/ / Новости PRAVO.BY
10.07.2020

Подведены итоги обсуждения проекта Указа Президента Республики Беларусь «О развитии конкуренции в сфере электроэнергетики»

Подведены итоги общественного обсуждения проекта Указа Президента Республики Беларусь «О развитии конкуренции в сфере электроэнергетики», предметом которого является урегулирование отношений по купле-продаже электрической энергии, передаче и (или) распределению электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

Организатор общественного обсуждения – Министерство энергетики Республики Беларусь.

Общественное обсуждение проекта Указа осуществлялось на сайте «Правовой форум Беларуси» в период с 19 по 29 июня 2020 г. Также замечания и предложения по проекту Указа можно было направлять организатору публичного (общественного) обсуждения на электронную почту.

Количество участников публичного (общественного) обсуждения не было ограничено, любое лицо могло направить свои предложения и замечания по проекту Указа.

При обсуждении проекта Указа на сайте «Правовой форум Беларуси» оставлено 3 сообщения, включающих 5 замечаний и предложений по проекту Указа, на электронную почту организатора общественного обсуждения замечаний и предложений не поступало.

Не учтены 4 замечания и предложения, содержащиеся в 2 сообщениях, по причинам, изложенным в сводной таблице замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта Указа.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта Указа Президента Республики Беларусь «О развитии конкуренции в сфере электроэнергетики»

Структурный элемент проекта нормативного правового акта

Содержание замечаний и (или) предложений

Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений

Обоснование

(в случае неучета)

Редакция

(в случае учета)

Название проекта Указа

Предложения от гражданина Игоря Соколовского (поступили на сайт 19.06.2020):

1. Исключить издание указа, а вопросы, регламентируемые проектом, включить в Правила электроснабжения (утверждены Совмином), т.к.:

а) это не будет противоречить ГК и Закону о естественных монополиях (по крайней мере, при первом приближении, возможно, это не так), т.к. ГК допускает установление особенности правового регулирования рассматриваемых отношений на уровне Совмина, а указанный Закон прямо ссылается на Совмин;

б) это будет способствовать более компактному регулированию: ГК (Закон) – постановление Совмина, чем схема «ГК (Закон) – указ (особенности регулирования) – постановление Совмина».

В настоящее время и так по большинству вопросов всегда найдется какой-нибудь указ или декрет. Практически невозможно ориентироваться только на определенный закон (в т.ч. кодекс), который, по своей сути, должен являться основой (базисом) регулирования, а также принятые в развитие его акты Совмина (министерств). Нельзя взять в руки закон (кодекс) и, отталкиваясь от него (беря за основу), выстраивать структуру правового регулирования – всегда есть опасение, что по ряду вопросов уже имеется указ (декрет), который зачастую устанавливает иное, чем закон (кодекс). Это привносит «разношерстность» и нестабильность как в саму правовую регламентацию, так и правоприменение.

В обосновании к проекту указа не усматривается, что регулирование необходимо именно указом, как актом большей силы, чем ГК (Закон). Т.е. не видно, что данная ситуация из тех, когда: а) необходимо пойти против норм ГК (Закона) путем установления особенностей регулирования; б) ГК (Закон) не допускает установление таких особенностей на уровне постановления Совмина; в) для преодоления норм ГК (Закона) и введения особенностей нужно принять указ.

Ремарка: то, что пар.6 гл.30 не предусматривает регулирование услуг в сфере электроснабжения (как указано в обосновании), не значит, что ГК вообще эти вопросы не регулирует – есть базовая гл.39 ГК об услугах + субсидиарно применяемая к ней гл.37 о подряде.









































2. Сменить слишком претенциозное название указа на «стандартное», как это и бывает в абсолютном большинстве случаев. Тот факт, что реализация норм какого-нибудь акта будет способствовать развитию конкуренции не означает, что под такой маркой должен называться и сам акт. В конечном счете, в теории, почти в любом акте можно увидеть (обосновать его тем), что он направлен на развитие конкуренции. Но от этого обстоятельства мы же не начинаем их называть «О развитии конкуренции в сфере купли-продажи сельхозпродукции (строительства, транспорта, образовательных, парикмахерских и др. услуг)».

