/ / Аналитика
22.08.2023

Комментарий к Кодексу об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (часть 3)

22 июля 2023 опубликован Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности от 17 июля 2023 г. № 289-З (Кодекс), основные положения которого вступят в силу 23 июля 2024 года. Подробнее о вопросах нормирования в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, о системе производственного контроля юридических лиц и ИП, об обеспечении требований безопасности читайте в третьей части комментария Министерства архитектуры и строительства Порталу Pravo.by.

строительство.jpg

Глава 6 «Нормирование в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» состоит из пяти статей. В ней закрепляются нормы о порядке нормирования в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в том числе с учетом норм Указа № 217, которым устанавливается новые виды технических нормативных правовых актов (ТНПА) в строительстве, не относящихся к сфере действия Законов № 262-З и № 130-З:

  • строительные нормы Республики Беларусь, предназначенные для применения на обязательной основе и содержащие обязательные требования;
  • строительные правила Республики Беларусь, предназначенные для применения на добровольной основе.

Согласно пункту 5 статьи 30 строительные нормы и правила являются техническими нормативными правовыми актами, не относящимися к области технического нормирования и стандартизации, разрабатываются и утверждаются Министерством архитектуры и строительства.

Подпунктом 1.27 пункта 1 статьи 1 Закона № 262-З определено, что технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации – технические регламенты Республики Беларусь, технические кодексы установившейся практики, государственные стандарты, общегосударственные классификаторы, технические условия, стандарты организаций.

Обязательные для соблюдения требования и добровольные для применения правила в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности при градостроительном (территориальном) планировании, размещении объектов строительства и застройке территорий, разработке проектной документации и осуществлении строительной деятельности не могут устанавливаться в иных ТНПА, не относящихся к области технического нормирования и стандартизации, кроме строительных норм и правил, а также в технических регламентах Республики Беларусь, технических кодексах установившейся практики, государственных стандартах, общегосударственных классификаторах Республики Беларусь (пункт 7 статьи 30).

После введения в действие строительных норм и правил обязательные для соблюдения требования и добровольные для применения правила в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, содержащиеся в технических нормативных правовых актах, не являющихся строительными нормами и правилами, не будут применяться.

Исполнителями работ по разработке строительных норм, строительных правил могут являться научно-исследовательские, проектные организации, подчиненные Минстройархитектуры, технические комитеты в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Положение об этих технических комитетах и их составы утверждаются Минстройархитектуры (статья 32). Учитывая вышеизложенное, положения Закона № 262-З не распространяют свое действие на регулирование строительных норм и правил в сфере архитектуры, градостроительства и строительства, а также в части компетенции на установление порядка создания и деятельности технических комитетов.

Строительные нормы Республики Беларусь содержат обязательные требования в области безопасности зданий и сооружений. Строительные правила содержат правила достижения обязательных требований строительных норм, технические правила по производству работ, проведению инженерных изысканий, обследованию зданий и сооружений.

Специфика нормирования в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности заключается в совокупности действия как ТНПА, предусмотренных Указом № 217, основанных на принципах обязательности требований к зданиям и сооружениям, обеспечивающих безопасность при строительстве и последующей эксплуатации, их проектирование, строительство, монтаж и добровольности правил их достижения, так и ТНПА, относящихся к сфере регулирования Закона № 262-З, которым установлены требования к объектам технического нормирования и стандартизации – продукции или связанным с техническими требованиями к продукции процессам, методам испытаний, контроля строительных материалов и изделий.

Указанные ТНПА образуют систему и требуют закрепления на законодательном уровне определения нормирования в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Планирование деятельности по нормированию в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности осуществляется Минстройархитектуры путем утверждения перечня работ в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в разрезе источников финансирования в пределах средств республиканского бюджета, предусмотренных Минстройархитектуры на строительство и архитектуру, и иных источников, не запрещенных законодательством.

Кодексом предусмотрено, что порядок разработки строительных норм и строительных правил, их утверждения, применения определяется Советом Министров Республики Беларусь (подпункт 1.16 пункта 1 статьи 21).

Также в Кодексе закреплено, что строительные нормы и строительные правила до их утверждения Минстройархитектуры, а также вносимые в них изменения, подлежат согласованию с республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, в соответствии с их компетенцией, а в случаях, определенных Советом Министров Республики Беларусь, – с Межведомственным советом по вопросам архитектуры, градостроительства и строительства.

Данная редакция обусловлена практикой применения соответствующих положений Указа № 217, в том числе необходимостью корректировки полномочий Межведомственного совета по вопросам архитектуры, градостроительства и строительства с учетом практики его работы, что возможно осуществить только при соответствующем изменении норм.

Кодексом также закреплен принцип самообязывания. Данный принцип заключается в том, что если субъект архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в добровольном порядке заявил о соответствии проектной документации строительным правилам или о соблюдении строительных правил при осуществлении вышеуказанной деятельности, выполнении работ или оказании услуг, использовав для этих целей обозначения строительных правил (сделав ссылку на них) в проектной или иной документации, договорах либо заявив об этом иным способом, положения этих строительных правил для него становятся обязательными для соблюдения, поскольку он сам добровольно так пожелал (пункт 8 статьи 30).

