документации и ТНПА, а также документы, подтверждающие объемы выполненных строительно-мон­тажных работ.

1. Предлагается после «конструкций» добавить «, инструментов».

2. Предлагается перед «проектной документации» добавить «утвержденной в установленном порядке».

3. О каких именно «документах» идет речь? Предлагается заменить указанные в п. 10 проекта Инструкции документы на «исполнительную документацию».

Игорь Валерьевич, 02.07.2020 14:37

Отклоняется:

1. контроль инструментов не является задачей тех.надзора;

2. см. п. 9

3. отсутствует термин «исполнительная документация», установленный ТНПА и НПА, кроме этого исполнительная документация не подтверждает объемы выполненных работ

14

Пункт 16

Заказчик передает представителю технического надзора в одном экземпляре полный комплект проектной документации с отметкой на чертежах и сводных сметах «К производству работ», а также перечень ответственных конструкций и основных видов строительно-мон­тажных работ, подлежащих приемке с участием представителей авторского надзора

Предлагается перед «проектной документации» добавить «утвержденной в установленном порядке».

Игорь Валерьевич, 02.07.2020 14:37

Отклоняется:

см. п. 9

15

Пункт 17

В ч. 1 п. 19 проекта Инструкции сказано: «Если представитель технического надзора не прибыл для освидетельствов­ания скрытых работ к сроку, указанному в извещении подрядчика, а задержка в освидетельствов­ании приведет к нарушению технологии производства работ, то подрядчик вправе составить акт освидетельствования скрытых работ в одностороннем порядке с приложением материалов методом фотофиксации до и после выполнения работ». Из чего следует, что в общем случае «акт освидетельствов­ания скрытых работ» составляется в «двустороннем порядке». Однако, такое требование отсутствует в п. 17 проекта Инструкции.

Предлагается дополнить п. 17 проекта Инструкции следующей нормой:

«Документы, которыми оформляется освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка ответственных конструкций, составляются совместно подрядчиком и представителем технического надзора».

Игорь Валерьевич, 02.07.2020 14:37

Отклоняется: отсутствует конкретное предложение, что именно в совместном составлении делает подрядчик, а что технический надзор? Какой в этом практический смысл?

 

16

Пункт 20

Подрядчиком по результатам освидетельствования составляется акт освидетельствования скрытых работ.

Предлагается после «Подрядчиком» добавить «совместно с представителем технического надзора».

Игорь Валерьевич, 02.07.2020 14:37

Отклоняется: см. п. 15

17

Пункты 17-20

В п.п. 17 и 20 проекта Инструкции используется термин «составление» применительно к документам, которыми оформляется «освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка ответственных конструкций». А в п. 22 проекта Инструкции используется термин «оформление» применительно к «акту установленной формы». При этом термин «составление» чего-либо не определен законодательств­ом и не ясно не только его содержание, но и соотношение с терминами «оформление» и «подписание» каких-либо документов.

В ч. 1 п. 16 Инструкции по делопроизводств­у в государственных органах, иных организациях, утвержденной Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4, сказано: «Подготовка документа включает составление и оформление проекта документа, его подписание, при необходимости – согласование (визирование), утверждение». Из чего следует, что «составление», «оформление» и «подписание» документа – это разные процедуры «подготовки документа», которые не включают одна другую, т.е. используется схема «подготовка документа = составление + оформление + подписание».

Термин «оформление документа» определен в СТБ 2059-2013 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», а термины «подготовка документа», «составление документа» и «подписание документа» не определены в СТБ 2059-2013 и ином законодательстве, что вызывает проблемы в правотворчестве и правоприменении. В толковых словарях слово «составить» означает «Собрав, соединив, объединив что-н., образовать нечто целое». Что именно «соединяется и объединяется» в процессе подготовки документа? Только «реквизиты документа» либо что-то иное?

