ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

15 мая 2018 г. № 353

Об обязательной юридической экспертизе технических нормативных правовых актов

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 февраля 2020 г. № 77 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.02.2020, 5/47777) <C22000077>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 октября 2021 г. № 582 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 14.10.2021, 5/49533) <C22100582>

 

На основании абзаца второго подпункта 3.6 пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» и в целях повышения качества подготовки технических нормативных правовых актов, исключения избыточных технических требований к предпринимательской и иной экономической деятельности, а также создания надлежащих правовых условий для работы субъектов хозяйствования Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Инструкцию о порядке осуществления обязательной юридической экспертизы технических нормативных правовых актов (прилагается).

11. Установить, что:

11.1. в случае принятия государственными органами, реализующими государственную политику в военной сфере, сфере защиты государственных секретов и иной информации ограниченного распространения, в области использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, электросвязи (далее – уполномоченные органы), акта законодательства, устанавливающего обязательность соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями технических кодексов установившейся практики, государственных стандартов Республики Беларусь в соответствующей сфере (области), такие технические кодексы установившейся практики и государственные стандарты Республики Беларусь не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия акта законодательства, устанавливающего их обязательность соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, направляются уполномоченным органом в Национальный центр правовой информации для проведения их обязательной юридической экспертизы. В случае если такой акт законодательства принят государственным органом, не принимавшим (не издававшим) соответствующие технические нормативные правовые акты (далее, если не указано иное, – технические акты), их направление осуществляется принявшими (издавшими) их государственными органами не позднее трех рабочих дней после получения от уполномоченного органа, принявшего акт законодательства, уведомления о необходимости направления на обязательную юридическую экспертизу таких технических актов;

11.2. не позднее трех рабочих дней со дня получения положительного заключения (последнего положительного заключения) по результатам проведения обязательной юридической экспертизы технического акта (технических актов), в отношении которого (которых) актом законодательства, указанным в подпункте 11.1 настоящего пункта, установлена обязательность соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, уполномоченные органы направляют:

акт законодательства – в Министерство юстиции для проведения обязательной юридической экспертизы в порядке, установленном Инструкцией о порядке осуществления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 г. № 1244, с приложением положительного заключения (положительных заключений), вынесенного (вынесенных) по результатам обязательной юридической экспертизы технического акта (технических актов);

нормы и правила по обеспечению ядерной и радиационной безопасности – в Национальный центр правовой информации для проведения их обязательной юридической экспертизы в порядке, установленном Инструкцией о порядке осуществления обязательной юридической экспертизы технических нормативных правовых актов, утвержденной настоящим постановлением;

11.3. непредставление одного или нескольких документов, указанных в абзаце втором подпункта 11.2 настоящего пункта, является основанием для возврата Министерством юстиции акта законодательства уполномоченному органу без проведения обязательной юридической экспертизы;

11.4. правовые акты об отмене технических актов, в отношении которых актом законодательства, указанным в подпункте 11.1 настоящего пункта, устанавливается обязательность соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, вступают в силу не ранее, чем вступят в силу акты законодательства, исключающие ссылки на эти технические акты из акта законодательства, установившего обязательность их соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

11.5. технические акты, обязательность соблюдения которых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установлена актом законодательства, указанным в подпункте 11.1 настоящего пункта, подлежат включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь и опубликованию на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь* одновременно с актами законодательства, установившими обязательность их соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

______________________________

* Если иное не установлено международными обязательствами Республики Беларусь.

2. Предоставить Национальному центру правовой информации право:

2.1. разъяснять применение Инструкции о порядке осуществления обязательной юридической экспертизы технических нормативных правовых актов;

2.2. оказывать методологическую помощь государственным органам и организациям (их должностным лицам) при подготовке и направлении документов для проведения обязательной юридической экспертизы технических нормативных правовых актов;

2.3. проводить семинары по вопросам осуществления обязательной юридической экспертизы технических нормативных правовых актов;

2.4. направлять в государственные органы и организации (их должностным лицам) рекомендации по совершенствованию нормотворческой деятельности на основе обобщения итогов проведения обязательной юридической экспертизы технических нормативных правовых актов.

