ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

11 ноября 2008 г. № 454-З

Об органах пограничной службы Республики Беларусь

Принят Палатой представителей 10 октября 2008 года
Одобрен Советом Республики 22 октября 2008 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 84-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.12.2013, 2/2082) <H11300084>;

Закон Республики Беларусь от 10 января 2015 г. № 242-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.01.2015, 2/2240) <H11500242>;

Закон Республики Беларусь от 9 января 2019 г. № 168-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.01.2019, 2/2606) <H11900168>;

Закон Республики Беларусь от 17 мая 2021 г. № 106-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.05.2021, 2/2826) <H12100106>;

Закон Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 300-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.07.2023, 2/3020) <H12300300>

 

Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы деятельности органов пограничной службы Республики Беларусь (далее – органы пограничной службы), устанавливает обязанности и права органов пограничной службы и их сотрудников, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников органов пограничной службы и членов их семей.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Органы пограничной службы и их назначение

Органы пограничной службы – государственные органы и организации, участвующие в проведении государственной пограничной политики, обеспечивающие пограничную безопасность Республики Беларусь (далее – пограничная безопасность) и выполняющие правоохранительные функции.

Органы пограничной службы являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.

Статья 2. Основные задачи органов пограничной службы

Основными задачами органов пограничной службы являются:

участие в проведении государственной пограничной политики;

обеспечение пограничной безопасности;

охрана Государственной границы Республики Беларусь (далее – Государственная граница);

организация взаимодействия и координация деятельности государственных органов и иных организаций в области проведения государственной пограничной политики и обеспечения пограничной безопасности;

предупреждение, выявление и пресечение преступлений и административных правонарушений, создающих угрозу пограничной безопасности (далее, если не указано иное, – правонарушения), в соответствии с законодательными актами;

осуществление пропуска через Государственную границу граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее, если не указано иное, – граждане), за исключением пунктов пропуска через Государственную границу, в которых такой пропуск осуществляется таможенными органами, а также товаров в пунктах упрощенного пропуска через Государственную границу.

На органы пограничной службы законодательными актами могут быть возложены иные задачи.

Статья 3. Правовая основа деятельности органов пограничной службы

Правовой основой деятельности органов пограничной службы являются Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон, акты Президента Республики Беларусь, иные акты законодательства, а также международные договоры Республики Беларусь (далее – международные договоры).

Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Принципы деятельности органов пограничной службы

Деятельность органов пограничной службы осуществляется на принципах:

законности;

уважения и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан;

гуманизма;

нерушимости Государственной границы;

мирного разрешения пограничных вопросов и инцидентов;

взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами;

сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности;

единства системы органов пограничной службы и централизации управления ими;

независимости от деятельности политических партий и других общественных объединений.

Статья 5. Деятельность органов пограничной службы и права граждан

Государство гарантирует уважение и соблюдение прав, свобод и законных интересов граждан при осуществлении органами пограничной службы своей деятельности.

Ограничение граждан в их правах и свободах органами пограничной службы (их сотрудниками) допускается лишь в случаях, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами.

Полученные в процессе деятельности органов пограничной службы сведения о частной жизни граждан, затрагивающие их честь, достоинство или деловую репутацию либо способные нанести вред их законным интересам, персональные данные не могут быть переданы органами пограничной службы (их сотрудниками) кому бы то ни было без согласия этих граждан, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами.

Граждане, считающие, что решения и действия (бездействие) органов пограничной службы (их сотрудников) привели к ущемлению их прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать эти решения и действия (бездействие) в вышестоящий государственный орган или вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд.

Статья 6. Взаимодействие органов пограничной службы с другими государственными органами, иными организациями и гражданами

Органы пограничной службы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами и иными организациями Республики Беларусь и иностранных государств, международными организациями, межгосударственными образованиями и гражданами.

Государственные органы и иные организации в пределах своей компетенции обязаны оказывать содействие органам пограничной службы в исполнении возложенных на них обязанностей, определенных настоящим Законом и иными законодательными актами.

Граждане могут добровольно участвовать в выполнении задач, возложенных на органы пограничной службы, в том числе на конфиденциальной основе, в порядке, установленном законодательством.

Взаимодействие органов пограничной службы с компетентными органами иностранных государств, международными организациями и межгосударственными образованиями осуществляется в соответствии с законодательными актами и международными договорами.

ГЛАВА 2
СИСТЕМА ОРГАНОВ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ И РУКОВОДСТВО ИМИ

Статья 7. Система органов пограничной службы

Органы пограничной службы образуют единую систему, в которую входят:

Государственный пограничный комитет, возглавляющий систему органов пограничной службы;

территориальные органы пограничной службы;

орган пограничной службы специального назначения;

организации, создаваемые по решению Президента Республики Беларусь для обеспечения выполнения задач, возложенных на органы пограничной службы;

иные органы пограничной службы, создаваемые по решению Президента Республики Беларусь.

