ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

29 марта 2019 г. № 213

О государственном энергетическом и газовом надзоре

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2020 г. № 309 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.05.2020, 5/48092) <C22000309>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 марта 2022 г. № 175 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 09.04.2022, 5/50110) <C22200175>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2023 г. № 155 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.03.2023, 5/51433) <C22300155>

 

В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Республики Беларусь от 28 февраля 2019 г. № 92 «О создании учреждения» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение о государственном энергетическом и газовом надзоре (прилагается).

2. Внести изменения в следующие постановления Совета Министров Республики Беларусь:

2.1. в подпункте 5.14 пункта 5 Положения о Министерстве энергетики Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1595, слова «органов государственного энергетического и газового надзоров» заменить словами «органа государственного энергетического и газового надзора»;

2.2. утратил силу;

2.3. пункт 4 приложения 1 к Положению о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 2007 г. № 223, исключить;

2.4. в Правилах пользования газом в быту, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 ноября 2007 г. № 1539:

подпункт 10.2 пункта 10 после слов «работникам» и «вспомогательные помещения» дополнить соответственно словами «органа государственного энергетического и газового надзора (далее – орган госэнергогазнадзора) и (или)» и «для осуществления государственного газового надзора и (или)»;

в пункте 11:

подпункт 11.3 изложить в следующей редакции:

«11.3. обеспечивать в согласованное с газоснабжающей организацией и (или) органом госэнергогазнадзора время беспрепятственный доступ к газовому оборудованию, внутренним газопроводам, вводному газопроводу, газопроводам-вводам, резервуарным установкам, ИБУ работникам органа госэнергогазнадзора и (или) газоснабжающей организации при предъявлении ими служебного удостоверения с фотографией для осуществления государственного газового надзора и (или) выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту газопроводов, газоиспользующего оборудования, резервуарной установки, замене баллонов с СУГ, снятия показаний индивидуальных приборов учета расхода газа, снятия индивидуального прибора учета расхода газа в поверку (ремонт) и его установки. Отсутствием доступа к газовому оборудованию, внутренним газопроводам, вводному газопроводу, газопроводам-вводам, резервуарным установкам, ИБУ является наличие любых препятствий для работников органа госэнергогазнадзора и (или) газоснабжающих организаций, в том числе невозможность доступа в помещение и на территорию земельного участка по причине отсутствия проживающих, что подтверждается актом, составленным представителями органа госэнергогазнадзора и (или) газоснабжающей организации;»;

подпункт 11.14 изложить в следующей редакции:

«11.14. после получения от органов госэнергогазнадзора и (или) газоснабжающей организации уведомления о необходимости обеспечения беспрепятственного доступа к газовому оборудованию, внутренним газопроводам, вводному газопроводу, газопроводам-вводам, резервуарным установкам, ИБУ обратиться в течение трех календарных дней в орган госэнергогазнадзора и (или) газоснабжающую организацию для согласования даты и времени предоставления такого доступа;»;

подпункт 11.6 пункта 11 приложения 3 к этим Правилам изложить в следующей редакции:

«11.6. обеспечивать в согласованное с органом госэнергогазнадзора и (или) газоснабжающей организацией время беспрепятственный доступ к газовому оборудованию, внутренним газопроводам, вводному газопроводу, газопроводам-вводам работникам органов госэнергогазнадзора и (или) газоснабжающей организации при предъявлении ими служебного удостоверения с фотографией для осуществления государственного газового надзора и (или) выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту газопроводов, газоиспользующего оборудования, снятия показаний индивидуальных приборов учета расхода газа, снятия индивидуального прибора учета расхода газа в поверку (ремонт) и его установки;»;

2.5. перечень государственных организаций, подчиненных Министерству энергетики, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 1330, дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. Государственное учреждение «Государственный энергетический газовый надзор».»;

2.6. в пункте 7 приложения к Положению о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 716, слова «Органы государственного энергетического» и «им» заменить соответственно словами «Орган государственного энергетического и газового» и «ему»;

2.7. в Правилах электроснабжения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. № 1394:

пункт 1 после слова «энергетического» дополнить словами «и газового»;

в части второй пункта 14 и абзаце четвертом части третьей пункта 134 слова «органами государственного энергетического» заменить словами «органом государственного энергетического и газового»;

2.8. утратил силу;

2.9. в приложении 2 к Положению о порядке заключения договора на технологическое присоединение электроустановок к электрическим сетям, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2014 г. № 1031:

слова «органов госэнергонадзора» заменить словами «органа госэнергогазнадзора»;

слова «техническое или экономическое обоснование выбора электронагрева (только для электронагревательных устройств одного заказчика мощностью 30 кВт и выше, предназначенных для электроотопления и горячего водоснабжения)» заменить словами «технико-экономическое обоснование выбора электронагрева в случаях, установленных законодательством»;

слова «перечень мероприятий по снижению электротермической нагрузки в часы максимума нагрузки энергосистемы (только для электронагревательных устройств одного заказчика мощностью 30 кВт и выше, предназначенных для электроотопления и горячего водоснабжения)» заменить словами «перечень мероприятий по снижению электротермической нагрузки в часы максимума нагрузки энергосистемы»;

2.10. в части второй пункта 9 Положения о порядке обеспечения условий для заселения граждан в жилые помещения в завершенных строительством многоквартирных жилых домах, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 2015 г. № 1079:

абзац второй после слов «государственного энергетического» дополнить словами «и газового»;

в абзаце четвертом слова «органов государственного энергетического» заменить словами «органа государственного энергетического и газового»;

2.11. часть первую пункта 4 Положения о порядке перевода эксплуатируемого жилищного фонда граждан с централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения на индивидуальное при оптимизации схем теплоснабжения населенных пунктов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2016 г. № 323, после слов «государственного энергетического» дополнить словами «и газового»;

2.12. в абзаце девятом подпункта 4.4 пункта 4 и подпункте 5.5 пункта 5 приложения к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 25 июня 2018 г. № 485 «Об установлении типовой формы договора» слова «органов госэнергонадзора» заменить словами «органа госэнергогазнадзора».

3. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 января 1998 г. № 26 «Об утверждении Положения о государственном энергетическом надзоре в Республике Беларусь»;

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 1998 г. № 1213 «О внесении изменений в Положение о государственном энергетическом надзоре в Республике Беларусь»;

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 1404 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 января 1998 г. № 26»;

подпункт 1.19 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 2006 г. № 990 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правительства Республики Беларусь и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Беларусь в связи с реорганизацией системы республиканских органов государственного управления»;

подпункт 1.1 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2007 г. № 252 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь по вопросам административной ответственности»;

подпункт 1.2 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2007 г. № 253 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь»;

подпункт 1.1 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 мая 2008 г. № 724 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам государственного энергетического надзора»;

подпункт 1.1 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12 февраля 2014 г. № 122 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10 января 1998 г. № 26 и от 1 февраля 2010 г. № 131»;

подпункт 1.1 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2018 г. № 201 «О внесении дополнения и изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10 января 1998 г. № 26 и от 1 февраля 2010 г. № 131».

4. Республиканским органам государственного управления, облисполкомам и Минскому горисполкому в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением и принять иные меры по его реализации.

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 апреля 2019 г.

 

Премьер-министр Республики Беларусь

С.Румас

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
29.03.2019 № 213

ПОЛОЖЕНИЕ
о государственном энергетическом и газовом надзоре

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Государственный энергетический и газовый надзор (далее – госэнергогазнадзор) осуществляется в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, надежного и безопасного функционирования энергетического и газового оборудования, систем энергоснабжения, а также вводных и внутренних газопроводов в жилищном фонде.

2. Госэнергогазнадзор осуществляется в отношении вводных и внутренних газопроводов, газового оборудования, инженерных систем, обеспечивающих безопасность при его эксплуатации в жилищном фонде, электроустановок, теплоустановок и тепловых сетей (далее, если не определено иное, – энергоустановки) юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением энергоустановок, указанных в части второй настоящего пункта.

К энергоустановкам, в отношении которых не осуществляется госэнергогазнадзор, относятся:

энергоустановки объектов использования атомной энергии;

энергоустановки линий городского электрического транспорта, метрополитена, сооружений и устройств железнодорожного транспорта (сооружений и устройств путевого хозяйства, технологической электросвязи, технологического электроснабжения, устройств сигнализации, централизации и блокировки);

паровые и водогрейные котлы, сосуды, работающие под давлением, трубопроводы пара и горячей воды, которые эксплуатируются в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства по чрезвычайным ситуациям, а также теплоиспользующие установки и тепловые сети с теплоносителем, отличным от пара и горячей воды;

энергоустановки транспортных средств;

оборудование специального назначения (промышленное, военное, медицинское, транспортное, грузоподъемное);

специальные технологические, медицинские, экспериментальные, научные и другие энергоустановки, бытовые электроприборы (за исключением бытовых электроприборов, имеющих видимые повреждения, неисправности, эксплуатируемых в условиях, не соответствующих требованиям эксплуатационной документации их изготовителей (при ее наличии), а также нестандартных (самодельных) бытовых электроприборов);

автономные возобновляемые источники энергии;

автономные передвижные источники электрической и тепловой энергии;

электростанции республиканских унитарных предприятий электроэнергетики, входящих в состав государственного производственного объединения «Белэнерго».

3. Государственное учреждение «Государственный энергетический и газовый надзор» (далее – учреждение) является органом госэнергогазнадзора Министерства энергетики.

4. Основными задачами учреждения являются организация и осуществление надзора за:

техническим состоянием и организацией эксплуатации энергоустановок, соблюдением обязательных требований при вводе их в эксплуатацию, реконструкции и капитальном ремонте, а также за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасность и надежность при эксплуатации и обслуживании энергоустановок;

техническим состоянием и эксплуатацией вводных и внутренних газопроводов в жилищном фонде, газового оборудования, инженерных систем, обеспечивающих безопасность при его эксплуатации в жилищном фонде, а также за принятием мер по обеспечению безопасности при использовании газа.

5. Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, настоящим Положением и иным законодательством.

ГЛАВА 2
ФУНКЦИИ И ПРАВА УЧРЕЖДЕНИЯ

6. Учреждение в соответствии с возложенными на него основными задачами:

6.1. осуществляет надзор за соблюдением:

требований к техническому состоянию и устройству, технической эксплуатации энергоустановок и технике безопасности при их эксплуатации, в том числе энергоустановок, используемых в квартирах, одноквартирных жилых домах, садовых домиках, строениях и сооружениях при них, а также стационарных автономных энергоисточников;

требований к техническому состоянию и устройству, технической эксплуатации газового оборудования, вводных и внутренних газопроводов и систем обеспечения безопасности при его эксплуатации в жилищном фонде;

требований к качеству электрической и тепловой энергии, предусмотренных законодательством и (или) договорами энергоснабжения;

6.2. осуществляет надзор за организацией и проведением мероприятий по обеспечению надежного энергоснабжения потребителей;

6.3. рассматривает проектную документацию на электро- и теплоснабжение объектов в части соответствия требованиям безопасности и эксплуатационной надежности;

6.4. принимает участие в пределах компетенции в работе комиссий, создаваемых в соответствии с законодательством, в том числе по:

присвоению (подтверждению) группы по электробезопасности электротехническому персоналу, проверке знаний у персонала, эксплуатирующего теплоустановки и тепловые сети, соблюдению требований к устройству, технической эксплуатации и технике безопасности при эксплуатации теплоустановок и тепловых сетей;

проверке выполнения условий готовности организаций к отопительному сезону;

расследованию технологических нарушений в работе объектов энергетического хозяйства;

техническому расследованию причин аварий, несчастных случаев, произошедших при пользовании газом в быту;

6.5. выдает заключения о соответствии принимаемого в эксплуатацию объекта строительства разрешительной и проектной документации, разработанной и утвержденной с учетом установленных законодательством требований к ее разработке и утверждению, в том числе требований безопасности и эксплуатационной надежности, при приемке в эксплуатацию объектов строительства, в отношении которых осуществляется госэнергогазнадзор;