Кодексом предусмотрено, что решения о возможности обоснованных отступлений от обязательных для соблюдения требований строительных норм, положений строительных правил, если их положения стали обязательными в соответствии с пунктом 8 статьи 30 Кодекса, принимаются Министерством архитектуры и строительства. Как будут осуществляться такие отступления, установит Министерство архитектуры и строительства (пункт 9 статьи 30).

В настоящее время подпунктом 3.14.7 пункта 3 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548, предусмотрена административная процедура «Согласование отступлений от требований технических нормативных правовых актов, утверждаемых Минстройархитектуры», и разработан регламент осуществления этой административной процедуры, утвержденный постановлением Министерства архитектуры и строительства от 27 января 2022 г. № 10.

При рассмотрении вопросов согласования отступлений от требований технических нормативных правовых актов должны быть представлены компенсирующие мероприятия по конкретному объекту проектирования и строительства.

Под компенсирующими мероприятиями по конкретному объекту проектирования и строительства понимаются меры по нейтрализации (минимизации и устранению) негативных последствий при несоблюдении нормативных требований как в отношении объекта проектирования и строительства, так и в отношении иных объектов, в том числе существующих.

Статьей 32 определено, что порядок создания и деятельности технических комитетов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности утверждается Министерством архитектуры и строительства. Технические комитеты в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности:

  • осуществляют подготовку предложений о разработке, изменении и отмене строительных норм и правил, методических документов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
  • разрабатывают и (или) участвуют в разработке строительных норм и правил, методических документов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и осуществляют иные функции.

В статье 29 содержатся нормы, определяющие национальный комплекс ТНПА в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. При этом, национальный комплекс формируется как открытый для дальнейшего развития единый перечень ТНПА, методических документов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, разрабатываемых на общей научно-технической и методической основе, обеспечивающий:

  • безопасность строительных материалов, строительных изделий, строительных конструкций, объектов в процессе их производства, строительства и эксплуатации для жизни и здоровья людей;
  • надежность и качество строительных материалов, строительных изделий, строительных конструкций, систем инженерного обеспечения, зданий и сооружений;
  • защиту объектов и людей от неблагоприятных воздействий с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • энергоэффективность строительных материалов, строительных изделий, строительных конструкций, систем инженерного обеспечения, объектов и рациональное использование ресурсов (ресурсосбережение).

Определены виды технических нормативных правовых актов, которые разрабатываются в составе национального комплекса, а именно:

  • технические регламенты Республики Беларусь;
  • технические кодексы установившейся практики;
  • строительные нормы; 
  • строительные правила;
  • государственные стандарты Республики Беларусь;
  • методические документы в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Создание национального комплекса возлагается на Министерство архитектуры и строительства. Определяется структура национального комплекса. На ведомство возлагается организация разработки строительных норм и правил. Национальный комплекс ТНПА в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности необходим для определения четких границ технического регулирования, которое осуществляет Министерство архитектуры и строительства через ТНПА и не исключает наличие этих ТНПА в общем Национальном фонде. Целями Национального фонда технических нормативных правовых актов, созданного в соответствии с Законом № 262-З, являются библиотека и информирование.

Министерство архитектуры и строительства обеспечивает разработку методических документов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и утверждает их (подпункт 1.17 пункта 1 статьи 22).

Согласно статье 31 официальное распространение (предоставление) строительных норм, строительных правил и информации о них осуществляют:

  • Минстройархитектуры и (или) уполномоченные им государственные организации;
  • Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь;
  • Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.

Минстройархитектуры осуществляет официальное распространение (предоставление) строительных норм, строительных правил и информации о них на безвозмездной основе путем размещения (опубликования) текстов таких актов, информации о них на своем официальном сайте, предоставления текстов строительных норм, строительных правил и информации о них для ознакомления в установленном Минстройархитектуры порядке.

Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь осуществляет официальное распространение (предоставление) строительных норм, строительных правил и информации о них в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 июля 2007 г. № 318 «О порядке доведения до всеобщего сведения технических нормативных правовых актов».

Национальный центр правовой информации осуществляет официальное распространение (предоставление) строительных норм, включенных в эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь, информации о них в соответствии с актами законодательства о распространении (предоставлении) правовой информации.

Официальное распространение (предоставление) строительных норм, строительных правил и информации о них может осуществляться на возмездной основе государственными организациями, уполномоченными Минстройархитектуры, в том числе в составе баз и банков данных, иных информационных ресурсов, включая информационные ресурсы, размещаемые в глобальной компьютерной сети Интернет.

При официальном распространении (предоставлении) строительных норм, строительных правил должна обеспечиваться идентификация их официальных изданий, а также защита права официального распространения строительных норм, строительных правил следующими знаками идентификационной защиты:

  • голографическая марка или идентификационный знак Минстройархитектуры (для печатных изданий), размещаемые в правом углу первой страницы титульного листа строительных норм, строительных правил;
  • идентификационная надпись и (или) QR-код с наименованием юридического лица (индивидуального предпринимателя, физического лица), которому строительные нормы, строительные правила реализованы (предоставлены).