Статья 8. Руководство органами пограничной службы

Общее руководство органами пограничной службы осуществляют Президент Республики Беларусь, а также Совет Министров Республики Беларусь в пределах полномочий, делегированных ему Президентом Республики Беларусь.

Непосредственное руководство органами пограничной службы осуществляет Председатель Государственного пограничного комитета.

Статья 9. Государственный пограничный комитет

Государственный пограничный комитет – республиканский орган государственного управления, проводящий государственную пограничную политику, обеспечивающий пограничную безопасность, осуществляющий регулирование и управление в этой сфере, координирующий деятельность государственных органов и иных организаций в области проведения государственной пограничной политики и обеспечения пограничной безопасности.

Статья 10. Территориальные органы пограничной службы

Территориальные органы пограничной службы – пограничные управления, пограничные группы, пограничные отряды, выполняющие на определенной территории задачи, возложенные на органы пограничной службы настоящим Законом и иными законодательными актами.

Территориальные органы пограничной службы являются юридическими лицами, имеют действительное и условное наименования, печати с изображением Государственного герба Республики Беларусь и соответствующими наименованиями.

Положения о территориальных органах пограничной службы утверждаются Председателем Государственного пограничного комитета.

Статья 11. Орган пограничной службы специального назначения

Орган пограничной службы специального назначения выполняет задачи по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений, участвует в обеспечении собственной безопасности органов пограничной службы, безопасности охраняемых лиц и охраняемых объектов, а также выполняет другие задачи, возложенные на органы пограничной службы.

Орган пограничной службы специального назначения является юридическим лицом, имеет действительное и условное наименования, печати с изображением Государственного герба Республики Беларусь и соответствующими наименованиями.

Положение об органе пограничной службы специального назначения утверждается Президентом Республики Беларусь.

Статья 12. Организации, создаваемые для обеспечения выполнения задач, возложенных на органы пограничной службы

Организации, создаваемые по решению Президента Республики Беларусь для обеспечения выполнения задач, возложенных на органы пограничной службы, – учреждения образования, организации здравоохранения, воинские части и иные организации, выполняющие задачи по подготовке, переподготовке и повышению квалификации военнослужащих и гражданского персонала органов пограничной службы, осуществлению профилактических, лечебных и иных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья военнослужащих и гражданского персонала органов пограничной службы, обеспечению снабжения органов пограничной службы вооружением, боевой и специальной техникой (далее – боевая техника), специальными средствами, всеми видами материальных средств и довольствия, обеспечению оперативно-служебной и иной деятельности органов пограничной службы.

Организации, создаваемые для обеспечения выполнения задач, возложенных на органы пограничной службы, могут выполнять и другие задачи в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Организации, создаваемые для обеспечения выполнения задач, возложенных на органы пограничной службы, являются юридическими лицами, имеют действительное и условное наименования, печати с изображением Государственного герба Республики Беларусь и соответствующими наименованиями.

Уставы организаций, создаваемых для обеспечения выполнения задач, возложенных на органы пограничной службы, утверждаются Председателем Государственного пограничного комитета.

ГЛАВА 3
ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ

Статья 13. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере деятельности органов пограничной службы

Президент Республики Беларусь в сфере деятельности органов пограничной службы:

осуществляет общее руководство органами пограничной службы;

утверждает положение о Государственном пограничном комитете;

устанавливает общую численность и структуру органов пограничной службы;

согласовывает по представлению Председателя Государственного пограничного комитета организационно-штатную структуру Государственного пограничного комитета;

назначает на должность и освобождает от должности Председателя Государственного пограничного комитета и его заместителей, а также других должностных лиц органов пограничной службы в случаях, предусмотренных законодательными актами;

утверждает перечень вооружения, боевой техники и специальных средств, состоящих на вооружении органов пограничной службы;

устанавливает порядок и нормы материально-технического обеспечения органов пограничной службы, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;

принимает решения по вопросам правовой и социальной защиты военнослужащих и гражданского персонала органов пограничной службы и членов их семей;

осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 14. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сфере деятельности органов пограничной службы

Совет Министров Республики Беларусь в сфере деятельности органов пограничной службы:

обеспечивает исполнение решений Президента Республики Беларусь, положений настоящего Закона по вопросам правовой и социальной защиты военнослужащих и гражданского персонала органов пограничной службы и членов их семей;

организует оснащение органов пограничной службы вооружением, боевой техникой и специальными средствами, а также иными материальными средствами;

осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами и решениями Президента Республики Беларусь.

Статья 15. Полномочия органов местного управления и самоуправления в сфере деятельности органов пограничной службы

Местные исполнительные и распорядительные органы в сфере деятельности органов пограничной службы:

предоставляют органам пограничной службы административные и иные помещения, коммунальные, бытовые и иные услуги в соответствии с законодательством;

оказывают содействие в решении вопросов, связанных с оборудованием Государственной границы и объектов инфраструктуры органов пограничной службы;

оказывают содействие в обеспечении военнослужащих и гражданского персонала органов пограничной службы и членов их семей жилыми помещениями;

обеспечивают в пределах своей компетенции реализацию гарантий правовой и социальной защиты военнослужащих и гражданского персонала органов пограничной службы и членов их семей;

осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают участие в обеспечении деятельности органов пограничной службы в соответствии с законодательством.