3. Внести изменения и дополнения в следующие постановления Совета Министров Республики Беларусь:

3.1. в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 8 января 2008 г. № 16 «О Национальном фонде технических нормативных правовых актов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 15, 5/26593; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 19.10.2017, 5/44307):

в Положении о Национальном фонде технических нормативных правовых актов, утвержденном этим постановлением:

часть вторую пункта 1 изложить в следующей редакции:

«Для целей настоящего Положения под техническими нормативными правовыми актами понимаются технические нормативные правовые акты, предусмотренные Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 7, 2/136), за исключением стандартов организаций и технических условий.»;

в подпункте 4.4 пункта 4 цифры «1.1.2» заменить цифрами «1.1.2.1»;

в пункте 41 слова «электронной форме в виде файлов» заменить словами «виде электронных документов или файлов с текстами, соответствующими текстам оригиналов на бумажных носителях»;

в пункте 6:

в подпункте 6.1:

абзац первый изложить в следующей редакции:

«6.1. в отношении технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, не являющихся в соответствии с законодательными актами, техническими регламентами Республики Беларусь, иными постановлениями Совета Министров Республики Беларусь обязательными для соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в срок не позднее пяти рабочих дней после подписания соответствующих постановлений (приказов):»;

в абзаце втором слова «копий оригиналов этих актов на бумажном носителе и на электронных (магнитных) носителях» заменить словами «электронных документов или файлов с текстами правовых актов, соответствующими текстам оригиналов на бумажных носителях, удостоверенных электронной цифровой подписью»;

дополнить пункт подпунктом 6.11 следующего содержания:

«6.11. в отношении технических кодексов установившейся практики, являющихся в соответствии с законодательными актами, техническими регламентами Республики Беларусь, иными постановлениями Совета Министров Республики Беларусь обязательными для соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в срок не позднее пяти рабочих дней после принятия (издания) законодательных актов, технических регламентов Республики Беларусь, иных постановлений Совета Министров Республики Беларусь, в которых приводятся ссылки на технические кодексы установившейся практики, – информацию о виде, дате принятия (издания), регистрационном номере, названии законодательных актов, технических регламентов Республики Беларусь, иных нормативных правовых актов Совета Министров Республики Беларусь, в которых даны ссылки на соответствующий технический кодекс установившейся практики;»;

подпункт 6.2 изложить в следующей редакции:

«6.2. один экземпляр печатного издания (при наличии), в котором опубликованы тексты постановлений (приказов), утвержденных технических нормативных правовых актов, а также тексты внесенных в технические нормативные правовые акты изменений и (или) дополнений;»;

дополнить Положение пунктом 61 следующего содержания:

«61. Национальный центр правовой информации в отношении технических нормативных правовых актов, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь обязательными для соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не позднее трех рабочих дней после даты их официального опубликования, а в части технических нормативных правовых актов, содержащих служебную информацию ограниченного распространения или не подлежащих официальному опубликованию в соответствии с международными обязательствами Республики Беларусь, даты их включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь представляет в орган, уполномоченный в соответствии с пунктом 3 настоящего Положения на техническое обслуживание ведения Национального фонда:

тексты постановлений (приказов), утвержденных технических нормативных правовых актов, а также тексты внесенных в технические нормативные правовые акты изменений и (или) дополнений;

сведения об утвержденных технических нормативных правовых актах, включающие информацию об их виде, обозначении и регистрационном номере (при наличии), названии, регистрационном номере Национального реестра правовых актов Республики Беларусь, дате включения в указанный реестр, дате официального опубликования на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь (при наличии), дате введения в действие (вступления в силу), толковании таких актов, приостановлении их действия, отмене либо признании утратившими силу.»;

