/ / Новости PRAVO.BY
14.12.2020

Профессионально об актуальном: Новеллы законодательства в сфере иностранной безвозмездной помощи

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 18 октября 2020 г.

С 27 августа 2020 г. вступил в силу Декрет Президента Республики Беларусь от 25.05.2020 № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи» (далее – Декрет № 3). В развитие Декрета № 3 принято постановление Совета Министров Республики Беларусь, Управления делами Президента Республики Беларусь от 27.08.2020 № 502/4 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 25 мая 2020 г. № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи» (далее – постановление № 502/4), которое также вступило в силу с 27.08.2020, хотя и опубликовано лишь 28.08.2020. Рассмотрим основные положения постановления № 502/4.

Обмен информацией

1. В Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь (далее – Департамент) направляется информация (п. 1 постановления № 502/4):

1.1. Министерством связи и информатизации ежемесячно – о получении физическим лицом денежных средств, поступивших посредством международных почтовых денежных переводов, и товаров, поступивших посредством международных почтовых отправлений;

1.2. Государственным таможенным комитетом ежемесячно – о таможенном декларировании: товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в том числе ввезенных в адрес физических лиц, и заявленных в декларации на товары как товары для оказания помощи либо товары гуманитарной помощи; помощи в виде товаров, не подлежащей регистрации; наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, ввозимых физическими лицами и заявленных в пассажирской таможенной декларации как безвозмездные трансферты, полученные от физических и (или) юридических лиц, или предназначенных для использования в качестве безвозмездных трансфертов; ежеквартально – о количестве проведенных проверок, выявленных фактах нарушения законодательства, результатах рассмотрения дел об административных правонарушениях и поступлении в бюджет денежных средств в связи с применением мер административной ответственности за указанные нарушения.

2. Департамент представляет информацию:

2.1. в Государственный таможенный комитет ежемесячно:

  • о поступившей и зарегистрированной помощи с указанием сведений о ее освобождении (неосвобождении) от налогов, сборов (пошлин), получателях и целях использования помощи;
  • о поступившей и незарегистрированной помощи, в том числе в случае отказа в ее регистрации;
  • об использовании зарегистрированной помощи, в том числе о ее целевом (нецелевом) использовании, установленном по результатам контрольной деятельности;
  • об объемах полученных физическими лицами денежных средств, поступивших из-за рубежа посредством систем денежных переводов, международных банковских переводов;

2.2. в Министерство по налогам и сборам ежемесячно – о зарегистрированной помощи с указанием сведений о ее освобождении (неосвобождении) от налогов, сборов (пошлин), получателях и целях использования помощи;

2.3. в компетентные органы, выдавшие заключения о целесообразности освобождения помощи от налогов, сборов (пошлин), областные (Минский городской) исполнительные комитеты, на территории которых используется иностранная безвозмездная помощь (далее – помощь), ежеквартально:

  • о зарегистрированной помощи с указанием сведений о ее освобождении (неосвобождении) от налогов, сборов (пошлин), получателях и целях использования помощи;
  • о количестве проведенных проверок, выявленных фактах нарушения законодательства при получении и использовании помощи, результатах рассмотрения дел об административных правонарушениях и поступлении в бюджет денежных средств в связи с применением мер административной ответственности за указанные нарушения;
  • об использовании зарегистрированной помощи, в том числе о ее целевом (нецелевом) использовании, установленном по результатам контрольной деятельности.

3. Вышеуказанная информация представляется в виде электронных документов или электронных копий документов на бумажных носителях посредством автоматизированной системы государственной защищенной электронной почты ДСП. Состав, структура и формат представления информации, а также регламент ее представления, предоставляемые справочники и классификаторы определяются договорами об информационном взаимодействии с учетом регламента информационного взаимодействия автоматизированной системы государственной защищенной электронной почты ДСП.

Общие положения

1. В соответствии с п. 3 Положения о порядке поступления в Республику Беларусь иностранной безвозмездной помощи, ее регистрации, взимания платы за ее регистрацию, учета такой помощи и ее использования, утвержденного постановлением № 502/4 (далее – Положение), помощь, полученная юридическими лицами Республики Беларусь (далее – юридические лица), индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Республике Беларусь (далее – индивидуальные предприниматели), физическими лицами (если они ходатайствуют об освобождении от подоходного налога с физических лиц) от отправителей, подлежит регистрации и учету в Департаменте.