ГЛАВА 4
ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ОРГАНОВ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ, СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ

Статья 16. Обязанности органов пограничной службы

Органы пограничной службы в целях выполнения возложенных на них задач обязаны:

пресекать попытки незаконного изменения прохождения Государственной границы на местности;

участвовать в пределах своей компетенции в решении задач по обороне Республики Беларусь, а также в обеспечении режимов чрезвычайного положения и военного положения;

осуществлять меры общей и индивидуальной профилактики правонарушений, предусмотренные законодательными актами;

осуществлять в пределах своей компетенции комплекс мер по борьбе с незаконной миграцией, организованной преступностью и терроризмом;

оказывать содействие таможенным органам в пресечении контрабанды и перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах;

осуществлять производство по материалам и уголовным делам, вести административный процесс;

уведомлять прокурора в течение 24 часов о случаях проникновения сотрудников органов пограничной службы в жилые помещения и иные законные владения граждан, помещения и иные объекты организаций;

координировать в пределах своих полномочий деятельность государственных органов и иных организаций в области проведения государственной пограничной политики и обеспечения пограничной безопасности;

контролировать соблюдение гражданами и организациями режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;

осуществлять пропуск через Государственную границу граждан в пунктах пропуска через Государственную границу, за исключением пунктов пропуска через Государственную границу, в которых такой пропуск осуществляется таможенными органами, и вне пунктов пропуска через Государственную границу;

осуществлять пропуск через Государственную границу товаров в пунктах упрощенного пропуска через Государственную границу;

разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими уполномоченными государственными органами мероприятия по совершенствованию пропуска через Государственную границу граждан, участвовать в реализации мероприятий по совершенствованию пропуска через Государственную границу грузов, товаров, животных и транспортных средств;

предупреждать и пресекать въезд в Республику Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства, которым в соответствии с законодательными актами и международными договорами запрещен въезд в Республику Беларусь, а также выезд граждан, право на выезд которых из Республики Беларусь временно ограничено;

осуществлять в пределах своей компетенции контроль за пребыванием в Республике Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства;

осуществлять в пределах своих полномочий государственный контроль за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов;

оказывать содействие Вооруженным Силам Республики Беларусь в охране Государственной границы в воздушном пространстве Республики Беларусь;

участвовать в установлении Государственной границы;

способствовать укреплению экономических, социальных, культурных, административных и иных связей приграничных административно-территориальных единиц Республики Беларусь с сопредельными государствами, созданию условий для хозяйственной и иной деятельности в пограничной зоне, поддержанию традиций и обычаев, исторически сложившихся на приграничной территории;

обеспечивать содержание Государственной границы;

участвовать в осуществлении мероприятий по установлению, открытию, обустройству, техническому оснащению пунктов пропуска через Государственную границу;

обеспечивать соблюдение международных договоров, связанных с режимом Государственной границы и сотрудничеством по пограничным вопросам;

контролировать соблюдение иностранными водными судами установленного порядка захода и пребывания их в принадлежащей Республике Беларусь части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов;

проводить мероприятия по обеспечению собственной безопасности органов пограничной службы самостоятельно и во взаимодействии с органами государственной безопасности и органами внутренних дел, в том числе мероприятия по защите от посягательств в связи со служебной деятельностью на жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество военнослужащих и гражданского персонала органов пограничной службы и членов их семей;

участвовать в обеспечении безопасности охраняемых лиц и охраняемых объектов;

осуществлять охрану дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь;

участвовать совместно с уполномоченными государственными органами в пределах пограничной зоны и пограничной полосы в осуществлении контроля в области охраны окружающей среды;

информировать государственные органы и другие организации в части, относящейся к их компетенции, а также граждан о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на Государственной границе и на приграничной территории;

исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 17. Обязанности сотрудников органов пограничной службы

Сотрудники органов пограничной службы исполняют обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами, в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью.

Сотрудник органов пограничной службы на всей территории Республики Беларусь независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени в случае обращения к нему граждан с заявлением или сообщением о событиях, угрожающих пограничной безопасности, либо в случае непосредственного выявления таковых обязан:

принять возможные меры по пресечению правонарушения, спасению граждан, оказанию нуждающимся необходимой помощи, установлению и задержанию граждан, совершивших правонарушение, выявлению его очевидцев, охране места происшествия;

сообщить об этом в ближайший орган пограничной службы.

