/ / Новости PRAVO.BY
01.12.2020

Профессионально об актуальном: Нормативно-правовые основы нового индустриального развития

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 6 октября 2020 г.

В статье проанализированы новые и даже незнакомые, но не менее современные и злободневные проблемы правового обеспечения экономики нашего государства (и не только) в эпоху новой индустриализации, которая неумолимо приближается и потребует нового видения роли права, науки, производства, управления с учетом опыта иностранных государств, мнения исследователей сходных проблем за рубежом.

Рассматриваются понятие новой технической революции, имеющиеся и будущие основные источники, и уровни ее правового обеспечения, иные факторы, влияющие на комплекс правового регулирования вопросов новой индустриализации.

При научном исследовании относительно узких тем о значении права в регулировании общественных отношений в отдельных видах экономической деятельности и отраслях экономики1, то есть на микроуровне, складывается яркое представление о возрастании его роли на макроуровне. При этом значение права как регулятора на макроуровне тоже будет различаться в зависимости от субъектов данного уровня: одного государства, межгосударственного объединения, а также иных глобальных факторов.

В настоящей статье мы затронем актуальнейшую проблему современности о роли права в период новой индустриализации.

Понимая, что сам термин «новая индустриализация» больше знаком для экономистов, нежели для юристов, его правовой дефиниции и регулирования, а также научных исследований2 мы не найдем в современных источниках, обратимся к «первоисточнику», то есть к понятию «индустриализация».

Словарные определения данного экономического понятия мы имеем следующие:

  • «индустриализация» (англ. industrilization) – широкое развитие организованной экономической деятельности для нужд производства. Индустриализация характеризуется трансформацией преимущественно аграрной экономики в более специализированную и капиталоемкую экономику3;
  • индустриализация страны – перевод экономики страны на промышленные рельсы, значительное увеличение доли промышленного производства в экономике, создание крупного машинного производства во всем народном хозяйстве или в отдельных его отраслях4.

Оппоненты могут сказать, что эти процессы мы уже наблюдаем давно и ничего здесь нет неизвестного. Но речь ведь идет о новой индустриализации, которая происходит в настоящее время во всем мире на фоне всеобщей глобализации. Отставание в этих процессах может быть чревато негативными последствиями для экономики в целом, для государства и людей, проживающих в нем.

Поиски в правовых словарях и системах дали следующие результаты, близкие к искомому понятию:

  • индустриально-инновационный проект – комплекс мероприятий, направленных на трансфер технологий, создание новых или усовершенствование действующих производств, технологий, товаров, работ и услуг, реализуемых в течение определенного промежутка времени5;
  • индустриальный (промышленный) парк – система объектов научной и промышленной инфраструктуры, предназначенных для промышленного производства или модернизации промышленного производства и управляемых управляющей компанией – коммерческой или некоммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством6.

У кого-то может возникнуть мысль: может право здесь и не нужно?

Возражая, приведу некоторые мысли о поспешности такой мысли. Право на протяжении многих веков в разных правовых системах рассматривается в качестве универсального и системного регулятора общественных отношений в различных сферах человеческой жизни. При этом как регулируемые отношения, так и сам регулятор должны развиваться параллельно, взаимосвязано и соответствовать своим времени и духу, ради избежания неравенства и даже кризиса между ними.

Одним из негативных последствий нарушения такого взаимодействия является так называемое «механистическое применение права». Его еще называют «уловка механизации» (mechanistic trap), которая, по мнению авторов, является одной из наиболее серьезных проблем, доставшихся современной правовой науке и правовой жизни от индустриальной эпохи7. Увлеченность машинами и механизмами в период быстрой индустриализации привела к соответствующему миросозерцанию, которое, на их взгляд, во многом выхолостило живое начало в праве и таким образом лишило право возможности эффективно реагировать на ключевые вызовы современности уже нового витка промышленной революции.

Общее представление о понятии неоиндустриализации можно получить при изучении научных трудов экономистов.

В них можно узнать, что примерно десять лет США и страны Западной Европы приступили к новой промышленной революции или реиндустриализации. Она заключается внедрением «…информационно-компьютерных технологий в управление всем жизненным циклом продукции – от проектирования и дизайна до послепродажного обслуживания и утилизации. Новая промышленная революция, как ее все чаще называют на Западе, должна привести к скачку производительности труда и модернизации всех сторон общественной жизни»8.

