УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

15 июля 2019 г. № 269

О Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь

Изменения и дополнения:

Указ Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2020 г. № 415 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 19.11.2020, 1/19332) <P32000415>;

Указ Президента Республики Беларусь от 29 марта 2022 г. № 129 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.03.2022, 1/20262) <P32200129>;

Указ Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2022 г. № 334 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.09.2022, 1/20528) <P32200334>

 

(Извлечение)

 

В целях совершенствования деятельности Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь постановляю:

1. Утвердить:

Положение о Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь (прилагается);

порядок применения физической силы, специальных средств, применения и использования оружия должностными лицами Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь (прилагается).

2. Установить, что:

государственные органы, иные организации, их работники и другие граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны не позднее двух рабочих дней со дня истечения установленного срока на выполнение требования (предписания, предложения) письменно информировать Государственную инспекцию охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь о принятых мерах по исполнению ее требования (предписания, предложения), если иной срок не установлен законодательными актами;

проекты нормативных правовых актов, в том числе технических регламентов и технических кодексов установившейся практики, по вопросам охраны и использования диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, земель под дикорастущей древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями), древесно-кустарниковой растительности, не входящей в лесной фонд, кроме древесно-кустарниковой растительности в границах населенных пунктов и включенной в Красную книгу Республики Беларусь, охраны, защиты, воспроизводства и использования лесного фонда, рыболовства и охоты, ведения рыболовного и охотничьего хозяйства подлежат согласованию с Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь.

3. Для служебного пользования.

4. Должностным лицам Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, пользующимся жилыми помещениями по договору найма или проживающим в гостиницах, предоставляется денежная компенсация расходов по найму жилых помещений, проживанию в гостиницах за счет средств названной Инспекции в порядке, размерах и на условиях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь.

5. Утвердить коллегию Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь в составе Ю.С.Тертеля (председатель), М.В.Губича, Р.Р.Зубаирова, Ю.П.Ковшика, Д.В.Моторо, А.Е.Назаренко, И.И.Павлюковича, В.В.Романовского.

6. Внести изменения в указы Президента Республики Беларусь:

графу 1 подпункта 1.1.27 пункта 1.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200, после слова «актом,» дополнить словами «должностному лицу Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь».

7. Признать утратившими силу указы Президента Республики Беларусь и их отдельные положения (приложение).

8. Совету Министров Республики Беларусь совместно с Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь в трехмесячный срок принять меры по реализации настоящего Указа.

9. Настоящий Указ вступает в силу в следующем порядке:

пункты 1, 2, 4 и 6 настоящего Указа и пункты 1, 2, 3 и 5 приложения к настоящему Указу – через три месяца после его официального опубликования;

иные положения этого Указа – после его официального опубликования.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

 

Приложение

к Указу Президента
Республики Беларусь

15.07.2019 № 269

ПЕРЕЧЕНЬ
утративших силу указов Президента Республики Беларусь и их отдельных положений

1. Указ Президента Республики Беларусь от 8 сентября 2003 г. № 384 «Вопросы Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь».

2. Подпункт 3.3 пункта 3 Указа Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ею» и пункты 115 и 116 Правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, утвержденных Указом.

3. Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2012 г. № 237 «О некоторых вопросах Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь».

4. Указ Президента Республики Беларусь от 9 июля 2012 г. № 303 «О коллегии Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь».

5. Подпункт 1.17 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 25 июля 2013 г. № 331 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь».

6. Указ Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 г. № 561 «Об изменении состава коллегии Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь».

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Указ Президента
Республики Беларусь

15.07.2019 № 269

ПОЛОЖЕНИЕ
о Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь (далее – Государственная инспекция) является специально уполномоченным государственным органом, подчиненным Президенту Республики Беларусь, осуществляющим государственный контроль за:

охраной и использованием диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, земель под дикорастущей древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями), древесно-кустарниковой растительности, не входящей в лесной фонд, кроме древесно-кустарниковой растительности в границах населенных пунктов и включенной в Красную книгу Республики Беларусь (далее, если не указано иное, – объекты животного и растительного мира, земли);

охраной, защитой, воспроизводством и использованием лесного фонда;

ведением рыболовного хозяйства и рыболовством;

ведением охотничьего хозяйства и охотой.