В пункте 1 обоснования необходимости издания Указа Президента Республики Беларусь «О развитии конкуренции в сфере электроэнергетики» (далее – обоснование к проекту Указа) указано, что подготовка проекта Указа предусмотрена пунктом 12 Плана мероприятий по выполнению предписаний статьи 2 Закона Республики Беларусь от 11 ноября 2019 г. № 250-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О естественных монополиях», утвержденного Первым заместителем Премьер-министра Республики Беларусь от 31 января 2020 г. № 32/221-19/34.

Обоснование выбора вида нормативного правового акта отражено в пункте 2 обоснования к проекту Указа, согласно которому в гражданский оборот вводятся самостоятельные услуги по распределению электрической энергии, по передаче и распределению электрической энергии, по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, а также вводится самостоятельный договор купли-продажи электрической энергии, чем устанавливаются в сфере электроэнергетики особенности относительно положений параграфа 6 «Энергоснабжение» Гражданского кодекса Республики Беларусь, которые не могут быть установлены таким видом нормативного правового акта, как постановление Совета Министров Республики Беларусь.

Положения параграфа 6 «Энергоснабжение» Гражданского кодекса Республики Беларусь регулируют в сфере электроэнергетики гражданско-правовые отношения при оказании услуги энергоснабжения (электроснабжения).

При этом услуга электроснабжения является интегрированной (комплексной) услугой, включающей в себя процессы производства электрической энергии, ее передачи и (или) распределения, включая оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике, сбыта (продажи) электрической энергии и, как следствие, тариф на такую услугу учитывает затраты по всем указанным процессам, что согласуется с существующей в настоящее время вертикально-интегрированной структурой энергоснабжающих организаций, входящих в состав ГПО «Белэнерго», и отсутствием сформированного конкурентного товарного рынка (рынка электрической энергии).

Статьей 396 Гражданского кодекса Республики Беларусь договору энергоснабжения (электроснабжения) придается характер публичного договора и иные формы правоотношений и договоров в сфере электроэнергетики (в области электроснабжения) Гражданским кодексом Республики Беларусь обоснованно не регламентируются.

В силу специфики оборота электрической энергии, как товара, услуги по распределению электрической энергии, по передаче и распределению электрической энергии, по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, по своей сути являются услугами, обеспечивающими функционирование товарного рынка электрической энергии, то есть самостоятельный договор купли-продажи электрической энергии не может быть исполнен сторонами без вышеуказанных услуг.



Согласно пункту 1 Требований нормотворческой техники, являющихся приложением к Закону Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах», название проекта нормативного правового акта должно быть четким, максимально лаконичным, отражать основное содержание акта. При этом название акта не должно превышать трех строк.

Принятое название проекта Указа отвечает данным требованиям, в том числе отражает основное содержание акта исходя из специфики оборота электрической энергии, как товара, – о развитии конкуренции в сфере электроэнергетики, как первого этапа в движении к созданию в республике электроэнергетических рынков.

Исходя из понятийного аппарата Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» с принятием данного Указа в сфере электроэнергетики (в области электроснабжения) будут созданы условия для развития конкуренции посредством создания:

товарного рынка электрической энергии;

конкурентов (хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу и (или) приобретение товаров на одном товарном рынке).

Со стороны предложения товара (электрической энергии) конкурентами будут являться как РУП-облэнерго и владельцы блок-станций, так и владельцы блок-станций между собой.

Со стороны спроса на товар (электрическую энергию) конкурентами будут являться потребители электрической энергии, в том числе в рамках выбора поставщика электрической энергии.

