РЕШЕНИЕ ВЫСШЕГО ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОВЕТА

29 мая 2014 г. № 68

г. Астана

Об Основных направлениях развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности

Приняв к сведению информацию Евразийской экономической комиссии о ходе работы по реализации Решения Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2012 г. № 21 «О реализации основных направлений интеграции», Высший Евразийский экономический совет на уровне глав государств РЕШИЛ:

1. Одобрить прилагаемые Основные направления развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности (далее – Основные направления).

2. Правительству Республики Беларусь, Правительству Республики Казахстан и Правительству Российской Федерации обеспечить дальнейшую работу по совершенствованию внешнеэкономической деятельности в соответствии с Основными направлениями.

3. Евразийской экономической комиссии:

совместно с Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации разработать до 25 декабря 2014 г. проект плана мероприятий по реализации Основных направлений;

осуществлять мониторинг и координацию проводимых государствами – членами Таможенного союза и Единого экономического пространства работ в рамках реализации Основных направлений.

 

Члены Высшего Евразийского экономического совета:

От Республики Беларусь

От Республики Казахстан

От Российской Федерации

 

 

ОДОБРЕНЫ

Решением Высшего
Евразийского экономического совета
от 29 мая 2014 г. № 68

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности

Одной из основных задач функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства и перехода к следующему этапу интеграции – Евразийскому экономическому союзу является усиление национальной конкурентоспособности государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее – государства-члены) в рамках глобальной экономики.

Усиление национальной конкурентоспособности зависит от уровня развития международной торговли и инвестиционной привлекательности государств-членов.

С целью построения эффективной системы регулирования, координации и контроля внешнеэкономической деятельности, в том числе посредством применения механизма «единого окна», разработаны настоящие Основные направления.

Под «единым окном» в настоящих Основных направлениях понимается механизм взаимодействия между государственными органами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность, и участниками внешнеэкономической деятельности, который позволяет участникам внешнеэкономической деятельности однократно представлять документы в стандартизованном виде через единый пропускной канал для последующего использования заинтересованными государственными органами и иными организациями в соответствии с их компетенцией при проведении контроля за осуществлением внешнеэкономической деятельности (далее – механизм «единое окно»).

Применение механизма «единого окна» позволит:

для государственных органов государств-членов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность:

повысить качество и сократить сроки предоставления государственных услуг и осуществления государственных функций;

повысить уровень управления рисками и минимизировать случаи несоблюдения участниками внешнеэкономической деятельности требований, установленных законодательством государств-членов;

сократить расходы бюджетов государств-членов на предоставление государственных услуг и осуществление государственных функций;

упростить административные процедуры и повысить их эффективность;

для участников внешнеэкономической деятельности:

сократить стоимостные и временные издержки, связанные с обработкой информации и документов, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности;

упростить технологию информационного взаимодействия с государственными органами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность;

оптимизировать ресурсы, в том числе трудовые, при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

повысить транспарентность и предсказуемость бизнес-процессов, связанных с внешнеэкономической деятельностью.

 

I. Основные направления развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности

 

1. Сближение подходов по развитию национальных механизмов «единого окна»

 

С целью унификации в государствах-членах государственных процедур, связанных с внешнеэкономической деятельностью, а также стандартизации документов, необходимых для ее осуществления, требуется сблизить подходы по развитию национальных механизмов «единого окна», для чего необходимо:

применять терминологию и руководящие принципы по внедрению и развитию механизма «единого окна», определенные в Рекомендациях Европейской экономической комиссии ООН;

провести в каждом государстве-члене анализ государственных процедур и технологий, связанных с внешнеэкономической деятельностью, а также актов законодательства, определяющих порядок их осуществления;

определить направления сближения подходов по развитию национальных механизмов «единого окна» с учетом результатов проведенного анализа государственных процедур и технологий, связанных с внешнеэкономической деятельностью, а также актов законодательства, определяющих порядок осуществления таких процедур.

 

2. Развитие национальных механизмов «единого окна»

 

В государствах-членах проводится работа по внедрению и развитию национальных механизмов «единого окна» с учетом опыта Всемирной таможенной организации и Рекомендаций Европейской экономической комиссии ООН.

В целях развития национальных механизмов «единого окна» необходимо обеспечить консолидацию усилий и согласованность действий государственных органов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, бизнес-сообществ и участников внешнеэкономической деятельности.

Для этого в каждом государстве-члене требуется:

определить уполномоченный государственный орган, ответственный за реализацию национального механизма «единого окна», наделив его соответствующими полномочиями;

обеспечить принятие концепции развития механизма «единого окна»;

оптимизировать процедуры взаимодействия государственных органов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, как между собой, так и с участниками внешнеэкономической деятельности;

обеспечить учет предложений бизнес-сообществ и участников внешнеэкономической деятельности, согласованных с уполномоченным государственным органом, ответственным за реализацию национального механизма «единого окна».

 

3. Взаимное признание электронных документов, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности

 

В рамках Единого экономического пространства с целью обеспечения признания и использования в одном государстве-члене электронных документов, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности, выданных уполномоченными органами другого государства- члена, необходимо:

унифицировать состав сведений, включаемых в электронные документы, необходимые для осуществления внешнеэкономической деятельности;

обеспечить формирование правовых и организационно-технических основ для взаимного признания и использования уполномоченными органами государств-членов электронных документов, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности.

 

4. Организация информационного взаимодействия

 

Для повышения эффективности государственного контроля, а также упрощения получения необходимых документов и сведений участниками внешнеэкономической деятельности необходимо организовать в рамках Единого экономического пространства надлежащее информационное взаимодействие, для чего требуется обеспечить соответствующую информационно-техническую основу.

С учетом того, что в рамках Единого экономического пространства принят ряд основополагающих нормативных документов по созданию, обеспечению функционирования и развитию интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза, целесообразно обеспечить указанное информационное взаимодействие с использованием технической инфраструктуры данной информационной системы в соответствии с утверждаемыми Евразийской экономической комиссией регламентами взаимодействия.

 

II. Координация действий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности

 

Для реализации настоящих Основных направлений необходимо обеспечить координацию действий государственных органов государств-членов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность.

На межгосударственном уровне координирующим органом по реализации настоящих Основных направлений выступит Евразийская экономическая комиссия, в полномочия которой будет входить разработка совместно с правительствами государств-членов плана мероприятий по их реализации, а также осуществление мониторинга и координации работ, проводимых государствами-членами.

Реализация настоящих Основных направлений позволит создать эффективную систему регулирования внешнеэкономической деятельности, улучшить условия ведения предпринимательской деятельности в государствах-членах и, как следствие, занять более высокие позиции в международных рейтингах.