2. Общее руководство и контроль за деятельностью Государственной инспекции осуществляет Президент Республики Беларусь.

3. Государственная инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, другими законами, актами Президента Республики Беларусь, в том числе настоящим Положением, иными актами законодательства, а также международными договорами Республики Беларусь и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь.

4. Государственная инспекция является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

5. В систему Государственной инспекции входят центральный аппарат Государственной инспекции и ее территориальные органы.

Структура Государственной инспекции утверждается начальником Государственной инспекции по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

К территориальным органам Государственной инспекции относятся областные и межрайонные инспекции охраны животного и растительного мира (далее – областные и межрайонные инспекции).

Количество межрайонных инспекций определяется начальником Государственной инспекции в пределах установленной Президентом Республики Беларусь ее численности.

6. Имущество Государственной инспекции находится в собственности Республики Беларусь и принадлежит ей на праве оперативного управления.

7. Финансирование Государственной инспекции осуществляется за счет средств республиканского бюджета и других источников, не запрещенных законодательством.

ГЛАВА 2
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ

8. Основной задачей Государственной инспекции является осуществление в пределах компетенции государственного контроля.

9. Государственная инспекция в пределах своей компетенции:

9.1. самостоятельно или совместно с другими контролирующими (надзорными) органами осуществляет государственный контроль за исполнением государственными органами, иными юридическими лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее, если не указано иное, – граждане), актов законодательства путем:

проведения проверок и полевых мероприятий* (далее – контрольные мероприятия);

использования мер профилактического и предупредительного характера;

______________________________

* Полевые мероприятия проводятся в составе групп, формируемых начальником Государственной инспекции, начальниками областных, межрайонных инспекций или их заместителями, в целях оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства на определенных указанными лицами территориях (акваториях).

9.2. самостоятельно или во взаимодействии с другими государственными органами и иными юридическими лицами осуществляет функции по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений;

9.3. ведет административный процесс;

9.4. принимает меры по обеспечению собственной безопасности;

9.5. рассматривает обращения граждан и юридических лиц, организует личный прием граждан, их представителей, представителей юридических лиц;

9.6. реализует государственную политику в области идеологии и работы с кадрами в Государственной инспекции;

9.7. в установленном порядке проводит спортивно-массовые мероприятия, а также мероприятия, направленные на физическую подготовку, охрану и укрепление здоровья работников Государственной инспекции;

9.8. выполняет другие функции в соответствии с законами и актами Президента Республики Беларусь.

ГЛАВА 3
ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ И ЕЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

10. Государственная инспекция вправе в пределах своей компетенции:

10.1. запрашивать в установленном порядке у государственных органов, иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и безвозмездно получать от них необходимую для выполнения возложенных на нее задач и функций информацию, документы (их копии), в том числе в электронном виде, в установленный Государственной инспекцией срок, если иной срок не определен законодательными актами;

10.2. безвозмездно пользоваться информационными системами, базами и банками данных (программными продуктами) государственных органов и иных организаций, иметь к ним доступ, включая удаленный, безвозмездно получать из них сведения, в том числе содержащие персональные данные граждан, без письменного согласия этих граждан на основании письменных (электронных) запросов либо соглашений (договоров), заключенных с собственником (владельцем) информационной системы, базы, банка данных (программного продукта);

10.3. привлекать при необходимости работников государственных органов и иных юридических лиц с согласия их руководителей к участию в проведении полевых мероприятий;