Не учтено

Абзац второй пункта 2 проекта Указа

Предложение от гражданина Игоря Соколовского (поступило на сайт 19.06.2020):

В п.2 проекта исключить указание на приобретение энергии в «собственность», т.к.:

а) это не «бьется» с базовыми нормами п.1 ст.424 ГК о купле-продаже и нормами пар.6 гл.30 ГК об энергоснабжении;

б) с т.зр. классического учения о вещных правах, право собственности (ПС) возможно только на материальные объекты («вещи» в узком понимании). Объективно невозможно «владеть» (одно из правомочий, составляющих ПС) электроэнергией. Скорее всего, энергоснабжение ближе к подряду (услугам), чем в продаже вещей. Но «перестройка» энергоснабжения из «купли-продажи» в «подряд (услуги)» требует предварительного спокойного доктринального рассмотрения и, при необходимости, изменений на уровне ГК. Если же на данный момент оставлять энергоснабжение в «купле-продаже», то тогда не подчеркивать, что речь идет о передаче ПС на энергию. Представляется, что потенциал (сфера применения) купли-продажи шире, чем только про перенос ПС на вещь от одного лица другому. Т.е. покупать (продавать) можно и такие объекты, в отношении которых не применимо ПС, например, права (требования) по обязательствам (т.н. «уступка»), доли в уставном фонде. Энергию можно отнести к таким объектам.

Проектом Указа предусматривается введение в гражданский оборот в сфере электроэнергетики (в области электроснабжения) самостоятельных услуг по распределению электрической энергии, по передаче и распределению электрической энергии, по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, а также введение самостоятельного договор купли-продажи электрической энергии.

В указанных условиях разделяется интегрированная (комплексная) услуга электроснабжения, с выделением в том числе процессов производства электрической энергии и ее продажи по договору купли-продажи электрической энергии.

Учтено частично.

Абзац второй пункта 2 проекта Указа изложен в следующей редакции:

«договор купли-продажи электрической энергии – соглашение сторон, по которому владелец блок-станции обязуется передать электрическую энергию в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление потребителю электрической энергии, а потребитель электрической энергии обязуется принять эту электрическую энергию и оплатить ее;»

В целом по проекту Указа

Замечания от гражданина Фома А (поступили на сайт 22.06.2020):

1. В проекте Указа не уточняется про наличие равных условий конкуренции вообще и о конкуренции между или с владельцами блок-станций с государственной собственностью.






































2. В проекте нет указания действует ли он в сфере Закона «Об объектах, находящихся только в собственности государства», где в п.1.7 статьи 7 госсобственность не распространяется на объекты атомной электростанции и объекты, необходимые для ее функционирования, однако не урегулирован вопрос о собственниках самой атомной электростанции или эксплуатирующей организации.

Проект Указа направлен на развитие конкуренции в сфере электроэнергетики, как первый этап в движении к созданию в республике электроэнергетических рынков.

Проект Указа отвечает требованиям пункта 2 статьи 28 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах», согласно которым в нормативный правовой акт включаются положения, соответствующие его предмету правового регулирования.

При этом исходя из понятийного аппарата Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» с принятием данного Указа в сфере электроэнергетики (в области электроснабжения) будут созданы условия для развития конкуренции посредством создания:

  • товарного рынка электрической энергии;
  • конкурентов (хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу и (или) приобретение товаров на одном товарном рынке).

Со стороны предложения товара (электрической энергии) конкурентами будут являться как РУП-облэнерго и владельцы блок-станций, так и владельцы блок-станций между собой.

Со стороны спроса на товар (электрическую энергию) конкурентами будут являться потребители электрической энергии, в том числе в рамках выбора поставщика электрической энергии.



Согласно требованиям пункта 2 статьи 28 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» в нормативный правовой акт включаются положения, соответствующие его предмету правового регулирования.

Вопросы установления собственности на объекты атомной электростанции и объекты использования атомной энергии (ядерные установки, ядерные материалы, отработавшие ядерные материалы, эксплуатационные радиоактивные отходы, пункты их хранения), необходимые для ее функционирования, а также определения эксплуатирующей организации не относятся к предмету правового регулирования проекта Указа.

Данные вопросы регулируются в том числе Законом Республики Беларусь от 30 июля 2008 г. № 426-З «Об использовании атомной энергии».

Не учтено

Другие новости Pravo.by.

Информация предоставлена Министерством энергетики для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».