Сотрудник органов пограничной службы во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основания такого ограничения, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Статья 18. Права органов пограничной службы

Органам пограничной службы в целях выполнения возложенных на них задач предоставляется право:

осуществлять оперативно-розыскную деятельность в порядке, установленном законодательством об оперативно-розыскной деятельности;

осуществлять внешнюю разведку в соответствии с законодательством о внешней разведке;

проводить режимные и иные мероприятия по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений;

передвигаться и размещать пограничные наряды на любых участках местности в пределах приграничной территории;

производить задержание граждан по основаниям и на сроки, определенные законодательными актами, а также граждан, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений либо уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, в соответствии с поручениями органов уголовного преследования и суда в пределах приграничной территории;

иметь специально оборудованные помещения, изоляторы временного содержания, гауптвахты и использовать их для содержания граждан в случаях, предусмотренных законодательными актами;

содержать, охранять и конвоировать задержанных, а также охранять и конвоировать задержанные водные суда до их передачи уполномоченным органам сопредельного государства либо Республики Беларусь;

задерживать в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, отправление транспортных средств до завершения процедур пограничного и иных видов контроля;

выдавать в порядке, установленном актами законодательства, пропуска на право въезда (входа), временного пребывания, передвижения в пограничной зоне или пограничной полосе, на право внеочередного въезда на территорию автодорожных пунктов пропуска через Государственную границу;

принимать меры по предотвращению въезда на территорию пункта пропуска через Государственную границу или выезда с территории пункта пропуска через Государственную границу транспортных средств без разрешения сотрудников органов пограничной службы, за исключением пунктов пропуска через Государственную границу, в которых контроль за режимом в пунктах пропуска через Государственную границу осуществляется таможенными органами;

пропускать через Государственную границу граждан без действительных документов, необходимых для въезда в Республику Беларусь и (или) выезда из Республики Беларусь, по решению Председателя Государственного пограничного комитета или уполномоченного им должностного лица в исключительных случаях, связанных с чрезвычайными обстоятельствами, а также в целях обеспечения национальных интересов Республики Беларусь;

ограничивать въезд (вход) транспортных средств (граждан), а также производство работ в пределах пограничной полосы, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

разрешать въезд (вход), временное пребывание и передвижение в пограничной зоне и пограничной полосе на срок до одного месяца гражданам, которым запрещены въезд (вход), временное пребывание и передвижение в пограничной зоне и пограничной полосе, в случаях, предусмотренных законодательными актами;

устанавливать места въезда (входа), временного пребывания в пограничной полосе и выезда (выхода) из пограничной полосы, места и время въезда (входа), временного пребывания за рубежом инженерных сооружений и заграждений в пограничной полосе и выезда (выхода) за рубеж инженерных сооружений и заграждений в пограничной полосе;

возводить в пределах пограничной зоны и пограничной полосы необходимые инженерно-технические сооружения, осуществлять строительство линий связи и коммуникаций, размещать и использовать вооружение, боевую технику на земельных участках, предоставляемых в соответствии с законодательством для нужд обороны Республики Беларусь и охраны Государственной границы;

проводить совещания с участием государственных органов и иных организаций по вопросам государственной пограничной политики и обеспечения пограничной безопасности, а также принимать участие в заседаниях государственных органов и иных организаций, в том числе органов местного управления и самоуправления, и в подготовке проектов решений по указанным вопросам;

участвовать в контроле за выполнением в установленном порядке другими государственными органами и иными организациями мероприятий государственной пограничной политики;

использовать безвозмездно водное и воздушное пространство Республики Беларусь, речные порты, аэропорты, аэродромы и посадочные площадки гражданской и государственной авиации Республики Беларусь;

выполнять полеты на воздушных судах органов пограничной службы по воздушным трассам, местным воздушным линиям, маршрутам зональной навигации и внетрассовым маршрутам в порядке, установленном законодательством;

использовать авиацию органов пограничной службы в интересах других государственных органов и иных организаций для выполнения задач в интересах национальной безопасности Республики Беларусь;

использовать в интересах охраны Государственной границы воздушные суда государственных органов в порядке, установленном законодательством;

иметь и использовать транспортные средства специального и оперативного назначения;

определять экипировку сотрудников органов пограничной службы, входящих в состав пограничного наряда;

осуществлять обработку персональных данных граждан без их согласия для выполнения задач, возложенных на органы пограничной службы, осуществлять последующую передачу этих данных другим государственным органам и иным организациям с соблюдением требований законодательства о персональных данных;

запрашивать и получать в установленном порядке безвозмездно от государственных органов и иных организаций (их должностных лиц) документы, необходимые материалы и иную информацию, включая навигационную, метеорологическую, гидрографическую, в том числе для обеспечения полетов воздушных судов и плавания водных судов органов пограничной службы, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

получать безвозмездно без согласия граждан для выполнения задач, возложенных на органы пограничной службы, сведения из информационных ресурсов (систем) государственных органов и иных организаций, содержащих персональные данные граждан, и иметь доступ, в том числе удаленный, к таким информационным ресурсам (системам) по письменному запросу или на основании соглашения о предоставлении персональных данных граждан, заключенного Государственным пограничным комитетом с другими государственными органами и иными организациями;

привлекать к выполнению задач, возложенных на органы пограничной службы, на добровольной основе граждан в порядке, установленном законодательством, а также поощрять граждан, оказывающих помощь в выполнении задач, возложенных на органы пограничной службы;

проводить судебные экспертизы.