Неоиндустриализация, как указывают экономисты, – это процесс широкомасштабного внедрения комплекса прорывных технологий в производство. На основе интегрированного электронного управления расширенным производственным циклом человек освобождается от рутинных управленческих операций и может сосредоточиться на функциях управления более высокого уровня.

Другие авторы рассматривают неоиндустриализацию как экономику, основанную на знаниях, человеческих ресурсах, предполагающую широкое использование цифровых технологий, электронных информационных ресурсов, и, как следствие, появление новых средств производства, достижение нового уровня благосостояния и социального развития9. В отличие от традиционной схемы, в новой экономике преобладают компьютерные, коммуникационные и сетевые технологии, а управление компаниями и производством продукции зависит от информации, получаемой благодаря информатизации управления и производства.

Для правоведов здесь интересным видится взгляд экономической науки на необходимость участия правового механизма регулирования новых общественных отношений. Они высказались очень определенно: «…в настоящее время России важно приступить к созданию нормативно-правовых основ неоиндустриального развития»8.

Более того, предлагается некий комплексный экономический план перехода Российской Федерации к неоиндустриальному развитию. Он включает:

  • наличие адекватной коммерческой финансовой системы, способной конвертировать сбережения населения и свободные средства бизнеса в инвестиции;
  • наличие достаточных аналитических мощностей под контролем государства;
  • активная роль государства в развитии промышленности, наличие эффективных государственных программ;
  • наличие крупного или ассоциированного среднего бизнеса с собственными аналитическими мощностями, позволяющими выстраивать отраслевые стратегии;
  • тесное взаимодействие крупного частного бизнеса и государства;
  • наличие человеческого капитала (достаточное количество профессиональных работников);
  • лояльное восприятие населением и ведущими внутриполитическими игроками новой парадигмы развития;
  • благоприятный внешнеполитический климат, конструктивные отношения с главными центрами инженерно-научной, экономической, военной и политической мощи;
  • наличие сетевых институтов взаимодействия производителей и потребителей7.

Не будем подвергать критической оценке данные экономические выкладки и предложения, но зададимся вопросом: без правового регулирования и квалифицированного юридического сопровождения перечисленные направления смогут реализоваться в жизни? Полагаю, что с отрицательным ответом согласятся многие специалисты.

Отчасти повторяясь, заметим, что экономисты-исследователи, не будучи правоведами, но тоже называют правовое регулирование многих процессов, характерных для неоиндустриализации, в качестве необходимого условия успешного ее осуществления.

Например, Васильева Н.Ф. отправной точкой неоиндустриализации экономики видит успешное взаимодействие государства и бизнеса как на уровне инвестирования нововведений, прорывных технологий, так и формирования необходимого людского потенциала и институциональной базы. Особой ценностью в этом процессе должно стать косвенное государственное регулирование сверхтехнологичных производств (налоговое, инвестиционное, страховое), использование информационно-интеллектуальных систем9.

Переводя на юридический язык сказанное, нужно заметить, что здесь, по сути, были названы наука в целом, включая юридическую науку. А также соответствующие перспективные и востребованные в период неоиндустриализации отрасли права, в том числе хозяйственное право с его структурными частями (подотраслями), в том числе информационное (IT-право), право интеллектуальной собственности и финансовое право. Под цели и задачи неоиндустриализации нужно готовить и должное законодательство.

По мнению Губанова С.С.10, социально-экономическая цель новой индустриализации заключается в создании народнохозяйственной системы автоматизированных машин, функционирующей в соответствии с принципами: трудосбережения, вертикальной интеграции, «точно вовремя», безлюдности, безотходности, рециркуляции ресурсов; воспроизводства человека и здоровой окружающей среды. При этом он отмечает, что количественной мерой новой индустриализации служит удельный вес автоматизированных, оцифрованных рабочих мест в народном хозяйстве, прежде всего – в материальном производстве, где базисным продуктом являются микропроцессоры и микропроцессорные устройства.

А в Республике Беларусь правовое регулирование производственной деятельности практически отсутствует. Более точно – отсутствует это регулирование на серьезном уровне. Отсюда и задачи для нашего промышленного комплекса по формированию с опережением базы правового регулирования производственной деятельности.

