ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

31 июля 2006 г. № 973

Вопросы Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 октября 2006 г. № 1394 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 180, 5/24098) <C20601394>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 декабря 2006 г. № 1632 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 207, 5/24361) <C20601632>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2006 г. № 1801 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 14, 5/24508) <C20601801>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2007 г. № 856 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 161, 5/25457) <C20700856>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2007 г. № 1877 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 14, 5/26565) <C20701877>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 249 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 53, 5/26850) <C20800249>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2008 г. № 347 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 66, 5/27291) <C20800347>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2008 г. № 693 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 121, 5/27661) <C20800693>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 августа 2008 г. № 1170 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 200, 5/28168) <C20801170>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 августа 2009 г. № 1053 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 197, 5/30303) <C20901053>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 марта 2010 г. № 314 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 66, 5/31387) <C21000314>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 2010 г. № 452 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 81, 5/31539) <C21000452>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 мая 2010 г. № 743 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 122, 5/31854) <C21000743>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2010 г. № 916 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 147, 5/32039) <C21000916>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 августа 2010 г. № 1213 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 210, 5/32368) <C21001213>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 1910 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 11, 5/33160) <C21001910>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 июня 2011 г. № 825 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 73, 5/34027) <C21100825>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 ноября 2011 г. № 1552 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 131, 5/34788) <C21101552>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 января 2013 г. № 54 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 29.01.2013, 5/36822) <C21300054>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 марта 2013 г. № 240 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.04.2013, 5/37075) <C21300240>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. № 556 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.07.2013, 5/37495) <C21300556>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2014 г. № 33 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.01.2014, 5/38331) <C21400033>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 2014 г. № 301 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.04.2014, 5/38697) <C21400301>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 мая 2014 г. № 409 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.05.2014, 5/38787) <C21400409>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2014 г. № 1163 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.12.2014, 5/39848) <C21401163>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2015 г. № 664 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.08.2015, 5/40897) <C21500664>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 2016 г. № 71 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.01.2016, 5/41629) <C21600071>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 2016 г. № 198 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.03.2016, 5/41809) <C21600198>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 сентября 2016 г. № 699 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 08.09.2016, 5/42570) <C21600699>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 2016 г. № 791 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.10.2016, 5/42711) <C21600791> - вступает в силу 8 января 2017 г.;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 декабря 2016 г. № 992 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 08.12.2016, 5/43013) <C21600992>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2018 г. № 219 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.03.2018, 5/44959) <C21800219>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 июля 2018 г. № 544 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 20.07.2018, 5/45405) <C21800544>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2019 г. № 71 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.02.2019, 5/46121) <C21900071>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2020 г. № 726 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.12.2020, 5/48601) <C22000726>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 февраля 2022 г. № 85 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.02.2022, 5/49947) <C22200085>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 ноября 2022 г. № 770 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.11.2022, 5/50947) <C22200770>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 января 2023 г. № 68 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.01.2023, 5/51305) <C22300068>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2023 г. № 420 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.07.2023, 5/51851) <C22300420> - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 2 июля 2023 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 5 июля 2023 г.;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2023 г. № 420 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.07.2023, 5/51851) <C22300420> - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 2 июля 2023 г. и 5 июля 2023 г.;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2023 г. № 913 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.12.2023, 5/52556) <C22300913>

 

На основании подпункта 1.6 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение о Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь (прилагается).

11. Определить:

перечень государственных организаций, подчиненных Министерству архитектуры и строительства, согласно приложению 1;

перечень хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь и переданы в управление Министерства архитектуры и строительства, согласно приложению 2.

2. Считать необходимым иметь в Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь коллегию в количестве 11 человек.

3. Признать утратившими силу постановления Совета Министров Республики Беларусь согласно приложению 3.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 августа 2006 г.

 

Премьер-министр Республики Беларусь

С.Сидорский

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

31.07.2006 № 973

ПОЛОЖЕНИЕ
о Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь

1. Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь (далее – Минстройархитектуры) является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.

2. Минстройархитектуры в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законами, декретами, указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства, в том числе настоящим Положением.

3. Минстройархитектуры является специально уполномоченным государственным органом в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории Республики Беларусь.

4. Основными задачами Минстройархитектуры являются:

4.1. разработка и осуществление государственной политики в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, промышленности строительных материалов, изделий, конструкций и сфере инвестиций;

4.11. осуществление государственного регулирования архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, а также деятельности в области промышленности строительных материалов, изделий, конструкций, создание условий для развития организаций всех форм собственности, осуществляющих виды деятельности в указанных областях;

4.2. осуществление государственной политики в области жилищного строительства;

4.3. осуществление единой технической политики в области инженерно-геологических и топографо-геодезических изысканий для строительства;

4.4. обеспечение функционирования Национальной системы технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь и Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

4.5. развитие и повышение совместно с другими заинтересованными республиканскими органами государственного управления эффективности внешнеторговой деятельности путем наращивания экспорта за счет увеличения конкурентоспособности производимых организациями, указанными в приложениях 1 и 2 к постановлению, утвердившему настоящее Положение, товаров (работ, услуг), привлечения иностранных инвестиций, создания коммерческих организаций, развития товаропроводящей сети за рубежом;

4.6. внесение в Совет Министров Республики Беларусь предложений о привлечении внешних государственных займов (кредитов) в строительную отрасль на цели, определенные в соответствии с законодательными актами;

4.7. обеспечение выполнения целевых показателей прогноза экспорта, импорта и сальдо внешней торговли.

5. Минстройархитектуры в соответствии с возложенными на него основными задачами осуществляет следующие функции:

5.1. проводит в пределах своей компетенции единую экономическую политику в строительном комплексе республики с целью создания благоприятных условий для осуществления рыночных реформ, расширения экспортных возможностей организаций отрасли;

5.11. разрабатывает и реализует отраслевые программы развития экспорта товаров и услуг;

5.12. обеспечивает развитие производства и экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции в строительной отрасли;

5.13. обеспечивает расширение товарной номенклатуры и рынков сбыта продукции;

5.14. изучает и прогнозирует изменения конъюнктуры зарубежных рынков по вопросам, отнесенным к компетенции Минстройархитектуры;

5.15. обеспечивает подготовку предложений и организует реализацию планов по участию Республики Беларусь в интеграционных процессах в рамках Союзного государства, Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества, Единого экономического пространства по вопросам, отнесенным к компетенции Минстройархитектуры;

5.16. определяет заказчика работ по детальной разведке месторождений мела, мергеля, трепела, глин, используемых для производства цемента, песков, используемых для производства стекла, строительного и облицовочного камня, общераспространенных полезных ископаемых с запасами по каждому месторождению свыше 2 млн. тонн (для глин, суглинков и супесей – свыше 1 млн. тонн), составлению технико-экономических обоснований целесообразности разработки месторождений указанных полезных ископаемых, технологий их добычи и переработки, а также по разработке месторождений;

5.2. согласовывает положения о структурных подразделениях местных исполнительных и распорядительных органов областного территориального уровня, осуществляющих государственно-властные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, назначение на должности и освобождение от должностей руководителей таких структурных подразделений;

5.3. взаимодействует в пределах своей компетенции с местными исполнительными и распорядительными органами в решении экономических, социальных и других вопросов, принимает совместные с областными и Минским городским исполнительными комитетами меры по совершенствованию деятельности и развитию строительной отрасли;

5.4. регулирует и координирует деятельность других республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, производства строительных материалов, изделий и конструкций, сфере инвестиций;

5.5. организует разработку технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, разрабатывает и вносит в установленном порядке в Совет Министров Республики Беларусь предложения по совершенствованию законодательства в этой области, дает разъяснения по применению указанных технических нормативных правовых актов;

5.51. утверждает строительные нормы и строительные правила;

5.52. согласовывает отступления от требований технических нормативных правовых актов, утвержденных Минстройархитектуры;

5.53. устанавливает порядок разработки, согласования, утверждения и применения технологической документации на производство строительно-монтажных работ, создания и ведения фонда технологической документации на производство строительно-монтажных работ, предоставления (распространения) технологической документации из указанного фонда;

5.54. определяет порядок расследования обстоятельств (причин) строительной аварии;

5.6. принимает в пределах своей компетенции в установленном порядке нормативные правовые акты, в том числе локальные, организует и контролирует их выполнение;

5.7. реализует в пределах своей компетенции государственную политику по реформированию сферы жилищного строительства, координирует работу республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по снижению стоимости жилья и своевременному вводу в эксплуатацию объектов жилищного строительства;

5.71. реализует государственную политику в сфере сверхнормативного незавершенного строительства, в том числе определяет порядок работы с объектами сверхнормативного незавершенного строительства и критерии вовлеченности их в хозяйственный оборот, а также организует и координирует работу республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по снижению количества объектов сверхнормативного незавершенного строительства и предупреждению их появления;

5.72. устанавливает требования к составу, содержанию и форме паспорта застройщика;

5.73. определяет порядок учета объемов законченных возведением или реконструированных гражданами одноквартирных жилых домов и нежилых капитальных построек пятого класса сложности;

5.74. устанавливает форму территориального паспорта законченного возведением или реконструированного гражданином одноквартирного жилого дома и нежилых капитальных построек пятого класса сложности;

5.8. осуществляет руководство подчиненными государственными организациями совместно с их руководителями, обеспечивающее эффективную деятельность этих организаций;

5.9. принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации подчиненных государственных организаций в соответствии с законодательством, утверждает их уставы;

5.10. осуществляет управление деятельностью входящих в его систему организаций посредством регулирования их деятельности и реализации полномочий собственника с анализом эффективности работы входящих в его систему организаций и выработкой предложений о ее повышении;

5.11. реализует в соответствии с законодательством права на владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в республиканской собственности, в том числе переданными в установленном порядке в управление Минстройархитектуры акциями (долями в уставных фондах) хозяйственных обществ, назначает представителей государства в органах управления этих юридических лиц и обеспечивает контроль за их деятельностью;

5.12. исключен;

5.121. рассматривает в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц (далее – обращения);

5.122. исключен;

5.123. исключен;

5.124. по каждому случаю ненадлежащего рассмотрения подчиненными государственными организациями обращений направляет их руководителям представления о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение порядка рассмотрения обращений, к дисциплинарной ответственности;

5.13. исключен;

5.14. обеспечивает проведение в установленном порядке аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, устанавливает квалификационные требования, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для получения аттестатов соответствия первой–четвертой категории, классы сложности объектов строительства и (или) отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), работы по обследованию зданий и сооружений, право на строительство и (или) осуществление которых предоставляют указанные аттестаты соответствия, а также перечень руководителей, специалистов, подлежащих аттестации, критерии их допуска к аттестации по ее специализациям, определяет порядок осуществления технического надзора и авторского надзора за строительством;

5.15. исключен;

5.16. проводит работу по развитию рыночных отношений, разгосударствлению и приватизации государственного имущества;

5.17. содействует подчиненным государственным организациям и хозяйственным обществам в развитии экономических и научно-технических связей с деловыми партнерами других государств;

5.171. участвует в реализации единой государственной политики в области бухгалтерского учета и отчетности, осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в организациях, осуществляющих виды экономической деятельности в областях, в которых в соответствии с настоящим Положением Минстройархитектуры осуществляет государственное регулирование и управление;

5.18. осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью подчиненных государственных организаций и хозяйственных обществ по совершенствованию организации оплаты труда, разработке соответствующих норм и нормативов, устанавливает перечень непроизводительных расходов и потерь для указанных организаций;

5.19. участвует в формировании и реализации заказов на поставку товаров (работ, услуг) для республиканских государственных нужд;

5.20. исключен;

5.21. дает в пределах своей компетенции разъяснения по применению актов законодательства о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов;

5.211. определяет перечень функций заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта по возведению, реконструкции, капитальному ремонту, реставрации, технической модернизации и благоустройству объекта строительства, порядок осуществления деятельности заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта, а также порядок оказания инженерных услуг в строительстве;

5.212. устанавливает порядок определения продолжительности строительства объектов, нормативные сроки эксплуатации (службы) объектов строительства, периодичность технических осмотров, а также определяет перечень объектов строительства, по которым такие осмотры необязательны;

5.213. дает в пределах своей компетенции разъяснения о применении актов законодательства о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, предпроектной (предынвестиционной) и проектной документации;

5.22. осуществляет регулирование и координацию деятельности подчиненных, методологическое руководство иных структурных подразделений местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляющих государственно-властные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории административно-территориальной единицы (далее – территориальные подразделения архитектуры и градостроительства);

5.23. в установленном порядке принимает решения о консервации основных средств подчиненных государственных организаций и объектов незавершенного строительства в предусмотренных законодательством случаях;

5.24. обеспечивает создание и функционирование системы управления качеством в организациях, осуществляющих деятельность в области строительства, промышленности строительных материалов, изделий, конструкций, независимо от их подчиненности и форм собственности;

5.25. обеспечивает в соответствии с законодательством разработку и осуществление в подчиненных государственных организациях мероприятий по решению экологических проблем, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, охране труда, пожарной безопасности, по выполнению геологоразведочных, маркшейдерских и горных работ;

5.251. участвует в реализации единой государственной политики в области энергосбережения и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, утверждает планы мероприятий по энергосбережению и устанавливает нормы расхода топливно-энергетических ресурсов для организаций, подчиненных Минстройархитектуры;

5.26. осуществляет государственную политику в сфере инвестиций по развитию производственной базы строительства, промышленности строительных материалов, изделий и конструкций, организует разработку и реализацию важнейших инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов;

5.27. участвует в разработке и реализации государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь, а также республиканских инвестиционных проектов, межгосударственных целевых и государственных научно-технических программ в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности с учетом развития территорий и населенных пунктов, осуществляет в пределах своей компетенции сотрудничество с государственными органами иностранных государств, представительство в специализированных международных организациях;

5.28. обеспечивает проведение научных исследований, направленных на решение важнейших проблем территориального развития, архитектуры, градостроительства, производства строительных материалов, изделий и конструкций, санитарно-технических систем, совершенствование технологии и механизации строительного производства, гражданского и промышленного строительства, и в установленном порядке осуществляет контроль за их реализацией;

5.29. осуществляет прогнозирование и государственное регулирование развития материально-технической базы организаций, осуществляющих деятельность в области строительства, промышленности строительных материалов, изделий и конструкций в интересах развития территорий, в том числе населенных пунктов, принимает совместные с областными и Минским городским исполнительными комитетами меры по совершенствованию строительной деятельности;

5.30. разрабатывает и реализует предложения по совершенствованию проектной деятельности и проектной документации;

5.301. утверждает типовые проекты жилых и общественных зданий, согласовывает документацию на типовые строительные конструкции, изделия и узлы, рекомендует для повторного применения индивидуально разработанную проектную документацию на строительство жилых домов, объектов социально-культурного и бытового назначения (коммунально-бытового обслуживания) по представлению республиканских органов государственного управления, областных и Минского городского исполнительных комитетов;

5.302. устанавливает порядок определения вида строительной деятельности и наименования объекта строительства;

5.31. проводит работу по совершенствованию ценообразования, бухгалтерского учета, финансирования и кредитования в строительстве, за исключением строительства автомобильных дорог, мостов и тоннелей, стимулированию ресурсосбережения, в установленном порядке разрабатывает и утверждает нормативы расхода ресурсов в натуральном выражении, укрупненные нормативы стоимости;

5.311. принимает по согласованию с Министерством финансов нормативные правовые акты, устанавливающие особенности бухгалтерского учета и отчетности в организациях, осуществляющих виды экономической деятельности в областях, в которых в соответствии с настоящим Положением Минстройархитектуры осуществляет государственное регулирование и управление, утверждает в соответствии с законодательством формы первичных учетных и иных документов по использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, промышленности строительных материалов, изделий и конструкций, осуществляет методологическое руководство по их применению и заполнению;

5.312. устанавливает для организаций, имеющих филиалы, порядок применения на территории Республики Беларусь первичных учетных документов, оформляемых при выполнении строительных работ за пределами Республики Беларусь;

5.32. создает и обеспечивает совместно с уполномоченным республиканским органом государственного управления функционирование в области строительства Национальной системы технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь, Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, Национальной системы аккредитации Республики Беларусь;

5.33. осуществляет единую техническую политику в области инженерно-геологических и топографо-геодезических изысканий для строительства;

5.331. определяет виды работ и услуг, относящиеся к строительной деятельности;

5.34. осуществляет в соответствии с законодательством регулирование цен (тарифов) на строительные материалы, изделия, конструкции, работы и услуги, используемые (выполняемые, оказываемые) при строительстве объектов (за исключением строительства автомобильных дорог, мостов и тоннелей), финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов);

5.341. устанавливает по согласованию с Национальным статистическим комитетом порядок осуществления мониторинга цен (тарифов), расчета индексов цен в строительстве, расчета индексов цен инвестиций в основной капитал;

5.342. совместно с республиканскими органами государственного управления и иными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, областными и Минским городским исполнительными комитетами принимает меры по обеспечению представления организациям по ценообразованию в строительстве информации о ценах (тарифах) для проведения мониторинга;

5.343. обеспечивает разработку и утверждает (устанавливает):

нормы общехозяйственных и общепроизводственных расходов (накладных расходов), плановой прибыли (плановых накоплений) и порядок их применения при определении сметной стоимости строительства объектов;

общереспубликанские нормативы расхода ресурсов в натуральном выражении и порядок их применения при определении сметной стоимости строительства объектов;

нормы на строительство временных зданий и сооружений и порядок их применения при определении сметной стоимости строительства объектов;

нормы дополнительных расходов при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время и порядок их применения при определении сметной стоимости строительства объектов;

нормы для определения средств на содержание заказчика (застройщика, инженерной организации);

нормы для определения средств на проведение авторского надзора;

нормы для определения средств на проектные и изыскательские работы;

индексы изменения стоимости строительно-монтажных, ремонтно-строительных, реставрационно-восстановительных работ в разрезе элементов затрат в среднем по Республике Беларусь, по отдельным объектам, по видам работ, индексы изменения стоимости укрупненных групп материалов, изделий и конструкций, машин и механизмов для применения при определении стоимости строительства объектов в текущем уровне цен, сметная документация для которых разработана в базисных ценах;

статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ (индексы цен строительно-монтажных работ);

отраслевые нормы затрат труда на разработку документации проектного обеспечения строительной деятельности и на осуществление функций заказчика, застройщика по организации и обеспечению строительства объектов;

5.344. устанавливает размер одного человеко-часа рабочих-строителей в среднем по Республике Беларусь в денежном выражении для применения при определении сметной стоимости строительства объектов;

5.345. устанавливает порядок определения сметной стоимости строительства объектов и составления сметной документации, в том числе на пусконаладочные работы;

5.346. устанавливает норматив предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения и нежилых капитальных построек на придомовой территории;

5.347. устанавливает порядок осуществления мониторинга цен (тарифов) для формирования республиканской нормативной базы текущих цен на ресурсы;

5.348. устанавливает порядок расчета текущих цен на ресурсы, в том числе на материалы для строительства, используемые для определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении;

5.349. устанавливает показатели стоимости работ (услуг), приходящейся на 1 человеко-день работы специалистов разработчиков проектной документации, заказчиков, застройщиков и специалистов инженерных организаций, в среднем по Республике Беларусь в денежном выражении для применения при определении стоимости разработки проектной документации на возведение, реконструкцию, ремонтно-реставрационные работы, капитальный ремонт, благоустройство объекта, снос, стоимости услуг по организации и обеспечению строительства при осуществлении функций заказчика, застройщика, стоимости инженерных услуг в строительстве ресурсным методом;

5.3410. устанавливает порядок определения стоимости строительства одного квадратного метра жилого дома;

5.3411. устанавливает порядок формирования и ведения перечня проектов (серий) экономичных жилых домов типовых потребительских качеств;

5.3412. устанавливает порядок определения стоимости услуг по организации и обеспечению строительства при осуществлении функций заказчика, застройщика;

5.35. анализирует и обобщает практику применения законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, промышленности строительных материалов, изделий, конструкций, а также осуществления инвестиций в строительстве;

5.36. разрабатывает в установленном порядке государственные концепции развития архитектуры, градостроительства и строительства, промышленности строительных материалов, изделий, конструкций, осуществления инвестиций в строительстве;

5.37. согласовывает проекты и программы отраслевого планирования, осуществляемого другими органами государственного управления республиканского, регионального и местного уровней, по вопросам, входящим в компетенцию Минстройархитектуры;

5.38. выступает заказчиком по разработке градостроительных проектов общего планирования (государственной схемы комплексной территориальной организации Республики Беларусь, схем комплексной территориальной организации областей, районов, генеральных планов областных центров, генеральных планов городов областного подчинения и городов-спутников, за исключением городов-спутников г. Минска), градостроительных проектов специального планирования на республиканском уровне, градостроительных проектов территорий особого государственного регулирования;

5.39. организует создание и ведение государственного градостроительного кадастра Республики Беларусь (далее – градостроительный кадастр), утверждает порядок создания и ведения республиканского фонда проектной документации и республиканского банка данных объектов-аналогов на строительство объектов, а также порядок предоставления в пользование и использования материалов и данных указанных фонда и банка данных, устанавливает порядок создания и ведения фондов типовых проектов жилых и общественных зданий, документации на типовые строительные конструкции, изделия и узлы, проектов, рекомендованных для повторного применения, определяет состав информационных фондов градостроительного кадастра всех территориальных уровней и порядок их ведения, устанавливает порядок проведения территориальными подразделениями архитектуры и градостроительства градостроительного мониторинга, порядок регистрации в градостроительном кадастре утвержденных градостроительных проектов общего и специального планирования и вносимых в них изменений и (или) дополнений, а также учета утвержденных градостроительных проектов детального планирования и вносимых в них изменений и (или) дополнений;

5.40. согласовывает проекты технических нормативных правовых актов, используемых в архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в том числе норм и правил по обеспечению промышленной безопасности, санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, а также проекты специфических санитарно-эпидемиологических требований;

5.41. ведет в соответствии с законодательством государственную статистику по вопросам цен в строительстве;

5.42. обеспечивает создание единой информационной среды в строительном комплексе, в том числе путем установления порядка создания и ведения единой информационной базы об участниках архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и обеспечения к ней свободного и бесплатного доступа всех пользователей глобальной компьютерной сети Интернет, информирование общественности через средства массовой информации о проводимой экономической, научно-технической, градостроительной, архитектурной политике, внешнеэкономической деятельности, осуществляет организационно-методическое руководство выпуском соответствующих изданий и проведением специализированных выставок и ярмарок;

5.421. взаимодействует с субъектами предпринимательской деятельности, их объединениями (союзами, ассоциациями), осуществляющими архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, в том числе путем размещения проектов нормативных правовых актов, закрепляющих и (или) изменяющих условия ведения бизнеса, на официальном сайте Минстройархитектуры для их общественного обсуждения и последующего рассмотрения поступивших замечаний и предложений на заседаниях общественно-консультативного совета;

5.43. проводит государственную кадровую политику в отрасли, направленную на комплектование центрального аппарата Минстройархитектуры, подчиненных государственных организаций высококвалифицированными специалистами, обеспечивает подбор и расстановку этих специалистов, формирует в пределах своей компетенции руководящий кадровый состав отрасли и его резерв, создает отраслевую систему обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, в пределах своей компетенции координирует идеологическую работу в организациях, входящих в его систему, и взаимодействует по этим вопросам с иными органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами;

5.44. организует разработку и реализацию программ по мобилизационной подготовке, гражданской обороне, защите государственных секретов, осуществляет необходимое методическое руководство, координирует и контролирует работу по этим вопросам в подчиненных государственных организациях и хозяйственных обществах;

5.441. осуществляет в установленном порядке закупки товаров (работ, услуг) за счет средств республиканского бюджета в пределах сметы на очередной финансовый (бюджетный) год;

5.45. осуществляет иные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, предусмотренные актами законодательства.

6. Минстройархитектуры имеет право:

6.1. вносить на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь предложения по вопросам, касающимся деятельности Министерства и входящим в компетенцию Совета Министров Республики Беларусь;

6.2. определять состав предпроектной (предынвестиционной) документации для объектов строительства в зависимости от их функционального назначения, порядок ее разработки и утверждения заказчиком, застройщиком, устанавливать по согласованию с заинтересованными республиканскими органами государственного управления состав проектной документации;

6.21. определять порядок формирования проектной документации и требования к ее оформлению;

6.3. давать заключения по проектам нормативных правовых актов, согласовывать проекты нормативных правовых актов республиканских органов государственного управления в части осуществления архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

6.4. разрабатывать и утверждать порядок определения стоимости проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, порядок осуществления расчетов между заказчиком и подрядчиком при выполнении проектных и изыскательских работ для строительства объектов;

6.5. устанавливать состав, порядок разработки, согласования и утверждения технических нормативных правовых актов по вопросам, входящим в его компетенцию;

6.6. в пределах своей компетенции и предоставленных полномочий заключать международные соглашения и договоры в области архитектуры, градостроительства, строительства, промышленности строительных материалов, изделий, конструкций;

6.7. создавать советы, межведомственные комиссии и экспертные группы по вопросам, входящим в его компетенцию;

6.8. получать в установленном порядке от органов управления, всех юридических лиц независимо от их подчиненности и форм собственности информацию, необходимую для осуществления возложенных на него задач и функций;

6.9. в установленном порядке в пределах своей компетенции (при необходимости совместно с другими республиканскими органами государственного управления) принимать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, иными юридическими лицами независимо от их подчиненности и формы собственности, а также индивидуальными предпринимателями и гражданами.

7. В структуру центрального аппарата Минстройархитектуры входят главные управления, управления, отделы, секторы.

Минстройархитектуры подчиняются:

государственные организации, указанные в приложении 1 к постановлению, утвердившему настоящее Положение;

структурные подразделения облисполкомов и Минского горисполкома, осуществляющие государственно-властные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, одновременно с подчинением их соответствующим местным исполнительным и распорядительным органам.

В систему Минстройархитектуры входят:

государственные организации, указанные в приложении 1 к постановлению, утвердившему настоящее Положение;

хозяйственные общества, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь и переданы в управление Минстройархитектуры, указанные в приложении 2 к постановлению, утвердившему настоящее Положение;

организации, являющиеся участниками холдингов (дочерними компаниями холдингов), созданных по решению Минстройархитектуры, управляющей компанией которых является республиканское унитарное предприятие, подчиненное Минстройархитектуры.

8. Минстройархитектуры возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь.

Министр имеет заместителей, в том числе одного первого, которые назначаются на должность и освобождаются от нее в соответствии с законодательством.

9. Министр:

9.1. руководит деятельностью Минстройархитектуры, представляет его интересы в государственных органах, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций, за состояние дел в руководимой им сфере государственного управления, дает республиканским органам государственного управления, облисполкомам, Минскому горисполкому, иным государственным организациям обязательные для исполнения письменные указания по вопросам архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, относящимся к компетенции Минстройархитектуры;

9.2. действует без доверенности от имени Минстройархитектуры, в установленном порядке распоряжается его средствами и имуществом, открывает счета в банках, заключает договоры;

9.3. представляет в Совет Министров Республики Беларусь для рассмотрения проекты решений Всебелорусского народного собрания, законов, актов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, распоряжений Премьер-министра Республики Беларусь, а также предложения о рассмотрении вопросов, входящих в компетенцию Правительства Республики Беларусь;

9.4. распределяет обязанности между своими заместителями;

9.5. утверждает структуру, штатное расписание центрального аппарата Министерства в пределах установленной численности работников и расходов на его содержание, положения о структурных подразделениях, устанавливает работникам центрального аппарата Министерства надбавки за сложность и напряженность работы;

9.6. принимает на работу и увольняет работников центрального аппарата Минстройархитектуры в соответствии с законодательством и условиями контрактов, заключает контракты с руководителями подчиненных государственных организаций в соответствии с законодательством, осуществляет контроль за выполнением условий этих контрактов, утверждает уставы подчиненных государственных организаций;

9.7. представляет в установленном порядке работников к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами;

9.71. исключен;

9.8. осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

10. В Минстройархитектуры создается коллегия, в состав которой входят Министр (председатель коллегии) и его заместители по должности, а также другие руководящие работники Министерства, представители профсоюзов. В состав коллегии могут включаться работники подчиненных Минстройархитектуры государственных организаций.

В заседаниях коллегии могут принимать участие иные лица в соответствии с законодательством.

Коллегия рассматривает основные вопросы развития строительной отрасли, обсуждает другие вопросы деятельности Министерства, подчиненных ему государственных организаций. Решения коллегии проводятся в жизнь постановлениями и приказами Минстройархитектуры.

В случае возникновения разногласий между Министром и членами коллегии при обсуждении вопросов и принятии решений Министр проводит в жизнь свое решение и сообщает об этом в Совет Министров Республики Беларусь, а члены коллегии имеют право информировать Совет Министров Республики Беларусь о своей позиции.

11. Для рассмотрения предложений об основных направлениях развития науки и техники и внедрения в производство их новейших достижений, а также передового опыта, Минстройархитектуры формирует научно-технический совет, возглавляемый Министром, а по вопросам архитектурной и градостроительной деятельности – архитектурно-градостроительный совет. Персональный состав советов и положения о них утверждаются Минстройархитектуры.

12. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Минстройархитектуры осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

13. Минстройархитектуры является юридическим лицом, имеет текущий (расчетный) счет, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

 

 

 

 

Приложение 1

к постановлению
Совета Министров
Республики Беларусь

31.07.2006 № 973
(в редакции постановления
Совета Министров
Республики Беларусь
16.12.2020 № 726)

ПЕРЕЧЕНЬ
государственных организаций, подчиненных Министерству архитектуры и строительства

1. Исключен.

2. Исключен.

3. Инженерное республиканское унитарное предприятие «БЕЛСТРОЙЦЕНТР».

4. Научно-исследовательское и проектно-производственное республиканское унитарное предприятие «Институт НИИСМ».

5. Научно-исследовательское республиканское унитарное предприятие по строительству «ИНСТИТУТ БелНИИС».

6. Научно-проектное республиканское унитарное предприятие «БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА».

7. Научно-проектно-производственное республиканское унитарное предприятие «Стройтехнорм».

8. Проектное республиканское унитарное предприятие «Белпромпроект».

9. Производственное республиканское унитарное предприятие «Борисовский хрустальный завод имени Ф.Э.Дзержинского».

10. Производственное республиканское унитарное предприятие «Геосервис».

11. Республиканское производственно-торговое унитарное предприятие «Управляющая компания холдинга «Белорусская цементная компания».

12. Республиканское унитарное предприятие «Институт жилища – НИПТИС им. Атаева С.С.».

13. Республиканское унитарное предприятие «Республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве».

14. Республиканское унитарное предприятие «СтройМедиаПроект».

15. Республиканское унитарное производственное предприятие «Гранит».

16. Республиканское унитарное предприятие «Управляющая компания холдинга «Белорусская стекольная компания».

 

 

Приложение 2

к постановлению
Совета Министров
Республики Беларусь

31.07.2006 № 973
(в редакции постановления
Совета Министров
Республики Беларусь
16.12.2020 № 726)

ПЕРЕЧЕНЬ
хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь и переданы в управление Министерства архитектуры и строительства

1. Исключен.

2. Открытое акционерное общество «ОПЫТНЫЙ ЗАВОД МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ».

3. Открытое акционерное общество «Автоспецстрой».

4. Открытое акционерное общество «Автоспецтранс».

5. Исключен.

6. Открытое акционерное общество «Белстройматериалы».

7. Открытое акционерное общество «Березастройматериалы».

8. Исключен.

9. Открытое акционерное общество «Гомельский комбинат строительных конструкций».

10. Исключен.

11. Исключен.

12. Исключен.

13. Открытое акционерное общество «Доломит».

14. Исключен.

15. Открытое акционерное общество «Керамин».

16. Открытое акционерное общество «Минский завод строительных материалов».

17. Открытое акционерное общество «Минский Промтранспроект».

18. Исключен.

19. Открытое акционерное общество «Мозырьпромстрой».

20. Открытое акционерное общество «Молодечненский завод металлоконструкций».

21. Исключен.

22. Открытое акционерное общество «НИИ Стройэкономика».

23. Исключен.

24. Открытое акционерное общество «Радошковичский керамический завод».

25. Открытое акционерное общество «Спецжелезобетон».

26. Открытое акционерное общество «Спецремонт».

27. Исключен.

28. Открытое акционерное общество «Строительно-монтажный трест № 19».

29. Открытое акционерное общество «Строительный трест № 21».

30. Открытое акционерное общество «Строительный трест № 25».

31. Открытое акционерное общество «Стройкомплекс».

32. Открытое акционерное общество «Строймаш».

33. Исключен.

34. Открытое акционерное общество «ТРЕСТ № 26 ЖЕЛЕЗОБЕТОНМОНТАЖ».

35. Открытое акционерное общество «ТРЕСТ БЕЛСАНТЕХМОНТАЖ № 1».

36. Открытое акционерное общество «Трест Белстромремонт».

37. Открытое акционерное общество «Управление механизации № 12».

38. Исключен.

39. Открытое акционерное общество «Управление механизации № 91».

40. Открытое акционерное общество «Управление СтройМеханизации».

41. Открытое акционерное общество «Ордена Трудового Красного Знамени «Институт Белгоспроект».

42. Исключен.

 

 

Приложение 3

к постановлению
Совета Министров
Республики Беларусь

31.07.2006 № 973

ПЕРЕЧЕНЬ
утративших силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь

1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 октября 2001 г. № 1541 «Об утверждении Положения о Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 103, 5/9268).

2. Пункт 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7 февраля 2002 г. № 167 «О внесении изменений и дополнения в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 ноября 1999 г. № 1860 и от 25 октября 2001 г. № 1541» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 21, 5/9932).

3. Пункт 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2003 г. № 345 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 4 июня 1996 г. № 362 и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 октября 2001 г. № 1541» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 34, 5/12143).

4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. № 1673 «О внесении изменений и дополнений в Положение о Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 2, 5/15384).

5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 мая 2005 г. № 570 «О внесении дополнения в Положение о Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 89, 5/16041).