2. Помощь, предоставленная отправителем в виде имущества, подлежит регистрации и учету в порядке, установленном для регистрации и учета товаров.

3. Положение устанавливает запрет использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями помощи, подлежащей регистрации, до получения удостоверения, подтверждающего регистрацию помощи, а в отношении имущества – также до осуществления в территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на данное имущество.

4. Положение в п. 4 устанавливает документы, на основании которых возможно получение помощи: договор, дарственное письмо, подтвержденное получателем, запрос получателя, подтвержденный отправителем, о предоставлении помощи в определенных размерах (сумме, количестве), на условиях и для использования в указанных целях, иной документ, содержащий сведения о размере (сумме, количестве), условиях предоставления помощи и целях ее использования, составленного и подписанного отправителем и получателем, либо документ, подтверждающий внесение (зачисление) на благотворительный счет получателя помощи от иностранного анонимного жертвователя (далее – документы о предоставлении помощи). Документы о предоставлении помощи могут быть оформлены на бумажном носителе или в виде электронных документов.

Порядок поступления помощи в виде товаров (работ, услуг)

1. Ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) товаров в качестве помощи, подлежащей регистрации, осуществляется в порядке, определенном регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, законодательством Республики Беларусь о таможенном регулировании (п. 6 Положения).

2. Согласно п. 6 Положения при ввозе в Республику Беларусь товаров в качестве помощи, подлежащей регистрации, получателем совершаются действия, предусмотренные регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, и (или) законодательством Республики Беларусь. В случае, когда товары не подлежат таможенному декларированию и (или) приобретены отправителем на территории Республики Беларусь в качестве помощи, подлежащей регистрации, то они размещаются и хранятся на складе получателя.

3. Положение устанавливает сроки приемки товаров и порядок такой приемки (комиссия по приемке, акт приемки иностранной безвозмездной помощи по форме, установленной Управлением делами Президента Республики Беларусь (далее – акт приемки), акт о непригодности иностранной безвозмездной помощи по форме, установленной Управлением делами Президента Республики Беларусь и т.п.).

4. В соответствии с п. 12 Положения датой получения помощи в виде товаров юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем является дата составления акта приемки. Датой получения помощи в виде работ, услуг является дата передачи помощи получателю.

Порядок поступления помощи в виде денежных средств

1. Согласно п. 13 Положения юридические лица и индивидуальные предприниматели для получения помощи в виде денежных средств обязаны открыть в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации Республики Беларусь (далее – банки) благотворительный счет в иностранной валюте и (или) белорусских рублях. Причем счета должны быть открыты до поступления помощи.

2. Денежные средства, поступившие в адрес юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве помощи в наличной или безналичной формах, в том числе путем погашения электронных денег, приобретенных отправителями, подлежат внесению (зачислению) на благотворительные счета этих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (п. 14 Положения). Для наличных денег установлен срок для внесения на благотворительный счет – 3 банковских дня (п. 15 Положения).

3. Датой получения помощи в виде денежных средств является дата поступления денежных средств на текущий (расчетный) банковский счет получателя-юридического лица или индивидуального предпринимателя, зачисления на благотворительный счет физического лица и (или) дата уведомления национальным оператором почтовой связи о поступлении международного почтового денежного перевода в отделение почтовой связи (п. 16 Положения).

4. Физическое лицо может получить денежные средства в виде помощи в безналичном порядке либо в наличной форме. Физическое лицо до зачисления денежных средств, поступивших в его адрес в качестве помощи, на его счет в банке или до выдачи их наличными денежными средствами, информирует лицо, осуществляющее соответствующие перечисление или выдачу, о намерении обратиться (если оно ходатайствует об освобождении от подоходного налога с физических лиц) либо не обращаться за регистрацией помощи. При намерении физического лица обратиться за регистрацией денежные средства зачисляются на открываемый физическим лицом-получателем до обращения его в Департамент благотворительный счет (п. 17 Положения).

Порядок регистрации помощи без освобождения от налогов, сборов (пошлин) по заявлениям юридических лиц, индивидуальных предпринимателей

1. В соответствии с п. 18 Положения для регистрации помощи без освобождения от налогов, сборов (пошлин) юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем – получателями подается в Департамент заявление о регистрации иностранной безвозмездной помощи по форме, установленной Управлением делами Президента Республики Беларусь (далее, если не указано иное, – заявление), не позднее трех месяцев после ее получения.