В частности, что именно понимается под «подрядчик вправе составить акт освидетельствования скрытых работ в одностороннем порядке», упоминаемое в ч. 1 п. 19 проекта Инструкции? Означает ли составление документа «в одностороннем порядке» отсутствие необходимости «подписания» таким образом составленного документа всеми участниками процесса, который оформлен данным документом, либо, как и в общем порядке, и в этом случае необходимы подписи всех участников процесса? Можно ли утверждать, что подписание документа «в одностороннем порядке» означает «одностороннее составление» документа? Действует ли в данном случае иная схема соотношения указанных терминов «составление документа = оформление + подписание»?

В этой связи заслуживает внимания п.п. 2 и 3 Инструкции о порядке применения и заполнения форм актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, утвержденной Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 20.07.2018 № 29 (далее – Инструкция № 29), где содержатся следующие правила «оформления», «составления» и «подписания» соответствующих актов:

1) акты оформляются подрядчиком, т.е. в одностороннем порядке;

2) акты составляются сторонами договора строительного подряда, т.е. в двухстороннем порядке;

3) акты подписываются «лицами, ответственными за совершение хозяйственной операции, уполномоченными на их подписание в соответствии с требованиями законодательства», т.е. в двустороннем порядке;

4) акты, подписанные в одностороннем порядке, в бухгалтерском учете не отражаются.

Предлагается заимствовать из Инструкции № 29 такое разделение терминов «оформление», «составление» и «подписание».

Игорь Валерьевич, 02.07.2020 14:37

Отклоняется: несогласованность терминов ТНПА требует рассмотрение отдельно, а не в рамках обсуждения Инструкции о порядке ведения технического надзора

18

Пункт 23

По результатам приемки оформляется акт приемки выполненных строительно-мон­тажных работ, в котором представитель технического надзора визирует объемы выполненных работ в уровне цен на дату разработки сметной документации.

Кем оформляется указанный акт и кем он составляется с учетом того, что «представитель технического надзора» визирует только «объемы выполненных работ в уровне цен на дату разработки сметной документации»?

Игорь Валерьевич, 02.07.2020 14:37

Акт приемки выполненных строительно-монтажных работ оформляет подрядчик

19

Пункт 24

В своей деятельности представитель технического надзора осуществляет надзор за:

соответствием применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования требованиям ТНПА;

соответствием состава и объема выполненных строительно-мон­тажных работ проектной документации;

устранением дефектов и нарушений, отмеченных в журналах работ и авторского надзора.

1. Предлагается после «конструкций» добавить «, инструментов».

2. Предлагается перед «ТНПА» добавить «обязательных».

3. Предлагается перед «проектной документации» добавить «в установленном порядке».

 

Отклоняется:

1. контроль инструментов не является задачей тех.надзора;

2. и 3. см. п. 9

 

20

Пункт 25

Приемке подлежат строительно-мон­тажные работы, выполненные в полном соответствии с требованиями ТНПА и проектной документации.

1. Предлагается перед «ТНПА» добавить «обязательных».

2. Предлагается перед «проектной документации» добавить «в установленном порядке».

Игорь Валерьевич, 02.07.2020 14:37

Отклоняется:

1.и 2. см. п. 9

21

Пункт 27

Согласно абз. 2 п. 27 проекта Инструкции «Представитель технического надзора обязан… осуществлять надзор за наличием на строительных объектах исполнительной документации…». В тоже время согласно абз. 17 п. 27 проекта Инструкции «Представитель технического надзора обязан… осуществлять надзор при приемке выполненных по договору строительного подряда работ, а также при подготовке к приемке в эксплуатацию объекта… наличия… исполнительной документации, оформленной надлежащим образом…».

Предлагается в абз. 2 п. 27 проекта Инструкции:

1) заменить «наличием» на слова «наличием, составлением и оформлением в установленном порядке»;

2) заменить «строительных объектов» на «объектов строительства».

