/ / Новости PRAVO.BY
06.07.2020

Профессионально об актуальном: К вопросу о добросовестности субъектов хозяйствования при их участии в процедурах государственных закупок

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 15 апреля 2020 г.

Добросовестность и разумность участников гражданских правоотношений как основное начало гражданского законодательства (ст. 2 Гражданского кодекса Республики Беларусь) проявляет себя и в сфере государственных закупок. Законодатель также ожидает добросовестного поведения и от субъектов отношений в сфере государственных закупок, поскольку правовое регулирование таких отношений осуществляется в первую очередь Гражданским кодексом Республики Беларусь (ст. 3 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», далее – Закон).

Добросовестное поведение участников процедур государственных закупок предполагает участие в процедуре государственной закупки с намерением стать победителем такой процедуры, не для вида, добросовестно принять на себя обязательства по договору, заключив его, добросовестно исполнять условия договора государственной закупки. Причем согласимся с исследователями, которые добросовестным поведением участников договорных отношений считают правомерное поведение1. Правомерным, в свою очередь, будет поведение, которым обеспечивается надлежащее исполнение договорных обязательств, достигается цель для заказчика – удовлетворение потребности в товарах (работах, услугах), необходимых для обеспечения его деятельности, выполняемых функций, задач.

Гражданский кодекс Республики Беларусь закрепляет презумпцию добросовестного и разумного поведения участников правоотношений. Это еще более усиливает их ответственность за поддержание «нравственности поведения … при приобретении, осуществлении и защите субъективных гражданских прав, а также при исполнении обязанностей»1.

______________________________

1 Богданова, Е. Е. Добросовестность участников договорных отношений и проблемы защиты их субъективных гражданских прав : автореф. дисс. … д-ра. ю. н. : 12.00.03 / Е. Е. Богданова ; [место защиты: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации]. – Москва, 2010. – 51 с.

С 1 июля 2019 г. вступившая в силу новая редакция Закона установила достаточно жесткое требование к обеспечению добросовестного поведения лиц, участвующих в процедурах государственных закупок. Жесткость нормы состоит в том, что те из них, кто:

  • уклонился от заключения договора государственной закупки по результатам проведения конкурентной процедуры,
  • ненадлежащим образом исполнил или не исполнил вовсе обязательства по договору государственной закупки, а также
  • представил в ходе процедуры государственной закупки сведения о себе как о соответствующем требованиям заказчика, но в действительности такие сведения оказались недостоверными, – подлежат включению в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок (далее – список) (ст. 17 Закона).

При наличии указанных выше обстоятельств поведение участников является недобросовестным, а на заказчика (организатора) возлагается обязанность направить сведения о таком субъекте для включения в список. Подчеркнем, что направление таких сведений является обязанностью заказчика (организатора), за неисполнение которой можно ставить вопрос о применения мер административной ответственности (ч. 4, 5 ст. 11.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

После включения сведений о субъекте в список последний не может участвовать в процедурах государственных закупок в течение 2 лет со дня включения. По истечении указанного срока юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, исключается из списка на основании решения уполномоченного государственного органа по государственным закупкам (п. 2 ст. 17 Закона).

К слову сказать, двухлетний срок, в отличие от норм редакции Закона, действовавшей до 01.07.2019, которой был установлен годичный период, полностью соответствует нормам Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (п. 13 Протокола о порядке регулирования закупок в приложении № 25 к названному Договору).

Нахождение субъекта хозяйствования в списке, с позиции принципа добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений, означает, что сам субъект осознает данный факт и не участвует в процедурах государственных закупок. Вероятно, этому следует и логика Закона и Положения о комиссии по государственным закупкам2, которые не требуют ни от заказчика (организатора), ни от комиссии по государственным закупкам проверки данного обстоятельства – факта нахождения участника процедуры государственной закупки в списке3.

______________________________

2 Утверждено постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 21.01.2019 № 7.

3 Такая проверка может быть возложена на членов комиссии по государственным закупкам, например, решением заказчика (организатора), и она осуществляется посредством проверки сведений в государственной информационно-аналитической системе управления государственными закупками (https://gias.by/gias/#/directory/locked_suppliers).

Между тем практика показывает, что подобный «кредит доверия» субъектам хозяйствования со стороны законодателя себя не оправдывает. Даже будучи включенными в список, субъекты продолжают участвовать в процедурах государственных закупок.

В то же время правовые последствия такого участия могут состоять в следующем.

Предположим, участником-победителем (участником процедуры государственной закупки) выбран включенный в список субъект. При этом обязанности заказчика (организатора), комиссии по государственным закупкам проводить проверку статуса такого субъекта не установлено. После заключения договора государственной закупки он исполняется. Если в ходе исполнения заказчику поступает информация о том, что его контрагент был включен в список на момент подачи предложения, но в предложении участник (контрагент) заявил о том, что сведения о нем отсутствуют в списке, перед заказчиком стоит вопрос о применении или неприменении п. 4 ст. 25 Закона.

