Государственная система правовой информации
Построение информационного общества в Беларуси рассматривается в качестве одной из приоритетных задач национального развития. Так, в выступлении на Всемирном саммите по информационному обществу 11 декабря 2003 года в Женеве Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко отметил, что «… у людей формируются большие надежды на то, что жизнь приобретает новое качество с развитием и широким применением информационных технологий…».
Реальным свидетельством такого понимания является государственная система правовой информации Республики Беларусь, созданная в соответствии с решениями Главы белорусского государства на основе внедрения современных информационных технологий в правовую сферу. Названная система обеспечивает прежде всего адекватные условия для реализации права человека на получение полной, достоверной, официальной правовой информации и тем самым содействует формированию информационного общества. ГСПИ выступает в качестве одного из базовых механизмов, обеспечивающих функционирование государственных органов и общества, всей правовой системы государства на основе передовых информационных технологий.
Действующая на сегодняшний день в стране модель ГСПИ основана на комплексном использовании современных ИКТ в области сбора, накопления, систематизации и распространения правовой информации, а также официального опубликования правовых актов и представляет собой общегосударственную организационно-техническую систему обеспечения полной, достоверной и актуальной нормативной правовой информацией субъектов правоотношений на основе Национального реестра и ЭБДПИ.
ГСПИ представляет собой целостный многокомпонентный механизм, позволяющий аккумулировать правовые акты, принимаемые (издаваемые) в стране, поддерживать их в контрольном состоянии и обеспечивать эталонной правовой информацией каждого, у кого возникнет потребность в ней. Изначально построение ГСПИ обусловлено объективной необходимостью создания в Республике Беларусь нормативного информационно-правового ресурса, способного оперативно обеспечивать органы государственной власти и управления, юридические лица и граждан достоверной и полной информацией о действующем в республике законодательстве.
В результате работы, проводимой Национальным центром правовой информации Республики Беларусь, в стране создана, действует и развивается эффективная модель ГСПИ, которая в настоящее время состоит из следующих основных составляющих:
1. Национального центра правовой информации Республики Беларусь – центрального государственного научно-практического учреждения, осуществляющего сбор, учет, обработку, хранение, систематизацию и актуализацию эталонной правовой информации, ее распространение (предоставление), экспертно-аналитическую деятельность в указанных сферах, а также официальное опубликование правовых актов, созданного в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30 июня 1997 г. № 338 «О создании Национального центра правовой информации Республики Беларусь»;
2. автоматизированной системы формирования государственного информационного нормативно-правового ресурса, создаваемого НЦПИ.
Она включает:
-
эталонный банк данных правовой информации (ЭБДПИ), который, по сути, является сводом законодательства Республики Беларусь в электронном виде, и иные банки данных правовой информации. ЭБДПИ создан в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30 июня 1997 г. № 338 и является информационным ресурсом, имеющим государственное значение;
-
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (НРПА) как единую универсальную систему учета, регистрации, обработки и официального опубликования правовых актов, созданный Указом Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 369;
- Единый правовой классификатор Республики Беларусь, созданный в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 1999 г. № 1 в целях обеспечения систематизации законодательства, обмена правой информацией, ведения Национального реестра правовых актов Республики Беларусь и формирования эталонного банка данных правовой информации;
3. комплексной системы распространения правовой информации, состоящей из:
-
Национального центра правовой информации Республики Беларусь;
-
Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь;
-
единой автоматизированной информационно-телекоммуникационной системы правовой информации судебных органов;
-
региональных центров правовой информации (филиалов НЦПИ);
-
публичных центров правовой информации;
-
иных организаций, распространяющих правовую информацию в электронной форме.
Система распространения правовой информации включает в себя распространение правовой информации на электронных и бумажных носителях с использованием различных организационных и информационно-технологических форм распространения и гарантирует предоставление всем государственным органам, включая суды, органы прокуратуры, местные органы власти, все юридические и физические лица, официальной, полной и актуальной правовой информации как с помощью печатных изданий, так и в электронном виде, в том числе через Интернет.
4. системы межгосударственного обмена правовой информацией, включающей обмен правовой информацией в рамках двусторонних договоров, межправительственных договоров и создание межгосударственной автоматизированной системы обмена правовой информацией.
Таким образом, осознавая значимость построения единого информационно-правового пространства, роль правовой культуры в развитии гражданского общества, стремясь реализовать постулаты, изложенные в основных документах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы и Европейского Сообщества о доступе к информации, Окинавской хартии глобального информационного сообщества, преодолеть существующий в обществе так называемый «цифровой разрыв», Республика Беларусь предприняла реальные шаги в направлении внедрения информационных технологий в право.
В стране создана уникальная государственная межведомственная автоматизированная система управления правовым ресурсом, которая реально внедрена на всех уровнях управления республикой и которая позволила сформировать и постоянно поддерживать в актуальном состоянии единый в стране официальный и полный государственный нормативно-правовой информационный ресурс.
При этом характерной особенностью белорусской модели государственной системы правовой информации является то, что государство практически взяло на себя ответственность за создание системы самого широкого доступа населения к правовой информации, возложив эти функции, прежде всего, на созданный Указом Президента Республики Беларусь от 30 июня 1997 г. № 338 Национальный центр правовой информации Республики Беларусь (НЦПИ) как на центральное государственное научно-практическое учреждение в области правовой информатизации и создания государственной системы правовой информации, придав ему функции реального идеолога и координатора этих процессов.
Правовой основой для развития правовой информатизации, формирования ГСПИ и создания ее реально функционирующей модели явились Указы Президента Республики Беларусь:
-
от 30 июня 1997 г. № 338 «О создании Национального центра правовой информации Республики Беларусь»;
-
от 20 июля 1998 г. № 369 «О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь»;
-
от 24 июля 1998 г. № 376 «О создании компьютерного банка данных проектов законов Республики Беларусь»;
-
от 30 октября 1998 г. № 524 «О мерах по совершенствованию государственной системы правовой информации»;
-
от 4 января 1999 г. № 1 «Об утверждении Единого правового классификатора Республики Беларусь»;
-
от 30 декабря 2010 г. № 712 «О совершенствовании государственной системы правовой информации Республики Беларусь»;
-
от 15 июня 2015 г. № 243 «Об электронном документообороте при подготовке и принятии правовых актов».
На сегодняшний день ГСПИ позволяет пользоваться официальной и актуальной правовой информацией всем категориям граждан – работающим и неработающим, государственным служащим и предпринимателям, пенсионерам и школьникам, обладающим и не обладающим компьютерной техникой. т.е. реально создана система доступа широких слоев населения к правовой информации, что является свидетельством открытости нашего государства.
Нормативная правовая информация (законодательство) составляет часть исторического и культурного наследия, достояние народа Республики Беларусь, его документальную память.