/ / Новости PRAVO.BY
28.06.2019

Информация о результатах проведения публичного обсуждения проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь»

Подведены итоги публичного обсуждения Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь».

Организатор публичного обсуждения – Государственный комитет по имуществу.

Публичное обсуждение осуществлялось в сети Интернет на сайте «Правовой форум Беларуси» в период с 6 до 16 июня 2019 г.

Вид публичного обсуждения – общественное.

Способы публичного обсуждения – размещение на сайтах Государственного комитета по имуществу и «Правовой форум Беларуси».

Вид нормативного правового акта – Закон Республики Беларусь.

Название проекта нормативного правового акта, выносимого на публичное обсуждение – «Об изменении Закона Республики Беларусь».

Предмет правового регулирования проекта – проект Закона определяет правовые и организационные основы совместного домовладения собственников недвижимого имущества в нежилых капитальных строениях (зданиях, сооружениях) и направлен на обеспечение эффективного использования общего имущества совместного домовладения.

Поступило 4 предложения.

Сводная таблица

замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь» (далее – проект Закона)

Структурный элемент проекта нормативного правового акта Содержание замечаний и (или) предложений Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений
Обоснование
(в случае неучета)
Редакция
(в случае учета)

Пункт 4 статьи 1 проекта Закона

Исключение из определения термина «общее имущество совместного домовладения» указание на «право землепользования», а также исключение из определения термина «совместное домовладение» указания на то, что правоотношения собственников объектов недвижимого имущества включают земельный участок, «отрывают» правоотношения «совместного домовладения» от правоотношений, связанных с земельным участком, на котором располагается «общее имущество совместного домовладения».

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о земле земельные участки могут находиться у землепользователей на следующих правах: государственной и частной собственности, а также на праве собственности иностранных государств, международных организаций, пожизненного наследуемого владения; постоянного и временного пользования. В связи с тем, что среди перечисленных прав на земельные участки «право землепользования» отсутствует, из определения термина «общее имущество» исключено указание на этот вид права.

Из определения термина «совместное домовладение» исключено указание на то, что правоотношения собственников объектов недвижимого имущества включают земельный участок. При включении в состав правоотношений по совместному домовладению земельного участка на практике возникает ряд трудностей с их реализацией. Так, законодательством об использовании и охране земель допускается нахождение на одном земельном участке нескольких нежилых капитальных строений (зданий, сооружений). Исходя из действующего определения термина «совместное домовладение», в приведенном примере и земельный участок, и все расположенные на нем капитальные строения (здания, сооружения) должны входить в одно совместное домовладение. В свою очередь, необходимость создания одного товарищества собственников приводит к конфликтным ситуациям в части необходимости несения расходов на содержание и эксплуатацию общего имущества совместного домовладения, а также к невозможности принятий решений по тем или иным вопросам.

Учитывая изложенное, проектом Закона предусмотрено, что товарищество собственников создается непосредственно в капитальном строении (здании, сооружении).

В случае нахождения на одном земельном участке нескольких капитальных строений (зданий, сооружений), в каждом из которых будут созданы товарищества собственников, земельный участок будет предоставлен им на долевом праве. Соответственно, товарищества собственников будут иметь права и нести обязанности, установленные законодательством об использовании и охране земель для землепользователей.

В связи с тем, что порядок предоставления земельных участков подробно урегулирован законодательством об охране и использовании земель, отношения, связанные с предоставлением земельных участков участникам совместного домовладения не требуют дополнительного правового регулирования.

 

Абзац первый статьи 12 проекта Закона

Предлагаем исключить из статьи 12 первый абзац, ограничивающий количество участников совместного домовладения (не более 10-и лиц и количество объектов не превышает 10 единиц), при котором возможно управление общим имуществом непосредственно участниками совместного домовладения.

Проектом Закона корректируется норма, регламентирующая количество объектов недвижимого имущества, необходимое для выбора непосредственного способа управления общим имуществом совместного домовладения.

Абзацем вторым подпункта 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 14 октября 2010 г. № 538 предусмотрено, что управление общим имуществом совместного домовладения может осуществляться непосредственно участниками совместного домовладения, если в собственности у нескольких участников совместного домовладения находится не более десяти объектов недвижимого имущества. Жилищным кодексом Республики Беларусь (далее – ЖК) также предусмотрена аналогичная норма. Неограниченное количество участников при определении способа управления общим имуществом совместного домовладения может вызывать сложности в принятии решений, а также породить конфликтные ситуации.

Проектом Закона предлагается установить возможность непосредственного управления общим имуществом совместного домовладения в случае, если объекты недвижимого имущества находятся в собственности не более десяти лиц.

 

Пункт 1 статьи 19 проекта Закона

Предлагается исключить обязанность проводить ежегодные собрания участников совместного домовладения и предоставить участникам право их созыва для решения конкретных вопросов.

Предложение не поддерживается, поскольку ряд вопросов может быть решен исключительно на общем собрании участников (например, по вопросам отчуждения либо увеличения размера общего имущества совместного домовладения). Кроме того, в нормативных правовых актах, регулирующих деятельность различных видов товариществ (Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ», Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 43 «О деятельности организаций застройщиков, гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок», ЖК) также предусмотрено проведение ежегодных общественных собраний.

Предоставление права участникам совместного домовладения инициировать проведение общего собрания предусмотрено частью третьей пункта 2 статьи 18 проекта Закона.

 

Часть вторая пункта 3 статьи 19 проекта Закона

Исключить норму, регламентирующую порядок направления электронного уведомления.

 

Учтено.

«Письменное уведомление направляется инициатором каждому участнику совместного домовладения заказным письмом либо вручается ему под роспись, либо направляется иным способом, предусмотренным решением участников совместного домовладения».

Пункт 1 статьи 27 проекта Закона

Отражение в уставе товарищества собственников вопросов по принятию локальных правовых актов (правил внутреннего трудового распорядка, положения о премировании работников, инструкции о делопроизводстве).

 

Пункт дополнен абзацами следующего содержания:

«указание места хранения документов товарищества собственников;
порядок утверждения правил внутреннего трудового распорядка товарищества собственников, премирования работников товарищества собственников и иных локальных правовых актов.»

Информация предоставлена Государственным комитетом по имуществу для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».