Игорь Валерьевич, 02.07.2020 14:37

 

Отклоняется:

1. Наличие исполнительной документации предполагает, что она составлена и оформлена в установленном порядке. В противном случае это не будет являться исполнительной документацией. Навязать технадзору консультативную функцию для подрядчика считаем неправильным. 2.Семантически это одно и то же

22

Пункт 1 изложить в следующей редакции:

«Настоящая Инструкция устанавливает порядок ведения технического надзора за строительством объекта (возведением, реконструкцией, ремонтом, технической модернизацией, реставрацией, благоустройство­м объектов, сносом, консервацией незавершенного строительством объекта и порядок участия в приемке строительно-мон­тажных работ и объекта в эксплуатацию».

Alex, 02.07.2020 19:56 (Стройинжсервис)

 

Отклоняется: предложение не обосновано

 

23

Абзац 3 пункта 2 изложить в следующей редакции:

«представитель технического надзора – должностное лицо, осуществляющее контроль и надзор заказчика за соответствием строительно-монтажных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования требованиям действующих технических нормативных правовых актов (далее по тексту – ТНПА) и утвержденной проектной документации».

Alex, 02.07.2020 19:56 (Стройинжсервис)

 

Отклоняется: предложение не обосновано

 

24

Часть 1 абзаца 6 пункта 2 изложить в следующей редакции:

«строительно-монтажные работы – работы, выполняемые при возведении, реконструкции, ремонте, технической модернизации, реставрации, благоустройстве объекта, сносе, консервации незавершенного строительством объекта, а также при монтаже технологических систем и оборудования.».

Alex, 02.07.2020 19:56 (Стройинжсервис)

 

Принято

25

Абзац 3 пункта 3 изложить в следующей редакции:

«При финансировании текущего ремонта за счет собственных средств заказчика, технический надзор осуществляется по решению заказчика, либо собственными силами или с привлечением инженера (инженерной организации)».

Alex, 02.07.2020 19:56 (Стройинжсервис)

 

Отклоняется: предложенная формулировка не меняет сути, изложенной в Инструкции

 

26

Пункт 4 изложить в следующей редакции:

«Заказчик, застройщик (далее по тексту – заказчик) обеспечивает ведение технического надзора в течении всего периода строительства в соответствии с требованиями настоящей Инструкции и с периодичностью, обеспечивающей приемку выполненных работ в соответствии с договорными обязательствами и требованиями проектной документации».

Alex, 02.07.2020 19:56 (Стройинжсервис)

 

Отклоняется:

технический надзор должен обеспечивать соответствие ТНПА, а не договорным обязательствам

27

Пункт 5 изложить в следующей редакции:

«Технический надзор осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями только при наличии аттестата соответствия, выдаваемого в порядке, установленном соответствующим Постановлением Совета Министров Республики Беларусь».

Alex, 02.07.2020 19:56 (Стройинжсервис)

 

Отклоняется: отсутствует конкретное предложение

 

28

Абзац 1 пункта 8 изложить в следующей редакции:

«Для осуществления функций инженера по техническому надзору за строительством назначаются специалисты, аттестованные в порядке, установленном соответствующим Постановлением Совета Министров Республики Беларусь».

Alex, 02.07.2020 19:56 (Стройинжсервис)

 

Отклоняется: семантически это одно и тоже

 

29

Абзац 3 пункта 13 изложить в следующей редакции:

«Заказчик письменно уведомляет подрядчика о назначении персонала технического надзора с указанием должности, ФИО, контактного номера телефона, местонахождения, адреса электронной почты и возложенных на него обязанностях и предоставленных ему правах».

Alex, 02.07.2020 19:56 (Стройинжсервис)

 

Отклоняется:

информация предоставляется в произвольном порядке на усмотрение заказчика. Предложенный перечень считаем избыточным

30

Пункт 16 изложить в следующей редакции:

«Заказчик передает представителю технического надзора в одном экземпляре полный комплект проектной документации на бумажных носителях с отметкой на чертежах и сметах «К производству работ» и перечень ответственных конструкций и основных видов строительно-монтажных работ, подлежащих приемке с участием представителей авторского надзора».