Так, расторжение договора допускается заказчиком при одностороннем отказе от исполнения договора, если в ходе исполнения договора установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствовал требованиям к участникам, установленным документами, предоставляемыми для подготовки предложения, или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать участником-победителем процедуры государственной закупки, по результатам которой заключен договор (п. 4 ст. 25 Закона).

В данном случае с учетом исключения коррупционных рисков и иных оптимальным полагаем применение данной нормы с расторжением договора в одностороннем порядке.

Но может быть ситуация, когда заказчик и в ходе исполнения договора не владеет информацией о статусе своего контрагента (о включении в список), однако заинтересованные лица, установив данный факт, вправе поставить под сомнение правомерность проведенной процедуры государственной закупки и последующее заключение договора государственной закупки. Так, процедура государственной закупки, проведенная с нарушением законодательства, может быть признана судом недействительной по иску заинтересованного лица. Признание процедуры государственной закупки недействительной влечет недействительность договора, заключенного по результатам такой процедуры (п. 3 ст. 56 Закона).

Но в любом случае пострадает заказчик – или от одностороннего отказа от исполнения договора (при расторжении договора может потребоваться проведение новой процедуры государственной закупки), или от признания судом проведенной процедуры недействительной с последующим признанием недействительным договора (при наличии оснований).

На сегодняшний день вариант решения данной проблемы для заказчика – это проверка сведений о субъектах в списке с закреплением соответствующей обязанности, к примеру, за членами комиссии по государственным закупкам или за лицом, ответственным за организацию и проведение процедур государственных закупок.

Что касается участника, который полагает, что включение в список неправомерно, то у него также имеется право на защиту, в частности, в судебном порядке. В этой связи интерес представляет следующий спор.

Общество с ограниченной ответственностью «А» (далее – ООО «А») обратилось с заявлением о признании недействительным приказа Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее – МАРТ) о включении в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что неисполнение ООО «А» своих договорных обязательств послужило основанием для расторжения договора, заключенного обществом с заказчиком в судебном порядке. После чего заказчик направил соответствующие сведения в МАРТ для включения в список.

Суд отметил, что МАРТ правильно применил нормы Закона в редакции, действовавшей до 01.07.2019, и также правильно применил нормы о сроках, в течение которых в МАРТ может быть направлено заявление о включении поставщика (подрядчика, исполнителя) в список.

Таким образом, суд посчитал, что оспариваемый ненормативный правовой акт (приказ МАРТ) вынесен компетентным органом и соответствует законодательству, а требования заявителя необоснованными и отказывает в их удовлетворении4.

______________________________

4 Решение Верховного Суда Республики Беларусь по делу № 9-15/2019 от 14.11.2019 // http://court.gov.by/ru/resheniya/sudebnoj/kollegii/po/ekonomicheskim/delam/verhovnogo/suda/3e34d4edb....

Между тем, поведение такого субъекта, хотя и защищающего свои нарушенные права, в период рассмотрения дела судом могло быть как добросовестным, так и недобросовестным. К примеру, можно предположить, что такой субъект, включенный в список, мог в период рассмотрения спора участвовать в процедурах государственных закупок, соответственно, создавать риски для заказчиков (организаторов) и проводимых ими процедур государственных закупок. Хотя очевидно, добросовестным и разумным поведение такого субъекта было бы тогда, когда до вынесения судом решения по делу он не принимал участие в процедурах государственных закупок.

Именно наличие вероятности добросовестного поведения требует от заказчика (организатора) принятия всех возможных мер для исключения любых проявлений недобросовестности. В частности, как мы отмечали выше, если в обязанности комиссии по государственным закупкам заказчиком (организатором) вменена проверка сведений о субъектах, включенных в список, то при рассмотрении предложений участников (в конкурентной процедуре государственной закупки) или перед направлением предложения о заключении договора (по результатам проведения процедуры закупки из одного источника) осуществляется проверка сведений в списке.

Если в конкурентной процедуре государственной закупки участником заявлено о невключении его в список, тогда как сведения о нем в списке имеются, то его предложение подлежит отклонению по причине предоставления участником недостоверных сведений (п. 4 ст. 35, п. 4 ст. 44, п. 4 ст. 48 Закона). В процедуре закупки из одного источника при установлении факта нахождения потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя) в списке предложение о заключении договора ему не направляется, а определяется другой участник для направления ему такого предложения.

В завершение отметим, что, хотя отношения в сфере государственных закупок и регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, тем не менее соблюдение принципов бюджетного законодательства заказчиком требует от него принятия конкретных мер, позволяющих обеспечить действенность основных начал гражданского законодательства, в частности, добросовестность и разумность субъектов.

Амельченя Ю.А.,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры правового
обеспечения экономической деятельности Академии управления
при Президенте Республики Беларусь, медиатор

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».