10.4. выносить государственным органам, иным юридическим лицам, их работникам и другим гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении в установленный Государственной инспекцией срок выявленных нарушений законодательства в области охраны и использования объектов животного и растительного мира, земель, охраны, защиты, воспроизводства и использования лесного фонда, рыболовства и охоты, ведения рыболовного и охотничьего хозяйства;

10.5. с учетом требований законодательства приостанавливать (запрещать) добычу, рубку, изъятие, удаление, иное воздействие (далее – добыча) на лесной фонд, объекты животного и растительного мира, земли, в том числе погибшие, или их части (далее, если не указано иное, – природные ресурсы) в случае выявления нарушений законодательства, создающих угрозу причинения вреда окружающей среде, до устранения выявленных нарушений путем выдачи соответствующих требований;

10.6. предъявлять в установленном порядке претензии юридическим лицам, гражданам, причинившим вред окружающей среде, иски и заявления о возбуждении приказного производства в суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции;

10.7. предъявлять в установленном порядке иски в суд о прекращении деятельности в случае, если юридическое лицо или гражданин, осуществляющие такую деятельность, причиняют вред окружающей среде, создают угрозу причинения такого вреда или не выполняют требование (предложение) Государственной инспекции о приостановлении добычи природных ресурсов до устранения выявленных нарушений;

10.8. в случаях, установленных законодательными актами, ограничивать или приостанавливать право лесопользования и вносить представления юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, об аннулировании разрешительных документов, на основании которых возникло право лесопользования;

10.9. направлять материалы контрольных мероприятий государственным органам, иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для принятия по ним необходимых мер реагирования;

10.10. в случае установления нарушения законодательства в области охраны и использования объектов животного и растительного мира, земель, охраны, защиты, воспроизводства и использования лесного фонда, рыболовства и охоты, ведения рыболовного и охотничьего хозяйства вносить государственным органам, иным юридическим лицам обязательные для рассмотрения предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности их работников, действия (бездействие) которых повлекли нарушение законодательства;

10.11. вносить в государственные органы, иным юридическим лицам предложения об отмене (изменении) принятых (изданных) правовых актов в случае несоответствия этих актов законодательству или если исполнение этих актов может создать угрозу причинения вреда окружающей среде;

10.12. вносить уполномоченным органам предложения об ограничении, приостановлении, прекращении отдельных видов пользования объектами животного и растительного мира, землями, по охране, защите, воспроизводству и использованию лесного фонда, рыболовству и охоте, ведению рыболовного и охотничьего хозяйства;

10.13. взаимодействовать с другими государственными органами, иными юридическими лицами, в том числе иностранных государств, международными организациями и межгосударственными образованиями, гражданами;

10.14. использовать транспортные средства оперативного назначения;

10.15. осуществлять иные полномочия, предусмотренные законами и актами Президента Республики Беларусь.

11. Должностными лицами Государственной инспекции, имеющими право осуществлять государственный контроль (далее – должностные лица Государственной инспекции), являются начальник Государственной инспекции и его заместители, начальники областных, межрайонных инспекций и их заместители, старшие государственные инспекторы, государственные инспекторы и иные работники Государственной инспекции, являющиеся государственными гражданскими служащими.

12. Должностные лица Государственной инспекции в пределах своей компетенции имеют право с соблюдением установленных законодательством требований:

12.1. осуществлять осмотр территорий, помещений и других возможных мест хранения орудий и средств добычи природных ресурсов, а также самих природных ресурсов и соответствующих документов;

12.2. использовать технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых изображений;

12.3. проверять у представителей проверяемого субъекта документы, удостоверяющие личность, документы, подтверждающие полномочия;

12.4. проверять документы на право использования объектов животного и растительного мира, земель, лесного фонда, осуществления рыболовства и охоты, ведения рыболовного и охотничьего хозяйства, осуществления деятельности по воспроизводству и защите лесного фонда, а также документы, удостоверяющие личность граждан, при наличии данных, указывающих на совершение ими преступлений или административных правонарушений;