Alex, 02.07.2020 19:56 (Стройинженерсервис)

 

Отклоняется: отсутствует конкретное предложение

 

31

Главу 2 «Организация технического надзора» дополнить возможными функциями технического надзора в период гарантийного срока эксплуатации объекта.

Alex, 02.07.2020 20:05 (Стройинженерсервис)

 

Отклоняется:

в гарантийный период есть функции у заказчика, инженерной и эксплуатирующей организации, но не у технического надзора

32

Главу 3 дополнить пунктом под номером 17 следующего содержания:

«При посещении объекта представитель технического надзора:

предъявляет ответственному производителю работ свое служебное удостоверение или другой документ, подтверждающий его полномочия,

знакомится с соблюдением правил труда и техники безопасности в строительстве, предложенными ответственным производителем работ,

осматривает строительную площадку, выполненные работы, проверяет наличие средств измерений, поверенных (калиброванных, аттестованных) в установленном законодательством порядке, производит измерения и подсчет объемов работ в присутствии ответственного производителя работ,

рассматривает, представленную ответственным производителем работ, производственную и исполнительную документацию в установленном месте (здании или помещении), оборудованном для работы с производственной и исполнительной документацией».

Alex, 02.07.2020 19:56 (Стройинженерсервис)

 

Отклоняется:

действующим законодательством не предусмотрено наличие служебных удостоверений у технического надзора (а также у ИТР подрядчика и авторского надзора)

33

Пункт 17 главы 3 переместить перед пунктом 20, изменив нумерацию пунктов соответственно для отображения последовательности действий по извещению, освидетельствованию работ.

Alex, 02.07.2020 20:05 (Стройинженерсервис)

 

Отклоняется:

введение пункта 17 отклонено

 

34

Исходя из специфики расчетов и оформления актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ предлагаем пункт 23 изложить в следующей редакции:

«23. Приемка выполненных строительно-мон­тажных работ производится представителем технического надзора в порядке, установленном договором (контрактом) строительного подряда. За расчетный период может быть принят месяц или иной период, необходимый для строительства объекта или выполнения видов (этапов) строительных работ. По результатам приемки оформляется акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ по установленным формам, который представитель технического надзора визирует в части подтверждения количества принятых работ.

При строительстве объектов по договорным (контрактным) ценам представитель технического надзора визирует в актах сдачи-приемки выполненных работ только объемы выполненных работ (с начала строительства и за отчетный период) в соответствующих единицах измерения.

Проверка правильности пересчета стоимости выполненных работ из базисных в текущие цены и связанные с этим расчеты (при выполнении работ по документации, разработанной в ценах на 1 января 2006 года) и применения прогнозных индексов цен в строительстве (при выполнении работ по договорным (контрактным) ценам) не входят в компетенцию представителя технического надзора».

Вместе с тем, предлагаем в пункте 23 Инструкции дополнительно детально расшифровать термин «визирование» с уточнением места его размещения на актах сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ.

Alex, 02.07.2020 20:05 (Стройинженерсервис)

 

Отклоняется: предложение не меняет сути пункта Инструкции, но делает ее большей по объему и трудной для восприятия

35

Пункт 24 исключить, т.к. дублирует надзорные функции представителя технического надзора в главе 4.

Alex, 02.07.2020 20:05 (Стройинженерсервис)

 

Отклоняется: предложение не обосновано

36

В абзаце 2 пункта 27 исключить слова: «… организации строительства и …».

Alex, 02.07.2020 20:20 (Стройинженерсервис)

 

Отклоняется: предложение не обосновано

37

Абзац 3 пункта 27 изложить в следующей редакции:

«при посещении объекта осуществлять надзор за наличием на строительном объекте производственной и исполнительной документации, средств измерений, поверенных (калиброванных, аттестованных) в установленном законодательством порядке».