6.6. осуществляет надзор за своевременным проведением проверки и прочистки инженерных систем, обеспечивающих безопасность при эксплуатации газового оборудования, в том числе в части наличия актов о проведении указанных работ;

6.7. осуществляет надзор за сроками проведения технического обслуживания и ремонта газового оборудования, вводных и внутренних газопроводов;

6.8. участвует в порядке, установленном законодательством, в специальных расследованиях несчастных случаев на:

производстве, связанных с эксплуатацией энергоустановок на поднадзорных объектах;

объектах, связанных с эксплуатацией вводных и внутренних газопроводов и газового оборудования, в отношении которых осуществляется надзор;

6.9. осуществляет сбор, накопление и анализ информации о несчастных случаях, подлежащих специальному расследованию, авариях на поднадзорных объектах;

6.10. проводит информационную работу по предупреждению аварий и профилактике травматизма в энергоустановках, а также при эксплуатации газового оборудования, вводных и внутренних газопроводов;

6.11. в пределах компетенции участвует в разработке проектов нормативных правовых и технических нормативных правовых актов по вопросам деятельности учреждения;

6.12. самостоятельно или во взаимодействии с иными органами государственного надзора и контроля осуществляет в пределах компетенции функции по выявлению и пресечению административных правонарушений;

6.13. ведет в пределах компетенции административный процесс;

6.14. рассматривает в пределах компетенции в установленном порядке обращения юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей;

6.15. может оказывать в пределах компетенции юридическим и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, услуги в установленном законодательством порядке;

6.151. осуществляет осмотр (допуск) энергоустановок для подтверждения возможности их подключения к электрическим или тепловым сетям, в том числе к собственному теплоисточнику;

6.16. выполняет иные функции.

7. Учреждение для выполнения своих задач и функций имеет право:

7.1. выносить требования (предписания) об устранении нарушений законодательства в сфере энергетики и газоснабжения;

7.2. в случае выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, вручать (направлять) предложение о приостановлении (запрете) деятельности субъекта (его цехов, производственных участков), объекта строительства, оборудования до устранения нарушений, послуживших основанием для вручения (направления) такого предложения;

7.3. подготавливать по результатам осуществления госэнергогазнадзора акты, справки и иные документы, предусмотренные законодательством, содержащие в том числе предложения и рекомендации об устранении выявленных нарушений законодательства, а также причин и условий таких нарушений;

7.4. использовать технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов;

7.5. получать от юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, необходимые для осуществления госэнергогазнадзора документы и иную информацию;

7.6. запрашивать в пределах компетенции и получать в установленном порядке от государственных органов и иных государственных организаций информацию;

7.7. привлекать на договорной основе научные, проектные и иные организации, квалифицированных специалистов для выполнения работ, требующих специальных знаний;

7.8. осуществлять иные полномочия.

ГЛАВА 3
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ

8. Генеральный директор учреждения является главным государственным инспектором по энергетическому и газовому надзору.

Заместители генерального директора учреждения являются заместителями главного государственного инспектора по энергетическому и газовому надзору.

Руководители и специалисты структурных подразделений аппарата управления учреждения, осуществляющие государственный энергетический и газовый надзор, директора, заместители директоров и главные инженеры филиалов учреждения, начальники областных энергогазинспекций и межрайонных отделений филиалов и их заместители являются старшими государственными инспекторами по энергетическому и газовому надзору.

Начальники (городских, районных, группы) энергогазинспекций и другие специалисты филиалов учреждения, осуществляющие государственный энергетический и газовый надзор, являются государственными инспекторами по энергетическому и газовому надзору.

9. Для рассмотрения вопросов, относящихся к компетенции учреждения, могут создаваться комиссии, советы и другие коллегиальные органы.

Положения об указанных коллегиальных органах и их персональный состав утверждаются генеральным директором учреждения.

10. Руководители и специалисты учреждения:

несут установленную законодательством ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

имеют служебные удостоверения установленного образца.