12.5. в ходе контрольных мероприятий останавливать транспортные и плавучие средства, суда, производить досмотр вещей, транспортных и плавучих средств, судов, орудий и средств, с использованием которых осуществляется воздействие на природные ресурсы, и других предметов, а также личный досмотр граждан;

12.6. запрашивать и получать в соответствии с законодательством от работников государственных органов, иных юридических лиц, других граждан в установленный срок письменные и устные объяснения, а также необходимые документы (их копии), в том числе в электронном виде, иную информацию по возникающим в ходе проведения контрольных мероприятий вопросам либо необходимую для их проведения;

12.7. осуществлять размещение, в том числе кратковременное, в границах водоохранных зон или прибрежных полос движимого имущества (суда, транспортные средства и иное) без оформления правоудостоверяющих и разрешительных документов на земельные участки (территории), в пределах которых производятся контрольные мероприятия;

12.8. изымать орудия и средства, с использованием которых осуществляется воздействие на природные ресурсы, транспортные и плавучие средства, суда, природные ресурсы, вещи, которые сохранили на себе следы преступлений или административных правонарушений, а также соответствующие документы, требовать немедленно сдать (положить) оружие;

12.9. доставлять лиц, совершивших административные правонарушения, протоколы по которым составляют уполномоченные должностные лица Государственной инспекции, в органы внутренних дел для установления личности;

12.10. обращаться для выяснения возникших вопросов за разъяснениями к работникам государственных органов, иных юридических лиц;

12.11. в ходе полевых мероприятий беспрепятственно посещать в любое время суток объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по предъявлении служебного удостоверения, а объекты, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, – при предъявлении иных документов, предусмотренных законодательством для допуска на эти объекты;

12.12. временно ограничивать или запрещать движение граждан, а также их доступ на отдельные участки местности и объекты, обязывать их покинуть определенное место для проведения процессуальных действий, обеспечения сохранения доказательств или проверки документов;

12.13. пользоваться иными правами в соответствии с законами и актами Президента Республики Беларусь.

13. Начальник Государственной инспекции и его заместители, начальники областных, межрайонных инспекций и их заместители в пределах своей компетенции имеют право:

13.1. вносить на рассмотрение государственных органов, иных юридических лиц предложения по вопросам охраны и использования объектов животного и растительного мира, земель, охраны, защиты, воспроизводства и использования лесного фонда, рыболовства и охоты, ведения рыболовного и охотничьего хозяйства;

13.2. вызывать работников государственных органов, иных юридических лиц, а также граждан для получения письменных и устных объяснений;

13.3. передавать в установленном порядке материалы о выявленных нарушениях законодательства на рассмотрение государственных органов, иных юридических лиц;

13.4. осуществлять иные полномочия, предусмотренные законами и актами Президента Республики Беларусь.

14. Должностные лица Государственной инспекции за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут ответственность в соответствии с законодательными актами.

15. Должностные лица Государственной инспекции при исполнении служебных обязанностей являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства.

Любое воздействие в какой бы то ни было форме на указанных должностных лиц, препятствующее исполнению ими служебных обязанностей, либо вмешательство в их деятельность запрещается.

Лицо, считающее, что действия (бездействие) должностных лиц Государственной инспекции, ее требования (предписания) ущемляют его права и законные интересы, вправе обжаловать эти действия (бездействие), требования (предписания) вышестоящему должностному лицу Государственной инспекции, прокурору, а также в суд, если иной порядок обжалования не установлен законодательными актами.

Государственная защита должностных лиц Государственной инспекции осуществляется в соответствии с законодательством о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, сотрудников органа государственной охраны.

16. Условия оплаты труда должностных лиц Государственной инспекции, в том числе должностные оклады и соотнесение классов государственных гражданских служащих и государственных гражданских должностей, устанавливаются законодательством.

17. Работники* Государственной инспекции имеют право на ношение форменной одежды со знаками различия.

______________________________

* Для целей настоящего пункта под работниками понимаются должностные лица и водители Государственной инспекции.