Alex, 02.07.2020 20:20

(Стройинженерсервис)

 

Отклоняется: предложение не обосновано

38

Абзац 6 пункта 27 изложить в следующей редакции:

«при выявлении несоответствий в проектной документации или при необходимости изменения проектных решений, замены материалов, изделий, конструкций, оборудования вносить предложения заказчику для решения этих вопросов».

Alex, 02.07.2020 20:20 (Стройинженерсервис)

 

Отклоняется: предложение не обосновано

39

В абзаце 13 пункта 27 уточнить порядок ведения учета объемов выполненных строительно-монтажных работ (для каких целей, в электронном виде или на бумажном носителе и т.д.) с разработкой формы данного учета, которую приложить к Инструкции.

Alex, 02.07.2020 20:20 (Стройинженерсервис)

 

Отклоняется:

считаем необходимым предоставить технадзору самостоятельно выбрать каким способом вести учет объемов выполненных строительно-монтажных работ

40

Абзац 15 пункта 27 исключить ввиду выполнения указанной работы другими специалистами заказчика, инженера (инженерной организации), выполняющими функции отдельных инженерных услуг.

Alex, 02.07.2020 20:20 (Стройинженерсервис)

 

Отклоняется:

предложение не обосновано и, видимо, сформировано и личной практикой, которая не может стать всеобщей.

41

Абзац 17 пункта 27 изложить в следующей редакции:

«осуществлять надзор при приемке выполненных работ по договору строительного подряда».

Alex, 02.07.2020 20:20 (Стройинженерсервис)

 

Отклоняется:

семантически одно и то же

42

В абзаце 18 пункта 27 исключить слова «подтверждать по требованию заказчика готовность объекта к сдаче в эксплуатацию», т.к. подтверждением готовности объекта строительства являются другие документы, завизированные и подписанные представителем технического надзора (акты освидетельствов­ания скрытых работ, акты промежуточной приемки ответственных конструкций, записи в журнале производства работ, акты сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ) и изложить абзац 18 пункта 27 в следующей редакции:

«участвовать в работе приемочной комиссии по решению заказчика, инженера (инженерной организации)».

Alex, 02.07.2020 20:20 (Стройинженерсервис)

 

Отклоняется:

заказчик не должен изучать, всю подписанную технадзором документацию, чтобы понять готов объект к сдаче или нет

43

В главе 4 отразить права и обязанности представителя технического надзора в период гарантийного срока эксплуатации объекта.

Alex, 02.07.2020 20:20 (Стройинженерсервис)

Отклоняется:

в гарантийный период есть функции у заказчика, инженерной и эксплуатирующей организации, но не у технического надзора

44

Исходя из трактовки термина «Инструкция» согласно Закону Республики Беларусь от 17.07.2018 №130-З «О нормативных правовых актах» (с изменениями и дополнениями) в главе 4 изменить нижеуказанные общие фразы в Инструкции:

«приостанавливать

вносить предложения руководителю генподрядчика.…

вносить предложения о внедрении…

знать акты законодательства…

осуществлять надзор…

участвовать в передаче…

вносить предложения заказчику…

контролировать…

участвовать с авторским надзором…

участвовать в проверках, осуществляемых органами государственного строительного надзора…

требовать от подрядчика…

участвовать в работе приемочной комиссии…

участвовать в освидетельствовании объектов, подлежащих консервации, в оформлении документации на консервацию…»

и т.д.

Например:

1. Абзац 2 пункта 26 изложить в следующей редакции:

«для приостановки производства строительно-монтажных работ в случае невыполнения подрядчиком указаний разработчика проектной документации и (или) указаний или предписаний органов государственного строительного надзора по устранению выявленных дефектов и (или) нарушений, производить соответствующую запись в журнале производства работ, при его наличии на объекте строительства (приостановить производство работ на объекте, (видов работ в определенных границах, захватках и т.п.) с указанием даты приостановки, личной подписи, должности, ФИО). Предоставлять служебную записку на имя заказчика, инженера (инженерной организации) о выявленных дефектах, нарушениях и о записях в журнале производства работ. При отсутствии журнала производства работ на объекте оформлять акт проверки объекта строительства, который предоставляет заказчику и направляет в адрес подрядчика».