Положением установлен перечень необходимых документов и порядок их подачи.

2. Департаменту предоставлено право запрашивать на безвозмездной основе у государственных органов и иных организаций сведения (документы), необходимые для уточнения или проверки представленной получателем информации, регистрации помощи, определения целей ее использования, в том числе содержащиеся в информационных ресурсах (системах). По результатам анализа поступивших сведений (документов) Департамент вправе отказать в регистрации помощи (п. 23 Положения).

3. Заявление без освобождения помощи от налогов, сборов (пошлин), направляемой на цели, предусмотренные Декретом № 3, и прилагаемые к нему документы рассматриваются, и регистрация (отказ в регистрации) помощи осуществляется Департаментом в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления и документов (п. 24 Положения).

4. Положение устанавливает последствия отказа в регистрации помощи (п. 27):

  • возврат имущества (в том числе товаров) отправителю;
  • возврат денежных средств отправителю, а помощь, полученная от иностранного анонимного жертвователя, перечисляется получателем в республиканский бюджет. При этом Департамент в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе в удовлетворении заявления (об отказе в регистрации) информирует об этом банк, в котором получателем открыт благотворительный счет.

5. Регистрация помощи подтверждается выдачей Департаментом получателям удостоверения о регистрации иностранной безвозмездной помощи по форме, установленной Управлением делами Президента Республики Беларусь (далее, если не указано иное, – удостоверение).

К удостоверению прилагаются в одном экземпляре ранее поступившие в Департамент от получателей:

  • план;
  • документ, подтверждающий внесение (перечисление) денежных средств на благотворительный счет, – при регистрации помощи в виде денежных средств;
  • акт приемки (при его наличии) – при регистрации помощи в виде товаров;
  • копия документа, подтверждающего отправление (предоставление) товаров получателю, с указанием наименования, количества, стоимости товаров и целей их использования – при регистрации помощи в виде товаров до ее ввоза в Республику Беларусь (п. 28 Положения).

Порядок регистрации помощи по заявлениям юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с освобождением от налогов, сборов (пошлин)

1. В соответствии с п. 29 Положения ходатайство юридического лица, индивидуального предпринимателя об освобождении помощи от налогов, сборов (пошлин) указывается в заявлении. К такому заявлению дополнительно к документам, предусмотренным Положением, прилагается заключение компетентного органа о целесообразности освобождения иностранной безвозмездной помощи от налогов, сборов (пошлин) по форме, установленной Управлением делами Президента Республики Беларусь (далее – заключение). При этом Положением установлены исключения: заключение не требуется в отношении помощи, получаемой республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Уполномоченным по делам религий и национальностей, государственными органами и организациями, подчиненными (подотчетными) Президенту Республики Беларусь, Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь, Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, Конституционным Судом Республики Беларусь, Верховным Судом Республики Беларусь, Генеральной прокуратурой, областными (Минским городским) исполнительными комитетами.

2. Согласно п. 30 заключения выдаются:

  • республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Уполномоченным по делам религий и национальностей, государственными органами и организациями, подчиненными (подотчетными) Президенту Республики Беларусь, которые реализуют государственную политику в сфере заявленных получателем целей использования помощи или ее основной части (более 50 процентов), – в отношении помощи, общий размер (стоимость) которой составляет более 10 000 базовых величин на дату ее поступления или использование которой осуществляется на территории нескольких областей (г. Минска);
  • областными (Минским городским) исполнительными комитетами – в отношении помощи, размер (стоимость) которой составляет от 5000 до 10 000 базовых величин включительно на дату ее поступления или использование которой осуществляется на территории нескольких административно-территориальных единиц соответствующей области (районов г. Минска);
  • районными (городскими) исполнительными комитетами, местными администрациями районов в городах, на территории которых используется помощь, – в отношении помощи, размер (стоимость) которой составляет менее 5000 базовых величин на дату ее поступления;
  • Верховным Судом Республики Беларусь – в отношении помощи, полученной судами;
  • Генеральной прокуратурой – в отношении помощи, полученной органами прокуратуры.

3. Положением установлен порядок получения заключения.

4. Документы, полученные от получателей, вносятся Департаментом в зависимости от целей на рассмотрение Управлению делами Президента Республики Беларусь либо Межведомственной комиссии по вопросам иностранной безвозмездной помощи (далее – Межведомственная комиссия).