Органам пограничной службы предоставляются также другие права в соответствии с законодательными актами.

Статья 19. Права сотрудников органов пограничной службы

Сотрудники органов пограничной службы в целях выполнения задач, возложенных на органы пограничной службы, в пределах своей компетенции имеют право:

производить личный обыск задержанных, досмотр находящихся при них вещей, изъятие документов, предметов и вещей, которые могут являться вещественными доказательствами совершения правонарушения, досмотр транспортных средств, в том числе с помощью технических и специальных средств, в порядке, предусмотренном законодательными актами;

осуществлять самостоятельно или совместно с таможенными органами осмотр и (или) досмотр и сопровождение транспортных средств, следующих через Государственную границу, а также наблюдение за ними, в том числе с помощью технических и специальных средств;

использовать технические и специальные средства для осуществления пограничного контроля и обеспечения пограничного режима, режима Государственной границы, режима в пунктах пропуска через Государственную границу;

проводить личный досмотр граждан и досмотр находящихся при них вещей, осуществлять досмотр транспортных средств, в том числе с помощью технических и специальных средств, в пунктах пропуска через Государственную границу, вне пунктов пропуска через Государственную границу при осуществлении пограничного контроля, на объектах, охраняемых органами пограничной службы;

досматривать в пределах приграничной территории транспортные средства, за исключением грузовых отсеков, на которые наложены таможенные пломбы, печати и иные средства идентификации, при ведении действий по розыску и задержанию граждан, нарушивших законодательство о Государственной границе;

входить в пределах приграничной территории беспрепятственно, при необходимости с повреждением запирающих устройств и других предметов, в любое время суток в жилище и иные законные владения граждан, помещения и иные объекты организаций и осматривать их при преследовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершено или совершается преступление;

требовать от граждан соблюдения режима Государственной границы, режима в пункте пропуска через Государственную границу, пограничного режима;

проверять у граждан при подозрении в совершении ими правонарушений документы, удостоверяющие личность, а также документы, необходимые для проверки соблюдения иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания в Республике Беларусь, правил транзитного проезда (транзита) через территорию Республики Беларусь;

вызывать должностных лиц и иных граждан, получать от них объяснения по делам и материалам, находящимся в производстве органов пограничной службы;

проверять у граждан, следующих через Государственную границу, документы для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь, использовать для этих целей технические средства, проставлять в указанных документах соответствующие отметки, изымать в установленном порядке эти документы, не пропускать граждан через Государственную границу при наличии оснований, предусмотренных законодательными актами, в пунктах пропуска через Государственную границу, за исключением пунктов пропуска через Государственную границу, в которых контроль за режимом в пунктах пропуска через Государственную границу осуществляется таможенными органами, и вне пунктов пропуска через Государственную границу. Форма и порядок проставления соответствующих отметок определяются Государственным пограничным комитетом;

в пределах пограничной зоны и пограничной полосы временно ограничивать или запрещать передвижение граждан и транспортных средств, не допускать граждан на отдельные участки местности;

использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие организациям или гражданам, для пресечения преступлений, преследования, задержания и перевозки граждан, совершивших преступления, при принятии надлежащих мер по обеспечению безопасности водителя и пассажиров транспортного средства, для доставки граждан, нуждающихся в скорой медицинской помощи, в организации здравоохранения, а также использовать при необходимости в служебных целях средства связи, принадлежащие организациям или гражданам. Расходы, связанные с использованием транспортного средства и (или) средства связи, по требованию их собственника (владельца) возмещаются в порядке, установленном законодательством;

останавливать в пределах приграничной территории транспортные средства, проверять документы, удостоверяющие личность водителя и пассажиров, а также свидетельство о регистрации механического транспортного средства, прицепа (прицепов) к нему;

хранить, носить, применять и использовать оружие, применять физическую силу, специальные средства, боевую технику в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами.

По отношению к иностранным и принадлежащим Республике Беларусь невоенным водным судам, находящимся в части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, принадлежащей Республике Беларусь, сотрудники органов пограничной службы вправе:

предложить водному судну поднять национальный флаг, если он не поднят, произвести опрос граждан, находящихся на водном судне, о целях захода водного судна в принадлежащую Республике Беларусь часть вод пограничных рек, озер и иных водных объектов;

остановить водное судно, произвести досмотр и задержать его, если оно не отвечает на сигналы запроса, нарушает иные правила захода в принадлежащую Республике Беларусь часть вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, плавания и пребывания в ней, а также занимается хозяйственной и иной деятельностью в нарушение актов законодательства и международных договоров;

помещать на водное судно в необходимых случаях пограничный наряд для сопровождения водного судна в речной порт или из речного порта до Государственной границы;

снимать с водного судна и задерживать граждан, совершивших преступления, передавать этих граждан органам уголовного преследования, если иное не предусмотрено международными договорами.

Сотрудникам органов пограничной службы предоставляются также другие права в соответствии с законодательными актами.