2. Абзац 2 пункта 27 изложить в следующей редакции:

«для подтверждения знаний актов законодательства в области строительства, ТНПА, проектной документации, документации по производству работ на объекте, методов контроля качества, правил приемки и освидетельствования строительно-монтажных работ, а также правил охраны труда и техники безопасности в строительстве, самостоятельно изучать указанные документы, повышать квалификацию в установленном законодательством порядке и после назначения для исполнения функций технического надзора за строительством объекта сдать зачет на знание указанных документов комиссии, которая создается заказчиком, инженером (инженерной организацией)».

Alex, 02.07.2020 20:20 (Стройинженерсервис)

 

Отклоняется:

1. Нарушена логика изложения права тех.надзора приостановить строительно-монтажные работы, замещая его на инструкцию как приостанавливать работы на объекте.

2. Избыточное изложение пункта про обязанность тех.надзора знать ТНПА, ПСД и пр., который превратился в инструкцию как проверять эти знания по аналогии с производителем работ

46

В таблицах в приложении 1 привести договорную (контрактную) цену объекта строительства в соответствии с денежными знаками образца 2009 года.

В приложении к Инструкции «Извещение о присутствии представителя технадзора при освидетельствовании или приемке работ» внести изменения, указав должности представителя подрядчика и представителя технадзора.

Alex, 02.07.2020 20:20 (Стройинженерсервис)

 

Отклоняется: см. пункт 60 данной таблицы

47

Пункт 10

По требованию представителя технического надзора подрядчик обязан представлять документы, подтверждающие соответствие выполненных строительно-мон­тажных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования проектной документации и ТНПА, а также документы, подтверждающие объемы выполненных строительно-монтажных работ.

На практике имеются случаи, когда происходит утрата подрядчиком указанных в п. 10 проекта Инструкции документов. В этом случае подрядчик с целью восстановления сведений, содержащихся в утерянном документе может обратиться к лицу, которое составило утерянный документ с требованием выдачи его копии в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2012 г. № 1256 «О некоторых вопросах выдачи и свидетельствования копий документов, касающихся прав и (или) законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц» (далее – Постановление № 1256). Так, согласно подп. 1.1 п. 1 Постановления № 1256 «Юридические лица всех форм собственности… выдают копии исходящих от них документов…». Таким образом, в данном случае подрядчик, утерявший документ, может получить его копию от лица, его составившего.

Соответственно, предлагается в п. 10 проекта Инструкции после «документы» добавить следующий текст «, а также их копии, полученные в соответствии с актами законодательства».

Игорь Валерьевич, 05.07.2020 21:09

Отклоняется:

утерянные документы – случай исключительный и не должен быть зафиксирован как норма в Инструкции. Предложенное изложение пункта ведет к требованию представлять не только оригиналы документов, но и их копии

48

в пункте 2 определение термина «строительно-монтажные работы» дополнить положениями, относящимися к строительству и ремонту автомобильных дорог

(Белдорцентр)

Отклоняется: категории описываемые в инструкции должны быть максимально общими, а не перечислять все возможные варианты (например: строительство мостов, ремонт котельных и т.п.)