5. Департаменту предоставлено право на безвозмездной основе запрашивать у государственных органов и иных организаций сведения (документы), необходимые для уточнения или проверки оснований для освобождения помощи от налогов, сборов (пошлин), представленной получателем информации, регистрации помощи, определения целей ее использования, в том числе содержащиеся в информационных ресурсах (системах). По результатам анализа поступивших сведений (документов) Департамент вправе отказать в регистрации помощи. В этом случае заявление о регистрации помощи с ходатайством об освобождении от налогов, сборов (пошлин) на рассмотрение Управления делами Президента Республики Беларусь или Межведомственной комиссии не вносится (п. 39 Положения).

6. Департамент вправе в течение 5 рабочих дней с даты поступления документов отказать в рассмотрении заявления с ходатайством об освобождении от налогов, сборов (пошлин) с указанием причин отказа и возвратом оригиналов документов получателю. При этом получателю предоставлено право в течение 15 рабочих дней устранить причины, послужившие основанием для отказа, и подать документы повторно за регистрацией помощи с освобождением от налогов, сборов (пошлин).

7. Регистрация помощи с освобождением (частичным освобождением) от налогов, сборов (пошлин) осуществляется Департаментом в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия Управлением делами Президента Республики Беларусь или Межведомственной комиссией решения об освобождении помощи от налогов, сборов (пошлин), и подтверждается удостоверением (п. 42 Положения).

8. Информация о полном или частичном освобождении помощи от налогов, сборов (пошлин) вносится в удостоверение с указанием размера помощи, в отношении которой принято решение об освобождении от налогов, сборов (пошлин), а также льгот по налогам, сборам (пошлинам) (п. 43 Положения).

9. Положение устанавливает основания для применения льгот по налогам, сборам (пошлинам). Например, для инспекции Министерства по налогам и сборам: копия удостоверения, содержащего сведения об установленных видах льгот по налогам, сборам (пошлинам) и копия плана.

Порядок регистрации помощи по заявлениям физических лиц

1. Физическое лицо не позднее трех месяцев после получения помощи вправе обратиться в Департамент за ее регистрацией с освобождением от подоходного налога с физических лиц (п. 46 Положения).

2. Положение устанавливает перечень документов для регистрации помощи.

3. Помощь, полученная физическими лицами, может освобождаться от подоходного налога с физических лиц по решению Межведомственной комиссии (п. 49 Положения).

4. Регистрация помощи подтверждается удостоверением, к которому прилагаются:

  • план;
  • документ, подтверждающий внесение (перечисление) денежных средств на благотворительный счет, – при регистрации помощи в виде денежных средств;
  • копия транспортных (товаросопроводительных) документов и документов, согласно которым товары ввозились (приобретались), с указанием наименования, количества и стоимости товаров – при регистрации помощи в виде товаров.

На вышеуказанных документах проставляется штамп Департамента с указанием номера и даты удостоверения, к которому они прилагаются (п. 50 Положения).

5. Согласно п. 52 Положения основанием для применения налоговых льгот является представление физическим лицом в территориальный орган Министерства по налогам и сборам копий удостоверения, содержащего сведения об установленных видах налоговых льгот, и плана, удостоверенного штампом Департамента.

Особенности получения и регистрации помощи по гуманитарным проектам

1. Положением в п. 53 закреплено, что помощь может предоставляться в рамках реализации на территории Республики Беларусь гуманитарных проектов (под гуманитарным проектом понимаются документы, определяющие взаимоотношения отправителя и получателя (вторичного (последующего) получателя) по вопросам помощи со сроком ее использования не менее одного года и предусматривающие не менее трех поступлений помощи, а также устанавливающие характеристики таких проектов, включая цели, задачи, сведения об условиях использования помощи, видах и размере расходов (п. 2 Положения).

2. Положение устанавливает требования к гуманитарному проекту.

3. Каждое поступление помощи подлежит регистрации в порядке, предусмотренном Положением (п. 55 Положения).

Порядок использования помощи

1. Положением закреплена обязанность получателей приступить к использованию помощи в течение трех месяцев со дня ее регистрации (п. 56 Положения).

2. Получатели (вторичные получатели) при направлении помощи вторичным (последующим) получателям передают им заверенную получателем копию удостоверения и копию плана (выдержки из плана) (п. 58 Положения).

3. Помощь в виде денежных средств, подлежащих направлению вторичным (последующим) получателям:

  • перечисляется получателем (вторичным получателем) на благотворительный счет вторичного (последующего) получателя – юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • выдается получателем (вторичным получателем) наличными денежными средствами вторичному (последующему) получателю – физическому лицу или перечисляется данному лицу на счет, открытый в банке (п. 59 Положения).

