/ / Новости PRAVO.BY
27.02.2019

Профессионально об актуальном. Краудфандинг: понятие и перспективы применения

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 20 января 2019 г.

В связи с развитием технологий появляются новые формы привлечения денежных средств (инвестиций) для реализации коммерческих и некоммерческих проектов.

Одной из таких форм является краудфандинг (народное финансирование, от англ. crowd – «толпа», funding – «финансирование»).

Согласно гл. 5 Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 31 января 2017 г. № 31 (далее – Указ № 31), в рамках обеспечения цифровой трансформации национальной экономики предусматривается в том числе развитие интернет-платформ (краудфандинга) в качестве инструмента взаимодействия потребителей и производителей товаров и услуг, инвесторов и соискателей инвестиций.

На территории Республики Беларусь инвестиции осуществляются любыми способами, кроме запрещенных законодательными актами Республики Беларусь (абз. 7 ст. 4 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 53-З «Об инвестициях»).

Таким образом, несмотря на отсутствие правового регулирования, белорусское законодательство признает краудфандинг в том числе как способ инвестирования.

Понятие краудфандинга

Действующее законодательство не содержит определения понятия краудфандинга.

В Указе № 31 краудфандинг рассматривается как интернет-платформа для взаимодействия потребителей и производителей товаров и услуг, инвесторов и соискателей инвестиций.

Исходя из определения, приведенного в свободной интернет-энциклопедии «Википедия», краудфандинг представляет собой коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило, через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиентов). Сбор средств может служить различным целям – помощи пострадавшим от стихийных бедствий, поддержке со стороны болельщиков, поддержке политических кампаний, финансированию стартап-компаний и малого предпринимательства, созданию свободного программного обеспечения, получению прибыли от совместных инвестиций и многому другому.

Таким образом, существует возмездный (предполагает какое-либо встречное предоставление донору со стороны реципиента – передача вещи, выплата денежных средств в размере определенного процента от продаж имущества, создание которого финансировалось) и безвозмездный (доноры не получают от реципиента ничего) краудфандинг.

В зависимости от возможности возврата денежных средств донорам выделяют:

  • краудфандинг, при котором собранные средства ни при каких условиях не возвращаются донорам;
  • краудфандинг, при котором имущество возвращается донорам, если собранных средств оказалось недостаточно для реализации проекта.

В зависимости от того, кому предназначаются собираемые средства, выделяют:

  • краудфандинг, при котором собранные средства предназначаются реципиенту;
  • краудфандинг, где кроме реципиента есть третье лицо (лица) – конечный получатель (получатели) средств.

На основании изложенного под краудфандингом можно понимать механизм сбора денежных средств, как правило в Интернете, от неопределенного круга лиц для финансирования коммерческих или некоммерческих проектов.

Участники краудфандинга

Исходя из положений Указа № 31 возмездный (коммерческий) краудфандинг предполагает участие как минимум трех сторон:

  1. оператора интернет-платформы – лица, осуществляющего деятельность по организации привлечения денежных средств;
  2. производителей товаров и услуг/соискателей инвестиций – лиц (организаций, физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей), привлекающих денежные средства, в том числе инвестиции, посредством интернет-платформы;
  3. потребителей/инвесторов – юридических и физических лиц, осуществляющих финансирование (инвестиции) посредством интернет-платформы.

На стороне соискателей инвестиций могут выступать также агенты или организаторы конкурса для предоставления инвестиций.

В некоммерческом краудфандинге наряду с оператором интернет-платформы участвуют лица, привлекающие средства на безвозмездной основе, и лица, предоставляющие средства без встречного предоставления.

В Республике Беларусь существуют различные интернет-платформы для коммерческого и некоммерческого краудфандинга:

Договорное оформление краудфандинга

Ввиду отсутствия специального регулирования в настоящее время участники отношений краудфандинга должны руководствоваться общими нормами гражданского законодательства об обязательствах и договорах, которые применяются прямо или по аналогии.