49

в пункте 1 исключить абзац 3 как дублирующий пункт 6

(Белдорцентр)

Отклоняется: в пункте 1 отсутствует абзац 3

50

в пункте 15 абзац 2 изложить в редакции:

«В случае привлечения инженера (инженерной организации) для осуществления технического надзора особые условия по обеспечению представителей технического надзора необходимыми средствами производства определяются в договорах на оказание услуг по осуществлению технического надзора»;

(Белдорцентр)

Отклоняется: предложение не обосновано

51

пункт 16 изложить в редакции:

«Заказчик передает представителю технического надзора в одном экземпляре полный комплект проектной документации с отметкой на чертежах и сводных сметах «К производству работ», указанием даты, должности, подписи ответственного должностного лица, выдавшего документацию, а также перечень ответственных конструкций и основных видов строительно-монтажных работ, подлежащих приемке с участием представителей авторского надзора»

(Белдорцентр)

Отклоняется: порядок передачи проектной документации регулируется договором подряда, а не данной инструкцией

52

в пункте 19 после слова «фотофиксации» дополнить слова: «и (или) видеофиксации», а также в конце пункта дополнить словами: «в том числе подтверждающих применяемые методы и процесс измерения подрядчиком всех контролируемых параметров»

(Белдорцентр)

Принято

53

пункт 21 после слов «после перерыва» дополнить словами: «более 24 часов»

(Белдорцентр)

Отклоняется: предложение не обосновано - почему именно 24 часа.

54

пункт 22 изложить в редакции:

«Отдельные ответственные конструкции, по мере их готовности, подлежат промежуточной приемке представителями технического надзора с визированием акта установленной формы, оформленного подрядчиком»

(Белдорцентр)

Отклоняется: избыточная формулировка, которая ничего не добавляет существующей.

55

в пункте 23 в абзаце 1 исключить слова «в уровне цен на дату разработки сметной документации», соответственно исключить второй абзац и в конце пункта дополнить абзацем следующего содержания:

«Договор на оказание услуг технического надзора, по согласованию сторон, может включать проверку соответствия стоимости выполненных работ неизменной (договорной) цене на строительство объекта при наличии в составе инженерной организации соответствующих специалистов»

(Белдорцентр)

Отклоняется: предложение не обосновано

56

в пункте 24 абзац 2 дополнить словами: «и положениям проектной документации»

(Белдорцентр)

Отклоняется: предложение не обосновано

57

пункт 25 дополнить предложением:

«Все отступления от проектной документации и требований ТНПА, не препятствующие нормативной эксплуатации объекта, до приёмки выполненных работ должны быть утверждены заказчиком и согласованы проектной организацией, и внесены в установленном порядке в проектную документацию, с возможным уменьшением договорной цены строительства объекта и (или) увеличением гарантийного срока»;

Справочно:

Порядок рассмотрения и приемки работ, имеющих отступления, ухудшающие результат работы или с иными недостатками, определен в статьях 676 и 663 гражданского кодекса Республики Беларусь

(Белдорцентр)

Отклоняется: предложение не имеет отношения к Инструкции о порядке ведения технического надзора

58

в пункте 26 абзац 2 после слов «в случае невыполнения подрядчиком» дополнить словами: «требований проектной документации или ТНПА»

(Белдорцентр)

Отклоняется: пути устранения выявленных дефектов и нарушений указываются в предписаниях и указаниях разработчиков ПСД и органов государственного строительного надзора, а не в проектной документации или ТНПА

59

в пункте 27 в абзаце 9 первое предложение изложить в редакции:

«Своевременно осуществлять приемку выполненных подрядчиком строительно-монтажных работ, участвовать в освидетельствовании скрытых работ и промежуточной приемке ответственных конструкций с оформлением актов»

(Белдорцентр)

Отклоняется:

не обосновано предложение по удалению из обязанностей технического надзора учет объемов выполненных работ

60

в пункте 27 абзац 15 изложить в редакции:

«Рассматривать вопросы обеспеченности подрядчика проектной документацией и вносить свои предложения для принятия решения заказчику по данным вопросам»; в приложении 1 слова «млрд. рублей» заменить соответствующими единицами измерения с учетом деноминации белорусского рубля в 2016 году

(Белдорцентр)

Отклоняется:

предложенная редакция не меняет суть. Приложение исключено

Другие новости Pravo.by.

Информация предоставлена Министерством архитектуры и строительства для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».