пункт 4 Правил пользования Национальным фондом технических нормативных правовых актов, утвержденных этим постановлением, изложить в следующей редакции:

«4. Пользование документами Национального фонда с ограничительным грифом «Для служебного пользования» осуществляется в соответствии с законодательством о служебной информации ограниченного распространения.»;

3.2. пункт 8 Регламента Совета Министров Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 «О Регламенте Совета Министров Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 53, 5/29310; № 105, 5/29640; 2011 г., № 107, 5/34480; № 121, 5/34656; 2012 г., № 35, 5/35330; № 51, 5/35634; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 29.09.2012, 5/36275; 28.02.2013, 5/36931; 16.05.2013, 5/37234; 19.04.2014, 5/38720; 30.08.2014, 5/39331; 13.08.2015, 5/40908; 17.06.2016, 5/42211; 14.10.2016, 5/42750), дополнить частью двадцать пятой следующего содержания:

«Проекты нормативных правовых актов, принятие (издание) которых влечет обязательность технических нормативных правовых актов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, до представления в Министерство юстиции и внесения в Совет Министров Республики Беларусь должны быть согласованы с Национальным центром правовой информации.».

4. Национальному центру правовой информации во взаимодействии с республиканским унитарным предприятием «Национальный центр электронных услуг» до 1 января 2019 г. обеспечить подключение автоматизированной информационной системы, обеспечивающей формирование Национального реестра правовых актов Республики Беларусь, к системе межведомственного электронного документооборота государственных органов в части передачи данных из ведомственных систем электронного документооборота в отношении технических нормативных правовых актов, представляемых в названный центр для проведения обязательной юридической экспертизы, включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь и последующего официального опубликования.

5. Государственным органам (организациям) в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

6. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 

Премьер-министр Республики Беларусь

А.Кобяков

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

15.05.2018 № 353

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке осуществления обязательной юридической экспертизы технических нормативных правовых актов

1. Настоящей Инструкцией определяется порядок осуществления обязательной юридической экспертизы:

технических нормативных правовых актов*, принимаемых (издаваемых) государственными органами и организациями Республики Беларусь (их должностными лицами) (далее, если не указано иное, – нормотворческие органы), являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь обязательными для соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

технических нормативных правовых актов*, обязательность соблюдения которых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предусматривается проектами законодательных актов и постановлений Совета Министров Республики Беларусь;

технических кодексов установившейся практики и государственных стандартов Республики Беларусь в военной сфере, сфере защиты государственных секретов и иной информации ограниченного распространения, в области использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, электросвязи в случае, если уполномоченным государственным органом, реализующим государственную политику в соответствующей сфере (области), актом законодательства установлена обязательность их соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

2. В Национальный центр правовой информации (далее – НЦПИ) для проведения обязательной юридической экспертизы** направляются:

авиационные правила;

геодезические, картографические нормы и правила;

гигиенические нормативы;

государственные стандарты Республики Беларусь (при применении ссылок на них в проектах технических регламентов Республики Беларусь, а также в случае, указанном в абзаце четвертом пункта 1 настоящей Инструкции);

градостроительные проекты детального планирования;

Единая спортивная классификация;

зоотехнические, зоогигиенические и ветеринарно-санитарные правила;

квалификационные справочники;

классификаторы органов управления, в том числе статистические классификаторы;

клинические протоколы;

Кодекс этики профессиональных бухгалтеров;

международные стандарты аудиторской деятельности;

Международные стандарты финансовой отчетности и их Разъяснения;

нормативы расхода ресурсов в строительстве;

нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств;

нормы и правила количественной и качественной сохранности материальных ценностей государственного материального резерва, в том числе их списания;

нормы и правила по обеспечению технической, промышленной, ядерной и радиационной безопасности;

нормы и правила пожарной безопасности;

нормы и правила рационального использования и охраны недр;

образовательные стандарты;