Действие абзацев второго–пятого, девятого (в части изъятия документов для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь) и одиннадцатого части первой, абзацев третьего и пятого части второй настоящей статьи не распространяется на организации и граждан, пользующихся в соответствии с международными договорами дипломатическим иммунитетом.

ГЛАВА 5
КОМПЛЕКТОВАНИЕ ОРГАНОВ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ. ВОЕННАЯ СЛУЖБА В ОРГАНАХ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ

Статья 20. Комплектование органов пограничной службы

Органы пограничной службы комплектуются военнослужащими и гражданским персоналом в соответствии с законодательством.

Статья 21. Сотрудники органов пограничной службы

Сотрудниками органов пограничной службы являются военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, военную службу офицеров по призыву в органах пограничной службы, а также граждане Республики Беларусь из числа гражданского персонала, назначенные на воинские должности офицеров и прапорщиков органов пограничной службы.

Военнослужащие, проходящие срочную военную службу в органах пограничной службы, при выполнении задач, возложенных на органы пограничной службы, исполняют обязанности и наделяются правами, которые предоставлены сотрудникам органов пограничной службы настоящим Законом и иными законодательными актами. На них распространяются гарантии правовой защиты и право на обоснованный профессиональный риск, предоставляемые сотрудникам органов пограничной службы.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, военную службу офицеров по призыву в органах пограничной службы, в порядке и по формам, установленным Государственным пограничным комитетом, выдаются служебные удостоверения, которые являются официальными документами, удостоверяющими личность и статус сотрудника органов пограничной службы.

Статья 22. Военная служба в органах пограничной службы

Порядок прохождения военной службы в органах пограничной службы определяется законодательными актами.

Порядок и условия исполнения обязанностей военной службы военнослужащими в органах пограничной службы устанавливаются общевоинскими уставами Вооруженных Сил Республики Беларусь и иными актами законодательства.

ГЛАВА 6
ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ

Статья 23. Правовая защита сотрудников органов пограничной службы и членов их семей

Сотрудники органов пограничной службы при выполнении задач, возложенных на органы пограничной службы, являются представителями власти и находятся под защитой государства. Посягательство в любых формах на сотрудников органов пограничной службы влечет пресечение таких действий средствами и способами, предусмотренными настоящим Законом и иными законодательными актами.

Законные требования сотрудников органов пограничной службы обязательны для выполнения всеми гражданами. Невыполнение законных требований сотрудников органов пограничной службы, другие действия, препятствующие выполнению задач, возложенных на органы пограничной службы, посягательство либо угроза посягательства в связи с исполнением сотрудниками органов пограничной службы служебных обязанностей на жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество сотрудников органов пограничной службы и членов их семей влекут ответственность, предусмотренную законодательными актами.

Статья 24. Право сотрудников органов пограничной службы на обоснованный профессиональный риск

Сотрудники органов пограничной службы имеют право на обоснованный профессиональный риск. Причинение ими вреда при обоснованном профессиональном риске не является правонарушением.

Профессиональный риск признается обоснованным, если совершенные сотрудниками органов пограничной службы действия (бездействие) объективно вытекали из сложившейся обстановки, а законная цель не могла быть достигнута без совершения таких действий (бездействия) и сотрудники органов пограничной службы, допустившие профессиональный риск, предприняли все возможные меры для предотвращения вреда.

Статья 25. Права сотрудников органов пограничной службы при нахождении в служебных командировках

При направлении в служебные командировки сотрудники органов пограничной службы пользуются правом на внеочередное приобретение проездных документов (билетов) на все виды транспорта независимо от наличия мест и правом на внеочередное размещение в гостиницах.

Статья 26. Право сотрудников органов пограничной службы на компенсацию за использование принадлежащих им транспортных средств в служебных целях

Сотрудникам органов пограничной службы, использующим принадлежащие им транспортные средства в служебных целях, выплачивается компенсация в порядке и размере, определяемых Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 27. Обязательное государственное страхование сотрудников органов пограничной службы

Сотрудники органов пограничной службы подлежат обязательному государственному страхованию на условиях и в порядке, предусмотренных законодательными актами.

Статья 28. Социальная защита сотрудников органов пограничной службы и членов их семей

Государство гарантирует сотрудникам органов пограничной службы социальную защищенность, осуществляет меры по созданию для них надлежащих условий службы (работы) и социального обеспечения.

Сотрудникам органов пограничной службы гарантируется предоставление их детям мест в учреждениях дошкольного образования в течение трех месяцев со дня подачи заявления.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов пограничной службы, обеспечение жилыми помещениями, квартирными телефонами, медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение и оздоровление сотрудников органов пограничной службы и членов их семей осуществляются в порядке, предусмотренном законодательными актами.

Статья 29. Социальная защита граждан, уволенных с военной службы по контракту из органов пограничной службы, и членов их семей

Граждане, уволенные с военной службы по контракту из органов пограничной службы, и члены их семей имеют право на медицинское обслуживание в организациях здравоохранения органов пограничной службы и санаторно-курортное лечение и оздоровление, а также на иные меры социальной защиты на условиях и в порядке, предусмотренных законодательными актами.