Не допускаются к распространению (предоставлению) строительные нормы и строительные правила, в которых допущены ошибки при их изготовлении и нанесении знаков идентификационной защиты.

Раздел IV Кодекса регулирует вопросы аттестации в строительстве, освидетельствования системы производственного контроля, обеспечения требований безопасности объектов и состоит из статей, в которых содержатся нормы по вопросам аттестации, освидетельствования системы производственного контроля, обеспечения требований безопасности объектов.

Так, Главами 7 и 8 определены вопросы правового регулирования аттестации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также руководителей, специалистов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений. В данных главах содержатся статьи, регулирующие порядок выдачи аттестатов соответствия (их дубликатов), квалификационных аттестатов (их дубликатов), сроки действия аттестатов соответствия и квалификационных аттестатов.

В статье 34 определяется порядок проведения внеочередной аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, основания для ее проведения.

Также закрепляются нормы, содержащие основания и порядок прекращения действия аттестатов соответствия в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (статья 36), а также квалификационных аттестатов в отношении руководителей и специалистов, физических лиц (статья 41). Кроме того, содержатся нормы о порядке ведения уполномоченной организацией по аттестации реестров аттестатов соответствия и квалификационных аттестатов, также определены последствия осуществления деятельности без наличия аттестата соответствия, что влечет за собой ответственность. В настоящее время Указом Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 г. № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (Указ № 26) предусмотрено, что деятельность без наличия аттестата соответствия запрещена (статья 13.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Статьей 43 Кодекса определяется порядок проведения освидетельствования системы производственного контроля. Устанавливается требование, что до начала осуществления деятельности в области строительства при выполнении строительных работ, при производстве строительной продукции, от которых зависит безопасность объектов строительства, субъект хозяйствования должен создать систему производственного контроля в целях обеспечения контроля соблюдения технологии, обеспечения единства и достоверности результатов испытаний и контроля. Система производственного контроля субъекта хозяйствования направлена, в первую очередь, на обеспечение качества и контроля выполняемых работ в строительстве и выпускаемой строительной продукции на всех стадиях производства путем проведения входного, операционного, приемочного и периодического контроля. За Министерством архитектуры и строительства закрепляется функция по определению порядка освидетельствования системы производственного контроля. Такой порядок действует в настоящее время и регулируется ТНПА.

Кодексом предусмотрено, что порядок освидетельствования системы производственного контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя, выполняющего работы, оказывающего услуги в строительстве, осуществляющего выпуск строительных материалов, строительных изделий, строительных конструкций, критерии освидетельствования, сроки проведения периодического и внеочередного освидетельствования, ведения реестра свидетельств, критерии оценки и область деятельности назначаемого уполномоченного органа по освидетельствованию системы производственного контроля определяются Министерством архитектуры и строительства.

Порядок выдачи свидетельства о технической компетентности системы производственного контроля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство строительных материалов, строительных изделий, строительных конструкций, выполняющих работы в строительстве, определяется законодательством об административных процедурах.

Статьей 44 устанавливаются нормы, регулирующие обеспечение требований безопасности объектов. Так, устанавливается требование, что проектирование зданий и сооружений должно осуществляться таким образом и построены эти здания и сооружения должны из таких строительных материалов, строительных изделий и строительных конструкций, а также с соблюдением установленных требований к выполнению работ в строительстве, чтобы в течение нормативного срока эксплуатации обеспечивалось соблюдение требований безопасности, в том числе:

  • требований об обеспечении:
    • механической прочности и устойчивости капитальных строений (зданий, сооружений);
    • пожарной, промышленной, ядерной, радиационной, энергетической безопасности;
    • защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • экономии энергии и тепловой защиты;
  • санитарно-эпидемиологических требований;
  • нормативов в области охраны окружающей среды.

Кодексом предусмотрено, что порядок освидетельствования системы производственного контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя, выполняющего работы, оказывающего услуги в строительстве, осуществляющего выпуск строительных материалов, строительных изделий, строительных конструкций, критерии освидетельствования, сроки проведения периодического и внеочередного освидетельствования, ведения реестра свидетельств, критерии оценки и область деятельности назначаемого уполномоченного органа по освидетельствованию системы производственного контроля определяются Министерством архитектуры и строительства.

Порядок выдачи свидетельства о технической компетентности системы производственного контроля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство строительных материалов, строительных изделий, строительных конструкций, выполняющих работы в строительстве, определяется законодательством об административных процедурах.

Продолжение будет опубликовано. Следите за новостями Портала.

Новости по теме:

Комментарий к Кодексу Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (часть 1)

Госрегулирование строительной отрасли и полномочия органов власти. Комментарий к Кодексу Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (часть 2)

Другие новости Pravo.by.

Материал предоставлен Министерством архитектуры и строительства
для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь

При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».