Тезис Губанова С.С.10, что подъем производительных сил на технотронный уровень развития гарантирует превращение науки в непосредственную производительную силу общества, а также актуализирует роль науки и образования, в том числе юридических науки и образования. В связи с этим ведущим учреждениям образования Республики Беларусь, включая Белорусский государственный университет, нужно изменять стратегию по подготовке кадров, способных эффективно управлять неоиндустриальными технологиями и кадрами, а также финансовую составляющую этих процессов. Появляющиеся эпизодически слухи о невостребованности юридических специальностей в будущем, в период новой индустриализации, не стоит воспринимать серьезно. Начало и продолжение системной государственной политики управляемых преобразований в структуре воспроизводства, конкурентоспособной среды и кластеров, институтов взаимодействия государства и бизнеса, соцгрупп предполагает не только правовое регулирование, но и эффективное правовое сопровождение. Известно, что от идеальных теоретических формул до реалий жизненных всегда бывает достаточное расстояние.

Васильева Н.Ф.9 со ссылкой на основоположников концепции «нового индустриального общества» Дж. Гелбрейта11 и его продолжателя, идеолога «постиндустриального общества» Д.Белла12, называет несколько групп условий старта неоиндустриализации экономики, исходя из мирового опыта. Их анализ показывает, что право как системный регулятор общественных отношений может и будет востребован при воплощении в жизнь этих условий.

В частности, реализация институциональных условий, то есть формирование институтов государства и бизнеса, способных дать старт преобразованиям, потребуют как минимум:

  • осмысления существующего уровня правового регулирования этих процессов и структур, наличия недостающих элементов и методов;
  • проведения научных правовых исследований с целью обоснования необходимости новых изменений в условиях неоиндустриализации;
  • разработки изменений и дополнений в действующее законодательство;
  • правовое сопровождение реализации новых правил регулирования;
  • трансформации и адаптации самих правовых механизмов и методов защиты в условиях неоиндустриализации ее субъектов, а также ее результатов.

Даже при осуществлении таких технологических условий, как модернизация базисных отраслей экономики, становление новой энергетики, технологии сверхпроводимости и т.п., потребуется юридическое сопровождение этих процессов с целью минимизации негативных и нежелательных последствий, соответствия получаемых результатов заявленным целям и задачам.

Аналогично потребуется помощь правовых механизмов и в отношении воплощения в жизнь воспроизводственных условий неоиндустриализации: ускорения обновления основного капитала отраслей 5-го технологического уклада, привлечения инвестиций в отрасли 6-го уклада и т.д.

Кластерные условия, то есть формирование агломератов новейших технологий, опирающихся на имеющуюся в стране ресурсную базу, инновационный потенциал научных организаций и технологических платформ, также потребуют правового сопровождения. Этот процесс предполагает объединение компаний различных отраслей в единый производственный цикл наукоемкой продукции. Следовательно, нужны будут новые организационно-правовые формы юридических лиц с наполнением их правового статуса.

Не смогут обойтись без права и рыночные условия неоиндустриализации экономики. Ведь рыночные условия включают в себя, в том числе государственную поддержку в форме госгарантий и госкредита, субсидирования процентных ставок и налоговых льгот, регулирования взаимодействия инновационных компаний и естественных монополий. А это правовые вопросы.

И социальные условия неоиндустриализации востребуют правовой помощи при целенаправленном формировании и повышении квалификации соцгрупп 6-го техноуклада.

Наконец, нужно понимать, что право не является неким окаменелым, застывшим и костным явлением. Оно представляет собой живой и постоянно развивающийся организм, способный приспособиться к реальным условиям развития новых общественных отношений, вплоть до мимикрии и приобретения соответствующих цифровых и иных неоиндустриальных форм и категорий. Ведь право также относится к числу комплексных институциональных категорий, включающих различные институции. Об этом прямо указывается даже в словарных изданиях и научных публикациях:

  • «…институциональные преобразования – преобразования экономических, правовых, финансовых, собственнических, организационно-управленческих институтов, проводимые обычно в процессе крупных экономических и управленческих реформ»13;
  • «…система права – понятие структурно-институциальное, оно раскрывает взаимосвязь, соотношение и строение отраслей права, что определяется объективными и субъективными факторами»14;
  • «…Интернет на сегодняшний момент, являясь мощным глобальным информационным ресурсом, остается вне институциально-правового пространства…»15;
  • «…задачей права для реализации целей поддержания экономической эффективности должно стать стремление максимально минимизировать транзакционные издержки. К таким издержкам относятся не только некие формально определенные процедуры перехода (и закрепления) прав от одних субъектов к другим (например, договоры, система регистрации права собственности и иных вещных прав), но и такие механизмы, которые позволяют государственным институциям аннулировать результаты юридически значимых действий этих субъектов»16.