В рамках краудфандинга можно выделить две группы договорных отношений:

  1. отношения между оператором интернет-платформы и инвесторами, реципиентами могут быть урегулированы договорами об оказании услуг, посредством заключения которых обеспечивается доступ реципиентов и инвесторов к участию в краудфандинге;
  2. отношения между инвестором (донором) и реципиентом.

Предусмотренные действующим законодательством договорные конструкции не в полной мере отражают специфику возникающих отношений.

При некоммерческом краудфандинге чаще всего заключаются договоры дарения (ст. 543 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК)), пожертвования (ст. 553 ГК), договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи (п. 5 Указа Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи»).

В рамках коммерческого краудфандинга применяются договоры займа (ст. 760 ГК), купли-продажи с предварительной оплатой (ст. 457 ГК).

Если краудфандинг предусматривает условие о том, что товар будет передан донору (инвестору), независимо от размера его платежа и конечной стоимости самого товара, то применить ст. 457 ГК невозможно.

С учетом особенностей возникающих отношений и свободы договора (ст. 391 ГК) стороны могут заключить, например, договор возмездного участия в краудфандинге.

Однако до появления нормативного регулирования и соответствующей судебной практики сложно говорить о механизмах защиты прав подобного договора (например, если краудфандинг предусматривает приобретение токенов инвестиционного проекта, удостоверяющих некие имущественные и распорядительные права).

Правовое регулирование краудфандинга в иностранных государствах

В Эстонии краудфандинг осуществляется с помощью дистанционного договора – соглашения, заключенного между реципиентом и донором о передаче вещей либо оказании услуг.

Стороны такого договора одновременно не присутствуют в момент заключения договора, а все заявления о намерениях сторон должны быть отправлены исключительно дистанционно с использованием технических средств.

Специальное законодательство о краудфандинге в Эстонии отсутствует. Однако согласно Закону о кредиторах и кредитных посредниках (Creditors and Credit Intermediaries Act) все кредиторы и кредитные посредники обязаны обращаться в Финансовое надзорное ведомство Эстонии (Estonian Financial Supervision Authority) для получения разрешения на проведение сделок. Национальные и иностранные краудфандинговые площадки подпадают под действие указанного Закона, их деятельность подлежит лицензированию.

Во Франции краудинвестинговые платформы имеют статус инвестиционного консультанта (Conseil en Investissement Participatif, CIP), а краудлендинговые – финансового посредника (Intermdiaire en Financement Participatif, FIP). Они должны быть зарегистрированы в государственном регистре страховых брокеров (Organisme pour le Registre des Intermediaires en Assurance, ORIAS). При использовании благотворительной и условно-возвратной модели привлечения средств оператор может выбрать регистрацию в статусе FIP либо не регистрироваться в регистре.

В Российской Федерации в настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится законопроект № 419090-7 «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» (первоначальное название «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)»).

По законопроекту привлекать инвестиции через специальные интернет-платформы смогут российские организации и индивидуальные предприниматели.

Требований к тем, кто хочет стать инвестором, нет.

Операторами, предоставляющими доступ к площадкам, смогут стать российские хозяйственные общества. Основные требования к ним следующие:

  • общество должно быть включено в специальный реестр Банка России;
  • необходимо иметь минимум 5 млн руб. собственных средств (капитала), рассчитанных по методике Банка России.

В предложении для инвесторов требуется указать срок его действия и минимальную сумму для реализации проекта. Если ее собрать не получится, предложение должно быть отозвано, а безналичные деньги возвращены инвесторам.

Предельную сумму, которую за год вправе будет привлечь одно лицо, определит Банк России.

Предлагаются следующие варианты инвестирования:

  • предоставление займа;
  • покупка ценных бумаг;
  • приобретение доли в уставном капитале ООО или складочном капитале хозяйственного товарищества или партнерства;
  • приобретение токенов инвестиционного проекта.

Таким образом, краудфандинг является эффективным способом привлечения средств с использованием информационных технологий для реализации коммерческих и некоммерческих проектов. Для его развития необходимо нормативное регулирование и механизмы защиты прав участников соответствующих отношений.

Бандык О.И.,
юрист

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!