ГЛАВА 7
ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ, БОЕВОЙ ТЕХНИКИ, ПРИМЕНЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРУЖИЯ В ОРГАНАХ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ

Статья 30. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств, боевой техники, применения и использования оружия

Сотрудники органов пограничной службы и военнослужащие, проходящие срочную военную службу в органах пограничной службы (далее в настоящей главе – военнослужащие), при выполнении задач, возложенных на органы пограничной службы, имеют право применять физическую силу, специальные средства, боевую технику, применять и использовать оружие с учетом складывающейся обстановки, характера преступления, административного правонарушения и личности правонарушителя, руководствуясь требованиями настоящего Закона и иных законодательных актов.

Применению физической силы, специальных средств, боевой техники, оружия должно предшествовать четко выраженное и очевидное для лица, против которого они могут быть применены, предупреждение о намерении их применить с предоставлением достаточного времени для выполнения законных требований, за исключением случаев, когда промедление в их применении создаст непосредственную опасность для жизни военнослужащего или иных граждан либо может повлечь иные тяжкие последствия.

Во всех случаях применения физической силы, специальных средств, боевой техники, применения и использования оружия военнослужащие должны действовать, стремясь причинить наименьший вред жизни, здоровью, чести и достоинству граждан, имуществу граждан и организаций, государственному имуществу, а также обязаны принять меры по немедленному оказанию пострадавшим медицинской и иной необходимой помощи.

Военнослужащий, применивший физическую силу, специальные средства, боевую технику, применивший или использовавший оружие, незамедлительно докладывает об этом своему непосредственному командиру (начальнику).

О ранении или смерти гражданина вследствие применения военнослужащим физической силы, специальных средств, боевой техники, применения или использования им оружия незамедлительно уведомляется соответствующий прокурор.

Военнослужащий не несет ответственности за вред, причиненный в результате применения физической силы, специальных средств, боевой техники, применения или использования оружия, если применение физической силы, специальных средств, боевой техники, применение или использование оружия осуществлялись в соответствии с требованиями настоящего Закона и иных законодательных актов.

Особенности применения военнослужащими физической силы, специальных средств, боевой техники, оружия могут устанавливаться иными законодательными актами.

Применение военнослужащими физической силы, специальных средств, боевой техники, применение или использование ими оружия с нарушением требований законодательства влекут ответственность, установленную законодательными актами.

Статья 31. Применение физической силы

Военнослужащие применяют физическую силу, включая боевые приемы борьбы и использование подручных средств, для предотвращения и пресечения правонарушений, задержания лиц, их совершивших, самообороны, преодоления противодействия законным требованиям военнослужащих, если ненасильственными способами это сделать невозможно.

Статья 32. Применение специальных средств

Военнослужащие применяют наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные химические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений, устройства для принудительной остановки транспортных средств и другие специальные средства, в том числе служебных животных, в случае:

отражения нападения на военнослужащих и иных граждан;

освобождения заложников;

отражения нападения на объекты органов пограничной службы, таможенных органов, органов внутренних дел, Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, участвующих в охране Государственной границы;

пресечения неповиновения или сопротивления законным требованиям военнослужащих и других граждан Республики Беларусь, участвующих в охране Государственной границы;

задержания и доставления в служебные помещения органов пограничной службы граждан, совершивших правонарушения или отказывающихся удостоверить свою личность, если они оказывают неповиновение или сопротивление, а также конвоирования и охраны задержанных правонарушителей и граждан, заключенных под стражу, если они оказывают неповиновение или сопротивление либо имеются основания полагать, что они могут совершить побег или причинить вред окружающим или себе;

задержания граждан и остановки транспортных средств, незаконно пересекших или пытающихся пересечь Государственную границу либо двигающихся в пределах пограничной зоны и (или) пограничной полосы вне автомобильных дорог Республики Беларусь, в случае неповиновения законным требованиям военнослужащих об остановке;

остановки транспортного средства, если водитель не подчиняется заведомо очевидным для него законным неоднократным требованиям военнослужащего об остановке транспортного средства или требованиям технических средств организации дорожного движения в автодорожных пунктах пропуска через Государственную границу (в том числе дорожных знаков, светофоров) либо если имеются достоверные данные о том, что транспортным средством управляет гражданин, совершивший тяжкое или особо тяжкое преступление;

пресечения массовых беспорядков в пределах приграничной территории;

в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Вид специального средства и интенсивность его применения определяются военнослужащим самостоятельно с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя.

Запрещается применять специальные средства в отношении:

женщин с видимыми признаками беременности, граждан с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения или иных действий, угрожающих жизни или здоровью военнослужащего, иных граждан;

граждан, незаконно пересекших или пытающихся пересечь Государственную границу, если это произошло (происходит) явно случайно или вследствие несчастного случая либо непреодолимой силы.

