/ / Новости PRAVO.BY
27.01.2015

Комментарий к постановлению Министерства юстиции «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по исполнительному производству»

Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 сентября 2014 г. № 196 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по исполнительному производству» вступило в силу 24 января 2015 года. Начальник главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции Андрей Авдеев разъяснил, в чем суть внесенных изменений.

Андрей Дмитриевич Авдеев

Андрей Авдеев напомнил, что единая система органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов была создана 1 января 2014 года в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов».

Поэтапное изменение законодательства в сфере принудительного исполнения исполнительных документов потребовалось для повышения эффективности работы органов принудительного исполнения. Кроме того, Инструкция по исполнительному производству, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 20 декабря 2004 г. № 40 (Инструкция), также нуждалась в корректировке с учетом требований времени и развития действующего законодательства. Поэтому Министерство юстиции и приняло постановление от 19 сентября 2014 г. № 196 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по исполнительному производству».

«Внесенные в Инструкцию изменения и дополнения являются как концептуальными нововведениями, так и техническими правками», – сообщил начальник главного управления принудительного исполнения.

Например, в новой редакции изложены нормы Инструкции, определяющие права и обязанности сторон в исполнительном производстве, порядок принятия, исполнения, замены и отмены мер по обеспечению исполнения исполнительного документа, взыскания расходов по исполнению.

А также Инструкция дополнена новыми положениями, регламентирующими вопросы обращения взыскания на паенакопления, а также устанавливающими порядок предоставления органами принудительного исполнения материалов исполнительных производств.

На этих нововведениях Андрей Авдеев остановился подробнее: «Предоставление материалов исполнительных производств производится по запросу государственных органов, должностные лица которых вправе рассматривать жалобы на постановления, действия (бездействие) судебных исполнителей и совершать процессуальные действия в рамках исполнительных производств. А именно рассматривать заявления об отсрочке, рассрочке исполнения, утверждении мировых (медиативных) соглашений. Либо обладают правом принесения протеста, вправе производить выемку документов в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством».

Одним из концептуальных изменений Инструкции является нормативное закрепление положений, обеспечивающих возможность осуществления судебными исполнителями отдельных исполнительных действий с использованием электронного документооборота, информационных технологий. Речь идет о рассылке процессуальных документов, уведомлений о дате и времени проведения отдельных исполнительных действий, вызове к судебному исполнителю, запрете на совершение регистрационных действий в отношении объектов недвижимости. Имеются в виду также сервисы официальных сайтов органов принудительного исполнения в интернете (например, проведение электронных торгов и тому подобное).

По словам Андрея Авдеева, чтобы оптимизировать взаимодействие органов принудительного исполнения с органами внутренних дел, конкретизированы действия, которые должен совершить судебный исполнитель до вынесения постановления о розыске должника:

  • запросить у операторов сотовой связи информации о зарегистрированных за должником абонентских номерах;
  • установить по АС «Паспорт» адреса регистрации должника;
  • вызвать должника на прием повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи, обеспечивающих фиксирование факта вызова;
  • направить представления судье о вынесении определения о приводе должника;
  • отправиться по месту жительства (месту пребывания) или месту нахождения должника с целью установления его местонахождения и проверки имущественного положения.

Кроме того, судебный исполнитель может совершать и иные действия, направленные на установление местонахождения должника.

Некоторые из нововведений затрагивают сферу ведения документации. Например, формы процессуальных документов судебного исполнителя, а также иных документов, которые содержатся в приложениях к Инструкции, изложены в новой редакции.

А также Инструкция дополнена новыми приложениями, устанавливающими формы процессуальных документов:

  • постановление о взыскании (удержании) с должника расходов по исполнению исполнительного документа и (или) об утверждении (или изменении) расчета распределения денежных средств между взыскателями;
  • постановление о наложении ареста на имущество;
  • постановление о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах;
  • постановление о розыске должника;
  • представление о замене штрафа общественными работами.

«В Инструкцию внесены изменения по вопросам взаимодействия судебных исполнителей при необходимости совершения отдельных исполнительных действий на территории, на которую не распространяются их полномочия», – добавил Андрей Авдеев.

Теперь в случаях, когда должник имеет имущество, находящееся на территории разных районов, обслуживаемых несколькими органами принудительного исполнения, орган принудительного исполнения, в который первоначально поступил на исполнение исполнительный документ, на основании постановления вправе поручить совершение отдельных исполнительных действий другому органу принудительного исполнения.

«Таким образом, внесенные изменения и дополнения в Инструкцию позволят повысить эффективность исполнения исполнительных документов и оперативность удовлетворения требований по ним», – подвел итог начальник главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции.

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

(фото - НЦПИ)