 

18. Должностные лица Государственной инспекции имеют право применять физическую силу, специальные средства, применять и использовать оружие в случаях и порядке, установленных законодательными актами.

Водители Государственной инспекции при исполнении трудовых обязанностей вправе применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы и подручные средства, для пресечения преступлений или административных правонарушений, самообороны, если ненасильственными способами это сделать невозможно. Водитель, применивший физическую силу, незамедлительно докладывает об этом своему непосредственному начальнику.

ГЛАВА 4
РУКОВОДСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ

19. Государственную инспекцию возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь.

Начальник Государственной инспекции имеет двух заместителей, которые назначаются на должности и освобождаются от должностей начальником Государственной инспекции по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

20. Начальник Государственной инспекции является одновременно главным государственным инспектором, его заместители – заместителями главного государственного инспектора по осуществлению государственного контроля за охраной и использованием объектов животного и растительного мира, земель, охраной, защитой, воспроизводством и использованием лесного фонда, рыболовством и охотой, ведением рыболовного и охотничьего хозяйства.

21. Начальник Государственной инспекции:

21.1. непосредственно руководит деятельностью Государственной инспекции и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на нее задач и функций;

21.2. решает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с осуществлением государственного контроля в области охраны и использования объектов животного и растительного мира, земель, охраны, защиты, воспроизводства и использования лесного фонда, рыболовства и охоты, ведения рыболовного и охотничьего хозяйства, планированием, назначением и проведением контрольных мероприятий, определяет порядок проведения полевых мероприятий;

21.3. назначает в установленном порядке на должности и освобождает от должностей работников Государственной инспекции, организует повышение их квалификации, подготовку, переподготовку и аттестацию, заключает с ними трудовые договоры;

21.4. организует формирование кадрового резерва должностных лиц Государственной инспекции;

21.5. информирует Президента Республики Беларусь о деятельности Государственной инспекции, невыполнении, несвоевременном или ненадлежащем исполнении поручений, содержащихся в решениях Президента Республики Беларусь, контроль за выполнением которых возложен на Государственную инспекцию;

21.6. вносит в установленном порядке Президенту Республики Беларусь, в Совет Министров Республики Беларусь, другие государственные органы, иные государственные организации предложения, в том числе проекты нормативных правовых актов, по вопросам, связанным с выполнением Государственной инспекцией возложенных на нее задач и функций;

21.7. в пределах своей компетенции издает приказы и распоряжения, дает поручения, обязательные для исполнения работниками Государственной инспекции;

21.8. представляет Государственную инспекцию в государственных органах, иных юридических лицах, в том числе иностранных государств, международных организациях и межгосударственных образованиях;

21.9. устанавливает образец, порядок выдачи и использования служебного удостоверения работников Государственной инспекции;

21.10. распределяет обязанности между своими заместителями;

21.11. утверждает в пределах установленной численности и бюджетных ассигнований штатное расписание Государственной инспекции;

21.12. утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Государственной инспекции, об областных и межрайонных инспекциях;

21.13. утверждает порядок списания и использования материально-технических средств, лимиты пробега транспортных средств;

21.14. устанавливает перечень должностей работников Государственной инспекции, которым определяется разъездной характер работы;

21.15. устанавливает нормы обеспечения работников Государственной инспекции средствами индивидуальной защиты;

21.16. определяет порядок проведения мероприятий, направленных на физическую подготовку, охрану и укрепление здоровья работников Государственной инспекции;

21.17. устанавливает порядок хранения и ношения оружия должностными лицами Государственной инспекции;

21.18. несет персональную ответственность за состояние кадровой и идеологической работы в Государственной инспекции;

21.19. учреждает Доску почета Государственной инспекции, утверждает положения о Доске почета, Почетной грамоте, Грамоте, об объявлении Благодарности Государственной инспекции и награждении ценным подарком;

21.20. поощряет работников Государственной инспекции, налагает на них дисциплинарные взыскания;

21.21. в установленном порядке вносит представления о награждении государственными наградами работников Государственной инспекции;

21.22. устанавливает с учетом требований законодательства работникам надбавки и доплаты, утверждает положения о порядке и условиях премирования работников, выплаты единовременного пособия на оздоровление, условиях и размере выплаты материальной помощи;

21.23. обеспечивает защиту государственных секретов в Государственной инспекции;

21.24. распоряжается в установленном порядке имуществом Государственной инспекции, без доверенности действует от имени Государственной инспекции;

21.25. организует и координирует деятельность общественных инспекторов охраны животного и растительного мира;

21.26. поощряет граждан, в том числе материально, за активное участие в охране окружающей среды и оказание помощи Государственной инспекции;

21.27. осуществляет иные полномочия в соответствии с законами и актами Президента Республики Беларусь.

22. В Государственной инспекции образуется коллегия в составе начальника Государственной инспекции (председатель коллегии), его заместителей, других должностных лиц Государственной инспекции, иных государственных организаций. Персональный состав коллегии утверждается Президентом Республики Беларусь.

На заседаниях коллегии рассматриваются вопросы деятельности Государственной инспекции, требующие коллективного обсуждения и выработки согласованных решений. На данных заседаниях могут заслушиваться руководители и другие работники государственных органов, иных юридических лиц по вопросам, входящим в компетенцию Государственной инспекции.

Заседания коллегии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год, под председательством начальника Государственной инспекции, а в его отсутствие – заместителя, уполномоченного начальником Государственной инспекции.

Заседания коллегии считаются правомочными, если на них присутствует не менее двух третей от общей численности ее членов. Организует работу коллегии и руководит ее деятельностью начальник Государственной инспекции.

Решения коллегии принимаются простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании, оформляются постановлениями коллегии и подписываются председательствующим. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Указ Президента
Республики Беларусь

15.07.2019 № 269

ПОРЯДОК
применения физической силы, специальных средств, применения и использования оружия должностными лицами Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь

1. Должностные лица Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь (далее – Государственная инспекция) при осуществлении возложенных на нее задач и функций имеют право применять физическую силу, специальные средства*, применять и использовать оружие, если иными способами осуществление этих задач и функций не представляется возможным.

Физическая сила, специальные средства применяются, оружие применяется и используется исходя из складывающейся обстановки по усмотрению должностного лица Государственной инспекции в случаях, предусмотренных настоящим порядком. Применению физической силы, специальных средств и оружия должно предшествовать четко выраженное и очевидное для лица, против которого они применяются, предупреждение о намерении их применить, за исключением случаев, когда промедление в их применении создаст непосредственную опасность для жизни должностных лиц Государственной инспекции, иных граждан или может повлечь иные тяжкие последствия.

В случаях, когда избежать применения физической силы, специальных средств, применения и использования оружия невозможно, должностное лицо Государственной инспекции обязано стремиться причинить наименьший вред здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан, имуществу юридических лиц, а также принять меры по немедленному оказанию пострадавшим медицинской и иной необходимой помощи.

Должностное лицо Государственной инспекции, применившее физическую силу, специальные средства, применившее или использовавшее оружие, незамедлительно докладывает об этом своему непосредственному начальнику.

О ранении или смерти лица вследствие применения физической силы, специальных средств, применения или использования оружия незамедлительно уведомляется ближайший орган внутренних дел и соответствующий прокурор.

______________________________

* Под специальными средствами понимаются наручники, средства связывания, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные веществами слезоточивого или раздражающего действия, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для принудительной остановки транспорта.

2. Должностное лицо Государственной инспекции не несет ответственности за вред, причиненный в результате применения в предусмотренных настоящим порядком случаях физической силы, специальных средств, применения и использования оружия, и при наличии любого из обстоятельств, исключающих преступность деяния, признание деяния административным правонарушением, установленных соответственно Уголовным кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Применение физической силы, специальных средств, применение или использование оружия с нарушением требований настоящего порядка влекут ответственность, установленную законодательными актами.

3. Должностное лицо Государственной инспекции вправе применить физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы и подручные средства, для предупреждения и пресечения преступлений или административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, самообороны, преодоления противодействия его законным требованиям, если ненасильственными способами это сделать невозможно.

4. Должностное лицо Государственной инспекции вправе применить специальные средства в случае:

отражения нападения на должностное лицо Государственной инспекции и иных граждан, имущество, находящееся в оперативном управлении Государственной инспекции;

пресечения действий, непосредственно направленных на насильственное завладение находящимися у должностного лица Государственной инспекции оружием, боеприпасами к нему, специальной техникой или специальными средствами;

пресечения неповиновения или сопротивления законным требованиям должностного лица Государственной инспекции, исполняющего служебные обязанности по предупреждению и пресечению преступлений или административных правонарушений;

задержания и доставления в органы внутренних дел или служебные помещения Государственной инспекции лиц, совершивших преступление или административное правонарушение;

остановки транспортного средства, водитель которого не подчиняется заведомо очевидным для него законным неоднократным требованиям должностного лица Государственной инспекции об остановке транспортного средства;

пресечения начала движения транспортного средства без разрешения должностного лица Государственной инспекции при осмотре этого транспортного средства.

Вид специального средства и интенсивность его применения определяются должностным лицом Государственной инспекции самостоятельно с учетом складывающейся обстановки, характера преступления или административного правонарушения и личности правонарушителя.

Специальные средства запрещается применять в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения или иных действий, угрожающих жизни или здоровью должностного лица Государственной инспекции, иных граждан.

5. Должностное лицо Государственной инспекции имеет право на применение оружия в отношении лица:

совершающего нападение на должностное лицо Государственной инспекции, иных граждан, когда их жизнь или здоровье подвергается опасности;

совершающего нападение, в том числе групповое, или нападение, сопряженное с применением оружия либо взрывов, поджогов и иных общеопасных способов, использованием транспортных средств, машин или механизмов, на помещения, иные объекты Государственной инспекции;

совершающего действие, непосредственно направленное на насильственное завладение находящимися у должностного лица Государственной инспекции оружием, боеприпасами к нему, специальной техникой или специальными средствами;

застигнутого при совершении действий, указанных в абзацах втором–четвертом настоящей части, и пытающегося скрыться, когда в целях избежания задержания это лицо применяет (угрожает применением) оружие, взрывчатое вещество, взрывное устройство или другие предметы, представляющие опасность для жизни или здоровья должностного лица Государственной инспекции, иных граждан;

не подчинившегося законному требованию должностного лица Государственной инспекции немедленно сдать (положить) оружие, взрывчатое вещество, взрывное устройство или другие предметы, применение которых может угрожать жизни или здоровью должностного лица Государственной инспекции, иных граждан.

Должностное лицо Государственной инспекции имеет право на использование огнестрельного оружия для:

подачи светового сигнала, сигнала тревоги или вызова помощи;

предупреждения о намерении применить оружие;

обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни или здоровью должностного лица Государственной инспекции, иных граждан;

остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель не подчиняется заведомо очевидным для него законным неоднократным требованиям должностного лица Государственной инспекции об остановке транспортного средства и его действия создают реальную угрозу жизни или здоровью должностного лица Государственной инспекции, иных граждан.

Должностное лицо Государственной инспекции вправе привести оружие в готовность к стрельбе, если считает, что в создавшейся обстановке не исключена возможность его применения или использования.

Запрещается применять или использовать оружие:

при значительном скоплении людей;

в направлении складов (хранилищ), содержащих огнеопасные, взрывоопасные, а также сильнодействующие ядовитые вещества, и средств транспортировки этих веществ;

в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения или иных действий, угрожающих жизни или здоровью должностного лица Государственной инспекции, иных граждан.