Статья 33. Применение (использование) оружия, применение боевой техники

Военнослужащие имеют право на применение оружия, боевой техники:

для отражения вооруженного вторжения на территорию Республики Беларусь;

для предотвращения попыток угона за пределы Государственной границы транспортных средств;

для задержания граждан и остановки транспортных средств, незаконно пересекших или пытающихся пересечь Государственную границу, в случаях, когда прекращение нарушения или задержание нарушителей не могут быть осуществлены другими средствами;

для задержания граждан и остановки транспортных средств, двигающихся в пределах пограничной зоны и (или) пограничной полосы вне автомобильных дорог Республики Беларусь, в случае неповиновения законным требованиям военнослужащих об остановке, когда задержание граждан и остановка транспортных средств не могут быть осуществлены другими средствами;

для отражения нападения на военнослужащих и иных граждан, если их жизнь или здоровье подвергаются опасности;

для освобождения заложников;

для отражения группового или вооруженного нападения на объекты органов пограничной службы, таможенных органов, органов внутренних дел, Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, участвующих в охране Государственной границы;

для отражения группового или вооруженного нападения на водные или воздушные суда;

при совершении действия, непосредственно направленного на насильственное завладение находящимися у военнослужащего оружием, боеприпасами к нему, боевой техникой или специальными средствами;

при совершении лицом побега из-под стражи, конвоя;

при неповиновении законным требованиям военнослужащих немедленно сдать (положить) оружие, взрывчатое вещество, взрывное устройство или другие предметы, применение которых может угрожать жизни или здоровью военнослужащих или иных граждан.

Совершение гражданином действий, запрещенных ему военнослужащим и выражающихся в попытке приблизиться к военнослужащему ближе указанного им расстояния, прикоснуться к оружию или боевой технике, достать без разрешения что-либо из одежды или ручной клади, либо иных действий, которые могут быть истолкованы военнослужащим как угроза применения насилия, опасного для жизни или здоровья его или иных граждан, предоставляет военнослужащему право применить оружие, боевую технику в соответствии с настоящим Законом.

Военнослужащие имеют право использовать оружие для:

обезвреживания животных, угрожающих жизни или здоровью военнослужащих, иных граждан;

подачи сигнала тревоги или вызова помощи;

остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель не подчиняется заведомо очевидным для него законным неоднократным требованиям военнослужащего об остановке транспортного средства, а также в случаях, если его действия создают реальную угрозу жизни или здоровью военнослужащего, иных граждан либо имеются достоверные данные о том, что транспортным средством управляет гражданин, совершивший тяжкое или особо тяжкое преступление.

Военнослужащие имеют право на применение (использование) оружия, применение боевой техники при охране Государственной границы также в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Военнослужащие вправе привести оружие, боевую технику в готовность к стрельбе (использованию), если считают, что в создавшейся обстановке не исключена возможность применения (использования) оружия, применения боевой техники.

Запрещается применять (использовать) оружие, применять боевую технику:

в направлении значительного скопления людей, когда от этого могут пострадать посторонние граждане;

в направлении складов (хранилищ), содержащих огнеопасные, взрывоопасные, а также сильнодействующие ядовитые вещества, и средств транспортировки этих веществ;

в отношении женщин, граждан с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения или иных действий, угрожающих жизни или здоровью военнослужащего, иных граждан;

в отношении граждан, незаконно пересекших или пытающихся пересечь Государственную границу, если это произошло (происходит) явно случайно или вследствие несчастного случая либо непреодолимой силы;

в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

ГЛАВА 8
ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНОВ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ

Статья 34. Финансовое и материально-техническое обеспечение органов пограничной службы

Финансовое и материально-техническое обеспечение органов пограничной службы осуществляется за счет средств республиканского бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством.

Статья 35. Контроль за деятельностью органов пограничной службы

Контроль за деятельностью органов пограничной службы осуществляют государственные органы, уполномоченные Президентом Республики Беларусь.

Государственные органы, осуществляя контроль за деятельностью органов пограничной службы, не вмешиваются в оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную деятельность органов пограничной службы, а также в ведение ими административного процесса.

Статья 36. Прокурорский надзор за деятельностью органов пограничной службы

Надзор за точным и единообразным исполнением органами пограничной службы законодательства осуществляют Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры.

ГЛАВА 9
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 37. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов (отдельного положения законодательного акта)

Признать утратившими силу:

Закон Республики Беларусь от 5 ноября 1992 года «О пограничных войсках Республики Беларусь» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., № 31, ст. 511);

раздел VIII Закона Республики Беларусь от 3 мая 1996 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1996 г., № 21, ст. 380);

Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О пограничных войсках Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 4, 2/10);

Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 5 ноября 1992 года «О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь «О пограничных войсках Республики Беларусь» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., № 31, ст. 512);

Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 16 июня 1993 года «Об увеличении численности пограничных войск Республики Беларусь» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., № 21, ст. 266).

Статья 38. Меры по реализации положений настоящего Закона

Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:

привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить приведение республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

До приведения актов законодательства в соответствие с настоящим Законом они применяются в той части, в которой не противоречат настоящему Закону, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь.

Статья 39. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко