ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

9 декабря 2013 г. № 1051

Об утверждении Основных направлений реализации государственной политики в области гражданской обороны

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 27 ноября 2006 года «О гражданской обороне» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Основные направления реализации государственной политики в области гражданской обороны.

2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 

Премьер-министр Республики Беларусь

М.Мясникович

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

09.12.2013 № 1051

Основные направления реализации государственной политики в области гражданской обороны

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Гражданская оборона является неотъемлемой функцией государства и составной частью оборонных мероприятий по обеспечению национальной безопасности страны.

Созданные в соответствии с Законом Республики Беларусь от 27 ноября 2006 года «О гражданской обороне» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 201, 2/1280) органы управления и силы гражданской обороны готовы к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ по защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В современных условиях характер и способы решения международных конфликтов с применением военной силы, а также методы ведения вооруженной борьбы меняются. Все более распространенными становятся военно-силовые акции, в ходе которых для поражения выбираются важнейшие объекты экономики, элементы систем жизнеобеспечения, транспортных коммуникаций, связи и информатизации, что приводит к гуманитарным катастрофам.

Резкое возрастание числа техногенных катастроф и стихийных бедствий обусловливает общемировую тенденцию пересмотра государствами концепций гражданской обороны с ориентацией их на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций в мирное время.

В Республике Беларусь вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в мирное время решаются в рамках функционирования государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций посредством деятельности соответствующих координирующих органов и органов управления по чрезвычайным ситуациям, а в военное время защитные мероприятия выполняются силами и средствами гражданской обороны.

В результате проводимой работы по совершенствованию гражданской обороны и государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций унифицированы подходы к защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в мирное время и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, основные из которых заключаются в следующем:

организационные, инженерные (технические) и другие мероприятия, направленные на обеспечение безопасности жизнедеятельности населения, выполняются заблаговременно;

система управления выполнением защитных мероприятий в мирное и военное время создана по административно-территориальному и отраслевому принципам;

защита населения и территорий базируется на общих принципах, в том числе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ одними и теми же органами управления, силами и средствами;

для ликвидации чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, используются ресурсы соответствующих резервов;

в условиях мирного времени и ведения военных действий функционирует единая система доведения сигналов оповещения до населения;

подготовка руководящего состава, специалистов и населения проводится по единым программам;

для укрытия населения при чрезвычайных ситуациях и опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, применяются сооружения двойного назначения наряду с защитными объектами гражданской обороны.

Наличие общих черт в структуре и функционировании гражданской обороны и государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций позволяет рассматривать возможность создания единой системы реализации защитных мероприятий как в мирное, так и в военное время – государственной системы гражданской защиты*.

______________________________

*Для целей настоящих Основных направлений под гражданской защитой понимается комплекс мероприятий по подготовке к защите и защите населения, окружающей среды, материальных и культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В условиях возрастания внешних и внутренних угроз национальным интересам Республики Беларусь основными факторами, определяющими государственную политику в области безопасности жизнедеятельности населения, являются:

сохраняющееся стремление ряда стран решать политические задачи и утверждать свои позиции силовыми методами в форме вооруженного конфликта или инцидента;

изменение характера вооруженной борьбы и использование оружия, созданного на основе искусственного интеллекта, нанотехнологий, новых физических принципов, а также роботизированных комплексов и оружия, снижение вероятности применения на территории Республики Беларусь оружия массового поражения;

незаконное распространение (перемещение) радиоактивных, химических, биологических и других опасных веществ и материалов;

климатические изменения и последствия антропогенного воздействия на окружающую среду, каскадный характер развития чрезвычайных ситуаций в природно-техногенной сфере;

тенденция к снижению уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

износ технологического оборудования на потенциально опасных объектах;

применение информационных технологий в управлении важнейшими объектами жизнеобеспечения.

ГЛАВА 2
ЦЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Целью реализации государственной политики в области гражданской обороны (далее, если не предусмотрено иное, – государственная политика) является обеспечение защищенности личности, общества, государства от чрезвычайных ситуаций и опасностей военного времени.

Реализация основывается на следующих принципах:

законность;

обеспечение безопасности жизнедеятельности населения;

оперативность и соразмерность мер по нейтрализации поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий;

учет социально-экономического развития общества, военно-политической обстановки и стратегического планирования;

научная обоснованность;

достаточность и финансово-экономическая целесообразность проводимых мероприятий;

заблаговременность выполнения мероприятий по защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях.

ГЛАВА 3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Достижение баланса интересов личности, общества, государства в области безопасности жизнедеятельности населения возможно за счет реализации основных направлений государственной политики в сферах гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, их интеграции и формирования государственной системы гражданской защиты.

Определены следующие основные направления реализации государственной политики в сферах, обозначенных в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 276, 1/12080):

Направление 1. В политической сфере – совершенствование и укрепление действенного механизма защиты населения и территории Республики Беларусь от чрезвычайных ситуаций и опасностей мирного и военного времени.

Задачи:

создание государственной системы гражданской защиты и подготовка нормативных правовых актов о ее функционировании;

развитие международной договорно-правовой базы о сотрудничестве в области гражданской защиты;

дальнейшее углубление отношений с международными организациями и объединениями (Организация Объединенных Наций, Содружество Независимых Государств, Организация Договора о коллективной безопасности, Международный технический комитет по предотвращению и тушению пожаров, Международная организация гражданской обороны, Организация по запрещению химического оружия, Организация Североатлантического договора в рамках программы «Партнерство ради мира» и другие) на основе совпадающих интересов в обеспечении безопасности жизнедеятельности населения.

Направление 2. В экономической сфере – обеспечение устойчивого функционирования организаций.

Задачи:

техническое переоснащение и реконструкция производств, замена оборудования и технических устройств, отработавших нормативные сроки эксплуатации;

создание необходимых объемов резервов энергоресурсов, сырья, комплектующих изделий и материалов для обеспечения бесперебойной работы объектов, а также для быстрейшего их восстановления в случае нарушения функционирования;

совершенствование требований к обеспечению безопасности функционирования организаций;

создание и функционирование аварийно-спасательных служб на объектах организаций, необходимых для работы экономики, и объектах инфраструктуры, обеспечивающих жизнедеятельность населения.

Направление 3. В научно-технологической сфере – осуществление научно-технической деятельности, направленной на решение проблем безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций, формирование и развитие системы научных знаний в области гражданской защиты.

Задачи:

реализация государственных программ научных исследований и государственных научно-технических программ в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

внедрение современных и перспективных образцов специального оборудования и техники, средств и технологий предупреждения и ликвидации аварий и катастроф, а также создание нормативно-методической базы в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

совершенствование системы подготовки специалистов аварийно-спасательных служб и научных кадров в области гражданской защиты.

Направление 4. В социальной сфере – формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения.

Задачи:

обязательное изучение основ культуры безопасности жизнедеятельности в системе дошкольного и общего среднего образования, а также вопросов гражданской защиты обучающимися в системе профессионально-технического, среднего специального и высшего образования;

формирование у населения потребности в самовоспитании и самообразовании в области безопасности жизнедеятельности путем проведения агитационных и пропагандистских мероприятий;

разработка и развитие научно-методического обеспечения образования в сфере гражданской защиты, использование передовых технологий в соответствующем направлении деятельности;

обучение различных групп населения по вопросам гражданской защиты, в том числе путем создания региональных центров обучения.

Направление 5. В демографической сфере – предупреждение гибели и травматизма населения.

Задачи:

вовлечение в проведение мероприятий по предупреждению гибели людей от чрезвычайных ситуаций широких слоев населения и общественности, создание обстановки нетерпимости к пьянству, пренебрежительному отношению к безопасности;

развитие и поощрение добровольческого движения в обучении людей безопасному поведению;

повышение качества надзорной деятельности, ответственности руководителей всех уровней за создание безопасных условий жизнедеятельности населения.

Направление 6. В информационной сфере – совершенствование информационно-управляющей системы.

Задачи:

внедрение современных информационных технологий в управление силами и средствами гражданской защиты, использование их для создания дополнительных возможностей оповещения населения;

внедрение новых образцов автоматизированной системы централизованного оповещения населения, организаций и государственных органов с завершением создания локальных систем оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов;

совершенствование механизмов информационной поддержки принятия управленческих решений при ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечении гражданской защиты;

эффективное информационное обеспечение государственной политики в области гражданской защиты, в том числе с обязательным размещением социальной рекламы на телевидении и радиовещании, коллективных и индивидуальных средствах отображения информации, в глобальной компьютерной сети Интернет.

Направление 7. В военной сфере – совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Задачи:

оптимизация номенклатуры и объемов накопления средств индивидуальной защиты;

формирование мобильного резерва средств индивидуальной защиты и порядка его задействования;

вовлечение в хозяйственный оборот защитных сооружений в целях поддержания их в готовности по предназначению;

развитие строительства сооружений двойного назначения;

обеспечение готовности к действию сил и средств, предназначенных для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

создание и содержание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для выполнения мероприятий гражданской защиты;

совершенствование взаимодействия органов управления и сил гражданской защиты и территориальной обороны при решении поставленных задач. 

Направление 8. В экологической сфере – обеспечение защиты жизни и здоровья граждан от угроз, возникающих в результате антропогенного воздействия, а также факторов, процессов и явлений природного и техногенного характера.

Задачи:

дальнейшая реабилитация и возрождение пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС территорий Республики Беларусь;

обеспечение безопасной эксплуатации потенциально опасных объектов, снижение объемов аварийно, химически опасных веществ в производстве;

рациональное размещение производственных фондов на территории Республики Беларусь с учетом возможных чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих в ходе военных действий или вследствие этих действий;

оптимизация логистических механизмов транспортировки опасных грузов по территории республики;

дальнейшая поэтапная ликвидация мест захоронения опасных отходов.

ГЛАВА 4
ВЫПОЛНЕНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Выполнение основных направлений реализации государственной политики осуществляется посредством скоординированной и целенаправленной деятельности государственных органов, подчиненных и (или) подотчетных Президенту Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций и граждан на основе законодательства Республики Беларусь с учетом статьи 33 Закона Республики Беларусь от 23 июля 2008 года «О международных договорах Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 184, 2/1518).

Правительство Республики Беларусь обеспечивает и через Министерство по чрезвычайным ситуациям осуществляет координацию деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, других организаций по выполнению основных направлений реализации государственной политики в соответствии с ежегодными организационно-методическими указаниями Премьер-министра Республики Беларусь.

Руководители государственных органов, подчиненных и (или) подотчетных Президенту Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, других организаций обеспечивают в пределах своих полномочий проведение мероприятий по основным направлениям реализации государственной политики и несут персональную ответственность за их осуществление.

Выполнение основных направлений реализации государственной политики предусматривается за счет:

средств республиканского и местных бюджетов, выделяемых на содержание органов государственного управления и иных организаций, участвующих в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

средств, выделяемых для реализации международных, отраслевых, территориальных и научно-технических программ и проектов, направленных на обеспечение безопасности жизнедеятельности населения;

собственных средств организаций, принимающих участие в реализации государственной политики в области гражданской защиты;

иных источников.