общегосударственные классификаторы;

правила и инструкции по охране труда;

правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов;

правила технической эксплуатации железной дороги;

проекты водоохранных зон и прибрежных полос;

проекты зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей;

санитарные нормы и правила;

стандарты проведения расчетов;

статистические индексы стоимости и индексы изменения стоимости строительно-монтажных работ;

строительные нормы;

структуры и форматы электронных документов;

схемы землеустройства;

технические кодексы установившейся практики (при применении ссылок на них в проектах законодательных актов, технических регламентов Республики Беларусь, иных нормативных правовых актов Совета Министров Республики Беларусь, а также в случае, указанном в абзаце четвертом пункта 1 настоящей Инструкции);

технические нормативные правовые акты, являющиеся структурными элементами научно-методического обеспечения образования;

требования по оформлению квалификационных научных работ (диссертаций) и авторефератов;

фармакопейные статьи;

формы ведомственной отчетности и указания по их заполнению;

формы государственных статистических наблюдений и указания по их заполнению, методики по формированию и расчету статистических показателей, инструкции по организации и проведению государственных статистических наблюдений;

экологические нормы и правила;

правовые акты об изменении, толковании, приостановлении действия, признании утратившими силу, отмене технических нормативных правовых актов, указанных в настоящем пункте.

______________________________

* За исключением технических регламентов Республики Беларусь, технических нормативных правовых актов, содержащих государственные секреты, а также технических нормативных правовых актов, утверждаемых субъектами хозяйствования.

** Для целей проведения обязательной юридической экспертизы технический нормативный правовой акт и утверждающий его правовой акт рассматриваются как единый документ.

3. Критериями оценки представленных на обязательную юридическую экспертизу технических нормативных правовых актов являются:

соответствие их законодательным актам и постановлениям Совета Министров Республики Беларусь;

недопустимость закрепления в таких актах положений, требующих урегулирования на уровне нормативных правовых актов, не являющихся техническими.

При проведении обязательной юридической экспертизы технических нормативных правовых актов не осуществляется оценка:

обоснованности выбора вида технического нормативного правового акта, а также целесообразности, достаточности и полноты предусмотренного им правового регулирования;

соответствия их положений требованиям нормотворческой техники, в том числе требованиям к порядку разработки, построения, изложения и оформления текстов таких актов;

соответствия таких актов иным техническим нормативным правовым актам;

установленных в них индексов, коэффициентов, классификационных группировок, наблюдаемых совокупностей, нормативов, лимитов и иных показателей, а также формул их расчета;

обоснованности и правильности применения узкоспециальных терминов, определений и понятий, выбора методик выполнения измерений (исследований), производственных (технологических) и иных процессов;

Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений, международных стандартов аудиторской деятельности, Кодекса этики профессиональных бухгалтеров, форм государственных статистических наблюдений и ведомственной отчетности, общегосударственных и статистических классификаторов, а также проектов зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей.

При направлении на обязательную юридическую экспертизу правовых актов об изменении, толковании технических нормативных правовых актов, ранее не проходивших такую экспертизу, НЦПИ одновременно осуществляется оценка технических нормативных правовых актов, изменение, толкование которых предусматривается, на предмет их соответствия установленным критериям.

В случае выявления несоответствия технических нормативных правовых актов, изменение, толкование которых предусматривается правовыми актами, направленными на обязательную юридическую экспертизу, установленным критериям НЦПИ выносится в отношении таких актов, направленных на экспертизу, отрицательное заключение, в котором указывается на необходимость устранения выявленных несоответствий.

4. Технические нормативные правовые акты направляются в НЦПИ для проведения обязательной юридической экспертизы принявшими (издавшими) их нормотворческими органами не позднее пяти рабочих дней со дня их принятия (издания), за исключением случаев, указанных в части третьей настоящего пункта и подпункте 11.1 пункта 11 постановления, утвердившего настоящую Инструкцию.

Технические нормативные правовые акты, утвержденные (принятые) нормотворческими органами совместно, направляются в НЦПИ для проведения обязательной юридической экспертизы одним из утвердивших (принявших) их нормотворческих органов.

Технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, ранее не проходившие обязательную юридическую экспертизу, при наличии ссылок на них в разрабатываемых проектах законодательных актов и постановлений Совета Министров Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, направляются в НЦПИ для проведения обязательной юридической экспертизы. В случае, если подготовка проектов законодательных актов и постановлений Совета Министров Республики Беларусь осуществляется нормотворческими органами, не принимавшими (не издававшими) соответствующие технические нормативные правовые акты, направление таких технических нормативных правовых актов осуществляется принявшими (издавшими) их нормотворческими органами не позднее пяти рабочих дней после получения уведомления от нормотворческих органов, являющихся разработчиками проектов законодательных актов и постановлений Совета Министров Республики Беларусь.

Датой представления технических нормативных правовых актов для проведения обязательной юридической экспертизы является дата регистрации их поступления в НЦПИ, а в случае представления технических нормативных правовых актов, указанных в части третьей пункта 6 настоящей Инструкции, – дата регистрации поступления в НЦПИ последнего из указанных в этой части документов.

5. Технические нормативные правовые акты представляются в НЦПИ для проведения обязательной юридической экспертизы в виде электронных документов или электронных копий документов на бумажных носителях* (далее, если не указано иное, – электронные копии).

______________________________

* Термины «электронный документ» и «электронная копия документа на бумажном носителе» используются в значениях, определенных Законом Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».

6. Технические нормативные правовые акты в виде электронных документов или электронных копий представляются для проведения обязательной юридической экспертизы посредством автоматизированной информационной системы, обеспечивающей формирование Национального реестра правовых актов Республики Беларусь (далее – НРПА).

Технические нормативные правовые акты, содержащие служебную информацию ограниченного распространения, до внедрения системы, предназначенной для передачи электронных документов и обеспечивающей соблюдение установленных законодательством требований к защите указанной информации, представляются в виде оригинала и одной его копии на бумажном носителе с одновременным приложением файла с текстом этого акта, соответствующим тексту оригинала на бумажном носителе (далее, если не указано иное, – файл с текстом).

При наличии в технических нормативных правовых актах, указанных в части второй настоящего пункта, структурных элементов, не содержащих служебную информацию ограниченного распространения, нормотворческими органами готовится и направляется полный вариант текста такого технического нормативного правового акта, а также извлечение из него для официального опубликования. При этом полный вариант текста технического нормативного правового акта направляется в порядке, установленном частью второй настоящего пункта, а извлечение из него – в виде файла с текстом этого документа, соответствующим тексту структурных элементов, составляющих извлечение, подписанного электронной цифровой подписью, посредством автоматизированной информационной системы, обеспечивающей формирование НРПА.

В исключительных случаях при невозможности использования автоматизированной информационной системы, обеспечивающей формирование НРПА, по независящим от нормотворческих органов причинам технические нормативные правовые акты, указанные в части первой настоящего пункта, представляются в виде копий оригиналов на бумажном носителе с приложением файлов с текстами.

7. К техническим нормативным правовым актам, направляемым для проведения обязательной юридической экспертизы, прилагаются следующие документы:

сопроводительное письмо, содержащее сведения о работниках нормотворческого органа, ответственных за разработку технического нормативного правового акта, в том числе о работниках юридической службы, осуществлявших юридическое сопровождение данного правового акта, подписанное руководителем (его заместителем) нормотворческого органа, принявшего (издавшего) технический нормативный правовой акт*;

пояснительная записка к техническому нормативному правовому акту, подписанная руководителем (его заместителем) нормотворческого органа, принявшего (издавшего) данный правовой акт, и содержащая информацию о целях его разработки, предмете нормативного регулирования, а также получении положительного заключения (положительных заключений) по результатам проведения обязательной юридической экспертизы технического акта (технических актов), в отношении которого (которых) нормами и правилами по обеспечению ядерной и радиационной безопасности установлена обязательность соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (при направлении на обязательную юридическую экспертизу этих норм и правил по обеспечению ядерной и радиационной безопасности);

проекты законодательного акта и (или) постановления Совета Министров Республики Беларусь, в которые включаются ссылки на технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, – при направлении на обязательную юридическую экспертизу технических кодексов установившейся практики и государственных стандартов Республики Беларусь;

акт законодательства уполномоченного органа, установивший обязательность соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями технических кодексов установившейся практики, государственных стандартов Республики Беларусь в соответствующей сфере (области), – при направлении на обязательную юридическую экспертизу технических кодексов установившейся практики, государственных стандартов Республики Беларусь, обязательность соблюдения которых установлена таким актом законодательства;

тексты ранее не проходивших обязательную юридическую экспертизу технических нормативных правовых актов в контрольном состоянии – при направлении на обязательную юридическую экспертизу правовых актов об их изменении;

сведения о согласовании проекта технического нормативного правового акта с заинтересованными государственными органами (организациями), если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством, а также если в техническом нормативном правовом акте содержатся поручения, касающиеся других государственных органов (организаций), оформленные в порядке, установленном законодательством;

копии заключений экспертиз проекта технического нормативного правового акта, если их проведение является обязательным в соответствии с законодательством;

информация о допустимости или обоснование недопустимости официального опубликования технического нормативного правового акта в области технического нормирования и стандартизации на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь в соответствии с международными обязательствами Республики Беларусь.

______________________________

* В случае направления технических нормативных правовых актов на бумажном носителе.

При необходимости НЦПИ могут быть запрошены иные документы, имеющие значение для проведения обязательной юридической экспертизы.

Документы, указанные в настоящем пункте, представляются:

в виде электронных документов или электронных копий этих документов на бумажном носителе, если они прилагаются к техническому нормативному правовому акту, направляемому в виде электронного документа или электронной копии;

на бумажном носителе, если они прилагаются к техническому нормативному правовому акту, направляемому на бумажном носителе.

8. Ответственность за соответствие электронных копий технических нормативных правовых актов, файлов с текстами технических нормативных правовых актов, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, электронных копий документов, указанных в части первой пункта 7 настоящей Инструкции, текстам оригиналов на бумажном носителе, а также файлов с извлечениями из технических нормативных правовых актов, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, текстам структурных элементов, составляющих извлечение из них, несут представившие их нормотворческие органы.

9. Обязательная юридическая экспертиза технических нормативных правовых актов проводится в течение 25 рабочих дней.

Обязательная юридическая экспертиза технических нормативных правовых актов, положения которых подлежат срочной реализации, проводится в течение пяти рабочих дней.

Исчисление срока проведения обязательной юридической экспертизы начинается со дня, следующего за днем регистрации поступления в НЦПИ технического нормативного правового акта.

10. Срок проведения обязательной юридической экспертизы может быть продлен по решению директора НЦПИ или его заместителя, но не более чем на 25 рабочих дней в случаях:

необходимости проведения анализа технического нормативного правового акта, содержащего новые подходы к регулированию отношений в определенной сфере;

если объем технического нормативного правового акта превышает 100 страниц;

поступления в НЦПИ мотивированной просьбы, содержащейся в письме, подписанном руководителем (его заместителем) нормотворческого органа, направившего технический нормативный правовой акт, о необходимости продления срока проведения обязательной юридической экспертизы с указанием причин;

необходимости оценки технического нормативного правового акта, ранее не проходившего обязательную юридическую экспертизу, изменение, толкование которого предусматривается направленным на обязательную юридическую экспертизу правовым актом, на предмет его соответствия установленным критериям;

в иных исключительных случаях на основании мотивированной просьбы руководителя структурного подразделения НЦПИ, осуществляющего обязательную юридическую экспертизу, или лица, исполняющего его обязанности.