Завершая этот небольшой и недостаточно доскональный экскурс в неоиндустриализацию и ее будущее правовое регулирование, нужно отметить, что схожие проблемы касаются не только Беларуси, но и соседних государств по нашим интеграционным объединениям. Поэтому целесообразно подумать об объединении сил в этом направлении.

______________________________

1 См., например, Каменков В. С. Правовое регулирование производственной деятельности // КонсультантПлюс 2019 ; Каменков В. С. Правовое регулирование реального сектора экономики // Юридический мир, 2019, № 1, с. 76–82 ; Каменков В. С. Право об энергетической и экологической безопасности в контексте национальной безопасности // ИПС «ЭТАЛОН Правоприменительная практика» НЦПИ; 2019; Каменков В. С. Специфика правового режима энергоресурсов в контексте ЕАЭС // Юридический мир, 2018, № 12, с. 71–78 ; Каменков В. С. Система правового регулирования цифровой экономики статья // Консультант Плюс: Беларусь, 2019 ; Каменков В. С. Макроэкономика без права – это что? // «Право и современная экономика: новые вызовы и перспективы»: Сборник материалов» II научно-практической конференции с международным участием юридического факультета СПбГЭУ, 9 апреля 2019 г. – 555 с. С. 294–301.

2 В Республике Беларусь наши коллеги только подступаются к подобной проблеме. См., например, Гаврильченко Ю. П. Рынок форекс: особенности функционирования в Республике Беларусь // Налоги Беларуси – 2017. – № 23 (455) ; Томкович Р. Р. Использование в банковских правоотношениях документов в электронном виде // Право.by/ – 2018/ – № 6. С. 104–108.

3 Гавриленко В. Г. Капитал. Энциклопедический словарь // Право и экономика, 2009 (электронный вариант).

4 Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. // ИНФРА-М, 2011 (электронный вариант).

5 Модельный закон «О совместных исследованиях и кооперации в разработках и производстве инновационной продукции (услуг)», утвержденный постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств от 13 апреля 2018 г. № 46-6 // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ, 2018 г., № 69.

6 Модельный закон «О государственной промышленной политике», принятый постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств от 27 марта 2017 г., № 46-10 // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ, 2017 г., № 67 (ст. 3).

7 Capra F., Mattei U. The Ecology of Law: Toward a Legal System in Tune with Nature and Community. Berrett-Koehler, 2013 ; Иванов А. Ю., Войниканис Е. А. Право четвертой промышленной революции в России: поиск точки опоры // Закон. 2018. № 5. С. 42–53.

8 Побываев С. А., Толкачев С. А. Переход к неоиндустриализации России: повестка дня и анализ вариантов // Режим доступа: https://yury-st.livejournal.com/265788.html. Дата доступа: 18.09.2020.

9 Васильева Н. Ф. Неоиндустриализация экономики: условия старта и реализация // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/16962923. Дата доступа: 18.09.2020.

10 Губанов С. С. Державный прорыв. Неоиндустриализация России и вертикальная интеграция. – М. : Книжный мир, 2012. – 224 с.

11 Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество / Дж. Гэлбрейт. – М. : Эксмо, 1969. – 309 с.

12 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл. – М. : Академия, 1999. – 578 с.

13 Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. (ИНФРА-М, 2011) (электронный ресурс).

14 Постовалова Т. А. Трудовое право Европейского союза: теория и практика. М. : Проспект, 2015. – 496 с. (электронный ресурс).

15 Касьяненко М. А. Введение Интернета в институциально-правовое пространство как один из факторов, влияющих на минимизацию криминальных проявлений этнодискриминационного характера, и обеспечение межнационального согласия в глобальной сети // Правовые вопросы связи. 2009. № 2. С. 20–22.

16 Печеный О. П. Проблемы недействительности сделок и других актов в сфере электронной коммерции // E-commerce и взаимосвязанные области (правовое регулирование) : сборник статей / А. А. Богустов, О. Н. Горохова, Д. А. Доротенко и др.; рук. авт. кол. и отв. ред. М. А. Рожкова. М. : Статут, 2019. 448 с. (электронный ресурс).

Каменков В.С.,
научный консультант, профессор кафедры финансового права и правового регулирования
хозяйственной деятельности Белорусского государственного университета,
директор Международного научно-образовательного центра медиации, примирения
и третейских процедур, национальный корреспондент Беларуси в ЮНСИТРАЛ,
доктор юридических наук, профессор

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».