4. Положение описывает следующий порядок взаимоотношений с банком. Получатель должен представить в банк:

  • копию удостоверения;
  • копию плана, удостоверенного штампом Департамента;
  • копию документа, подтверждающего внесение (перечисление) денежных средств на благотворительный счет, на котором проставлен штамп Департамента с указанием номера и даты удостоверения, к которому они прилагаются.

Вторичный (последующий) получатель представляет в банк:

  • заверенную получателем копию удостоверения;
  • копию выдержки из плана.

В платежных инструкциях на перечисление денежных средств, заявлениях на акцепт, заявлениях на получение наличных денежных средств с благотворительного счета получатели, вторичные (последующие) получатели должны указать номер и дату удостоверения, а также цели использования помощи, виды и размер расходов (п. 60 Положения).

Банки обязаны отказать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в перечислении (выдаче) денежных средств с благотворительных счетов в случаях:

  • непредставления получателями (вторичными (последующими) получателями) вышеуказанных документов;
  • отсутствия (несоответствия) в платежных инструкциях на перечисление денежных средств, заявлениях на акцепт, заявлениях на получение наличных денежных средств номера и даты удостоверения, целей использования помощи, видов и размера расходов (п. 61 Положения).

5. Положением предоставлено получателям право в случае неиспользования или невозможности дальнейшего использования зарегистрированной помощи на цели, указанные в плане, обратиться в Департамент с заявлением об изменении цели использования помощи, в том числе по завершении срока использования помощи. По заявлениям получателей цели использования помощи, виды и размер расходов, перечень вторичных (последующих) получателей (далее – цели использования помощи) могут быть изменены в порядке, установленном для регистрации помощи. Решение об изменении цели использования помощи может быть принято Межведомственной комиссией, Управлением делами Президента Республики Беларусь, Департаментом.

6. Согласно п. 69 Положения в случае реорганизации юридического лица – получателя помощь используется его правопреемником в соответствии с Положением.

7. Положение обязывает индивидуальных предпринимателей, юридических лиц – вторичных (последующих) получателей ежеквартально не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять получателям отчет об использовании помощи по форме, установленной Управлением делами Президента Республики Беларусь (далее – отчет). В свою очередь получатели ежеквартально не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют отчет в Департамент (п. 70 Положения).

Особенности использования отдельных видов товаров (имущества), полученных в качестве помощи

1. Обращаем внимание: Положение вводит новое существенное условие для сделок с имуществом, расположенным в Республике Беларусь (как мы помним, под имуществом согласно Декрету № 3 понимается недвижимое имущество): указание сведений о предоставлении имущества в качестве помощи (п. 71 Положения).

2. Получатель (вторичный (последующий) получатель) не вправе без изменения цели использования помощи осуществлять:

  • сделки с имуществом, влекущие возникновение, переход или прекращение прав либо предусматривающие возможность перехода прав на него к иным лицам;
  • реконструкцию и другие действия, влекущие изменение технических характеристик и (или) назначения имущества (п. 71 Положения).

Взимание платы за регистрацию помощи

1. За регистрацию помощи с получателей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в размере 0,5 процента от суммы (стоимости) полученной помощи, не освобожденной от налогов, сборов (пошлин) (п. 75 Положения).

2. Размер платы, подлежащий уплате, рассчитывается Департаментом при регистрации помощи и доводится до получателей. В отношении помощи, стоимость которой выражена в иностранной валюте, пересчет иностранной валюты в белорусские рубли проводится по официальному курсу белорусского рубля, установленному Национальным банком по отношению к соответствующей иностранной валюте на дату регистрации помощи (п. 75 Положения).

3. Плата за регистрацию помощи взимается в белорусских рублях (п. 76 Положения).

4. Оплатить регистрацию помощи можно на текущий (расчетный) банковский счет Департамента:

  • наличными денежными средствами через банки и (или) отделения почтовой связи национального оператора почтовой связи, в том числе при использовании программно-технической инфраструктуры (банкоматы, инфокиоски);
  • в безналичном порядке при использовании банковской платежной карточки, иных платежных инструментов и средств платежа, банковским переводом с банковского счета получателя;
  • посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства (п. 77 Положения).

Сафаревич Д.З.,
юрист

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».