11. При направлении НЦПИ запроса в другие государственные органы (организации) по вопросам, входящим в их компетенцию и имеющим значение для проведения обязательной юридической экспертизы, срок ее проведения приостанавливается и возобновляется на следующий рабочий день после получения ответа на запрос.

12. Обязательная юридическая экспертиза не проводится и технические нормативные правовые акты возвращаются* направившему их нормотворческому органу, если:

правовой акт не подлежит обязательной юридической экспертизе технических нормативных правовых актов в соответствии с законодательством;

не соблюден порядок представления технических нормативных правовых актов, установленный в пункте 6 настоящей Инструкции;

не представлены документы (один или несколько), указанные в частях первой и второй пункта 7 настоящей Инструкции, и (или) не соблюдены установленные законодательством требования к их содержанию и оформлению в виде электронных документов и электронных копий;

доработанный технический нормативный правовой акт не представлен нормотворческим органом в порядке, установленном в пункте 14 настоящей Инструкции;

технический нормативный правовой акт отзывается по инициативе направившего его нормотворческого органа.

______________________________

* В случае направления технических нормативных правовых актов на бумажном носителе.

13. При проведении обязательной юридической экспертизы технического нормативного правового акта в НЦПИ осуществляется взаимодействие между специалистом, ее проводящим, специалистом нормотворческого органа, ответственным за разработку технического нормативного правового акта, и представителем юридической службы этого органа.

14. В случае выявления при проведении обязательной юридической экспертизы необходимости доработки технического нормативного правового акта НЦПИ не позднее последнего рабочего дня срока проведения обязательной юридической экспертизы представляется в нормотворческий орган предложение о внесении соответствующих изменений, в том числе в рабочем порядке.

При согласии с необходимостью устранения имеющихся замечаний нормотворческим органом в течение 25 рабочих дней осуществляется доработка технического нормативного правового акта.

Доработанный технический нормативный правовой акт направляется нормотворческим органом в НЦПИ не позднее чем за один рабочий день до истечения срока, указанного в части второй настоящего пункта, в виде:

электронного документа – если для проведения обязательной юридической экспертизы представление правового акта осуществлялось в виде электронного документа;

электронной копии – если для проведения обязательной юридической экспертизы представление правового акта осуществлялось в виде электронной копии;

копии оригинала на бумажном носителе*, а также файла с текстом с приложением сопроводительного письма, подписанного руководителем (его заместителем) нормотворческого органа, направившего технический нормативный правовой акт, – если для проведения обязательной юридической экспертизы представление правового акта осуществлялось на бумажном носителе.

Указанные в части третьей настоящего пункта документы представляются в порядке, установленном в пункте 6 настоящей Инструкции.

15. По результатам проведения обязательной юридической экспертизы технического нормативного правового акта НЦПИ выносится:

положительное заключение, содержащее обоснованный вывод о соответствии технического нормативного правового акта установленным критериям и допустимости его включения в НРПА;

отрицательное заключение, содержащее обоснованный вывод о несоответствии технического нормативного правового акта установленным критериям и недопустимости его включения в НРПА**.

______________________________

* За исключением технического нормативного правового акта, содержащего информацию ограниченного распространения, который направляется в НЦПИ в виде оригинала и одной его копии на бумажном носителе с одновременным приложением файла с текстом, а также технического нормативного правового акта, содержащего информацию ограниченного распространения и имеющего структурные элементы, не содержащие служебную информацию ограниченного распространения, который направляется в НЦПИ в виде оригинала, одной его копии на бумажном носителе с одновременным приложением файла полного варианта текста такого технического нормативного правового акта и направлением посредством автоматизированной информационной системы, обеспечивающей формирование НРПА, текста извлечения из него, подписанного электронной цифровой подписью.

** В том числе в случае выявления несоответствия технического нормативного правового акта, изменение, толкование которого предусматривается правовым актом, в отношении которого проводилась обязательная юридическая экспертиза.

16. В отрицательном заключении указываются конкретные структурные элементы законодательных актов и постановлений Совета Министров Республики Беларусь, которым не соответствует представленный для проведения обязательной юридической экспертизы технический нормативный правовой акт, а также положения технических нормативных правовых актов, подлежащие урегулированию на уровне нормативных правовых актов, не являющихся техническими.

17. Нормотворческий орган в случае несогласия с отрицательным заключением вправе в течение 10 рабочих дней с даты его вынесения инициировать рассмотрение разногласий с НЦПИ. Результаты рассмотрения разногласий оформляются протоколом.

18. Если в ходе рассмотрения разногласий согласованное решение не выработано, нормотворческий орган в течение пяти рабочих дней со дня рассмотрения разногласий вправе направить протокол разногласий, технический нормативный правовой акт, по результатам проведения обязательной юридической экспертизы которого вынесено отрицательное заключение, отрицательное заключение, а также свою позицию по нему в главное государственно-правовое управление Администрации Президента Республики Беларусь.

Документы, указанные в части первой настоящего пункта, не позднее 10 рабочих дней с даты их поступления рассматриваются главным государственно-правовым управлением Администрации Президента Республики Беларусь. Устранение разногласий осуществляется с участием руководителей нормотворческих органов или уполномоченных ими заместителей и представителей НЦПИ.

19. Технический нормативный правовой акт, за исключением технического кодекса установившейся практики и государственного стандарта Республики Беларусь, по результатам проведения обязательной юридической экспертизы которого вынесено отрицательное заключение, в том числе явившийся предметом рассмотрения разногласий в соответствии с пунктами 17 и 18 настоящей Инструкции, должен быть повторно представлен нормотворческим органом для проведения обязательной юридической экспертизы в течение 40 рабочих дней, за исключением случая, указанного в части третьей настоящего пункта.

Технический нормативный правовой акт, указанный в части первой настоящего пункта, не вступает в юридическую силу и подлежит отмене с даты его принятия (издания) нормотворческим органом в случаях, если:

по истечении срока, указанного в части первой настоящего пункта, технический нормативный правовой акт повторно не представлен для проведения обязательной юридической экспертизы;

по результатам проведения обязательной юридической экспертизы технического нормативного правового акта повторно вынесено отрицательное заключение.

Нормотворческий орган вправе отменить технический нормативный правовой акт, по результатам проведения обязательной юридической экспертизы которого вынесено отрицательное заключение, с даты его принятия (издания) до истечения срока, указанного в части первой настоящего пункта.

Применение ссылок в проектах законодательных актов и постановлений Совета Министров Республики Беларусь на технический кодекс установившейся практики, государственный стандарт Республики Беларусь, по результатам проведения обязательной юридической экспертизы которых вынесено отрицательное заключение, в том числе явившиеся предметом рассмотрения разногласий в соответствии с пунктами 17 и 18 настоящей Инструкции, не допускается.

20. Заключение, вынесенное НЦПИ по результатам проведения обязательной юридической экспертизы технического нормативного правового акта, направляется в нормотворческий орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем вынесения такого заключения:

в виде электронного документа, если оно выносится в отношении технического нормативного правового акта, направленного для проведения обязательной юридической экспертизы в виде электронного документа или электронной копии;

на бумажном носителе, если оно выносится в отношении технического нормативного правового акта, направленного для проведения обязательной юридической экспертизы на бумажном носителе.

Заключение, оформленное в виде электронного документа, направляется в нормотворческий орган посредством автоматизированной информационной системы, обеспечивающей формирование НРПА.

Оригинал технического нормативного правового акта, содержащего информацию ограниченного распространения, представленного на бумажном носителе, возвращается нормотворческому органу одновременно с оригиналом заключения на бумажном носителе.